Математику должны изучать и сдавать все школьники

22.06.2009

Где бы и в какой бы области человек ни работал, в современном обществе без математики обойтись он не сможет

Единый государственный экзамен по математике должен остаться обязательным для всех выпускников полной средней школы, считает Виктор Маслов, академик РАН, заведующий кафедрой квантовой статистики и теории поля физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Где бы и в какой бы области человек ни работал, в современном обществе без математики обойтись он не сможет. Возможно, люди некоторых поколений, думающие о математике как о своем личном прошлом, могут согласиться с госпожой Пильдес. Но если человек воспринимает сегодняшнюю ситуацию в мире, он знает, что даже гуманитарий не может обойтись не только без компьютера, но и без математики.

В каждой гуманитарной науке есть некоторая математическая структура. Она отчетливо проявляется в языкознании, истории, даже литературе. Там есть свои математические законы, которые человек должен знать. Нет такой области интеллектуального труда, в которой может преуспеть человек, не имеющий представления о математике в целом, о сути строгого математического доказательства.

Без этого просто невозможно существовать, даже если человек занимается, скажем, поэзией. Целый ряд знаменитых поэтов очень хорошо чувствовали и понимали математику, вносили в нее свой, гуманитарный, вклад. Например, Велимир Хлебников постоянно продумывал общие схемы словотворчества и обогатил ими не только русскую культуру в целом, но и естественно-научную мысль.

Я уже не говорю про экономику, где без математики можно просто заблудиться, математика в ней - это компас. Человек пошел без него в лес и заблудился, а дальше - кризис, совершенно предсказуемые провалы и т.д.

Не понимаю, как можно даже думать о том, чтобы исключить математику из перечня обязательных экзаменов. В конце концов, именно математика лучше всего тестирует умственные способности человека, а это многого стоит. Если человек не сдал математику хотя бы на тройку, то образованным назвать его нельзя.

Предложения ввести экзамены разного уровня сложности для «гуманитариев» и «естественников» у меня вызывают опасения. Совершенно напрасно считают, что человек с детства может выбрать себе призвание. Это отнюдь не так. Мы все, и я в том числе, знаем множество историй, когда человек в детстве увлекался одним, а преуспел затем совершенно в другом. Нельзя лишать возможных перспектив молодого человека, еще не до конца разобравшегося в своих интересах.

Подготовил Иван Стерлигов, ГУ-ВШЭ специально для РИА Новости

РИА Новости

Подразделы

Объявления

©РАН 2024