Аналитическая записка профсоюза работников РАН по проблемам ведомственной медицины

08.04.2015



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРОФСОЮЗА

119334 Москва, ул. Бардина,6/30, стр.2, оф.14-16, тел./факс: (499)1352064, тел. 1353016  E-mail: profras@prof.ras.ru

08 апреля 2015 г. № 44


 

Аналитическая записка по проблемам ведомственной медицины

Руководителю ФАНО

М.М. Котюкову

Копия: Президенту РАН В.Е.Фортову

 

Глубокоуважаемый Михаил Михайлович!

Профсоюз работников РАН выражает удовлетворение начавшимися с третьей декады февраля подвижками в отношении комплекса ведомственной медицины. Спасибо за присланные протоколы! До этого в течение более чем полугода мы ставили вопросы о необходимости целенаправленных действий и выражали крайнюю озабоченность ситуацией, но, к сожалению, наши заявления до последнего времени оставались без ответа.

 Нас радует также желание руководства ФАНО сохранить ведомственную медицину и обеспечить прежний уровень медицинского обслуживания прикрепленного контингента. О том, что это не просто декларация свидетельствует серия прошедших в ФАНО совещаний, в том числе с выездами на места, к участию в которых иногда привлекались представители профсоюза.

К сожалению, на этом положительные моменты заканчиваются. Процесс ликвидации высокоэффективной системы ведомственной медицины РАН, перешедшей в ФАНО, продолжается. Даже в тех случаях, когда решения довольно хорошо просматриваются, до их реализации пока далеко, и темп продвижения нельзя признать удовлетворительным. Указанные в протоколах сроки не соблюдаются, денег в медучреждениях по-прежнему нет. Жаль, что к работе над проектами протоколов и последующим совещаниям в ФАНО Ваши специалисты представителей профсоюза уже не пригласили. А это повысило бы качество документов и ускорило бы их выход, а также позволило избежать досадных ошибок. Надеемся, что при работе над «дорожными картами» для учреждений ведомственной медицины эти соображения будут учтены. Профсоюз готов оперативно представлять свои выкладки, основанные на анализе мнения медиков и коллективов, потребителей услуг медучреждений. Так, в приложении к этой записке мы сформулировали замечания по протоколам и предложения профсоюза по частным решениям на местах.

Прошлый год характеризуется наложением двух реформ - системы здравоохранения в стране и РАН. Нам не хотелось бы здесь обсуждать проблемы системы здравоохранения в стране, а также искать ответ на вопрос, почему проблемы ведомственной медицины не стали предметом пристального внимания руководства ФАНО вплоть до 20 февраля нынешнего года, когда в коллективах начались протестные движения и пошли заявления в прокуратуру, главе государства и т.п. Гораздо важнее сегодня попытаться понять, что делать.

С нашей точки зрения необходимо в кратчайшие сроки осуществить следующие действия.

- Изыскать средства для погашения задолженности по зарплатам тем работникам медучреждений, которые с нарушениями норм действующего ТК с января были лишены доходов. Причем средства следует найти на, прогнозируемый период перехода на новый механизм финансирования. Быстро адаптирующимся к новым условиям учреждениям придется помогать 2-3 месяца. Наиболее проблемные структуры, которые не были своевременно включены в систему ФОМС, видимо, необходимо будет поддерживать до начала следующего финансового года.

- Разработать и реализовать комплекс мер, намеченных протоколами («дорожными картами»).

Решение этих задач требует финансовых ресурсов. Мы предлагаем рассмотреть следующие возможности их получения.

1. ФАНО как учредитель своих медучреждений, несущий ответственность за их содержание, может выделить часть средств своего бюджета.

2. До подведомственных учреждений, имеющих возможности включиться в программы ОМС, средства программы должны быть доведены в полном объеме.

3. Дополнительные средства на покрытие расходов по оказанию медицинских услуг прикрепленному контингенту могут быть изысканы как в частном порядке в учреждениях – пользователях услуг, так и в рамках централизованных ресурсов. В последнем случае речь может идти, например, о создании контролируемого общественностью фонда отчислений подведомственных ФАНО организаций от арендных средств.

4. Выделение государством дополнительных средств ФАНО на финансирование ведомственной медицины, и, в частности, программ по профилактике и лечению профзаболеваний; диспансеризации и ведомственному контролю состояния здоровья занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами; допуск к работе определенных законом категорий трудящихся. Федеральная таможенная служба сохранила ведомственную медицину именно в связи с необходимостью оформлять допуск сотрудников к работе.

Понимая, что проблема носит системный характер, связанный с реформой системы здравоохранения, профсоюз оставляет за собой право выразить решительный протест по поводу этой непродуманной реформы и присоединить свой голос к другим ее критикам. Если эффективные меры по сохранению нашей медицины не будут приняты, уже начавшиеся выступления наших коллег в Борке, Казани, Сыктывкаре и др. могут вылиться в мощную протестную кампанию. Нам не хотелось бы такого развития ситуации, но профсоюз будет поддерживать свои организации в их борьбе против наступления на права сотрудников академических структур.

Председатель Профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

1. Замечания и предложения по Москве и Подмосковью Фрязино, Черноголовка, Пущино.

Носят общий характер. Чрезвычайно медленно идет поиск адекватных решений и прикрепленный контингент уже имеет трудности с обслуживанием, а учреждения с финансированием. Нужно срочное принятие мер. Обещанная поддержка мэрии Москвы пока не воплотилась в результат. Ситуация носит разнообразный, но в основном драматический характер, грозящий акциями протеста. Частные решения для членов РАН, которых планируют прикрепить к «кремлевке» никоим образом не представляют интереса для сотрудников ФАНО, ранее активно пользовавшихся услугами ведомственной медицины. Налицо снижение социальной защищенности. Также вряд ли интересно, что правило, ранее распространявшееся на членов РАМН и их семьи об их бесплатном и внеочередном мед.обслуживании в клиниках РАМН теперь распространено на членов объединенной Академии и их домочадцев. Хотя нельзя не отметить активность ФАНО и руководства РАН во взаимодействии с московскими властями и территориальным фондом ОМС.


2. Замечания по Борку

11 марта 2014 года в пос. Борок приезжали представители ЦКБ, осмотрели больницу на предмет реорганизации ФГБУЗ больницы ИБВВ РАН путем присоединения к ЦКБ. 12 марта приезжали представители из отдела мобилизационной подготовки и ГО. Результаты их посещения пока нам не известны. Больница остается в критическом положении, со слов главного врача Кожевниковой О.В.: на сегодняшний день дополнительные средства на больницу ИБВВ РАН не выделены ни по одному из каналов: Ярославский ФОМС, ФАНО, ГО.

Зарплата за февраль 2015 года выплачена из средств, присланных по плану Ярославского ФОМС на 1 квартал этого года, а также от оказания платных услуг.

Средств на зарплату, на закупку медикаментов, питание больных, оплату коммунальных услуг и прочего - нет!

На оплату счетов уже требуется порядка 800 тысяч рублей (и эта сумма постоянно увеличивается) и 1,5 млн. рублей на зарплату за март.

Профсоюзная организация ИБВВ РАН выражает озабоченность этой ситуацией. Мы требуем, в открытой форме, обратиться к руководству страны с призывом в кратчайшие сроки принять соответствующие меры по спасению ведомственной медицины.

Председатель ППО ИБВВ РАН Сметанина Т.Л.

Зам. председателя Рябцева И.П.


3. Замечания по Уралу

Заседание на Урале состоялось раньше других, но решения пока не просматриваются.


Сыктывкар.

26 февраля в Коми НЦ приезжал руководитель Уральского ТУ ФАНО И.Л.Манжуров. Цель визита - ситуация с Амбулаторией Коми НЦ. На встрече я попросила прокомментировать, почему на совещаниях в Москве не рассматривался вопрос о медицине Уральского отделения. Манжуров ответил, что такое совещание по Уралу состоялось 19 февраля, оно же послужило отправной точкой для обсуждения проблем медицины в других регионах. Приезд в Сыктывкар был обусловлен тем, чтобы на месте рассмотреть возможности сохранения Амбулатории. Хочу сказать, что неоднократные попытки "достучаться" до руководства ФАНО и рассмотреть предлагаемые варианты по сохранению Амбулатории, на протяжении с октября прошлого года оставались без ответа.
Последнее письмо за подписью председателя Центра было направлено 18 февраля, где сообщалось, что фактически Амбулатория существует только на бумаге, врачи подали заявления об увольнении, в т.ч. и глав. врач (повременить с таким решением председатель отговаривал её с 5 декабря 2014). Я обратилась к Дерягину А.И. с просьбой проинформировать об этом руководство УрО и ТУ ФАНО на встрече с Советом профсоюза УрО. В итоге в центральном аппарате ФАНО "осознают", что Амбулатория Коми НЦ остаётся без руководителя, замены нет, и переадресует решение проблемы в Уральское ТУ ФАНО. В переговорах с Медведевым А.М. обсуждался вариант реорганизации Амбулатории с последующим присоединением к Коми НЦ (либо одному из институтов Коми НЦ, на территории которого располагается Амбулатория). На вопрос за счёт каких средств будет осуществляться реорганизация, Манжуров И.Л. пояснил, что на саму процедуру, на выплаты сотрудникам Амбулатории, подлежащих сокращению, ФАНО готово изыскать средства по программе (с точным названием затрудняюсь), предусмотренной для проведения пилотных проектов по реструктуризации.
Сохранить штат Амбулатории в полном составе на сегодняшний день Центр не сможет из-за отсутствия серьезной внебюджетки. Расчеты показывают, что увеличить численность прикрепленного контингента, исходя из объёма мед. помощи в амбулатории, и соответственно повысить долю финансирования из ТФОМС, не удастся. Для сохранения медицинской службы как таковой, руководство Коми НЦ предлагает вариант создания нового подразделения при Центре - мед. пункта с численностью 5 единиц + стоматологический кабинет (только коммерческие услуги).
Отмечу, что в письменных обращениях к руководству ФАНО предлагался и вариант присоединения Амбулатории к Институту физиологии Коми НЦ с перепрофилированием ее на научные исследования по направлению "профилактическая кардиология и спортивная реабилитология" с использованием разработок Института (пытались обосновать внести изменения в госзадание). При этом сокращение медперсонала было бы минимальным. Но по-видимому, ФАНО в конце прошлого года меньше всего заботила судьба мед.учреждений...
После совещания в Сыктывкаре Манжуров И.Л. попросил глав. врача отозвать свое заявление об уходе. Совместно с председателем Центра они подписали заявления о согласии начать реорганизацию и присоединение, при условии дополнительного финансирования на эти мероприятия. 2 марта в Уральское ТУ ФАНО был направлен план финансово обеспечения мед.пункта на 2015 г. с указанием расходов и источников финансирования.
Вот вкратце, упуская эпитеты и другие выражения в адрес ФАНО, о текущем положении Амбулатории Коми НЦ.


4. Замечания по Владивостоку

Вопрос по созданию Тихоокеанского национального центра биомолекулярных исследований и биомедицины путем слияния ФГБУЗ Медицинского объединения Дальневосточного отделения РАН (г. Владивосток) с Тихоокеанским институтом биоорганической химии ДВО РАН им. Г.Б. Елякова, НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.П. Сомова активно обсуждается на уровне руководителей этих учреждений. Все организационные вопросы прорабатываются на совещаниях директоров, обсуждаются проблемы с руководителем Территориального управления ФАНО Аксеновым А.А.

Создание Тихоокеанского национального центра биомолекулярных исследований и биомедицины - это очень интересный и важный проект, но этот вопрос требует подготовки, а, следовательно, финансовых и временных ресурсов. Решения совещаний по вопросу преобразования МО ДВО РАН не решают текущих и ближних проблем функционирования поликлиники и больницы Медобъединения, главной задачей которого является ежедневное оказание медицинских услуг пациентам, в том числе сотрудникам учреждений ДВО РАН.

Проведены совещания с представителями институтов ДВО РАН, я встретилась с Председателем Президиума ДВО РАН В.И.Сергиенко. Буквально сегодня вместе с зам. главного врача МО ДВО РАН Г.Г.Павловой мы подробно рассмотрели проблемы финансирования по ФОМС. Фонд ОМС до сегодняшнего дня не выставил на сайте суммы финансирования по статьям расходов. На начало января у руководства МО ДВО РАН не было откорректированных данных по госзаданию, поэтому приходилось координировать работу вслепую. Средний уровень зарплаты по медобъединению снизился до 16 тыс.руб. по сравнению с 25 тыс. руб. за предыдущий период. Это стало причиной увольнения высококвалифицированного медперсонала.

Мы готовим проведение расширенного заседания профкома с участием главного врача, зам председателя президиума ДВО РАН, и с руководителем Территориального управления ФАНО с приглашением профсоюзного актива, сотрудников учреждений ДВО РАН.

Председатель Объединенного профсоюзного комитета

ПРО профсоюза работников РАН О.С. Громашева


5. Карелия. Ситуация крайне тяжелая и НЦ не богат/, чтобы реально вложиться в поддержку медицины.


6. Кольский. Несколько оптимистичнее, но также нужна помощь.


7. Замечания по Н.Новгороду

Техническое замечание по протоколу состоит в том, что В.Вдовин (аналогичное замечание по протоколу об амбулатории ФИРЭ - там Г.В.Чучева выступала в дух лицах и как представитель профсоюза и как представитель ФИРЭ), в данном заседании был не только представителем Профсоюза, но и официальным представителем ИПФ РАН, возможно, этот факт привел к тому, что руководство ЦКБ в течение двух дней уклонялось от встреч с представителями ИПФ для завершения договоренностей, намеченных в кабинете А.М.Медведева. По существу же наиболее весомым замечанием является то, что сторона ЦКБ, подержанная руководством профильного управления ФАНО, настояла на ЛИКВИДАЦИИ своего нижегородского филиала и не приняла предложения ИПФ РАН о РЕОРГАНИЗАЦИИ с предоставлением права оказания платных услуг филиалу на переходный период. ИПФ, не видя желания второй стороны искать компромисс в этом направлении, не намерен настаивать на этом пути и готов пройти более сложный и затратный вариант, связанный с ликвидацией. Но при этом будет настаивать на корректном ее проведении, полностью соответствующей действующей нормативной базе. Также не можем не выразить озабоченности отклонениями от намеченного графика преобразования, складывающимися не по вине ИПФ. Сторона ИПФ еще 19 февраля направила в ФАНО текст поправок в Устав, которые позволят создать медподразделнеие и начать процесс лицензирования, до сих пор (16 марта) поправки не согласованы ФАНО и процесс лицензирования не начат. Также строго в соответствии с Протоколом нами подготовлен и 03.03.15. направлен на согласование в ФАНО проект Дорожной карты, он также до сих пор не согласован.


8. Замечания по Казани

Информация

о состоянии дел с Поликлиникой Казанского НЦ РАН на 13.03.2015

 

12 марта с.г. состоялась встреча зам. председателя КазНЦ РАН академика Е.Е.Никольского и главврача Поликлиники В.И.Погорельцева с руководством МЗ РТ. Ознакомившись с состоянием дел, оценив качество оказываемых медицинских услуг, оснащенность поликлиники оборудованием, а также уровень подготовки медперсонала, министр здравоохранения РТ .А.Ю. Вафин принял решение о выделении поликлинике дополнительно 2 терапевтических участков, в результате чего финансирование поликлиники через фонд ОМС должно стать достаточным для продолжения ее существования.

По итогам встречи поликлиника вышла в кабинет министров РТ с ходатайством о передаче городом здания (ул. Муштари, 33), где она и располагается, в оперативное управление КазНЦ.

Дополнения к Протоколу, предложенные и подписанные участниками Совещания, прилагаю.

Об итогах, достигнутых в результате проведенных переговоров, сообщу дополнительно.

Председатель ТПО КазНЦ РАН Л.Г.Шарапова

13.03.2015


СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

по Протоколу Совещания у Первого заместителя руководителя ФАНО А.М.Медведева

(Москва, 24 февраля 2015)

 

1. Протокол начинается со слов: «Представлен анализ финансово-хозяйственной, медицинской деятельности поликлиники…, доклад о деятельности учреждения в рамках территориальной программы ОМС и взаимодействия с ТФОМС РТ»…

Почему в «Решениях» п.1 предписывает: «Поликлинике… провести анализ организации оказания мед. помощи, осуществляемой в рамках ОМС…», если он уже представлен?

2. В докладе и обсуждении было сказано, что средств фонда ОМС недостаточно для обеспечения оказания первичной и специализированной медпомощи (ФЗ от 01.12.2014 №384-ФЗ), поэтому «модель финансового обеспечения деятельности поликлиники» (п.3а Протокола) в настоящих условиях невозможна. «Дорожная карта» развития поликлиники была представлена в письме к В.В. Котюкову в конце 2014 г. и не получила ни развития, ни одобрения ФАНО.

3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора по РТ установила, что ФАНО нарушило бюджетный кодекс РФ ст. 158, п.1, подпункт 10 в части распоряжения бюджетных средств и направило ходатайство по проведению проверки ФАНО в центральный аппарат Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. (письмо № 11-04-03-31/915 от 04.03.2015)

Приказа ФАНО о ликвидации поликлиники также нет

Направлено официальное письмо с дополнением к протоколу, в котором указаны 3 пункта, неудобные для ФАНО, не вставленные в протокол (см. Дополнения).

В целом Протокол носит формальный характер, и создает впечатление о неконструктивном итоге Совещания.

Сложилась беспретедентная ситуация, когда коллектив поликлиники 3 месяц работает в штатном режиме, не получая зарплаты, что является грубейшим нарушением прав работников и норм ТК РФ. Проблема должна быть решена в кратчайшие сроки.

В настоящее время председателем профкома Поликлиники Ф.М.Файзрахмановой направлено третье письмо Президенту РФ В.В.Путину с требованием разобраться в ситуации, где указывается, что в случае затягивания решения проблемы коллектив готов начать бессрочную голодовку.

Председатель ТПО работников КазНЦ РАН Л.Г.Шарапова

13.03.2015


ПРЕДЛОЖЕНИЕ к дополнению Протокола:

  1. Финуправлению и юротделу ФАНО рассмотреть механизмы погашения неисполненных фин.обязательств ФАНО в отношении поликлиники КазНЦ за 2014 г (письмо №36 от 21.01.15)
  2. Письменно уведовить Поликлинику об отсутствии бюджетного финансирования в 2015 г со стороны учредителя ФАНО
  3. Направить письмо Правительству республики Татарстан с просьбой о содействии в вопросе передачи здания поликлиники КНЦ в оперативное управление поликлиники КНЦ

 


9. Замечания по СПБ НЦ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ (ТЕРРИТОРИАЛЬНА) ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

После перевода медицинских учреждений РАН на одноканальное финансирование из фонда ОМС качество обслуживания сотрудников РАН в Санкт-Петербурге резко ухудшилось. На приём к врачам, а особенно к специалистам, приходится предварительно за неделю-месяц записываться. Многие анализы и диагностики стали платными. Такое положение дел объясняется тем, что рынок ОМС в Петербурге давно поделен и финансирование академических медицинских учреждений из ТФОМС носит остаточный характер.

Руководство медучреждений, СПб НЦ и ФАНО не провели соответствующих мероприятий в 2014 г., подготавливающих переход на одноканальное финансирование по ОМС. В итоге медучреждения оказались в сложном положении, идет потеря высококвалифицированных кадров и разрушение сложившихся коллективов. Без принятия срочных мер встает реальная угроза утраты наших академических медучреждений. Вина за это, прежде всего, ляжет на ФАНО. Агентство, приняв на себя функции управления и учредителя, вместе с тем, приняло на себя и ответственность за содержание принятого имущества, его материально-технической базы, развитие и сохранение социальных гарантий, охраны труда и здоровья работников подведомственных организаций.

Объединённый комитет СПб РО считает, что ФАНО должно в срочном порядке разработать социально-ориентированную политику, направленную на гарантированное обеспечение достойной охраны труда и здоровья сотрудников РАН. Эта политика должна включать также вопросы организации полноценного отдыха сотрудников учреждений ФАНО и их детей.

В качестве экстренных мер поддержки медицинских учреждений РАН в СПБ Объединённый комитет считает необходимым:

1. Обратиться в территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга с требованием о выделении медицинским учреждениям ФАНО финансирования на оказание медицинской помощи прикрепленного по линии ОМС контингента в полном объеме, а не по остаточному принципу.

2. В целях сохранения уровня медицинского обслуживания работников организаций ФАНО просить руководство ФАНО обеспечить выделение своим подведомственным организациям дополнительных средств по статье прочие расходы для заключения добровольного медицинского страхования работников и проследить за целевым использованием указанных средств.

Объединённый комитет СПб РО заявляет, что без принятия экстренных мер, работники организаций ФАНО будут лишены специализированного медицинского обслуживания, а ФАНО потеряет достаточно хорошо оснащенные медицинские учреждения РАН, создававшиеся многие годы.

Председатель С.А. Окулов

*

Письмом №10190/64-6311 от 26.07.2013 г. Медицинского центра Управления делами Российской академии наук СПб больнице РАН, в связи с действующим законодательством и с целью поэтапного вхождения медорганизаций РАН в систему ОМС, было рекомендовано в кратчайшие сроки обратиться в ТФОМС для заключения договоров на оказание медицинской помощи и финансирования данной помощи по ОМС. В данном письме были описаны этапы снижения бюджетного финансирования и для стационара предусматривалось финансирование в 2014 г. 65%, в 2015-2016 – 50%.

Однако, в декабре 2014 года нас проинформировали, что на 2015 и последующие года бюджетное финансирование учреждения в части оказания стационарной и амбулаторной помощи вообще не предусмотрено.

Заявка, которая была подана своевременно на 2015 год в ТФОМС Санкт-Петербурга, была удовлетворена лишь на 15%. Это произошло потому, что город выполняет свои социальные обязательства финансируя городские медицинские учреждения и не нуждается в дополнительных объемах медицинской помощи по ОМС со стороны федеральных учреждений. А каждый сотрудник учреждений Российской академии наук, как и любой другой гражданин Российской Федерации, и так прикреплен по полису ОМС к поликлинике по месту жительства.

СПб больницей РАН было организовано переприкрепление желающих сотрудников РАН к поликлинике СПб больницы РАН. Однако, по разным причинам, количество таковых оказалось около 5000 человек.

Плановый объем выделенного финансирования по ОМС на 2015 год по амбулаторно-поликлиническому звену был освоен в середине февраля 2015 года. Несмотря на это, СПб больница РАН продолжает оказывать услуги прикрепленному контингенту РАН, ведет работу по продолжению переприкрепления наших пациентов к СПб больнице РАН по полису ОМС.

В настоящее время главный врач больницы Чагунава Олег Леонтьевич ведет переговоры с руководством города и Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга об увеличении объемов финансирования по ОМС для СПб больницы РАН.


Источник: Профсоюз работников РАН

Подразделы

Объявления

©РАН 2019