http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=d88c32fa-44f6-4aa1-b39f-f17ab7f2f854&print=1
© 2024 Российская академия наук

8 декабря 2006 г. Заседание правительства 7 декабря было посвящено инновационным проектам государственного значения

08.12.2006



Премьер советует главе Минобрнауки быть более амбициозным

Нанотехнологии негласно становятся еще одним российским приоритетным проектом. На вчерашнем заседании кабинета министров премьер Михаил Фрадков назвал наноразработки платформой, на которой необходимо выстроить работу по диверсификации экономики. В обход бюрократических правил премьер разрешил пока без поправок начать дополнительное финансирование федеральной целевой программы по нанотехнологиям объемом 60 млрд руб. до конца 2006 года.

Инновационные программы уже более полугода являются предметом горячих споров членов правительства. В горячих дискуссиях прошло и вчерашнее обсуждение вопроса на заседании правительства.

Отчет главы Минобрнауки Андрея Фурсенко о полученных в бюджет страны 9 млрд руб. за счет реализации новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции показался его коллегам по кабинету министров слишком абстрактным, а предложения Минобрнауки по совершенствованию законодательной базы недостаточными. "Предложения носят абсолютно общий характер и никуда нас не продвигают", - оценил вице-премьер Дмитрий Медведев предложения Фурсенко на законодательном уровне добиться реальной защиты прав интеллектуальной собственности и упростить условия государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций. "Честно говоря, мало что понял, - признался Медведев. - Мы должны понимать, куда вносить изменения, а не рассуждать вообще". Он предложил Фурсенко быть более амбициозным, если надо добиться прорыва, к примеру, в развитии нанотехнологий.

Глава Минэкономразвития Герман Греф не упустил возможности напомнить, что до сих пор не согласована программа по развитию нанотехнологий, хотя приближается изначально назначенный крайний срок - 1 января 2007 года. Греф сказал, что "мы уже опаздываем с нанотехнологиями, и сейчас это последний вагон быстро двигающегося поезда", а заодно предложил Фурсенко ставить более амбициозные цели.

В полемике принял участие и премьер. Фрадков попытался узнать у Фурсенко: "Когда в обществе поймут, что за инновационными проектами будущее? Когда никому с трибуны не захочется критиковать их? Когда отпадут все вопросы? И, главное, что мешает реализации предложений, которые само же Минобрнауки и сделало?"

"Вопросы будут всегда, - ответил Фурсенко. - Для того чтобы инструмент заработал, надо, чтобы часть инновационных проектов плавно перетекла в Инвестиционный фонд".

"Здесь и есть слабинка: причинно-следственная связь нарушена, - констатировал премьер. - Нужно сначала почувствовать, что если не будут развиваться наука и технологии, тогда будет труба, а не наоборот, когда почувствуют, что что-то изобрели, тогда поймут важность и необходимость этих достижений".

Поскольку вопрос накануне обсуждался у вице-премьера Александра Жукова, тот в очередной раз заверил, что бюджет готов выделять любые средства, но при этом хотелось бы увидеть результаты вложения денег: "Иначе, боюсь, что дело кончится тем, что научные разработки будут, а до их коммерциализации дело не дойдет".

Эту точку зрения вновь поддержал Медведев, заметив, что рассмотрение таких общих предложений никуда не продвинет.

"В том и заключается проблема науки и высокотехнологичного сектора: идей много, но они ничем не заканчиваются", - заметил Греф.

У главного экономиста есть немало претензий к ведомству Фурсенко. До конца года министр образования и науки обещал представить программу развития нанотехнологий с тем, чтобы она попала в ФЦП, финансируемые с 2007 года, однако степень ее проработки оставляет желать лучшего.

"Но ведь инициатива и амбиции были проявлены Фурсенко, чтобы мы все же попали на подножку последнего вагона уходящего поезда, - заметил Фрадков. - Президент и правительство одобрили. Фурсенко и отвечает за эту работу. Что Вам мешает воплотить в жизнь ФЦП по нанотехнологиям?"

Фурсенко отметил: "В 2003 году отношение к важнейшим инновационным проектам было примерно такое же, как сегодня к нанотехнологиям..."

"Вчерашний день нам неинтересен", - прервал его премьер.

"Я просто хочу сказать, что история повторяется: нанотехнология - это, знаете, не выращивание картофеля. Вместо того чтобы принимать решения, мы говорим, что все не так. Но давайте сначала попробуем", - продолжил Фурсенко.

"Какие решения нужно принять? Мы уже все приняли, и контрольное управление доложило Владимиру Путину. Есть поручение президента не безобразничать здесь, а быстрее делать то, что вы сами предлагаете. Иначе мы вместо либерализации получим только хвостик от морковки, - заметил Фрадков. - Хорошо еще, если только хвостик, а то и его не будет. Можно и хвостик потерять и от морковки, и собственный".

Долго молчавший министр финансов Алексей Кудрин заметил, что межведомственная рабочая группа Минфина разработалапроект закона, который вносит поправки в Налоговый кодекс, создающие "благоприятные условия финансирования инновационной деятельности". "Надо сходить с нефтяной иглы, - заметил Кудрин. - И как курильщик завязывать. Правда, я впервые слышу предложение о том, что, перед тем как завязать, надо сначала выкурить все то, что скопилось на складах". Кудрин не исключил возможности привлечения в финансирование научных разработок средств Инвестиционного фонда. По его мнению, "надо строить не инфраструктуры, дороги" с помощью этого фонда, а больше внимания уделять технологическим проектам, механизмам государственно-частного партнерства. "


Мы жуем этот вопрос, и беседа плавно перетекает в академическую плоскость, что настораживает, - заметил премьер, выслушав, что до 1 января программа по нанотехнологиям вряд ли будет согласована. - Нанотехнологии и энергосбержение - это два индикатора, которые должны в глаза светить - и в один, и во второй глаз. Никакими темными очками тут не закроешься".