Интервью: О достоинстве, коллективных правах и дружбе народов РФ

27.11.2012



Каковы этнонациональные процессы в современном мире и России? Каковы тенденции, противодействия, конфликтные ситуации? И, соответственно: какой должна быть современная государственная национальная политика? Эти вопросы рассмотрены Всероссийской научно-практической конференцией с международным участием «Современный мир и этнонациональные процессы», проведенной Якутским научным центром СО РАН совместно с Госкомитетом по инновационной политике и науке РС(Я) и Академией наук РС(Я).

Редакция портала РАН попросила некоторых участников конференции ответить на вопросы.

- Каковы задачи конференции?

А.А. Пахомов, д.э.н., зам. председателя Президиума Якутского научного центра СО РАН, председатель орг. комитета Всероссийской научно-практической конференции:

- Сегодня сформулированы стратегические задачи современной национальной политики. Это - укрепление России как уникальной мировой цивилизации. Укрепление гражданского единства многонационального народа России. Гармонизация межнациональных отношений и предотвращение межэтнических конфликтов. Наконец, обеспечение успешной интеграции и адаптации внешних и внутренних мигрантов. Президент РФ, назвав эти задачи, предложил научной общественности активно включиться в подготовку Стратегии государственной национальной политики. Российская академия наук в лице ее Якутского научного центра именно с этой целью и пригласила ученых из различных субъектов Федерации для обсуждения столь животрепещущей проблемы.

- Расскажите о современном состоянии межэтнических отношений в Республике

А.Е. Сергучёв, к.э.н., руководитель Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия):

Многонациональность – конкурентный ресурс, конкурентное преимущество России, но этот же фактор может использоваться и в деструктивном плане. Мы должны учитывать потенциал этих рисков и угроз, принимая меры превентивного характера. В этих целях в настоящее время разработана Концепция государственной национальной политики Республики Саха (Якутия). Для разработки проекта Концепции была создана рабочая группа, в состав которой вошли ученые - этнологи, политологи, юристы, историки ведущих научных и информационных центров республики, сотрудники и специалисты органов власти и управления, свой вклад внесли и представители общественных организаций. В качестве основной цели определили - укрепление гражданского мира и межнационального согласия в Республике Саха в условиях социально-экономических, геополитических и миграционных изменений в Российской Федерации и ее регионах. Другое значимое направление - предупреждение конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве, проявлений экстремизма. Большое значение мы придаем повышению научной обоснованности управленческих решений. У нас действует госпрограмма «Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», нацеленная на укрепление толерантной среды на основе ценностей многонационального общества, принятия многообразия культуры народов, их традиций и этнических ценностей. Мероприятия программы позволят создать условия для национально-культурного развития коренных малочисленных народов Севера, а также становления и развития государственной службы российского казачества.

Власть может регулировать межнациональные отношения двумя способами: во-первых, это ассимиляция и подавление; во-вторых - интеграция и взаимная адаптация. В нашей стране исторически укоренилось именно второе направление. И впредь государственная национальная политика будет способствовать культурно-этническому многообразию, предотвращая ксенофобию, изоляционизм и экстремистские действия.

- Каковы, на ваш взгляд, нерешенные проблемы современной национальной политики?

А.В. Маслихин, д.филос.н, профессор Марийского госуниверситета:

- В основе появления трех тысяч различных народов мира – от небольших племён до многомиллионных наций - лежит определённый способ производства материальных благ. Из всех социально-этнических общностей лидирующее положение занимает нация, т.е. социально-этническая общность, связанная общей экономической жизнью, общей территорией, языком и культурой (каждый из названных признаков имеет огромное значение). В определение нации надо включать и ее социально-классовую структуру. Нация может существовать только при наличии и социальной, и этнической стороны. Вот почему нельзя смешивать национальное с национализмом – национальное объективно содержит каждая нация, национализм же связан с преувеличением, абсолютизацией этнических черт своей нации перед другими народами.

Преодоление этой абсолютизации – и есть одна из проблем национальной политики. Где она может проявляться? Национальные отношения - дружеские, нормальные или враждебные – складываются и развиваются на трех уровнях: межнациональные, внутринациональные и межличностные. Межнациональные отношения – в экономической, социальной, политической, духовной сферах - выходят на общественно-государственный уровень. Внутринациональные отношения возникают в связи с теми или иными проблемами – хозяйственными, территориальными, культурными и т.д. Наконец, межличностные отношения проявляются в производственных коллективах, учебных заведениях, госучреждениях и т.д.

Н.А. Беркович, д.филос.н, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета сервиса и экономики:

- Новые этносы возникают, развиваются, консолидируются, ассимилируются, модернизируются, исчезают и вновь возникают. И происходит это в условиях конкретной исторической эпохи. В этом смысле нынешняя эпоха отличается от эпохи последней трети прошлого века. Причём, не столько в политико-экономических или демографических составляющих, сколько своей плюралистической социальностью, информационно-коммуникативным и ценностно-смысловым содержанием. Этнос существует, пока он остаётся самодостаточной целостностью, т.е. самопроизводящимся, саморегулирующимся социокультурным образованием. Этническая стратегия самодостаточности означает раскрытие культурного потенциала каждого народа вне зависимости от его численности и других признаков, причем так, чтобы потребности и интересы этнобезопасности были представлены на государственном уровне. Это - задача сложная, поскольку общегосударственные приоритеты, реализуясь, иногда умаляют неотложные интересы конкретных этносов.

Нарушение устойчивости этноса, присущих ему целостно-культурных и популяционных констант означает начало его деструктивности. Это многофакторный процесс. Влияние оказывают нерегулируемые потоки миграции, повсеместно возникающие диаспоры, этнические конфликты и геополитические переделы, непредсказуемая динамика взаимодействия народов, трансформация этнических культур и традиционных институтов, метаморфозы гибридизации популяции.

Деструктивность как нарушаемая целостность – процесс нарастающей кризисности, регрессивности, саморазрушения. В результате того, что своевременно не были созданы благоприятные условия для модернизации традиционной этнической культуры и воспроизводства численности, находятся под угрозой деструктивности такие этносы России как кеты, нанайцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ужорцы, вепсы и некоторые другие. Родные языки, порой, также находятся под угрозой исчезновения.

Ф.С. Файзуллин, д.филос.н., профессор Уфимского государственного авиационного технического университета:

- Созидательная линия возможна только при учёте интересов каждого этноса, а они, чаще всего, определяются статусом - демографическим, культурным, правовым, социально-психологическим и т.п. Политический статус этноса – это, прежде всего, наличие или, наоборот, отсутствие у него своей государственности в той или иной форме. Другая, не менее важная, сторона – представительство в различных структурах власти. Разница в политическом статусе приводит к массовому движению за его повышение, низкое представительство во власти воспринимается как дискриминация и становится источником политических требований. Не менее важен территориальный статус: именно территория, занимаемая этносом, определяет социальную и, нередко, экономическую значимость. Несовпадение границ государственных с этническими является источником многочисленных конфликтных ситуаций.

В нашей стране, в течение многих десятилетий народы, нации не признавались, как это ни парадоксально, субъектами права, на конституционном уровне не были определены права наций. Ситуация несколько изменилась в последние годы, но законодательство РФ ещё не соответствует международным стандартам. Конституция страны содержит статьи, защищающие права человека, его статус, но не закреплены статус и права наций на самоопределение и свободное развитие, недостаточно внимания уделено вопросам защиты суверенных прав национальных республик. А непризнание прав республик ведёт к нарушению принципов федерализма и отрицанию того, что Россия – многонациональное государство. Для справедливого решения национального вопроса и отношений между нациями, а также между национальными республиками и центром, законодательным и исполнительным органам необходимо шире опираться на международные правовые документы, подчёркивающие, что все коренные народы имеют право свободно распоряжаться своей судьбой, право на самоопределение и свободное экономическое, социальное и культурное развитие.

Е.М. Махаров, д.филос.н., проф., акад. Академии наук респ. Саха (Якутия), зав. кафедрой философии Якутского научного центра СО РАН:

На конференции затронуты разные аспекты этой сложной проблемы. Пока существуют этносы, нации, народы всегда будет вопрос об их развитии, отношениях друг с другом. Отвлекаться от этого невозможно, ибо они являются частью объективной реальности, над которой надстраивается вся политика, теоретические и идеологические рассуждения.

В последнее время в мире наблюдается обострение межнациональных и межконфессиональных отношений. Сегодня Россия тоже столкнулась с серьёзными проблемами в этой области, и они вынудили принять меры – для изучения и регулирования негативных явлений созданы специальные властные и консультативные органы. Так создан при Президенте РФ Совет по межнациональным отношениям, разрабатывается стратегия государственной национальной политики. В субъектах РФ тоже принимаются подобные документы. Хотелось бы надеяться, что они окажутся эффективной основой для выработки и проведения разумной, взвешенной этнополитической стратегии.

Важно подчеркнуть роль науки, научной общественности в этом непростом вопросе. В данном случае имею в виду роль научной, теоретической разработки национального вопроса, ибо такие разработки влияют, порой даже становятся основой для принятия управленческих решений на уровне государственной власти. Сегодня по-новому осмысливаются понятия «национализм», «патриотизм», «дружба народов», «интернационализм» и другие. До недавнего времени они не применялись так широко как сейчас, порой даже придавалось им негативное содержание и всячески игнорировались или служили некой дубинкой в политической и идеологической борьбе. В наше время происходит возрождение их истинных смыслов. Что является показателем того, как под влиянием исторических обстоятельств и цивилизационных перемен постепенно меняются сознание, мышление, ценности.

Следующий вопрос, который заслуживает пристального внимания специалистов по национальному вопросу, да и всей общественности – это понятия что есть нация, этнос, народ, ибо от их теоретической разработанности в определённой мере зависит какие идеи и положения вложить в этнополитическую стратегию государства. Здесь имею в виду наличие различных теоретических концепций, как, например, примордиалистская, конструктивистская и инструменталистская. Из них довольно устоявшейся, распространённой является примордиалистская. С ней конкурирует так называемая конструктивистская концепция. Если обобщённо выразить их общий смысл, то он следующий – примордиалистская исходит из реальных человеческих образований, как этносы, нации и народы, что их возникновение и развитие есть реальный исторический процесс и на их основе возникают вопросы политического, идеологического и иного характера.

Конструктивистская концепция особо не отрицая наличие реальных человеческих образований, всё таки, их рассматривает в основном как политические, идеологические конструкты, т.е. они образованы, конструированы, институцированы сверху, государственной власти прошлого века. Потому, мол, эти конструкты как искусственных образований надо деконструировать. Такой подход, в свою очередь, опирается на неокантианскую и на модную в наше время постмодернистскую философии. Как нам кажется, с такой позиции решение вопроса наций переворачивается с ног на голову. Такая теоретическая подоплёка может оказать влияние на сторонников ликвидации национально-государственных образований. Упразднение национальных республик в составе РФ явилось бы довольно опрометчивым шагом и вызовет ещё большее обострение социальных и межнациональных отношений, чего нельзя допускать.

А.Н. Ким-Кимэн, д.ю.н., профессор, председатель Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), народный депутат РС(Я):

- Российское государство на протяжении столетий оказывало поддержку самобытному социально-экономическому и этнокультурному развитию малочисленных народов Севера. Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов. Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли свое рыбохозяйственное значение. Требует совершенствования законодательное регулирование создания территорий традиционного природопользования, которые могут стать эффективным инструментом сохранения и развития традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

- Назовите пути дальнейшего совершенствования национальной политики

Э.Я. Яковлева, зам. ген. директора Национального агентства «Информационный центр при Президенте республики Саха (Якутия)»:

- Идентичность рассматривается как самоотождествление себя с общностью, представление о ней, эмоциональное переживание этих представлений и готовность действовать. Поиском своей идентичности озабочены во многих государствах мира. В Японии, например, обсуждают, делает ли их территориальная принадлежность и культура – Азией, или богатство страны и ее современность делают ее - Западом. В США говорят о проблеме доминантности в гражданской идентичности. В России дискутируется: какая она российская идентичность - гражданская или государственная, и как она совмещается с русской.

В современных обществах механизмы формирования межэтнического согласия во многом опираются на процессы управления идентичностью, на политику идентичности. Скажем, в России необходимо формирование гражданской, российской идентичности и одновременно развитие этнической идентичности, предполагающей благоприятное отношение к собственной и другим этническим группам, отсутствие враждебности в отношении инонационального окружения, благожелательное восприятие межкультурных различий. Идентичность граждан страны также как этническая идентичность понимается и в значении «какие мы», и в значении «кто мы».

Российская идентичность стала самой распространенной среди наиболее значимых идентичностей, ощущение сильной связи с гражданами России стало самым распространенным. Причем, в новой российской идентичности присутствует и досоветский пласт исторической памяти, когда наше государство называлось не СССР, а Россия.

В Республике Саха (Якутия) русские и якуты вместе с малочисленными народами Севера строят общее социальное пространство в традициях добрососедства, происходит реальное объединение людей на основе общеразделяемых ценностей и интересов. Для жителей Республики характерна сдвоенная идентичность (ощущение себя и россиянином, и человеком своей национальности). Это интегрирует людей, что, разумеется, не снимает недовольства несправедливостью существующей системы распределения ресурсов, солидаризации против неравенства, коррупции. Символические заявления о «единстве российской нации», толерантности в межэтнических взаимодействиях не должны расходиться с повседневной жизнью, иначе государственная и даже гражданская идентичность не спасет нас от враждебности к «другим», нужны усилия общества и власти, чтобы в повседневной практике граждане чувствовали Россию общим домом.

А.А. Попов, д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономической теории» Финансово-экономического института Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова:

- Взаимообусловленный и взаимозависимый процесс экономического и социального развития стран мира происходит в очень сложных современных условиях - глобализации мировой экономики, активизации международного общественного разделения труда, политических сложностей многополярного мира, преодоления мирового финансово-экономического кризиса, а также последствий таких мировых потрясений, как распад СССР, «цветные революции» конца ХХ и начала ХХ1 веков, «арабская весна». Особенно обостряются противоречия в области межнациональных, этнических и религиозных отношений между народами и этническими группами. Поэтому все больше приходит осознание, что межнациональное согласие – важнейшее условие укрепления государства, а полиэтничность – существенный фактор, влияющий на государственное устройство и политический климат. Тем большее значение это имеет для нашей огромной и удивительно многонациональной страны, всей совокупности ее этнонациональных процессов.

Такие базовые категории этнонациональной проблематики как «нация», «народ», «этнос», «этничность», «этническая группа», «национальность», «суверенитет» и многие другие предполагают научный подход к изучению этногенетических характерных признаков и критериев. Раньше в определении национального состава народонаселения основные категории национальных и межнациональных отношений в Конституции страны давали по убывающей значимости как нация, народ, народность, национальная группа и.т.д. В новой Конституции Российской Федерации это положение исключено.

Наиболее интенсивной актуализацией национальных интересов народов является духовная, культурная жизнь - именно здесь оформляется национальное самосознание, выражается национальная идентичность, интересы получают особое эмоциональное звучание и ценностное наполнение. Эта же сфера является источником энергичных импульсов поведения личности, этносов и выступает решающим фактором их мобилизации. Особая духовная сила национальных чувств в исторической судьбе людей играет огромную роль в экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. И для нашей Республики это имеет определяющее значение для обеспечения перспективного, динамичного и сбалансированного комплексного развития экономики и социальной сферы северного региона как составной части единого народнохозяйственного комплекса страны.

Д.Н. Миронов, д.ю.н., профессор, Председатель конституционного суда Республики Саха (Якутия):

Возникновение и существование российского государства всегда было связано с многонациональностью и многообразием языков - это и сегодня продолжает быть его реальностью, и даже углубляется, что связано с развитием национальных отношений в условиях глобализации и интеграции. Сосуществуют и взаимодействуют культуры и религии, уникальной является практика сохранения за народами территорий их исконного проживания, в российский патриотизм органически вписана гордость народов малой родиной. В ХХ столетии в России, как и в других странах, были признаны коллективные права народов, хотя и с большими трудностями утверждалось равенство всех перед законом. Крупным достижением России явилось федеративное устройство, основанное на учете истории и волеизъявления ее народов. В стране выпестована и действует уникальная система сохранения, защиты и поддержки всех этносов.

Этнонациональные процессы везде и всегда носят глубоко социальный характер. Поэтому у нас в России улучшение ситуации, включая самочувствие коренных жителей субъектов Федерации, связано с повышением социальной активности их населения и потребует достижения устойчивого экономического развития регионов страны на базе социальной справедливости.

О проблеме обозначения этнических общностей. В Российской империи выделяли русскую нацию вместе с белорусами, украинцами и прочими народами. Были известны «инородцы». В советское время появилось собирательное понятие «Советский народ». В эмигрантских кругах меньшевики пытались распространить понятие «Российская нация». Получается, что понятие Конституции РФ «многонациональный народ» по отношению к указанным собирательным понятиям, использовавшимися в науке и на практике в ХХ веке - является новым термином, это понятие выступает в качестве конституционной категории, т.е. является частью конституционного права России.

В понимании содержания понятия «многонациональный народ» в науке пока нет единства: совокупность граждан Российского государства; согражданство; совокупность этносов, народов и народностей; совокупность народов; совокупность граждан и народов. Мне кажется, что термин «многонациональный народ», как любое понятие итогового характера, является сложносоставным - собирательным, отражающим как историю, так и логику развития общества, этносов и государства. Т.е. можно выделять несколько существенных компонентов: совокупность граждан; совокупность этносов, народов, народностей; содружество народов как выражение их опыта совместного проживания и совместной деятельности на протяжении многих столетий; навыки взаимодействия, согласия, единства и сотрудничества граждан различных национальностей, культур, языков и религий между собой.

Регулирование статуса многонационального народа является заботой государства. Известно, что нации возникли не в результате планомерной деятельности государств, а государства создавались нациями. Это общее правило. Развитие этносов и народов - объективный процесс. Следовательно, эволюция содержательной стороны понятия «многонациональный народ», как обозначение определенной совокупности людей, состоящих в ней под воздействием как внешних, так и внутренних обстоятельств, положений и факторов, будет происходить в пределах довольного широкого диапазона.

Из пяти разновидностей субъектов Федерации республики, автономная область и автономные округа непосредственно связаны с национальными отношениями. Республики являются историческими субъектами Федерации, они обладают своеобразным национальным составом. Нация, давшая имя республике, основана на самоидентификации, имеет собственную историю, традиции, обычаи, культуру и язык. Статус республик сконструирован в соответствии с волей многонационального народа, но проистекает из положения территорий исконного проживания их коренных народов в стране и учитывает основы развития у этих народов начал самоуправления и самоорганизации, управления и государственности. Трудности в развитии федеративного устройства связаны с довольно узким его пониманием как территориального устройства государства. На деле же, по крайней мере, в условиях российской действительности, федеративное устройство - это территориально-политическая, территориально-социальная и территориально-гражданская организация общества и государства. Федеративное устройство направлено на утверждение достоинства народов. Невозможно представить укрепление достоинства личности, составляющее основу развития прав человека и гражданина, вне достоинства национальной идентичности. В конце концов, демократию можно представить как совокупность средств по обеспечению достоинства личности. Субъекты Федерации, как носители федеративного устройства, находятся, так сказать, в непосредственной близости к верующим и материальным основам религий. Это положение имеет то значение, что гарантирует государству состояние равной удаленности от действующих в стране разновидностей религии. Причем это не противоречит восприятию населением религий, например, православия как скрепы российского общества, а ислама - как моральной опоры, верующих в него.

В силу своей природы развитое федеративное устройство может претендовать на выполнение роли средства, инструментария гармонизации межнациональных отношений, т.е. процесса и результата достижения согласованности в сочетании прав и интересов, культур и традиций этносов, наций и народностей в пределах данного государства. Интересно, что отсутствие конфликтов между народами, пожалуй, не подразумевает бесконкурентного их существования. Отсюда - актуальность изучения проблемы коллективных прав народов. В современных условиях гармонизация национальных отношений охватывает все народы и потому процесс возрождения истории, культуры и языка должен развиваться в отношении всех наций и народностей. Подразумевается, что процесс связан с распространением русского языка в мире и возрождением славянского сотрудничества.

Этнокультурное самочувствие русского большинства и укрепление этнокультурного разнообразия российского общества входят в состав тех задач, которые решает общество в настоящее время - укрепление гражданского единства, поддержка этнокультурного развития народов и гармонизация межэтнических отношений.

Федеративное устройство России имеет не только свой национальный аспект, но и имеет этнонациональное предназначение. Для всех этносов, национальностей, наций и народов федеративное устройство – это поле конституционной справедливости. Это совокупность конституционно-правовых механизмов, норм и принципов, призванных гарантировать достоинство всех народов России на началах их равноправия и реализации их права на развитие. Федеративное устройство является государственно-правовым инструментом обеспечения федеральной и региональной национальной политики.

Конституционное федеративное устройство, при соблюдении правильных акцентов в его реализации, в состоянии выступать действенным инструментарием защиты и охраны устойчивости национальных отношений, являющихся достоянием страны, быть благоприятной средой для их успешного совершенствования.

М.М. Яковлев, д.ю.н., проф. Северо-восточного федерального университета им. М,К. Аммосова, заслуженный юрист России, почетный работник прокуратуры России:

После принятия Конституции России в 1993 г, только спустя семь лет был принят долгожданный закон: «О разграничении предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации». Позже были внесены множественные изменения и дополнения в этом законе. Закон отличается излишним регламентированием полномочий субъектов, не дает свободу принятия решений субъектам, практически ограничил действие статьи 72 Конституции РФ.

По первоначальному замыслу по совместному ведению федерация должна была принять рамочные законы, на основе которых субъекты могли принять свои законы с учетом своей специфики. («Хотели как лучше, а получилось как всегда»). В настоящее время законодательный процесс формально усматривает участие субъектов в законодательной деятельности Федерального Собрания, но регламент палат практически блокирует участие субъектов в законодательной деятельности, вследствие чего мнение субъектов практически не учитывается. Например, наша республика в порядке законодательной инициативы внесла в свое время в Федеральное Собрание около двадцати проектов законов, необходимых не только на севере, но в целом и в России, однако, по настоящее время ни один закон еще не был принят.

Депутаты от субъектов федерации теперь не самостоятельны, вынуждены голосовать по воле монопольной партии. Партия «Единая Россия», членами которой в основном являются представители власти, постепенно начинает возвышаться над государством, как во времена КПСС, что грозит в лучшем случае авторитарным режимом.

Даже в советские времена Верховный Совет СССР и РСФСР имели палату национальностей. В последнее время национальному вопросу со стороны руководства страны уделяется большее внимание, представляется целесообразным образование палаты национальностей вместо Совета федерации, где некоторые члены Совета федерации не могут показать на карте страны регионы, которые они представляют. С момента ликвидации министерства по делам национальностей прошло уже достаточно много времени. Возможно, само министерство работало недостаточно эффективно, но основным мотивом ликвидации министерства явилось то, что в России будто отсутствуют национальные проблемы. Россия является мононациональным государством с 86% русскоязычным населением, где как оказалось, не совсем гладко с национальным вопросом. В связи с обострением геополитической ситуации на Ближнем Востоке, на кавказском регионе, с обострением религиозных вопросов, с наступлением стран НАТО представляется целесообразным образовать министерство национальностей, в функции которого входила бы политика укрепления дружбы народов не только России, но и стран бывшего СССР. А при Президенте России и в республиках образовать консультационные органы, как советы по национальным вопросам, которые занимались бы продвижением идей дружбы народов, разрабатывали бы концепции, программы по развитию малочисленных народов России в области образования, науки, культуры, спорта, здоровья и молодежи.

Российская коррупция также является тормозящим фактором реальных федеративных отношений, не способствует развитию малочисленных народов, населяющих Россию.

За короткий период времени в России появилось около двухсот долларовых миллиардеров, богатство которых прячется за рубежом и намного превышает бюджет России. Такое явление не имеет аналогов в мире. Почему так случилось? Это результат криминальных приватизаций, тендеров, ваучеров, которых в свое время поддержало государство. За аналогичные деяния в других странах мира привлекаются к уголовной ответственности, а у нас до сих пор этот вопрос остается не разрешенным. Одним из экономических основ незаконных обогащений олигархов, которые сращиваются с властью, является закрепление в Конституции РФ части 2 статьи 9, допускающая частную форму собственности в отношении природных богатств, стратегических ресурсов, которые должны были быть в госсекторе в монополии государства.

В результате чего, Якутия постепенно лишается природных богатств и собственности, которые переходят в руки частных компаний, транснациональных корпораций, готовых в скором будущем диктовать свою волю государственному суверенитету. По сути дела, воруют богатство у будущего наших детей. При такой политике государства возможно, в скором будущем, исчезнет и бюджет республики. Настоящие реальные федеративные отношения и решение национальных вопросов возможны только при правильной политике государства, доверии власти народом, когда не будет грабежа и воровства власти предержащих, когда все реально будут равны перед законом.

Записали Егор Махаров и Сергей Шаракшанэ

©РАН 2020