Skip Navigation Links.
Collapse Российские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВРоссийские нобелевские лауреаты: Иван Петрович ПАВЛОВ
Collapse Академик Иван Петрович ПАВЛОВАкадемик Иван Петрович ПАВЛОВ
Путь в науку
Физиология кровообращения
Физиология пищеварения
Физиология высшей нервной деятельности. Учение об условных рефлексах
Социально-политические взгляды И.П. Павлова
Личность И.П. Павлова. Свидетельства современников
Традиции
Заключение
Collapse Путь И.П. Павлова к Нобелевской премииПуть И.П. Павлова к Нобелевской премии
Физиология как экспериментальная наука
Учителя, наставники и предшественники
В университете
Филипп Васильевич Овсянников (1827–1906)
Николай Игнатьевич Бакст (1842–1904)
Илья Фаддеевич Цион (1842–1912)
Константин Николаевич Устимович (1838 – после 1917)
В Бреслау у Гейденгайна
Сергей Петрович Боткин (1832–1889)
Докторская диссертация
Рудольф Гейденгайн (1834–1897)
Карл Людвиг (1816–1895)
Клод Бернар (1813–1878)
После заграницы
Врач для командировок
"Год Великого перелома"
Предыстория
Хронический эксперимент
Мнимое кормление
Павловский желудочек
Финишная прямая
Конкуренты Павлова
Экспертиза номинированных работ Павлова
Письмо ректора Каролинского института
Из воспоминаний Серафимы Васильевны Павловой
Реакция прессы
Нобелевская церемония
Реакция физиологов на присуждение премии
Денежная сумма премии и ее судьба
Пожелания Альфреда Нобеля
Переход к изучению высшей нервной деятельности
Вторая Нобелевская попытка
Досадный промах
Павловские Колтуши
Развитие исследований в Колтушах
Заключение
Collapse Увековечивание памяти Ивана Петровича ПавловаУвековечивание памяти Ивана Петровича Павлова
100-летний юбилей И.П. Павлова: 1849-1949
Увековечивание памяти Ивана Петровича Павлова
Страница 10
Физиология пищеварения

И.П. Павлов. [1890-е гг.]

10×13,5 см.

СПФ АРАН. Ф.259. Оп.8. Д.3. Л.1.

один из его выдающихся учеников А.Ф. Самойлов видел в совершенно непостижимой способности учителя проникать во все тайны целесообразности, приспособленности в устройстве и функциях организма, в его интуиции в отыскании истины, в способности его ума «дойти до непосредственного видения действительности» [10].

Павлов подчеркивал цепной характер пищеварительной деятельности: «Начатая актом еды отделительная работа развивается и распространяется вдоль пищеварительного канала благодаря сцеплению одной пищеварительной инстанции с другой». Взаимную «сцепленность» функций органов пищеварения он рассматривал как особенность, присущую всякой живой системе как единому целому. На пороге ХХ в. Павлов, таким образом, заложил основы интегративной физиологии. Целостную интегративную картину пищеварения Павлов создал «просверливая окна» во все органы пищеварительного канала, что позволило изучить во всех деталях тонкий механизм пищеварительной деятельности на всем протяжении – от ротовой полости до кишечника.

Результаты исследований своей школы Павлов обобщил в классическом труде «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897), переведенном вскоре на все европейские языки. В речи «Современное объединение в эксперименте важнейших сторон медицины на примере пищеварения» (1899) Павлов с

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд