Новый организм в Чёрном море назван в честь братьев Стругацких

16.04.2024

Сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН изучая выловленных в Чёрном море беспозвоночных обнаружили ранее неизвестный науке микроорганизм. Его назвали Thraustochytrium aureum ssp. strugatskii в честь знаменитых фантастов.

Микроорганизм относится к протистам (группа, куда включают все эукариотические организмы, не входящие в состав животных, грибов или растений) и обладает целым рядом интересных свойств.

Новый организм в Чёрном море назван в честь братьев Стругацких 1-2.jpeg (jpeg, 34 Kб)

«Это организм колониального типа, и, хотя формально он одноклеточный, образует агрегаты, а его «клетка» на некоторых стадиях содержит большое количество ядер. Он имеет сложный жизненный цикл, механизм одномоментного разделения клеток на множество дочерних и ряд других, интересных с точки зрения фундаментальной науки особенностей», — рассказал научный сотрудник ИЦиГ СО РАН к.б.н. Алексей Дорошков.

Однако протисты интересны не только с сугубо научной, но и с прикладной точки зрения. Их биохимия намного разнообразнее, чем у животных или грибов. И это позволяет использовать их в качестве продуцентов в биологических реакторах для производства различных веществ, применяемых в косметологической, пищевой и фармакологической промышленности.

Новый организм в Чёрном море назван в честь братьев Стругацких 2-2.jpg (jpg, 34 Kб)

Один из примеров подобного использования связан с получением сквалена, который относится к углеводородам природного происхождения и широко применяется в производстве средств личной гигиены, а также — ряда медицинских препаратов, в частности вакцин. «Одним из главных источников получения сквалена традиционно являлась печень акулы, но согласно современным представлениям, основную массу этого вещества, циркулирующего в пищевой цепочке морей, производят различные протисты. Очевидно, что разводить протистов, вырабатывающих сквален, в реакторе намного легче, чем ловить акул или других рыб в океане», — отметил Алексей Дорошков.

По его словам, предварительное изучение ферментов открытого ими микроорганизма дает основания предположить, что он может использоваться для выработки широкого спектра жирных кислот — химических соединений, которые востребованы в медицинской (адъюванты вакцин, компоненты противораковых препаратов и т.п.) косметологической промышленности (производство кремов), но при этом химическим способом их синтезировать сложно и дорого.

Также исследователи хотят оценить возможность использования протиста в качестве платформы для генетического дизайна продуцентов других полезных веществ, например, медицински значимых белков.

Есть у открытого протиста еще две особенности, которые также могут пригодиться, если зайдет речь о его использовании в микробиологическом производстве. Во-первых, как показали исследования он достаточно легко культивируется в лабораторных условиях, сейчас ученые намерены оценить каковы оптимальные условия для культивирования этого вида промышленных биореакторах.

Во-вторых, поскольку этот организм открыт российскими учёными, он свободен от каких-либо лицензионных ограничений, которые часто имеются у микроорганизмов промышленного назначения, особенно, когда речь идет об импортной продукции.

Изучать новый организм учёные будут на средства Российского научного фонда (№24-24-00451). По условиям полученного гранта на эту работу у них есть два года.

Источник: ИЦиГ СО РАН.