Президиум РАН: Россияне и кризис

21.12.2015



На заседании Президиума РАН 15 декабря 2015 г. социологически-экономические итоги уходящего года стало научное сообщение директора Института социологии РАН академика Михаила Горшкова — «Российское общество: состояние и динамика в контексте вызовов времени». Выясняется, что почти треть населения находится за или на черте бедности, градус напряженности в массовом сознании очень велик, и при этом три четверти практически всех социальных и профессиональных групп видят за границей источники основных угрозы себе и стране.

Кризисные явления в экономике последних двух лет и сложная политическая ситуация оказали серьезное влияние на настроения и ожидания в российском обществе. К основным факторам, негативно влияющим на общественное сознание, традиционно относятся инфляция, рост безработицы, усугубление и затягивание кризисных явлений во всех сферах жизни страны и общества. Как отметил докладчик, рост цен на основные товары потребления в настоящее время затронул гораздо большую часть населения, чем в кризис 2008–2009 гг. и оказался сопоставим в этом отношении с ситуацией 1998–1999 гг. Связанные с этим тревожные настроения достаточно распространены в обществе.

Несмотря на то, что, как отметил автор доклада, явно не сбылись многочисленные прогнозы, согласно которым к весне 2015 г. Россия подойдет в состоянии экономической разрухи и социальной депрессии, часть населения страны испытывает серьезное психоэмоциональное напряжение. Однако, по его данным, все же устойчивая доля россиян оценивают обстановку в стране как «нормальную», «относительно стабильную» — даже в течение 2015 года. Что примечательно, в течение всего этого года практически не изменялась доля людей, относящихся к т.н. носителям «катастрофического сознания» — она была и остается в районе 8-10%. Как отметил академик Горшков, для этой части населения характерно восприятие через эту призму любых явлений в обществе – как позитивных, так и негативных.

«Градус напряженности в массовом сознании и чувствительность граждан к возможным угрозам для России сегодня очень велики. При этом 2014-15 годы стали временем резкой смены приоритетов в оценке населением основных источников угрозы для России, — подчеркнул докладчик. — Если еще два года назад главными для россиян были внутренние угрозы, то в настоящее время фокус сместился на угрозы, источник которых лежит за границами страны. Сегодня лишь четверть населения считает, что главный источник возможных негативных сценариев для России следует искать внутри нее самой. Три четверти населения практически всех социальных и профессиональных групп видят ситуацию в стране как зависящую от внешних источников угрозы их благополучию.

Смещение центра тяжести в оценке актуальных рисков за пределы страны отчасти снижает градус социального напряжения, который вызывает экономический кризис. При этом общество адаптируется к экономическим трудностям, опираясь на известную формулу «лишь бы не было хуже». Ресурс этой формулы довольно велик, и россияне, по нашей оценке, еще в течение года-полутора будут в целом оказывать поддержку нынешнему политическому курсу страны, несмотря на продолжение кризиса».

Одной из наиболее острых проблем, вызывающих в обществе тревоги и депрессивные настроения, является безработица, увольнения и сокращения рабочих мест. По оценке автора, эти явления все же затронули относительно меньшую часть населения, чем шесть лет назад, во время предыдущего кризиса. Однако многие россияне испытывают страх потери работы, при том, что развивается еще и негативный процесс смещения «баланса сил» в пользу работодателей. В сельских поселениях увеличивается нагрузка на тех, кто работает, при общем сокращении количества рабочих мест. В мегаполисах прошло массовое сокращение зарплаты работников на фоне сохранения высокой трудовой нагрузки. В «Малой России» с увольнениями столкнулись большинство «неудобных» работников, в частности — старшего возраста.

В этой ситуации неудивительно, что все чаще наблюдается прямое ущемление социальных и экономических прав работников, предусмотренных российским законодательством, потому что на пособие по безработице прожить невозможно, а большинство россиян не располагают сбережениями на период поиска работы. Как отметил академик Горшков, в настоящее время вне правового поля в той или иной степени находится свыше 70% работающих россиян, не имеющих предусмотренных законодательством социальных гарантий. До кризиса их было менее половины. В среднем классе за последние год-полтора потеряли работу в среднем чуть более 2%, при этом три четверти из них в течение 3-4 месяцев нашли новую работу. А вот среди остальных россиян работу потеряли 7%, но свыше 40% из них новую работу найти не смогли.

В настоящее время большинство населения страны не имеет длительного «запаса прочности». Доходы населения очень дифференцированы. В зависимости от того, где провести линию «верхов» и «низов», разрыв в уровне доходов будет составлять от 4 до 40 раз. Уровень доходов массовых слоев населения страны различается в разных субъектах Федерации более чем в три раза. Средний класс, по утверждению докладчика, стал в целом по стране жить хуже, но при этом не перестал быть средним классом.

«Судя по социологическим данным, скачок численности бедных в период кризиса оказался гораздо более существенным, чем о том говорят данные Росстата, — сказал академик Михаил Горшков. — По результатам нашего последнего опроса, за октябрь текущего года, это четверть всего населения. В 2013 году таковых было 12%. Численность бедных за последние два года в России выросла вдвое. При этом еще 7% составляют россияне, уровень душевых доходов которых превышает прожиточный минимум в их регионах менее чем на 10%. Иначе говоря, хотя формально они не являются бедными, но вплотную подходят к черте бедности. Что такое 10% — мы знаем — это очень уязвимая разница душевого дохода, которая может быть нивелирована буквально в течение недели».

Оценивая состояние мировоззренческого кредо россиян, автор доклада подчеркнул, что в обществе традиционно представлены люди двух противоположных направлений — активного отношения к миру и, соответственно, пассивного. Нынешнее российское общество по этому критерию делится практически поровну. Активную самодостаточную позицию занимают преимущественно люди с высшим образованием — инженерно-технические работники, работники финансовых компаний и сферы услуг, а также студенты.

«В тренде сегодня — рост активистской жизненной позиции, — подчеркнул докладчик. — Можно констатировать, что в данном контексте в российском обществе произошла, как ни удивительно “тихая социальная революция”. Если еще 4 года назад группа самодостаточных россиян была вдвое меньше группы россиян зависимых, то сегодня масштабы этих групп заметно сблизились. Можно прогнозировать выход этой активной группы на позиции социальной доминанты в российском обществе, это чрезвычайно важная тенденция. Российское общество в их лице обретает серьезную социальную опору для дальнейшего устойчивого развития. Многие из них признаются, что живут под лозунгом “лишь бы не мешали”».

Оптимизм ситуации в том, что активная самодостаточная группа граждан, опирающихся на здравую объективную оценку ситуации и собственных ресурсов, на рациональное жизненное планирование может стать основой развития позитивных тенденций в обществе. Речь идет о продвижении значительной его части не только по пути адаптации к экономическим и политическим реалиям современной России, но и формирования основ гражданской ответственности, противостояния вызовам и восстановлении многих важнейших социальных ценностей.

Екатерина Головина, Научная Россия

©РАН 2024