http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=e1ce7c17-4f59-464e-8a3c-034e4380709d&print=1
© 2024 Российская академия наук

23 мая 2007 г. Проект решения конференции научных коллективов

23.05.2007



ПРОЕКТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

 представителей коллективов научных организаций 22 мая 2007 г. г. Москва

22 марта 2007 года  в г. Пущино на совместном расширенном заседании Российского координационного комитета (РКК) профсоюзных организаций и общественных объединений отраслевой, вузовской, академической, оборонной науки и государственных научных центров, Совета профсоюза работников Российской академии наук и Центрального совета общественного движения «За возрождение отечественной науки» был дан анализ положения в российской науке и выдвинуто требование к руководству страны  о принятии срочных мер для устранения реальной угрозы утраты Россией своего научно-технического потенциала. Оценив положение как критическое, а работу Правительства Российской Федерации, начиная с 1991г., по основным направлениям государственной научно-технической политики как  разрушительную, расширенное заседание внесло конкретные предложения руководству страны, имеющие целью вывести ситуацию из тупика. Решения, принятые в Пущино, широко обсуждались в научных коллективах, средствах массовой информации и получили поддержку.  Однако органы исполнительной власти, которым были адресованы эти требования и предложения, не сочли необходимым на них реагировать. Тем самым продолжена традиция, которая уже дорого обошлась  России, когда слова о кризисном положении  науки не подкрепляются делами по его преодолению.

В апрельском 2007г . Послании Президента России приведены показатели бюджетных средств на развитие фундаментальной науки в объемах существенно ниже, чем даже утвержденный год назад в Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций минимально-допустимый порог финансирования, возможный только в случае критически неблагоприятных макроэкономических условий развития российской экономики.

В проекте трёхлетнего бюджета ассигнования на гражданскую науку заложены на уровне в два раза ниже, чем утверждённым Президентом России в 2002 году документе было признано минимально необходимым для достижения главной цели государственной политики в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу - перехода страны к инновационному пути развития. Экономика всё глубже закрепляется на поставках сырья за рубеж. Научная сфера и высокотехнологичные отрасли, в том числе оборонные, не получают в достаточной степени молодого пополнения, опытные кадры уходят, что ведёт к утрате уникальных знаний и технологий.

Государственная Дума вместе с Правительством Российской Федерации провалили законопроект об освобождении от земельного налога организаций государственных академий наук и их региональных отделений, тем самым отказав академиям наук в правах, дарованных государственной властью церквям и тюрьмам.  Думой с подачи Правительства проводится кардинальный слом отечественной традиции высшего образования. Усиливаются тенденции закрепления в законодательстве ненаучного подхода к истории, искажения духовно-нравственного и культурного наследия народа.

Власть, похоже, устраивает положение, когда 
          при принятии решений общегосударственного значения не используются возможности и достижения современной науки;
          нарастает отставание российской науки от мирового уровня по многим актуальным направлениям;
          престиж и социальный статус профессии ученого снизился в России до уровня, не имеющего зарубежных аналогов;
 разрушен  кадровый потенциал науки, а талантливые молодые ученые покидают Россию.

Не решаются даже текущие, тактические вопросы развития науки. Правительство второй месяц не в состоянии утвердить Устав РАН и, следовательно, дать возможность перейти к выборам нового руководства Академии. Нарастает обеспокоенность ходом выполнения идеи Президента РФ 2005г. поднять в рамках т.н. «пилотного проекта» к 2008 г. поэтапно среднюю зарплату учёных до 30 тыс. рублей. Действия чиновников уже давно противоречат решениям Госсоветов и грозят утопить и эту идею Президента в бумажной волоките, причем:
декларированное повышение зарплат в Российской академии наук коснулось только научных работников, а это – не более половины работников Академии. На оплате труда по нищенской Единой тарифной сетке остались все инженерно-технические и административно-вспомогательные работники. Их оклады порой до сих пор не достигает прожиточного минимума, вынуждая искать подработку или покидать науку. Работникам же академических Президиумов вообще с 2003 г. зарплата не индексировалась;
необходимые для завершения первого этапа документы много месяцев лежат в инстанциях на согласованиях. Второй этап подъема зарплат так и не стартовал, а второй этап надуманных, но запланированных Правительством сокращений, особо сильно ударяющих по наиболее эффективным институтам, уже идет полным ходом. Ради проведения запланированного увеличения зарплат практически заморожены все незарплатные расходы, в первую очередь ограничены средства на обновление материальной базы исследований. Конкурсные программы финансироваться практически не начаты, грантовое финансирование остановлено, вновь ожидается ажиотаж расходов средств 2007 г в последние 2-3 месяца с угрозой их «пропажи» в конце года. Эта пропажа становится еще более реальной в силу требований норм Федерального закона ФЗ-94 о проведении конкурсов для всех расходов, усугубленных Постановлением Правительства №876 от 28.12.06;
не решается вопрос пенсионного обеспечения граждан, в том числе и работников науки, что препятствует омоложению научных кадров;
продолжается закреплённый новым законодательством бюрократический маразм с оформлением прав на компенсацию земельного налога, на получение кадастровых документов в местных администрациях, на приобретение самых простых вещей для ведения деятельности институтов.

Учитывая изложенное,
КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Продолжить обобщение и анализ предложений, имеющих целью исправление ситуации в научной сфере. Поддержать инициативу об организации в мае - сентябре 2007 г. интернет-конференции Советом директоров РАН и проведении осенью 2007 года конференции в Совете Федерации для выработки оптимальных способов поддержки государственного сектора науки.

2. В период выборной кампании 2007-2008 гг. информировать общественность о действиях законодательной и исполнительной власти по обеспечению стратегических национальных приоритетов, к числу которых Президентом России В.В.Путиным отнесены повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.

3. Организаторам Конференции обеспечить доведение информации о перечисленных проблемах науки до Президента РФ и добиваться встречи руководства страны для обсуждения требований и предложений, выдвинутых  в Пущино 22 марта. При необходимости - организовать пикетирование администрации Президента Российской Федерации в Москве и представительств Президента в регионах при широком информировании общественности о кризисе  научно-технической сферы России.

Председатель РКК  А.С. Миронов
Председатель Совета Профсоюза работников РАН В.Ф. Вдовин                        
Председатель Центрального совета общественного движения «За возрождение отечественной науки»  Б.С. Кашин