Встреча Президента РАН со стобалльниками ЕГЭ

31.05.2018



100-бальники пришли в РАН

Состоялась встреча выпускников школы, набравших рекордное число
баллов ЕГЭ, с президентом РАН академиком РАН А.М. Сергеевым

(jpg, 88 Kб)

Редкое явление в зале президиума РАН, где обычно проходят серьезнейшие заседания, обсуждения — стулья заняли три десятка чрезвычайно молодых девушек и юношей, вчерашних школьников. Но, на самом деле, это также очень серьезные люди — ведь у них высшие достижения в стране в экзамене ЕГЭ, это — 100-бальники.

Каждый год растет число школьников, которым удалось набрать максимальное количество баллов ЕГЭ, причем, среди них есть те, кто получил 100 баллов сразу по трем предметам. Чтобы помочь выпускникам-интеллектуалам в дальнейшей учебе и будущей карьере, Российский Союз Молодежи (РСМ) при поддержке Федеральной Службы по надзору в сфере образования и науки создал национальный клуб «Российские интеллектуальные ресурсы». В РСМ считают, что так называемые «100-бальники» в будущем должны стать интеллектуальной элитой нашей страны, и потому решили создать этот клуб: необходимо, как думают в РСМ, «создать для них стимулы остаться в России и развиваться здесь, ведь вопрос так называемой «утечки мозгов», когда молодые ученые и специалисты покидают пределы страны и работают за границей, пока остается для России актуальным», — это слова главы РСМ Павла Красноруцкого. Основой программы каждого мероприятия стало создание коммуникативной площадки для обучения участников с представителями ведущих государственных и коммерческих структур (потенциальными работодателями). Во вторник 29 мая состоялась очередная встреча — на этот раз в здании Российской академии наук с президентом РАН академиком РАН А.М. Сергеевым.

(jpg, 45 Kб)

Академик РАН А.М. Сергеев. Рад приветствовать вас в Российской академии наук. Для вас, думаю, уже провели экскурсию по этому зданию, чтобы вы смогли немного окунуться в историю трех веков — ведь Академии наук в 2024 году исполняется 300 лет. Думаю, вы почувствовали атмосферу академичности. То, что вы сегодня сюда пришли, это не только важно для вас — познакомиться с Российской академией наук, но это также важно и для нас, потому что это одна из задач Российской академии наук — вести не только просветительскую деятельность, но также деятельность по ориентации молодежи в науку. И мы считаем, что чем раньше некоторые из вас примут такую ориентацию, тем больше у нас будет шансов, чтобы вы — очень сильные способные ребята, которые уже продемонстрировали свою приверженность к знаниям — успешно двигались по этой траектории, переходя с одной ступеньки на другую. И очень надеемся, что часть из вас придут и в Российскую академию наук, будут ее членами. Давайте сегодня просто поговорим, как равные с равными — о наших проблемах, о задачах которые, вы видите, которые стоят перед вами, перед страной, перед наукой.
То, что молодые и способные кадры ориентированы на творческую работу — очень нужно сейчас нашей стране. Ведь у нас сейчас серьезный, может быть даже поворотной период в нашей истории, и он связан с тем, что мы прожили в условиях новой социально-экономической формации почти 30 лет. И, наверное, только сейчас окончательно поняли, что, действительно, нашей стране нужно идти своим путем, ориентироваться на свои силы и ориентироваться на творческих людей. Соревнование, которое имеет место в мире между различными странами в экономике, в технологиях, в науке — в значительной степени опирается на достижения науки и технологий. Поднять производительность труда удается правильными организационными решениями, но, все-таки, в большей степени это происходит потому, что появляются новые знания, которые переходят в технологии. И все это превращается в то, что сейчас называется производительными силами экономики. Это экономика, основанная на знаниях. Перед нами сейчас задача достичь темпа экономического роста, не меньшего, чем среднемировые темпы, которые, тоже меняются год от года. Прошедший год был очень хороший для мировой экономики — почти 4% роста — но бывают и небольшие спады, бывает и ноль роста. Но если мы хотим развиваться, быстрее догонять и перегонять, то, конечно, наш темп должен быть достаточно большим. Ставится задача достичь 5-7% роста экономики в год. И, если подумать — за счет чего наша экономика может расти — то видно, что у нас не так уж много ресурсов. Ведь мы сейчас находимся в условиях сложной геополитической ситуации, в условиях санкций, ограниченности инвестиций, т.е. доступа к международным финансовым рынкам, мы сегодня не имеем тех инструментов, которые имеют другие страны, с которыми мы хотим соревноваться. Это — существенный момент. И поэтому, когда мы говорим, что мы хотим развиваться достаточно быстро — а мир-то развивается, в основном, за счет науки и технологий — то ясно, что угнаться за ним мы можем только в случае, когда нашу науку и технологии будем осваивать и поднимать быстрее, чем в среднем в мире.

Как это можно сделать в условиях ограниченных финансовых ресурсов? Ответ только такой: если мы в полной используем такое важное качество жителей нашей страны, нашего народа, как креативность. Мы так говорим, действительно, не на пустом месте, мы гордимся этим и это знает весь мир — что мы люди творческие, это доказано историей. Например, когда после Великой Отечественной войны восстанавливалась страна — тоже фактически не было никаких ресурсов. Это был серьезный творческий труд, который позволил очень быстро решить проблемы военного паритета и сделать замечательные продвижения в нашей промышленности. Это все доказано и продемонстрировано. И сейчас видно, что те задачи, которые мы перед собой ставим, опять-таки, могут быть решены только в случае, если мы включим наши творческие способности. Мы должны поставить такую задачу!

Как нам сделать так, чтобы это наше природное креативное начало получало наибольшие возможности для своего развития — и при учебе в школе, и при учебе в университете, и дальше, когда люди приходят в аспирантуру, начинают работать в институтах? Здесь очень важно посмотреть на всю нашу систему в целом и подчеркнуть, что здесь роль не только Академии наук, не только Министерства образования, не только Федеральной Службы по надзору в сфере образования и науки, которую возглавляет Сергей Сергеевич Кравцов. Здесь нам всем вместе нужно предлагать решения, чтобы эту траекторию творческого труда сделать в нашем обществе доминирующей.

Поэтому было бы очень интересно узнать — ведь вы сейчас уже задумались о какой-то своей будущей карьере. Вы можете пойти в науку, можете пойти в бизнес, можете пойти в другую сферу — все важно! Бизнес сегодня — это реальная движущая сила экономики, ведь мы живем в рыночной экономике. Мне было бы интересно узнать ваше мнение о том, как вы видите свои будущие траектории. Конечно они должны быть разные. Вы — способная молодежь, которая продемонстрировала свои отличные знания и свои достижения. Почему вы хотите выбрать в нашей стране такую жизненную траекторию? Почему вы считаете ее наиболее оптимальной? И в каком смысле — раскрытие творческих способностей, скорейшее достижение успеха, с финансовой точки зрения, или занятие каких-то должностей? Что бы вы хотели, чтобы государство сделало для того, чтобы эта траектория была быстрой и вы продвигались вверх с большой производной? Пожалуйста, не стесняйтесь — я бы хотел просто послушать. Что вы думаете о своем будущем в этой стране?

Я призываю вести себя свободно, нам очень важно ваше прямое неискаженное мнение, представления о роли молодежи и о том, как в стране выстраивать науку. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет не последний, мы дальше будем сотрудничать.

(jpg, 50 Kб)

Глава Рособрнадзора С.С. Кравцов. Задача нашей Службы — чтобы экзамены проходили так, чтобы у каждого, кто сдает экзамен ЕГЭ, была возможность сдать экзамен на наивысшее количество баллов, чтобы мы были уверены, что вы, действительно, показали свои знания. Здесь присутствуют ребята, которые набрали 100 баллов, а есть такие, кто набрал 300 баллов — в том числе по профильной математике, по химии, по физике. Это — уникально! Можно условно сказать, что эти ребята уже как бы наполовину ученые. Когда мы с Александром Михайловичем встречались, обсуждали экзамены, у нас возникла такая идея — встретиться с ребятами, поговорить, обсудить. Я сам работал в Академии образования и знаю, насколько востребованы молодые кадры в академической науке. Кто-то из вас будет работать инженером. Но, думаю, многие из вас свяжут свою судьбу с наукой — это почетно не только для общества, но для страны и для мира. Надеюсь, что эта наша встреча будет продолжена. Я надеюсь, что вам будет предоставлена возможность поработать в лабораториях научных исследований. Давайте сегодня это обсудим. У вас, действительно, уникальная возможность поговорить с президентом Российской академии наук, от себя добавлю — я в вашем возрасте мог об этом только мечтать! Микрофон — свободный! Общайтесь!

 (jpg, 54 Kб)

Далее шла совместная дискуссия. Поинтересуемся — кто эти ребята, возьмем трех из тех, кто был собеседником президента РАН. И надо же — полностью подтверждаются слова академика РАН А.М. Сергеева о творческом начале и соответствующей жизненной траектории. Дмитрий Рыбин (300 баллов) избрал специальностью математику и учится на первом курсе Высшей школы экономики. Иван Дятлов учится на втором курсе Ядерного университета МИФИ, избрал специальность «применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения». Александра Чухланцева избрала специальностью физику, учится на втором курсе Ядерного университета МИФИ.
Говоря словами моряков — семь футов под килем, ребята!

ВИДЕО (Научное ТВ РАН, выпускающий редактор Анастасия Барашкова)

Фото Научная Россия



Сергей Шаракшанэ

Подразделы

Объявления

©РАН 2024