http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=e54a18c1-9699-4658-bf40-cc09cabc43bb&print=1
© 2024 Российская академия наук

КАРТ- БЛАНШ. БОРЬБА ЗА НАУКУ: НОВЫЙ ЭТАП

22.08.2013



 

Независимая газета, 21 августа 2013 г.

Академик Валерий Рубаков, Сергей Гулев

Трудно поверить, что окончательный вердикт Академии действительно вынесен

Внезапно внесенный в Госдуму в конце июня скандальный законопроект «О Российской академии наук...» всколыхнул и мобилизовал научное сообщество. В отличие от чиновников в традициях ученых – обсуждать даже самые острые вопросы предметно и открыто. Ближайшим пиком обсуждения ситуации станет чрезвычайная конференция научных сотрудников России 29–30 августа 2013 года в Москве. Ведь Российская академия наук – это не собрание академиков, а единая система институтов, научных школ и научного образования. Внесенный законопроект, декларируя заботу об академиках, нацелен на разрушение именно этой системы.
Мы считаем, что в определении судьбы академии именно голос научных сотрудников должен быть решающим. Эта мысль нашла немедленный отклик: в оргкомитет вошли ученые всей страны – от Калининграда до Владивостока, от Кольского полуострова до Дагестана, всемирно известные академики и молодые кандидаты наук, физики и политологи, философы и климатологи, математики и историки. Мы получили безоговорочную, подчас неожиданную поддержку со всех концов Земли, в том числе и от тех, кто неоднократно и справедливо критиковал порядки в академии и многочисленные недостатки организации науки в России.
Но самое главное, мы получили мощную поддержку широких слоев общества – от сельских учителей до генеральных конструкторов, от деятелей культуры до крупных политических фигур. Оказалось, что усилия авторов законопроекта по вбиванию клина между «простыми учеными» и «заевшимися академиками» не принесли плодов: люди видят, кто есть кто, и встают на нашу сторону. Это удивительное чувство – оказаться в среде единомышленников, пусть с разными взглядами и интересами, но по мановению руки министра Дмитрия Ливанова объединившихся в стремлении противостоять законопроекту.
В связи с проведением конференции возникают очевидные вопросы, на которые мы здесь попытаемся ответить. Во-первых, на что мы надеемся? Казалось бы, политическое решение принято, и никто ничего уже не сможет изменить.
Отвечаем. Трудно поверить, что окончательный вердикт действительно вынесен. Невозможно представить себе, что глава государства всерьез воспринимает логически противоречивый текст законопроекта с грубыми арифметическими ошибками или речь вице-премьера, сетующей с трибуны Государственной Думы на отсутствие в Российской академии ученых с индексом Хирша 25000 (при том что мировой рекорд равен 150).
Не укладывается в голове, что можно пытаться реализовать безумный проект механического объединения трех разных академических структур в одну, а тем более передать управление академическими институтами в руки «эффективных менеджеров», уже наломавших немало дров в разных сферах нашей жизни. Нельзя допустить, чтобы под их руководством академические институты повторили судьбу Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), где громят целые научные направления и выдавливают самых блестящих ученых. Мы уверены, что разум обязательно возьмет верх, что двухмесячная отсрочка не пройдет зря, что аргументы бесчисленных сторонников здравого смысла будут услышаны.
Во-вторых, а как же Общее собрание РАН? В числе 250 академиков и членов-корреспондентов мы более месяца добивались от президиума РАН этого решения, и оно принято: открытие Общего собрания назначено на 9 сентября. Мы будем настаивать, чтобы собрание не закрывалось до отзыва законопроекта – либо же до убийственного для академии его принятия в настоящем виде. Мы надеемся, что даже при худшем развитии событий Российская академия наук сможет уйти в историю с гордо поднятой головой.
В-третьих, что ожидать от конференции научных сотрудников России? Мы ждем многого. Конечно, мы хотим, чтобы ученые всех рангов и возрастов высказались по поводу законопроекта, чтобы был дан всесторонний анализ состояния дел в российской науке, чтобы прозвучало требование о воссоздании самостоятельной научной отрасли с достойным местом в ней академии. Мы хотим сформулировать направления глубоких структурных преобразований системы организации науки в России в целом и Академии наук в частности. Мы хотим, чтобы ясно прозвучало, что наука – это основа современной культуры и цивилизации, что фундаментальные, «никому не нужные» исследования не менее важны, чем создаваемые на их основе технологии.
И наконец, мы хотим, чтобы общество увидело и услышало, что российская наука – это живой организм, что это множество замечательных людей с горящими глазами, не понаслышке знающих, что понедельник начинается в субботу. Мы хотим, чтобы новое руководство академии еще раз прочувствовало, что оно стоит на службе у многотысячного коллектива самодостаточных личностей, требующих к себе внимания и уважения.
Сегодня, когда громко звучит голос профильных и региональных отделений РАН, наших институтов, советов молодых ученых, объединений научных сотрудников, нет сомнений в том, что Академия наук готова к новому этапу в своей жизни. Мы хотим, чтобы это увидела и оценила вся Россия. Чтобы стало окончательно ясно, что назревшие изменения нельзя провести руками чиновников, не чувствующих разницы между наукой и бумаготворчеством, между работой и призванием, между службой и служением.
Сейчас России как никогда необходима опора на здоровые силы, сохранившие способность не продаваться и не действовать по принципу «чего изволите», не плясать под дудку кукловодов. Мы уверены, что руководство России понимает это и сможет увидеть такую опору в Российской академии наук.