18 сентября 2007 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

18.09.2007

Научное сообщение «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ В РОССИИ». Докладчик - член-корреспондент РАН Зубарев Юрий Борисович (ФГУП «НИИ радио»).

18 сентября 2007 года 

состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

Члены Президиума заслушали научное сообщение «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ В РОССИИ».

Докладчик - член-корреспондент РАН Зубарев Юрий Борисович (ФГУП «НИИ радио»).

 Цифровое телевидение - это новое поколение телевизионной техники, в которой передача, обработка и хранение телевизионного сигнала осуществляется в цифровой форме. Применение методов и средств цифрового телевидения обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с аналоговым телевидением. Это: повышение помехоустойчивости трактов передачи и записи телевизионных сигналов; существенное увеличение количества телевизионных программ, передаваемых в том же частотном диапазоне; повышение качества изображения и звука в телевизионных приемниках с обычным стандартом разложения; возможность создания телевизионных систем с новыми стандартами разложения (телевидение высокой четкости - ТВЧ); расширение функциональных возможностей студийной аппаратуры; возможность передачи в телевизионном сигнале различной дополнительной информации, превращение телевизионного приемника в многофункциональную информационную систему; возможность создания интерактивных телевизионных систем. Эти преимущества обусловлены как самими принципами, присущими цифровому телевидению, так и наличием разнообразных алгоритмов, схемных решений и мощной технологической базы.

В своем развитии цифровое телевидение прошло ряд этапов. Первый этап - это использование цифровой техники в отдельных частях телевизионной системы при сохранении обычного стандарта разложения и аналоговых каналов связи. Наиболее важным достижением данного этапа было создание цифрового студийного оборудования и введение цифровых блоков в телевизионные приемники с целью повышения качества изображения. Второй этап развития цифрового телевидения - создание гибридных аналого-цифровых телевизионных систем. Реализация второго этапа связана с необходимостью сжатия спектра телевизионных сигналов для обеспечения возможности его передачи по каналам связи со стандартной полосой частот. Третьим этапом развития цифрового телевидения можно считать создание полностью цифровых телевизионных систем, к реализации которого мы приступаем.

Первые предложения по цифровым системам телевидения появились в 1990 году на основе достижений в методах и технике эффективного кодирования и сжатия изображений. В результате проведенных в мире научно-исследовательских работ были выработаны стандарты сжатия изображений JPEG, MPEG-1, затем MPEG-2, который стал основой цифровых телевизионных систем, а на современном этапе - MPEG-4. В Европе уже в 1993 году, как только стало ясно, что за цифровыми телевизионными системами будущее, был принят проект DVB (Digital Video Broadcasting), в работах по которому приняло участие более 130 фирм и научно-исследовательских организаций разных стран.

Как сегодня обстоят дела с телевизионным вещанием в России? По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям охват населения "Первым каналом" составляет 98,8%, что составляет 99,9% территории Российской Федерации. Процент охвата населения программами - телеканал Россия, НТВ, ТВ-центр, Культура, Спорт - колеблется от 98,5% до 43%. Переход к многопрограммному цифровому телевидению приобрел особое значение в связи с присоединением России к общеевропейской системе DVB (Распоряжение Правительства РФ от 25.05.04 № 706-р “О внедрении в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB”). Практически во многих странах уже определены сроки полного перехода на цифровое вещание. В России создана Правительственная комиссия под председательством Первого вице-премьера Д.А.Медведева, в состав которой вошли представители президентской администрации, аппарата правительства, ряда министерств и ведомств, а также главы государственных телеканалов. Рабочей группой при этой комиссии с участием МНИТИ подготавливается проект федеральной целевой программы “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации ”. Целью Программы является реализация права граждан на получение информации путем обеспечения населения многоканальным вещанием с включением общедоступного социального пакета программ.

К российскому телезрителю цифровое телевидение пока что приходит в чрезвычайно малых дозах: цифровизация сети доставки телесигнала составляет величину не более 2%. Планы общей цифровизации связывают, в первую очередь, с модернизацией эфирной передающей сети, через которую получают телевизионные программы 85% телезрителей (остальные 14,5% - по сетям кабельного телевидения и 0,5% - через системы спутникового непосредственного телевизионного вещания).

Горячая тема цифровизации телевидения оказалась на стыке конвергенций двух ранее обособленных миров - вещательного и телекоммуникационного. Уже сегодня "Эфирную ТВ цифру" теснят новые технологии и основанные на них способы доставки сигнала - IPTV, беспроводный широкополосный радиодоступ (ШПД), на подходе мобильное ТВ-вещание. Один из главных козырей операторов - интерактивность. Зародившаяся более 10 лет назад IP-телефония сегодня входит в число основных инструментов бизнес коммуникаций. По оценкам разных аналитических агентств, к 2010г. в кооперативном секторе во всем мире на долю IP-телефонии придется более 50%.

В 2000-2002гг. в мире появилась технология IPТV, предполагающая возможность вещания ТВ программ по телекоммуникационным сетям. Рынок услуг IPTV, при всей неоднозначности его оценок, невелик - 5% телезрителей мира. На всю Европу насчитывается 660 тыс. IPTV-зрителей, лидирует Франция с 270 тыс. IPTV-смотрящих. В России эта цифра составляет 100 тыс. зрителей, причем 80 тыс. приходится на компанию "Стрим" (Москва). Консалтинговые компании существенно расходятся в своих прогнозах на будущее IPTV. Российские эксперты полагают, что к 2010 году в мире будет 50 млн. абонентов IPTV (в России до миллиона). Растущая популярность IPТV и интерес абонентов к мобильному ТВ, к мобильным играм и музыке позволяет предположить, что к 2010г. объем российского рынка цифрового контента составит около 6 млрд. долларов.

Российские эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее десятилетие конвергенция технологий ТВ, телефонной связи и Интернета совершит революцию в вещательной индустрии, начиная с восприятия телезрителей. Перспективы развития конвергентной технологии IPТV, на которую многие операторы делают ставки, напрямую зависит от степени проникновения широкополосного доступа, финансовых возможностей операторов и платежеспособности абонентов.

Сколько же просуществует телевидение в том виде, в каком мы его привыкли видеть? Одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российского телекоммуникационного рынка в последние годы стал рынок платного телевидения. (Под платным телевидением понимается кабельное, спутниковое ТВ и вещание по системе MMDS). Российский телекоммуникационный рынок, развивающийся в несколько раз быстрее экономики в целом, всегда привлекал внимание инвесторов. А поскольку в сегменте услуг сотовой связи инвестиционные возможности практически исчерпаны, инвесторы с 2005г. обратили свое внимание на другие сегменты отрасли, в частности, на рынки услуг платного ТВ. Например, газонефтяная компания "Нафта-Москва" приобрела "Национальные кабельные сети" и "Мостелеком". По некоторым прогнозам, к 2010году услугами платного ТВ будут пользоваться 130млн. абонентов. По разным оценкам, в последние несколько лет этот сегмент российского рынка ежегодно растет на 20-30%, и в ближайшие 5-10 лет темпы будут повышаться. По мнению ряда экспертов, в 2010 году российское платное ТВ ожидает настоящий бум. По словам директора программ и каналов "НТВ плюс", процесс тормозят упущения российского законодательства в области СМИ (в частности, обязательное требование включать в пакет абонента платного телевидения социально значимые эфирные каналы, которые не имеют прав на коммерческое распространение информации), проблемы трансграничного вещания, пробелы в таможенном законодательстве (в отношении интеллектуальной собственности) и др. В 2005 году в мире было заработано на платном телевидении250 млрд. долларов. Лишь 0,5% от этой головокружительной суммы досталось российским компаниям. Последние цифры говорят о том, что отношение к традиционному ТВ в мире серьёзно меняется, молодёжная аудитория отворачивается от него, интересуется интерактивными каналами.

Приход на рынок платного ТВ стратегических инвесторов означает новый приток финансирования и рост инвестиций в развитие этого сегмента, а также продвижение услуг платного ТВ среди пользователей. Расширение портфеля услуг и реализация принципов современного рынка видеоуслуг (персонализация видеосервисов, доставка рекламы по интересам, увеличение числа транслируемых телеканалов и т.д.) становятся возможными лишь на базе цифровых технологий. Сегмент платного ТВ стал вторым (после доступа в Интернет и передачи данных) по темпам роста. По прогнозам "IKS-Консалтинг", к концу 2007г. количество абонентов платного ТВ перешагнет

10%-ый рубеж от числа домохозяйств России. Активно в мире начинает развиваться мобильное телевидение (MTV). Билл Гейтс десять лет назад написал, что мобильное телевидение не только дорого, но и близко к чудачеству. Знаменитый американец спустя некоторое время признал свою ошибку. Сегодня в мире насчитывается, по разным данным, от 1 до 2,5 млн. абонентов мобильного ТВ. Вклад России составляют "тысячи" телезрителей "Мегафона". Прогнозируют, что в 2010 году число пользователей мобильного ТВ составит 130млн. абонентов, а доходы от услуг - 7,6 млрд. долларов в год. В России при проведении экспериментов по мобильному ТВ в количестве 400 человек (возраст от 18 до 44 лет) 76% участников заявили, что они купили бы эту услугу за 20 евро в месяц. С точки зрения массового внедрения мобильного ТВ ещё очень много проблем: выбор стандарта MTV, диапазон частот, концепции, и т.д. MTV - услуга новая и массовая. По существу, новое интерактивное СМИ.

Большое внимание необходимо уделить проблемам эфирного радиовещания и, в частности, информационного вещания в ОВЧ-диапазоне частот, поскольку это единственный способ, обеспечивающий возможность приема программ на стандартные штыревые антенны в движущемся транспорте в условиях города с плотной застройкой, многолучевостью и отсутствием прямой видимости антенны передатчика, а также в районах горной местности. Представляется интересной отечественная разработка системы мобильного узкополосного мультимедийного вещания AVIS (Audiovisual information system). Международный союз электросвязи принял документ, в котором эта система включена первой в Отчет МСЭ-Р ВТ.2049 и в новую рекомендацию “Вещание мультимедиа и данных для мобильного приема на наладонные устройства”. Эта система позволяет существенно повысить эффективность использования диапазона FM-вещания 87-108 МГц, а также диапазона частот 66-74 МГц, который в России и странах СНГ до настоящего времени используется для трансляции устаревшей системы стереовещания с полярной модуляцией. Не изменяя частотных планов в этих диапазонах частот, система AVIS предоставляет возможность передать в одном стандартном канале до 10 программ стереозвука CD-качества или изображение размера CIF c соответствующим стереозвуковым сопровождением. В разработанной модели системы использованы стандарты видео- и аудиокомпрессии AVC и HE-AAC. В России на сегодня используется весь спектр технологических решений в области цифрового ТВ: от спутникового DVB-S, наземного DVB-T и кабельного DVB-C до IPTV. Технология телевидения высокой четкости, выращенная в США, долгое время не приживалась на европейской (в том числе российской) почве. Однако 2006год эксперты называют переломным: и Европа, и Россия начинают внедрять НDTV. В мае 2007 года компания "НТВ плюс" осуществит спутниковое вещание 3х каналов по системе НDTV. И если к началу 2006 года во всем мире было установлено около 29 млн. комплектов НDTV, то прогноз на 2010г. - 106 млн. штук. Системы НDTV относят к наиболее перспективным направлениям развития ТВ.

Хитом мировых телекоммуникаций, включая Россию с её сложностями частотного обеспечения, становятся системы широкополостного доступа - WiMAX (ШПД). Технология WiMAX- одна из наиболее перспективных. И хотя пока она не способна сокрушить существующие кабельные triple play - решения (видео, звук, данные), это серьёзный конкурент на рынке широкополосных средств связи. В мире существуют два WiMAX стандарта - 802.16 - 2004 (фиксированная связь) и 802.16е (мобильная). Стандартизация обещает высокую экономическую эффективность сети и высокие скорости передачи информации (больше чем WiFi). На практике WiMAX имеет зону обслуживания с центральным мощным передатчиком, в которой работают много абонентских мини WiMAX - станций с небольшими антеннами. Скорость передачи данных для малых абонентских терминалов достигает 280 кбит/с, дальность вне прямой видимости - 50 км. В 2007г. по оценке экспертов рынок широкополосного доступа вырастет до 1,5 -1,7 млрд. долларов против почти миллиарда долларов в 2006 году. Развитие широкополосного доступа в России и с технологической, и с правовой точек зрения подстегнет приоритетные национальные проекты, такие как "Образование", по которому 53 тысячи российских школ к концу 2007 года встанут на широкополосные рельсы. По мнению специалистов технология WiMAX сможет обойти по скорости передачи услуги третьего поколения. Разработчики WiMAX утверждают, что технология вполне допускает 70 Мбит/с. Последнее обстоятельство говорит о том, что технология позволяет передавать огромные массивы информации.

Вся эта масса технологий (IPTV, ШПД, triple play, Интернет и мобильное телевидение и т.д.) обрушивается на людей, и не все понимают, что происходит и куда эти технологии могут завести. Поэтому должны быть проведены научно-исследовательские работы, в которых эти технологии будут рассмотрены комплексно, что позволит подготовить более точные прогнозы на развитие систем платного телевидения.

В России и странах СНГ сложилась крайне тяжелая ситуация в создании средств метрологии мультимедийных систем, что обусловлено нехваткой (а часто и полным отсутствием) измерительной аппаратуры, необходимой для разработки, настройки и поддержания технических характеристик систем передачи информации в состоянии, обеспечивающем их качественное функционирование. Особые проблемы здесь возникают в связи с началом широкого внедрения систем и аппаратуры цифровой обработки и передачи компрессированных сигналов по каналам связи. Разрабатываемые системы требуют создания соответствующих контрольных и измерительных средств. Выполнение требований метрологии связано с созданием виртуальных измерительных систем на базе использования компьютеров в качестве устройств анализа и измерения параметров систем формирования и обработки информации. Таким устройством, удовлетворяющим требованиям, является компьютерный измерительный комплекс “Тестер-Э”, реализующий функции 22 приборов, используемых для измерений параметров всех элементов телевизионного канала. Серьезной проблемой при внедрении мультимедийных систем в России является подготовка специалистов данного профиля. Практически отсутствует отечественная литература, посвященная изложению современных способов цифровой обработки мультимедийной информации; эта важнейшая проблема не отражена и в ныне существующих программах обучения специалистов. Начавшееся широкое внедрение мультимедийных систем - от видеотелефонии до телевидения высокой четкости – должно послужит началом реализации планов обучения специалистов данного профиля.

Принятие Федерального закона №147 от 17.08.95г. "О естественных монополиях" стало действенной мерой смягчения ситуации, в том числе в сфере социально значимых услуг телефонной связи. Закон "О естественных монополиях" не устанавливает понятия "услуги общедоступной электросвязи", а базовый для телекоммуникаций закон "О связи" дает лишь самое общее определение услуг электросвязи (статья 2). В соответствии с методом определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, статья 55 ФЗ №94 от 21.07.05 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" устанавливает, что оператор связи не вправе отказаться от возложенной на него Правительством РФ обязанности по оказанию услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечению правопорядка на условиях государственного контракта, установленных заказчиком. Это положение в части требований к выполнению оператором связи госконтракта дополнено законом "О связи" (статья 21, 511) и в новой редакции вступило в силу с 1 января 2007г. Кроме того, рядом федеральных законов установлены категории пользователей услуг связи, которые имеют льготы по их оплате. Затраты операторов связи на обслуживание льготных категорий пользователей должно возмещать государство, но оно не спешит это делать и на сегодняшний день долги государства традиционным операторам связи составляют миллиарды рублей. Поэтому ни о каких "социальных пакетах" телевизионных программ, обеспечивающих вещателями в обязательном порядке телезрителей, вместе с программами платного ТВ не может быть и речи. Если затраты оператора на обслуживание льготников должно возмещать государство, то проблему вещания телевизионных "социальных пакетов" программ должно взять на себя государство. Вопрос один - будет это пять значимых программ или десять. Количество программ должно определяться финансовыми возможностями страны. И в этом случае внедрение цифрового телевизионного вещания будет способствовать снижению затрат со стороны государства. Тем более, что высвобождаемый спектр частот может быть реализован на аукционе для новых технологий. Последнее обстоятельство позволит уменьшить затраты на государственное вещание "социального пакета" программ и в то же время будет гарантировать программное вещание для определенных слоев населения.

Кто будет доносить до телезрителя "социальный пакет" программ?

При наличии более чем 2 тыс. уже действующих операторов эфирного вещания, идея доведения программ до телезрителей решается ФГУПом РТРС, который для доведения "социального пакета" должен иметь государственное бюджетное финансирование на распространение программ по всей территории России и являться единственным государственным оператором эфирного телевещания. Причем телезритель должен получить на бесплатной основе телевизионную приставку, позволяющую принять цифровой телевизионный сигнал "социального пакета". Выдача приставок должна проводиться через органы социального обеспечения определенным категориям населения, имеющим недостаточный общий месячный доход на каждого члена семьи, зарегистрированного по месту жительства. При этом исходить надо из стоимости минимальной потребительской корзины на человека, установленной в данном субъекте Федерации. Другая категория населения должна пользоваться услугами операторских компаний, позволяющих обеспечить персонализацию поставляемой видеоинформации (видео по запросу), поставку информации с помощью новых технологий ШПД, IPTV, ADSL, КТВ и др. известных технологий доставки на платной основе.

Похоже, что дебаты в правительственной комиссии ведутся вокруг перевода на "цифру" исключительно эфирного вещания. Что, по крайней мере, некорректно: уже сегодня в России работает около 3 тысяч операторов кабельного ТВ, набирает силу IPTV, активными темпами развивается ШПД. Абонентская база КТВ насчитывает миллионы телезрителей и растет быстрыми темпами: по данным "IKS- Консалтинг", только за первое полугодие 2006г. в Москве она увеличилась на 43%, а через год-два такие же темпы прогнозируются и для регионов. Может случиться, что к 2015г. в городах России будут доминировать кабельное телевидение, ШПД, IPTV и мобильное телевидение, а эфирное вещание останется актуальным для территорий с низкой плотностью населения и малоимущей части проживающих в городах. Поэтому при проработке вопросов внедрения цифрового вещания в России Правительство РФ должно учитывать интересы всех операторов вещания, включая и интересы операторов телекоммуникаций, независимо от технологий, которые они используют.

В Ы В О Д Ы

 1. Цифровизация телерадиовещательной сети России должна происходить при 100% финансовой поддержке государства.

 2. Государство должно обеспечить распространение "социального пакета" программ по всей территории России за счет собственных инвестиций - бюджетных средств.

 3. Государство должно возложить обязанности по распространению "социального пакета" программ на ФГУП РТРС, обеспечив ему бюджетное финансирование.

 4. Государство должно проявить полную заинтересованность во внедрении цифрового телевизионного вещания, что позволит государству значительно сократить затраты на распространение "социального пакета" программ; (1 аналоговый канал - 5 программ) снизить излучаемые мощности передатчиков, при сохранении той же территории охвата населения телевизионным сигналом; снизить потребление электрической энергии за счет многопрограммности, создаваемой в каждом аналоговом канале, использовав эти энергетические мощности для других целей; высвободить частотный ресурс, который может быть задействован для новых технологий и продан на аукционах.

5. Телевизионное вещание в стране должно занять нишу платного телевидения с оказанием широкого спектра услуг на базе применения новых технологий (IPTV, мобильного ТВ, широкополосного доступа, интерактивности, персонализации получения контента - видео по запросу, обеспечения потребителя сигналами ТВ высокой четкости, обеспечение возможности игр, прослушивания высококачественной музыки и т.д.)

 6. Рекламная компания при распространении "социального пакета" программ может быть сохранена в рамках трансляции некоммерческих программ либо выделена в отдельный канал.

 7. Рекламная компания в рамках платного телевидения должна носить персональный характер, в зависимости от запросов потребителей, полагая что время человека - это деньги.

 8. Малоимущее население России должно быть обеспечено приставками к телевизионному приемнику семьи, в зависимости от её суммарного дохода или дохода на одного члена семьи. Распределение приставок и их выдача должна осуществляться службами социального обеспечения.

 9. За организацию и внедрение цифрового телевидения в России должен отвечать единый орган, ведомство, организация, министерство, облеченное полномочиями как административного, так и финансового плана.

 10. Цифровизация телевизионного вещания в стране должна происходить во взаимодействии с силовыми министерствами и, в первую очередь, с МО.

 

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.

 

Информация предоставлена Пресс-службой РАН.

Пресс-служба РАН:

Руководитель - Преснякова Ирина Васильевна тел./факс: 954 11 45 E-mail - irina@presidium.ras.ru

Главный специалист - Бадо Анна Ефимовна тел: 237 90 02; E-mail – novo@presidium.ras.ru

Главный специалист – Каменева Валентина Сергеевна. Тел. 237-81-15 E-mail – vskameneva@presidium.ras.ru

Главный специалист Колесникова Марина Валерьевна т/ф.: 718 17 55  E-mail - mvel@mail.ru; marina@presidium.ras.ru

 

©РАН 2020