20 марта 2007 г. МРО предлагает первичным организациям принять участие в подготовке письма Президенту РФ о проблемах академического сектора науки

20.03.2007



Московская региональная организация профсоюза работников РАН (МРОПР РАН) приняла решение обратиться с открытым письмом к Президенту РФ, в котором рассматриваются ситуация в академическом секторе науки и предлагаются пути выхода российской науки из кризиса. Цель обращения – довести до Руководства страны и широкой общественности позицию научных коллективов о ситуации в науке и реальных путей выхода из кризисного положения, в котором она оказалась в результате действий Руководства России в течение последних 15 лет. По нашему мнению, это обращение должно быть подписано от имени своих коллективов легитимно избранными представителями – председателями профкомов и представителями институтов на общих собраниях РАН. Ниже приведен проект этого обращения. Просим Вас дать свои предложения по его корректировке. Срок – 26марта с. г.

                        

Обращение к Президенту РФ (проект)

Мы, полномочные представители институтов РАН, расположенных на территории Московского региона обращаемся  к Вам в связи с ситуацией, складывающейся в настоящее время в академическом секторе науки. Во многих Ваших выступлениях говорится о необходимости перехода нашей страны на инновационный путь развития и о ключевой роли российской науки в этом процессе. Вы совершенно справедливо говорите, что другого пути у России нет и без сильной российской науки решение поставленных Вами задач невозможно. Научное сообщество полностью поддерживает эту позицию.

Однако к нашему сожалению действия ряда министерств и ведомств Правительства РФ ведут не к реализации стратегии инновационного развития России, а к прямо противоположным результатам. Так финансирование науки  из года в год остается ниже минимального уровня, определенного решением трех высших консультативных органов при Президенте РФ. По объему средств, выделяемых на финансирование гражданского сектора науки, России находиться далеко позади государств, заботящихся о поддержке конкурентоспособности экономики. Принимаемые Правительством РФ решения о бюджетном финансировании гражданской науки сориентированы  на существенно более низкий уровень, чем утвержденный Президентом РФ в качестве минимально необходимого в масштабах планировок бюджетных расходов.

Внесенные Правительством РФ в Государственную думу поправки в Бюджетный кодекс содержат позиции, реализация которых приведет к невозможности академического сектора науки участвовать  в инновационном процессе и даже получать внебюджетное финансирование.  Ничего не делается для снятия преград, установленной различными нормативными актами на пути эффективного использования средств, выделяемых сейчас на науку (неритмичности  поступления целевого финансирования, невозможности использования средства, поступивших в конце года в I квартале следующего года, необходимости проведения тендеров при закупках на суммы свыше 60 тыс. руб. и т.д.) К серьезным проблемам приводят правила работы казначейств, несвоевременность поступления компенсаций налогов на имущество и землю академических учреждений, медленно решаются вопросы интеллектуальной собственности и авторского права. Поражает медлительность правительственных структур при решении достаточно простых организационных вопросов.  Например, увеличение доплат за ученую степень с 1-го ноября 2006г. было введено Постановлением Правительства от 22 ноября 2006г., до сих пор не утверждены новые положения об аттестации и квалификационные требования, без которых нельзя было на самом деле даже начинать «пилотный» проект. Само постановление Правительства Р.Ф. об этом проекте со сроком его начала с 1 мая 2006г. было выпущено 22 апреля 2006г., что привело к невероятной спешке и не до конца продуманным решениям при реализации 1-го этапа.

В то же время работники ряда министерств и ведомств проявляют большую энергию и активность для разработки и реализации своих, мягко говоря, не очень хорошо продуманных проектов реорганизации академического сектора науки. Отметим, что эти проекты коренным образом, изменяющие структуру управления академических институтов и открывают возможность их приватизации. В результате  многие ученые считают, что эта активность направлена не на решение проблем науки, а на захват собственности, переданной в распоряжение Академиям Наук и выделяемого им финансирования.

Мы, полномочные представители трудовых коллективов Московского региона РАН считаем, что для того, что бы российская наука могла бы успешно решать поставленные перед ней задачи, необходимо выполнить следующее:

1. Качественно увеличить финансирование науки за счет федерального бюджета (как минимум до 4 % от расходной части бюджета).
Принять необходимые законодательные акты и Правительственные документы, позволяющие учреждениям академического сектора самым  активным образом участвовать в инновационном процессе и использовать для этих целей и решения других задач государственной важности внебюджетные средства.

2. Устранить препятствия, не позволяющие эффективно использовать финансирование и материальные ценности, выделяемые научным учреждениям.

3. Повысить ответственность руководителей всех  рангов за эффективное использование выделяемых им средств.

4. Отказаться от принятия решений по изменению структуры управления академическим сектором науки без их широкого  обсуждения с научной общественностью.

 В ближайшее время, с нашей точки зрения необходимо:

1. Предусмотреть увеличение в Федеральном бюджете 2008г. финансирование гражданской науки до 210 млрд. руб., в том числе финансирование РАН до 85 млрд. руб. и поэтапное увеличение финансирования науки в РФ из всех источников (Федеральный и региональные бюджеты, инвестиции из частных  источников и благотворительных фондов и т.д.) до 3-3,5 % ВВП  к 2010г.

2. Исключить возможность принятия поправок в Бюджетный Кодекс РФ, приводящих к изъятию у учреждений Академического сектора науки внебюджетных средств и скорейшая разработка и принятие закона о бюджетных организациях, позволяющих им принимать активное участие во внедрении достижений науки.

3. Принять нормативные акты, позволяющие учреждениям академического сектора расходовать средства, полученные в IV квартале в следующем году. Разрешить закупки на суммы до 1 млн. руб. без проведения тендеров. Обеспечить своевременное поступление средств на компенсацию налогов на землю и имущество учреждений академического сектора, и прохождение нормативных документов в установленные регламентом сроки.

4. Обеспечить открытость и гласность при проведении конкурсов на получение целевого финансирования и подведение итогов выполнения этих работ.

5. Утвердить принятые Общими собраниями Академий Уставы Академий и поручить Уставным комиссиям продолжать работу по их доработке. Рекомендовать увеличить  роль научных коллективов в управлении Академическим сектором науки.

В случае быстрого решения этих вопросов можно с большей долей уверенности утверждать, что российская наука сумеет стать базой для развития России как страны высоких технологий. Возможности у нашей страны пока для этого есть.


 

©РАН 2020