Страница 33
Личность И.П. Павлова. Свидетельства современников

И.П. Павлов и профессор Ю.В. Фольборт

идут по площади перед Библиотекой

АН СССР, возвращаясь со «среды» в Физиологическом институте АН СССР.

5,5×8 см. Осень 1925 г.

СПФ АРАН. Ф.259. Оп.8. Д.245. Л.1.

Основным признаком научного мышления Павлов считал любовь к правде не только в науке, но и в жизни. Он обладал прямым, честным и благородным характером.

Павлов был блестящим организатором коллективной научной работы. Нововведением такой работы явились знаменитые «павловские среды», организованные в 1924 г. В воспитании и объединении всех учеников и сотрудников под руководством учителя их роль огромна. При обсуждении научных вопросов на средах не было спокойствия и благодушия. Атмосфера отражала борьбу мнений. На «средах» Павлов умел открыто радоваться достижениям и быть заразительно веселым. Конец беседы посвящался обычно чтению и обсуждению новой статьи, новых книг, которые Иван Петрович получал со всех концов света. Таким образом, интересно и незаметно Павлов вводил своих учеников в курс современной научной литературы.

Наиболее эффективной формой организации науки Павлов считал научную школу. Основными ее параметрами, согласно Павлову, являются: учитель-лидер, развивающий оригинальное направление и имеющий ценные труды; ученики, способные впоследствии становиться профессорами университетов, создавать собственные школы; духовно-нравственная атмосфера в коллективе. И, наконец, преемственность научных традиций.

Основатель Ростовской физиологической школы, действительный член АМН СССР Н.А. Рожанский, выбор

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд