Зам. главы Минздравсоцразвития Александр Сафонов: как будут конструировать зарплаты бюджетников

29.07.2008



13.02.2009Лего из рублей

Как будут конструировать зарплаты бюджетников
 
  

Критерии эффективности работы, нечто вроде злополучных показателей результативности научной деятельности (ПРНД) для ученых Российской академии наук, будут применяться для оценки качества работы всех бюджетников федерального уровня. Об этом сообщил заместитель главы Минздравсоцразвития Александр Сафонов, выступая на пресс-конференции, посвященной переходу федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда.

“Основная цель введения новой системы - добиться, чтобы работники образования, здравоохранения, науки, культуры получали зарплату не за время пребывания на рабочем месте, а за результат, - подчеркнул А.Сафонов. - Благодаря увеличению фонда оплаты труда примерно на треть и перераспределению средств в пользу более эффективных работников зарплаты в бюджетной сфере вырастут. А значит, производительность труда и качество услуг должны выйти на новый уровень”.

А.Сафонов рассказал о сути реформы оплаты труда бюджетников. Вместо Единой тарифной сетки, состоявшей из 18 разрядов, в рамках всех специальностей вводятся четыре профессионально-квалификационные группы по уровню образования (общее, начальное профессиональное, среднее специальное, высшее), для каждой из которых устанавливается минимальный (базовый) оклад. Внутри группы производится дифференциация по сложности трудовой функции, и в зависимости от нее к базовому окладу будет применяться повышающий коэффициент. К этой цифре добавятся различные компенсационные выплаты (за вредные условия труда, секретность и так далее) и стимулирующие надбавки, причем последние должны теперь составлять не менее 30% оклада. Уровень стимулирующих надбавок предполагается устанавливать на основе принятых в организации критериев эффективности. Примерные показатели оценки трудового вклада каждого сотрудника для подведомственных структур разработают федеральные органы исполнительной власти (министерства, агентства, службы). По словам А.Сафонова, критерии эффективности будут многокомпонентными, чтобы не возникал “эффект привыкания”, когда работник начинает выполнять в основном те обязанности, за которые идут премиальные.

- Мы попытались создать некое “меню”, “лего” - набор конструктивных элементов, из которых можно собрать много вариантов систем оплаты труда с учетом особенностей конкретной организации, - образно сформулировал намерения разработчиков новой системы замглавы Минздравсоцразвития. - Однако правильно собрать этот конструктор для своей структуры призваны руководители федеральных бюджетных учреждений. Для этого правительство делегирует им серьезные полномочия”.

“Есть ли гарантии, что руководители не станут злоупотреблять этими правами?” - не могли не спросить журналисты. По словам А.Сафонова, его министерство разработало несколько уровней защиты от произвола на местах. Во-первых, нормативные документы, которые станут основой для формирования новых систем оплаты труда, утверждаются на федеральном уровне. Во-вторых, все положения по оплате труда, принимаемые в организации, будут согласовываться с профсоюзом, а критерии эффективности работы - своеобразные задания работникам - должны быть прописаны в трудовых договорах. Кроме того, Мин­здравсоцразвития РФ предложило поставить барьер на пути роста заработной платы руководителей федеральных бюджетных учреждений. Зарплата руководителей не может быть выше пяти средних окладов основного персонала, а доля стимулирующих надбавок, предназначенных на выплаты руководящему составу организации, ограничивается 5% от общего фонда оплаты труда.

Согласно вышедшему в сентябре 2007 года постановлению Правительства РФ №605 о введении новых систем оплаты труда, сокращение штатной численности, которое будет проводиться после изменения размеров окладов, не приведет к уменьшению фонда оплаты труда. Не спровоцирует ли это массовые увольнения, поинтересовались журналисты. Как выяснилось, министерство не пугает неконтролируемая “оптимизация численности” работающих в бюджетной сфере. “Система дает возможность сократить штаты, но не стимулирует к этому”, - уверен А.Сафонов. Не разделил он и опасений собравшихся, что повышение оплаты труда федеральных бюджетников будет способствовать разгону инфляции, сообщив, что министерство просчитало все последствия.

Переходит ли Российская академия наук на новые зарплатные рельсы вместе со всеми бюджетниками? На этот вопрос корреспондента “Поиска” замглавы Минздравсоцразвития ответил утвердительно. “Госакадемии начали этот путь даже раньше других - с момента внесения в уставы изменений, давших им право устанавливать систему оплаты труда для своих организаций”, - сообщил А.Сафонов.

Новые оклады и критерии оценки эффективности во всех федеральных бюджетных учреждениях должны быть введены до 1 сентября. Такие сжатые сроки обусловлены требованиями трудового законодательства: при изменении существенных условий трудового договора работник должен быть оповещен об этом не менее чем за два месяца. А установленный недавно правительством срок перехода федеральных бюджетников на новые системы оплаты труда - 1 декабря.
 

Надежда ВОЛЧКОВА, "Поиск"


 

©РАН 2024