Пресс-конференция Жореса Алферова: «Интеграция науки и образования»

11.01.2004

11 января, в здании Российской академии наук состоялась пресс-конференция с участием нобелевского лауреата академика Жореса Алферова. Тема выступления: «Интеграция науки и образования».

11 января, в здании Российской академии наук состоялась пресс-конференция с участием нобелевского лауреата академика Жореса Алферова. Тема выступления: «Интеграция науки и образования».
Прежде всего, Жорес Иванович отметил, что на недавно состоявшемся Совете по науке и высоким технологиям при Президенте РФ основное внимание было уделено кадровой проблеме в науке. По-прежнему, наблюдается «утечка мозгов», причем внутренняя миграция ученых, когда из государственных научных учреждений они уходят в коммерческие структуры, по своим масштабам значительно превосходит эмиграцию.
Для решения этой проблемы необходима, в частности, более тесная интеграция науки и образования. Об этом Жорес Иванович говорил еще в 1988 году на II Съезде народных депутатов СССР.
Удачным и не имеющим аналогов в России примером такой интеграции является научно-образовательный центр, созданный Ж. И. Алферовым на базе Физико-технического Института им. А.Ф. Иоффе в Санкт-Петербурге. Необычность центра заключается в том, что он объединяет физико-математический лицей, кафедры ведущих технических университетов города, академический университет и аспирантуру. «Для школьника - академик не является таким авторитетом, как старшеклассник», - говорит Жорес Иванович. Обучение под одной крышей сильно влияет на мировоззрение младшего поколения и на выбор дальнейшей профессии. Для того, чтобы выбор пал на науку, такая цепочка - школа-вуз-аспирантура - очень может помочь, ведь позволяет ускорить подключение учащихся к научному поиску и с ранних лет дает им возможность личных контактов с ведущими учеными.
1 сентября этого Академический университет примет первых студентов. Туда придут наиболее талантливые молодые люди с 5 курса технических вузов, причем, не только из Москвы и Питера, но и из провинции. Кроме хорошего физического образования, они получат возможность изучить два языка и закончить свое обучение в аспирантуре университета.
РАН могла бы создать не один такой университет, но, к сожалению, в российском законодательстве до сих пор отсутствует положение о возможности академии быть учредителем высших учебных заведений с государственным статусом и бюджетным финансированием. Тогда как студенты Новосибирского, Томского университетов и Московского физико-технического института давно обучаются, начиная со 2-3 курсов, на специализированных кафедрах, располагающихся в институтах РАН. Создание академических университетов способствовало бы оптимизации учебного процесса в подготовке молодых специалистов более высокого класса.
Жорес Иванович отметил, что поддержку в этом вопросе оказывает и Президент РФ В.Путин, и Премьер-министр М.Касьянов, и министр образования В. Филиппов, однако «тормозят» процесс чиновники из Министерства финансов. Поправки, которые необходимо внести в действующее законодательство, не проходят в Госдуме из-за того, что Минфин дает на них отрицательное заключение.

Подготовлено главным специалистом Пресс-службы РАН - Е.А. Новосад

Подразделы

Объявления

©РАН 2024