Обращение митинга российских ученых 13.10.2011 председателю Правительства РФ и председателю Государственной Думы РФ

16.10.2011



 

Председателю Правительства РФ
Путину В.В.

Председателю Государственной Думы РФ
Грызлову Б.В.

      Копия
Министру образования и науки Фурсенко А.А.
Министру экономического развития Набиуллиной Э.С.
И.о. министра финансов Силуанову А.Г.
Руководителю фракции КПРФ в Государственной Думе РФ Зюганову Г.А.
Руководителю фракции Справедливая Россия в Государственной Думе РФ Миронову С.М.
Руководителю фракции ЛДПР в Государственной Думе РФ Лебедеву И.В.


Представители общественных организаций ученых обращаются к Вам в связи с тяжелейшей ситуацией, сложившейся в области конкурсного финансирования научных исследований.

Во-первых, мы настаиваем, чтобы Правительство РФ и Государственная Дума РФ безотлагательно внесли в Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ поправку, разрешающую расходование средств, полученных на проведение научно-исследовательских работ в виде грантов, контрактов и хозяйственных договоров, без проведения стандартных конкурсных процедур, предусмотренных данным законом. Без этого рациональное расходование выделяемых на исследовательские работы средств невозможно, а проведение экспериментальных исследовательских работ в России крайне затруднено. Также необходимо учесть специфику научной сферы в процессе ведущейся сейчас работы по совершенствованию законодательства о государственных закупках (совершенствовании проекта закона о Федеральной контрактной системе). Без этого эффективность конкурсного финансирования исследовательских работ в рамках ФЦП научно-технической направленности будет оставаться на низком уровне.

Во-вторых, мы настаиваем, чтобы Правительство РФ и Государственная Дума РФ внесли изменения в проект закона о федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов в части финансирования ведущих государственных научных фондов – Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Эти фонды являются наиболее эффективными и результативными среди всех государственных организаций, ведущих конкурсное финансирование научных исследований, что подтверждается объективными наукометрическими данными. Необходимо восстановить докризисные нормативы финансирования фондов: для РФФИ - 6 % от общих расходов федерального бюджета на гражданские исследований и разработки, для РНГФ – 1 %. Понимая сложность финансовой ситуации, мы предлагаем сделать это поэтапно – выйти на докризисные показатели в 2014 г., в 2012 г. можно ограничиться следующими минимально приемлемыми объемами финансирования фондов: РФФИ – 10 млрд. руб., РГНФ – 1.5 млрд. руб. В случае невозможности изыскания дополнительных резервов следует увеличить финансирование научных фондов за счет перераспределения средств, неэффективно расходуемых в рамках конкурсов Минобрнауки.

Обращаем Ваше внимание, что в настоящее время общий объем финансирования трех ведущих научно-технических фондов России – РФФИ, РГНФ и Фонда содействия развитию малых форм предприятий – заметно ниже финансирования научного фонда одного бразильского штата Сан Паулу (FAPESP). Очевидно, что сохранение финансирования фондов на нынешнем уровне, предлагаемое проектом закона о федеральном бюджете, фактически ставит крест на планах построения экономики знаний и инновационного развития - это будет способствовать дальнейшей утрате научно-технологической конкурентоспособности России.


Принято на митинге ученых, аспирантов и студентов 13 октября 2011 г.

От имени профсоюза работников Российской академии наук Калинушкин В.П.

От имени инициативной группы молодых ученых Дмитриев С.Е.

От имени инициативной группы студентов, аспирантов и сотрудников Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Мыльников М.А.

 От имени профсоюза работников образования “Учитель” Демидов А.Н.

 От имени Российского студенческого союза Хромов А.М.


Приложение

Требования ученых

Двумя основными требованиями митинга являются повышение финансирования ведущих научных фондов России – РФФИ и РГНФ – и безотлагательное внесение изменений в закон о госзакупках.

По первому пункту предлагается внести изменения в проект закона о федеральном бюджете на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 годов, предусматривающие повышение финансирования РФФИ в 2012 г. до 10 млрд. руб., а РГНФ – до 1.5 млрд. руб, что, фактически, будет означать восстановление финансирования фондов на уровне 2009 г. с учетом инфляции. К 2014 г. должны быть восстановлены докризисные нормативы финансирования фондов: для РФФИ - 6 % от общих расходов федерального бюджета на гражданские исследований и разработки, для РНГФ – 1 % от общих расходов федерального бюджета на гражданские исследований и разработки.

По второму пункту предлагается:

- незамедлительно принять поправки в действующий закон 94-ФЗ, предусматривающие возможность расходования  полученных по грантам и контрактам средств без проведения конкурсных процедур;

- снизить роль цены контракта при оценке заявок на конкурсах в области НИР до 20 %. Принципиально важным является также необходимость учесть специфику науки в процессе ведущейся сейчас работы по совершенствованию законодательства о государственных закупках (доработке проекта закона о Федеральной контрактной системе). Это подразумевает:

- предоставление научным учреждениям свободы в расходовании средств, полученных по грантам, контрактам, а также хозяйственным договорам;

- снижение роли цены контракта при оценке заявок на конкурсах в области НИР до 20 %.

- фиксация в законе требований по обязательному проведению квалифицированной научной экспертизы заявок и отчетов при проведении конкурсов на выполнение НИР;

- предоставление участникам конкурсов на выполнения НИР в виде “зонтичных” (предусматривающих заключение нескольких контрактов) лотов права представлять на конкурс более одной заявки;

- снижение бюрократической нагрузки на заявителей, в частности, предоставление учреждениям возможности аккредитации при федеральных ведомствах, предусматривающие подачу учреждением полного комплекта учредительных документов раз в три года;

- повышение прозрачности процесса государственных закупок НИР, включающее требование к государственным заказчикам публиковать на своих сайтах предварительные планы по заказу НИР для общественного обсуждения, а также публиковать (за исключением случая работ по закрытой тематике) краткие отчеты о полученных в ходе выполнения работ результатах, включая список опубликованных статей.

©РАН 2019