«Россия должна встраивать африканскую повестку в стратегию собственного развития» - глава ИАфр РАН

09.02.2022



Необоснованное отношение к Африке как к «континенту второго плана», относительно поздний выход России на экономическое взаимодействие с африканским континентом, хаотичная стратегия российского бизнеса, непонимание запроса со стороны африканских государств и тех возможностей, которые есть в связи с этим у России – все это факторы, ограничивающие развитие взаимовыгодного сотрудничества РФ со странами «черного континента». Выходу на новое понимание перспектив и необходимости формирования конкретных проектов в преддверии предстоящего II Саммита Россия-Африка был посвящен доклад директора Института Африки РАН члена-корреспондента РАН Ирины Абрамовой на президиуме РАН 9 февраля.

«России есть, что предложить Африке. Но для того, чтобы нам продвигаться на этом треке, мы так же, как и китайцы, должны понять, что африканскую повестку надо встраивать в стратегию своего собственного развития», подчеркнула глава ИАфр РАН, которая также является руководителем Научного совета при секретариате Форума партнерства «Россия-Африка».

Китай сегодня является основным торговым партнером Африки (торговый оборот около $200 млрд. в год), и единственный из внешних игроков осуществляет долгосрочное планирование усиления своего присутствия в регионе на основе «систематических стратегических контактов». Политика в отношении Африки встроена в стратегические планы социально-экономического развития КНР и реализацию его глобальных проектов (конечная цель – создание «Китайско-африканского сообщества единой судьбы в новую эпоху»), что принципиально отличает китайскую политику от подхода других внешних игроков в регионе.

По словам Ирины Абрамовой, прошедший в 2019 году в Сочи I Саммит Россия-Африка произвел на иностранные делегации большое впечатление именно как обозначение желания России «вернуться в Африку», где когда-то был активен СССР. Но ко следующему форуму, запланированному на ноябрь 2022 года, необходимо наметить конкретные планы во всех областях возможного сотрудничества, в том числе научного.

«Нам нужно понять, что ко второму саммиту, в отличие от первого, который был обречен на успех, в силу того что мы там обозначили свою позицию, нам нужно прийти с какими-то конкретными шагами и решениями. Мы должны реализовать конкретные проекты, определить четко свою стратегию на африканском направлении и определить те инструменты, с помощью которых мы будем решать эти задачи. Для этого нам нужно, в первую очередь, знать, что же хотят африканцы».

Сейчас представления об Африке в России сводятся, в основном, к негативным стереотипам. Отсталость, бедность, войны, неграмотность, коррупция, пиратство, наркотрафик, нелегальная миграция и беженцы – такое представление об Африке, по мнению Ирины Абрамовой, формируется искажением картины в СМИ. Даже в насыщенный событиями отдельно взятый день доля упоминаний государств Африки на лентах трех основных информационных агентств России, два из которых государственные, не превышает 0,7%.

«Поскольку информация превратилась в производительную силу общества, конечно, такой информационный фон по Африке создает негативное отношение к этому континенту. Кроме того, вся информация, которая идет по Африке, в значительной степени является вторичной, потому что представительства российских новостных агентств (того же ТАСС, например) существует только я пяти странах Африки. Это Египет, Марокко, Кения, Тунис и ЮАР. Мы получаем большинство информации из западных источников».

В контексте нынешнего противостояния РФ с США и НАТО Ирина Абрамова остановилась на важности изучения инструментов колониализма, неоколониализма и постколониализма, которые активно использовались по отношению к африканскому континенту. По ее словам, сегодня мы оказываемся с африканцами «в одной лодке» не только с точки зрения давления на нашу экономическую и политическую субъектность, но еще и потому, что у нас есть общие особенности, цели и задачи. Это заинтересованность в полицентричном мире, положение на перекрестке важнейших мировых транспортных путей, обладание разнообразными природными ресурсами и при этом стремление к переходу к высокотехнологичной экономике.

«Практически все международные игроки, и старые, и новые, прекрасно понимают, что их будущее в значительной степени зависит от Африки в трех основных направлениях – военно-политическом, геостратегическом и экономическом». Стратегия США при этом сводится к вытеснению из Африки КНР и недопущению туда России. Еще один игрок, который долгие годы занимал прочные позиции в Африке и сейчас «катастрофически» утрачивает влияние на континенте, это Франция, которая боится, что ее место – в том числе и с точки зрения обеспечения безопасности африканских государств – займет Россия.

«Если мы возьмем регион Западной Африки, там существует запрос как раз на обеспечение национальной стабильности политической при помощи Российской Федерации. Французы оттуда ушли, авторитет России там чрезвычайно высок. Страны заинтересованы в том, чтобы мы обеспечивали их безопасность, теми или иными средствами. Это очень важно».

Говоря о потребностях Африки и возможных направлениях сотрудничества, Ирина Абрамова предложила отталкиваться от семи целей, сформулированных в «Повестке-2063» (A global strategy to optimize use of Africa’s resources for the benefits of all Africans) и рамочных программ, принятых странами-членами Африканского Союза – по сельскому хозяйству, развитию инфраструктуры, промышленности, торговли, горнорудного сектора и по развитию науки. По ее словам, во всех этих сферах африканские страны ожидают от России не столько инициатив в области торговли или финансовых вливаний, сколько обсуждения вопроса передачи соответствующих технологий. Тем более, что это выгодно и самой России: локализация технологий привязывает к нам быстро растущий африканский рынок.

«Нам нужно занять собственную нишу в отношениях с африканскими странами. И я думаю, что здесь одним из важнейших направлений является взаимодействие в технологической сфере», - сказала директор ИАфр РАН. Исходить надо от того, что Африка хочет иметь современную инфраструктуру, энергетику, новые технологии в горнодобывающем секторе, в геологоразведке, медицине, аграрном секторе и в ИКТ.

Не менее важно и сотрудничество в области науки. Хотя здесь Африка пока отстает от других регионов мира, темпы роста активности африканских ученых очень высокие. Кроме того, в этой области у РФ и Африки также общие проблемы: утечка умов, проблемы, связанные с т.н. «тиранией импакт-фактора» и с тем, что западные ученые проводят исследования в регионе в своих интересах и не привязывают их к задаче экономического развития самих государств континента.

Отвечая на вопрос президента РАН Александра Сергеева о возможных «точках входа» российских научных организаций в регион, Ирина Абрамова подчеркнула особую важность присутствия в Эфиопии, потому что Аддис-Абеба фактически является столицей Африканского союза, и там работает Совместная Российско-Эфиопская Биологическая Экспедиция (СРЭБЭ).

«Я думаю, что первой точкой входа, с точки зрения именно наших российских интересов должна быть Эфиопия. Тем более, сейчас уже конкретно решается вопрос о создании Российско-эфиопского биологического центра, вокруг которого может также строиться дальнейшая инфраструктура российской науки».

Кроме того, она выделила страны с наибольшим уровнем развития науки – это Египет, ЮАР, Нигерия и Кения. Приоритетными направлениями могут стать биологическая, медицинская и продовольственная безопасность, горнорудное дело, гуманитарные науки.

«Нам нужна координация – науки, правительства, всех министерств и ведомств, которые работают на африканском направлении. К сожалению, сейчас все работают вразнобой, нет единого центра взаимодействия, хотя была попытка его создать, но, тем не менее, в значительной степени направление это бойкотируется. И я думаю, что для нас, для россиян, необходимо, в первую очередь решать собственные задачи, задачи своего развития, но решать их так, чтобы африканцы от этого тоже выиграли», - подытожила Ирина Абрамова.

Слайды из презентации директора ИАфр РАН И.О.Абрамовой:

 (jpg, 66 Kб)  (jpg, 42 Kб)

 (jpg, 50 Kб)  (jpg, 48 Kб)

 (jpg, 57 Kб)  (jpg, 53 Kб)

Подразделы

Объявления

©РАН 2024