Разработки ивановских ученых позволяют льну и конопле заместить дефицитный хлопок

28.04.2022



Развитие в России льноводства и расширение выращивания технической конопли с организацией переработки волокна на основе разработок Института химии растворов им. Г. А. Крестова РАН могли бы стать базой для восстановления отечественной текстильной промышленности. Меры по научному сопровождению развития ее сырьевой базы обсудили на заседании Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса под председательством руководителя Комитета академика РАН Петра Чекмарева.

«На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что хлопка в стране почти нет и вряд ли будет, так как наши друзья, поставляющие хлопок – и в Советском Союзе, и до сегодняшнего дня, – стали использовать его сами, создав производство тканей на самом современном оборудовании в мире. И пошли еще дальше – создали свое швейное производство, тоже не уступающее мировым брендам», описал ситуацию глава Комитета.

Потенциальное собственное производство хлопка в России ограничено природно-климатическими факторами (подходящая зона – всего около 200 тысяч га), отсутствием соответствующих технологий и кадров для запуска отрасли «с нуля». Борьба с вредителями и использование больших объемов воды для полива заставляют принимать во внимание также экологические соображения. При этом сокращение импорта хлопкового волокна может напрямую сказаться на удовлетворении нужд ВПК, производстве текстильной продукции, медицинских и других материалов, поскольку технологии с использованием альтернативного сырья хотя и разработаны отечественными НИИ, но пока не используются в необходимом объеме.

«Сегодня 40 тыс. гектаров посевов льна и 11 тыс. га технической конопли дают порядка 30 тыс. тонн льно- и пеньковолокна. Основными потребителями у нас в стране являются 3 предприятия, которые делают льняные ткани в небольшом количестве и брезенты из грубого волокна, чтобы обеспечить военных. И, конечно, ситуацию спасают китайцы, которые закупают остатки льноволокна и вывозят. Но все это происходит стихийно, никакой плановости потребления льна. С коноплей та же ситуация – нет оборудования, нет технологий, которые мы пытаемся закупить где-то за рубежом. К сожалению, к собственной науке, к собственным достижениям возвращаемся очень редко».

По словам академика Петра Чекмарева, перерабатывать лен в хлопкоподобное льноволокно можно было бы по технологии, разработанной Институтом химии растворов им. Г. А. Крестова РАН. При этом для восстановления отечественной текстильной и легкой промышленности потребуется хотя бы 200 тыс. тонн льноволокна и не менее 100 тыс. тонн конопли в год. Собственная технология, обеспечивающая урожайность на мировом уровне – 5 тонн с гектара – уже отработана, но вопрос упирается в отсутствие техники, инвестиций и «реальных надежных потребителей». При нынешних объемах выращивания сырья производство отечественного оборудования для первичной и глубокой переработки не может быть рентабельным: для полноценного функционирования отрасли необходимо не менее 2 млн га посевов льна и не менее 1 млн га конопли. Плюс развитие селекции, семеноводства соответствующих культур, научное сопровождение производства и переработки волокна.

Директор Института химии растворов им. Г. А. Крестова РАН Михаил Киселев рассказал о работе института в г. Иваново, где создан ряд технологий глубокой переработки отечественного низкономерного лубоволокнистого сырья, а также о пилотных проектах новых технологий производства продукции, замещающей импортный хлопок. ИХР РАН является лидером по фундаментальным исследованиям в области получения новых перспективных функциональных материалов с использованием растворов, сверхкритических флюидов, ионных жидкостей, синтеза и дизайна химических веществ и материалов на основе макроциклических соединений, создания новых материалов на основе обработки природных полимеров и золь-гель процессов.

«Одну разработку я бы хотел показать несколько более подробно. Это получение нитроцеллюлозы для порохов. Нами получена льняная целлюлоза, последующее нитрование которой дало пороха, обеспечивающие при сгорании существенно большую мощность по сравнению с древесной целлюлозой. Выигрыш в эффективной энергии достигает более 5 %. То есть применение льняной целлюлозы для получения порохов – это очень перспективное направление в оборонной промышленности. Кроме этого, из целлюлозного прекурсора может быть получен (как показано на слайде) широкий спектр продукции как военного, так и гражданского назначения», – рассказал Михаил Киселев.

 (jpg, 56 Kб)

Заведующий лабораторией «Химия и технология модифицированных волокнистых материалов» ИХР РАН Андрей Морыганов рассказал о работах, которые в разное время проводились Институтом по запросам Минобороны, Минпромторга, Минэкономики и российских промышленных предприятий. При помощи химической модификации из технического льноволокна можно получить самые разные продукты – волокно для прядения и изготовления тканей бельевого, костюмно-плательного и технического назначения, тканей детского ассортимента, а также трикотажные полотна и разнообразные пряжи для ручного вязания, изделия для медицины, предметов гигиены и косметологии; у Института есть даже опыт изготовления специальной бумаги по заказу Гознака. На основе льна можно изготавливать также (помимо продукции для оборонного комплекса) волокно лиоцелл, при обработке функциональными препаратами волокно с био- и огнезащитой.

«Вата и атравматичные антимикробные сорбционные повязки „Биолен” разрабатывались по заказу Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ и прошли еще в нулевые годы полный цикл испытаний в Институте хирургии им. А. В. Вишневского Росмедтехнологий, в военных госпиталях, специализированных экспертных организациях, а в завершение – государственные испытания; в результате эти изделия были рекомендованы для серийного производства и для принятия на снабжение медицинской службы Вооруженных Сил РФ», – рассказал Андрей Морыганов.

(jpg, 97 Kб)

Разработанная учеными института инновационная технологическая платформа по глубокой переработке лубяных волокон включает 6 новых видов продукции. Созданный комплекс процессов глубокой модификации льна и конопли фактически универсален, поскольку может быть реализован на одной цепочке оборудования (механическая очистка и химическая модификация). На заседании в ТПП также были представлены конкретные проекты льноперерабатывающих производств на основе апробированных разработок, которые планируется реализовать в Тверской, Псковской области и других регионах России.

 

 

Подразделы

Объявления

©РАН 2024