Зампредседателя Профсоюза РАН В.Ф. Вдовин принял участие в обсуждении проекта Концепции совершенствования форм и методов общественного контроля в РФ и законопроекта «Об основах общественного контроля в РФ»

14.11.2013



Зампредседателя Профсоюза РАН В.Ф. Вдовин принял участие в обсуждении проекта Концепции совершенствования  форм и методов общественного контроля в РФ и законопроекта «Об основах общественного контроля в РФ»

7 ноября в здании администрации Президента на Старой площади состоялось специальное совместное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и рабочей группы Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства по совершенствованию общественного контроля в РФ на тему «Общественный контроль -  каким ему быть».

Помимо участников двух рабочих групп присутствовал уполномоченный по правам человека  в РФ В.П. Лукин, а среди приглашенных  - журналисты и представители профсоюзов, в т.ч. Профсоюза работников РАН.

Заседание было посвящено обсуждению проекта Концепции совершенствования  форм и методов общественного контроля в РФ и законопроекта «Об основах общественного контроля в РФ», который уже весной должен попасть в Госдуму. Большинство участников подтвердило, что такой закон нужен. Правда высказывались и опасения, что плохой закон может заорганизовать и забюрократить процедуры общественного контроля.

В высшей степени компетентные и авторитетные специалисты подготовили весьма качественный законопроект, а участники заседания внесли ряд существенных правок, которые должны снять большинство претензий. Есть шанс, что общественность получит реальный инструмент для эффективного контроля за действиями власти. Авторы разобрались с дефинициями, что было не так просто. Даже термин «контроль» может восприниматься по-разному.

Важным критерием качества законопроекта стало четкое введение категории общественной пользы как основной цели  общественного контроля. Авторы четко осознавали опасность «эффекта Швондера» («уконтролировать» можно кого хочешь) и возможность манипулирования инструментом общественного контроля  при недобросовестной конкуренции.

Прозвучало и чрезвычайно разумное предложение в случае недостижения консенсуса по спорным моментам просто  отложить их и дать возможность закону начать работать хотя бы в усеченном виде.

Ни у кого не вызвало сомнение, что общественный контроль над органами госвласти – необходим, это, собственно, и есть ключевая цель законопроекта. Но можно ли вторгаться с общественным контролем в деятельность частного лица или  общественной организации?  Здесь важно грамотно проложить границу допустимого. Как возможный негатив рассматривались известные всем проблемы вмешательства в деятельность, получающих средства из бюджета некоммерческих организаций и садовых товариществ. Ну, и всем очевидно, что общественным контролем совершенно необходимо охватить естественных монополистов, госкорпорации и их дочерние предприятия, «пилящие» бюджет.

Задавая новый формат общественного контроля граждан, законопроект не ограничивает иных форм общественного контроля, например, профсоюзного. Однако упоминания о нем в документе  нет. Это упущение было предложено исправить.

В.П. Лукин выразил пожелание не только сконцентрироваться на создании полномасштабной системы общественного контроля, но и попробовать довести до реального воплощения хотя бы одно дело в сфере общественного контроля. Проиллюстрировал он свое предложение это старым анекдотом: в повестке дня правления колхоза - два пункта: строительство коровника и строительство коммунизма, за отсутствием досок и гвоздей решено было сразу перейти ко второму пункту повестки.

В ответ представитель Профсоюза работников РАН предложил высокому собранию построить коровник им. В.П. Лукина на земле реформируемой Академии наук, а именно: попытаться обеспечить взыскательный общественный контроль над процессами реорганизации РАН, проводимыми  в рамках печально известного ФЗ №253.

В ответ на сетования отдельных участников, что общественным контролерам не хватает ресурсов для проведения профессиональной экспертизы, представитель профсоюза предложил собравшимся использовать единственный, наверное, полезный пункт упомянутого закона – о придании РАН статуса высшего государственного эксперта, и обращаться в Академию за необходимыми заключениями.

Профсоюз РАН в ближайшее время отправит в комиссию свои замечания по тексту законопроекта об общественном контроле. Всем желающим предлагается присоединяться и подавать свои поправки. Законопроект выставлен на сайте, также как и презентация основного докладчика -http://www.president-sovet.ru/structure/group_14/materials/

Источник: ПрофРАН

©РАН 2024