Карельские ученые стали соавторами открытия «кислородной катастрофы»

18.05.2018

Учёные Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр РАН» (КарНЦ РАН) стали соавторами открытия мирового масштаба ‒ «кислородной катастрофы».
Статья о результатах исследования опубликована в мартовском номере одного из самых престижных в мире научных изданий ‒ в журнале
Science.

В 2007 году в рамках международного проекта по изучению земных недр, координатором которого стал ученый, сотрудник Геологической службы Норвегии Айво Лепланд, на территориях Кольского полуострова и Карелии началось бурение 15 скважин. В следующем 2008 году около п. Новинка Кондопожского района НПЦ «Недра» (г. Ярославль) пробурило Онежскую параметрическую скважину. Данная скважина, глубина которой достигла 3.5 километра, предназначалась для заверки сейсмического профиля, пройденного геофизиками в 2000 году через всю Карелию, с севера на юг. К изучению извлеченных из кернов минералов, в том числе каменной соли, приступили ученые из США, Великобритании, Норвегии, Эстонии и России ‒ сотрудники Института геологии КарНЦ Павел Медведев, Александр Ромашкин и Дмитрий Рычанчик. Их исследования дали уникальную информацию о динамике изменения содержания кислорода в составе земной атмосферы и воды 2.3 миллиарда лет назад.

Как рассказал Павел Медведев, открытие было сделано именно в Карелии, потому что республика является одним из немногих уголков планеты, где наилучшим образом сохранились эвапориты ‒ осадочные минералы, образовавшиеся после испарения вод древнего мирового океана. Изотопы углерода, кислорода, серы и других элементов дали ученым представление о составе воды и атмосферы того времени. В скважине удалось найти очень ценные для геохимиков кристаллы галита ‒ минеральной поваренной соли, которые оказались старше на миллиард лет всех известных ученым образцов.

Обнаруженное в ходе исследований высокое содержание сульфатов в осадочных породах указало на то, что в морской воде было растворено значительно большее количество кислорода, чем предполагалось ранее и это стало научной сенсацией. Ученые с «вещественными доказательствами» на руках дали убедительный повод говорить о том, что 2.3 миллиарда лет назад на нашей планете произошла неизвестная ранее «кислородная катастрофа», в результате которой за короткий, по геологическим меркам, интервал времени ‒ всего 100–300 тысяч лет ‒ резко возросло содержание кислорода и кардинально изменилась атмосфера Земли с бескислородной на кислородную и началась новая аэробная жизнь.

Руководитель проекта Айво Лепланд подчеркнул, что геологи КарНЦ были «отличными партнерами, их профессионализм и серьезное отношение к работе стали неоценимым вкладом в осуществление международного проекта». Добытые из Онежской скважины минералы, отметил норвежский исследователь, еще ожидают дальнейшего изучения специалистами разных областей науки.

Исследования уникальных находок продолжаются в Центральном кернохранилище Управления недропользования Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, находящемся в Петрозаводске. Построенное в 2000 году по образцу кернохранилища Геологической службы Финляндии, оно является единственным на северо-западе России фондом горных пород, собранных из геологических скважин с начала 50-х годов прошлого века.

Служба научных коммуникаций ФИЦ КарНЦ РАН