http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=e819e529-2e36-4088-a24b-afe989ecee28&print=1
© 2024 Российская академия наук

Разделяй, властвуй, экономь. Ученые России выступают против нового этапа реформы РАН

18.10.2016



Ученые России выступают против нового этапа реформы РАН

Одним из ключевых вопросов повестки заседания президиума Российской академии наук, которое пройдет завтра, 18 октября, в Москве, станет ситуация вокруг назревающей реформы Уральского отделения РАН. Предполагается слияние 21 института УрО РАН в Уральский федеральный исследовательский центр (УФИЦ), что уже породило волну протеста ученых. Однако екатеринбургская история — лишь фрагмент новой масштабной реформы РАН. Как стало известно Znak.com, ее целью ставится дробление существовавших доныне мощных региональных отделений РАН и ликвидация научных институтов в России как класса.

На Урале возмущены

О том, что на завтрашнее заседание президиума РАН планируется вынести вопрос о реформировании Уральского отделения академии, корреспонденту нашего издания сообщили в приемной академика Геннадия Месяца. В 1980-х Месяц создал и возглавил Институт электрофизики УрО РАН. С 1987 по 1998 год возглавлял само отделение Академии наук. Теперь Месяц выступил застрельщиком широкого обсуждения существующей идеи трансформировать УрО РАН. «Реформа [РАН] идет три года. Где-то [создание федеральных исследовательских центров], наверное, возможно и уместно. Но заменить им Уральское отделение, которое так трепетно создавалось, — это нонсенс, конечно. Надеемся, что это пока обсуждение. У нас практически все академики категорически против», — описали сегодня позицию в пресс-службе РАН.

Известно, что вопрос создания УФИЦ на базе двух десятков институтов УрО РАН 12 октября обсуждался на президиуме самого отделения. «Позиция ученого сообщества резко отрицательная», — сообщил председатель УрО РАН академик Валерий Чарушин. По его словам, неофициальная информация о планирующейся реформе появилась еще летом этого года. В качестве инициатора ученый называет Федеральное агентство научных организаций (ФАНО; создано в 2013 году в рамках первого этапа масштабной правительственной реформы РАН).

Подробнее позицию членов президиума УрО РАН раскрыл директор Института иммунологии и физиологии отделения, академик и депутат Госдумы РФ седьмого созыва Валерий Черешнев. «Мы задаем вопрос: под какую цель делать это объединение? Я понимаю, что раньше было отраслевое объединение вокруг космоса – все работали на тему «наш человек в космосе». Но тут же ответа не поступает! И одно дело — объединять какие-то родственные [по научной тематике] институты, которые работают друг с другом на стыке. А что нам предлагается? Как говорили раньше – чохом всех свести в один колхоз. Они хотят три тысячи людей свести вместе: науки о земле, химиков, физиков, биологов. Посмотрите на эту схему — что хорошего, как это все организовывать и координировать? Считаем, что это ничего не даст и будет просто неуправляемо. Поэтому мы против», — сказал Черешнев.

Какую позицию выработает завтра по вопросу реформы Уральского отделения президиум РАН, не ясно. В Академии отмечают, что екатеринбургская история — лишь фрагмент новой масштабной реформы, которая ждет российскую науку. Речь идет о трансформации некогда мощных региональных отделений РАН в несколько менее влиятельных ФИЦ. Причем в некоторых случаях будет использоваться территориальный принцип их формирования, в других – отраслевой.

Сибирский эксперимент

Влиятельное Сибирское отделение РАН оказалось в числе первых, на ком начали откатывать эту схему. В апреле 2015 года Институт цитологии и генетики СО РАН объединили с Сибирским научно-исследовательским институтом растениеводства и селекции, создав на их базе ФИЦ ИЦИГ. Как отмечают в СО РАН, сейчас это мегаобъединение включает в себя четыре бывших научных института РАН и вскоре ожидается, что вберет в себя еще три. Количество его сотрудников составляет 1,5 тыс. человек.

Следом за отраслевыми на базе СО РАН начали откатывать схему создания региональных ФИЦ. Первым стал Красноярский федеральный исследовательский центр, вобравший в себя 11 подразделений Сибирского отделения академии, расположенных в Красноярске. Как отмечает осведомленный собеседник Znak.com в президиуме СО РАН, красноярцы проголосовали «за», «выбирая меньшее из зол». «У них была альтернатива присоединиться к Сибирскому федеральному университету. Они посчитали, что так сохранят хотя бы какую-то самостоятельность», — пояснил источник. На данный момент все необходимые документы о создании КФИЦ в ФАНО уже подписаны.

Аналогичные проекты вынашиваются по отношению к Якутскому и Иркутскому региональным центрам СО РАН. По словам Черешнева, иркутчане, как и уральцы, выступили резко против идеи. Одним из идеологов оппозиции у них выступает академик РАН, геохимик Михаил Кузьмин. «Я восемь лет был председателем Иркутского научного центра СО РАН. В конце 90-х годов были у нас и интеграционные программы, когда разные институты объединялись для решения конкретно поставленной задачи, к примеру, археологи с геологами изучали, как изменения окружающей среды влияли на местное население в давние времена и что нас ждет в будущем. В данном же случае от нас хотят, чтобы мы объединились с лишением институтов своей юридической самостоятельности. Но с какой целью это делается? Пока нам понятно только одно: если институты потеряют свободу, возможность заключать выгодные договоры и контракты, то многие из них просто прекратят свое существование. В тех же, что останутся, уровень бюрократии, который и без того увеличился в институтах в разы с приходом ФАНО, однозначно возрастет еще на порядок», — цитировала в апреле пресс-служба РАН заявление Кузьмина.

К слову, помимо создания Уральского федерального исследовательского центра, в ФАНО уже задекларировали идею создания Пермского федерального исследовательского центра. Планируется объединить четыре института УрО РАН в Перми: Институт механики сплошных сред, Институт технической химии, Институт экологии и генетики микроорганизмов, Горный институт.

Сократить и сэкономить

По словам Черешнева, суть происходящего в стремлении ФАНО сократить количество юридических лиц (сейчас такое лицо — каждый институт), за которыми ему приходится присматривать. «Сейчас у ФАНО 1000 юридических лиц, а будет 200 или даже 150. Конечно, меньшим количеством легче управлять», — отметил Черешнев. «Пытаются сделать это сейчас по всей стране. Причем говорят, что это движение навстречу пожеланиям академиков, но это абсолютно не так! Реализуется чисто управленческая, можно сказать, бухгалтерская задача без оглядки на последствия для самой науки», — считают в РАН.

Среди учёных популярно мнение, что таким образом российское правительство пытается сократить в условиях острого дефицита российского бюджета траты на отечественную науку. Ранее в интервью Znak.com председатель РАН, академик Владимир Фортов подтвердил намерение кабмина сократить бюджет РАН на 2017 год на 10% до 75-77 млрд рублей.

В пресс-службе ФАНО сегодня затруднились оперативно представить по сложившейся ситуации комментарий, попросив направить им запрос (он направлен).

Не первая реформа

В последний раз масштабную реформу отечественная наука пережила в 2013 году. Тогда воедино были объединены Российская академия наук, Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук. Финансовые и имущественные вопросы были изъяты из ведения РАН. Для их решения было создано ФАНО, возглавил которое выходец из Красноярска, бывший проректор Сибирского федерального университета и замглавы минфина Михаил Котюков.

Ученые неоднократно выступали против этой реформы. Одно из последних протестных писем академики и член-корреспонденты РАН направили президенту РФ Владимиру Путину в июле этого года. Они заявили о «беспрецедентном давлении» на отечественную науку со стороны государственных структур и попросили срочно пересмотреть программу реформы РАН. «Мы стоим на грани окончательной ликвидации конкурентоспособной научной отрасли – одной из традиционных опор российской государственности. Ситуация стала критической и требует принятия неотложных мер со стороны высшего руководства страны», – подчеркивали тогда авторы обращения.

Коммерсантъ – Урал, Игорь Пушкарев