В.Ф. Вдовин комментирует ответ из Минобрнауки

25.05.2009

-

 

Профсоюз работников РАН получил ответ на пакет своих предложений по вопросам финансирования гражданской науки и РАН от департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ.

Нельзя не поблагодарить руководителя департамента А.В. Наумова за внимательное рассмотрение наших предложений и ответы в пределах его компетенции. Если бы мы обращались к нему, то вопрос можно было бы считать исчерпанным. Однако, понимая, что уровень компетенции и возможностей профильного департамента явно недостаточен для решения поставленных нами задач, мы обращались к высшему руководству страны, а оно не захотело увидеть вопросов собственной компетенции и «спустило» бумагу по принадлежности. В итоге она достигла уровня недостаточной компетентности для принятия требуемых решений. По этой причине профсоюз оставляет за собой право продолжить продвижение своих вполне обоснованных предложений всеми доступными нам методами.

Вместе с тем, полученный ответ нельзя не прокомментировать.

Аргументы против предложения профсоюза о радикальном увеличении объема бюджетных средств на исследования и разработки до уровня стран, реализующих разумную антикризисную политику, стандартны и несостоятельны. Представитель МОН не упоминает о том, что расходная часть федерального бюджета значимо (более чем на 600 млрд.) увеличена против действовавшего бюджета-2009.

Нам зачем-то говорят про снижение доходной части, но наши предложения касаются именно расходной. Особенно поражает заявление о том, что секвестрированы расходы утвержденного ранее бюджета-2009, «носящие необязательный характер». Но ведь закон о бюджете был принят Госдумой! Куда она смотрела, утверждает «необязательные» расходы? Или правительство, готовя бюджет, заранее планирует необязательность его исполнения? Немного успокаивает последующее заявление, что нормативно-обусловленные расходы - зарплата, налоги и международные обязательства - не будут сокращены. Дай бог, чтобы это выполнялось и далее, и чтобы нормы не были пересмотрены в сторону уменьшения! Кстати, именно благодаря международным обязательствам, отмечается в ответе, «как бы увеличены» ассигнования на закупки импортного оборудования. На самом же деле, ассигнования на оборудование также урезаны против действовавшего Закона о бюджете-2009 почти на четверть, но остались действительно больше на указанную А.В. Наумовым сумму по сравнению с расходами прошедшего 2008 года. При этом почему-то упущен вопрос профсоюза о нарушении обещания, данного премьером В.В. Путиным публично Общему собранию РАН 30 мая 2008 года, радикально увеличить средства на оборудование РАН. Вопросы, связанные с обновлением оборудования, в письме А.В. Наумова вообще практически не рассмотрены, утверждается, что они «требуют детальной проработки», но даже не говорится, собирается ли профильное министерство вести такие проработки или хотя бы ставить эту задачу перед другими министерствами.

Резюме финансового блока ответа тривиально. Да, конечно, Академии добавили 4,4 млрд руб. по сравнению с 2008 годом. Но убавили 2,4 млрд по сравнению с объемом, утвержденным Законом о бюджете-2009. Кроме того, всем ясно, что эти 4.4 млрд прироста – это даже не компенсация инфляции, а всего лишь разница в расходах на старые и новые зарплаты в РАН. Последние были введены не с начала 2008 года, а в его середине, поэтому в бюджете 2008 не были представлены полномасштабно.

Фраза «…сокращение на 27% меньше, чем внесенное РАН предложение о сокращении бюджетных расходов по академии» вообще непонятна. Что, академия сама вносила предложения сократить ей бюджет еще больше?

В ответе Минобрнауки детально представлены расходы на уже состоявшееся в 2008 году увеличение зарплат в РАН, но мы-то спрашивали о новом увеличении зарплат бюджетникам, запланированным Антикризисной программой Правительства в 2009 году. Похоже, академию либо исключили из очередного планируемого повышения бюджетникам, либо намекают, что повышения бюджетникам вообще не будет.

Наводит на мрачные мысли о возможном новом сокращении штатов фраза о праве РАН «самостоятельно определять численность работников и систему оплаты труда». Вывод прост: если вам мала зарплата, то сокращайтесь и платите сколько хотите. Еще менее утешителен вывод про жильё: академия, де, сама выдает молодым ученым жилищные сертификаты, а много или мало по сотне штук в год на всю РАН, никого не волнует!

Несколько более обнадеживающая информация по части увеличения стипендий аспирантам и докторантам: с будущего года они, вероятно, (если проект постановления Правительства будет принят) получат 2500 и 4000 соответственно. Конечно, это далеко не то, что нужно аспирантам, и совсем не то, что предлагал профсоюз, но все же хоть что-то, почти вдвое лучше нынешних 1500. Однако для аспирантов РАН проблема остается системной и требующей решения внутри академии. В вузовской среде, где базовые оклады профессорско-преподавательского состава находятся в пределах 3-4 тыс.руб, указанные выше цифры для аспирантов вписывают в общую схему зарплат вполне логично. В РАН же система оплаты труда иная, стартовые оклады начинаются с 8,5–10 тыс. рублей, поэтому стипендии аспирантам должны быть сопоставимы с этим уровнем.

Председатель Совета ПР РАН Вячеслав Вдовин

 

©РАН 2019