№ 107 от 14.04.2009

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

 

Об итогах реализации в учреж­дениях РАН пилотного проекта совершенствования оплаты тру­да научных работников и руко­водителей (постановление Пра­вительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236)


Заслушав и обсудив сообщение вице-президента РАН академика Некипелова А.Д. об итогах реализации в учреждениях РАН пилотного про­екта совершенствования системы оплаты труда научных работников и ру­ководителей научных учреждений Российской академии наук, Президиум Российской академии наук ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить проект доклада Российской академии наук в Правитель­ство РФ о выполнении постановления Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236 «О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта совер­шенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук» (приложение).

2. Отметить, что основные показатели, предусмотренные указанным постановлением Правительства РФ, в целом по Академии, выполнены:

главным результатом реализации проекта явилось достижение соци­ально обоснованного уровня материальной обеспеченности научных работ­ников и руководителей научных учреждений РАН, заработная плата кото­рых увеличилась в течение трех лет более чем в 5 раз;

меры, реализованные в ходе выполнения пилотного проекта, позво­лили существенно укрепить кадровый состав научных учреждений РАН, резко сократить отток квалифицированных научных кадров, существенно увеличили число выпускников вузов, желающих поступить на работу в ака­демические институты;

выполнение постановления Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236 и документов, принятых в его исполнение, повысило заинтересован­ность работников учреждений РАН в публичном представлении результа­тов исследований, что выразилось в существенном увеличении числа науч­ных публикаций, докладов на международных и российских научных меро­приятиях;

повышены требования к квалификации и результативности труда на­учных работников и руководителей научных учреждений РАН;

приняты новые, отвечающие современным требованиям документы, определяющие порядок конкурсного избрания и аттестации работников.

3. Отметить, что процесс реализации пилотного проекта сопровождался и некоторыми негативными, побочными явлениями, устранение которых требует от Президиума РАН специальных усилий.

На фоне значительного повышения (до 10-12 тыс. руб.) заработной платы по должностям, занимаемым в учреждениях РАН выпускниками ву­зов, уровень аспирантской стипендии в 1,5 тыс. руб. сделал аспирантуру неконкурентоспособной, что привело к резкому снижению числа выпуск­ников вузов, желающих поступить на эту форму обучения.

Пилотный проект не затрагивал категории работников учреждений РАН, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки. В результате средняя заработная плата научных работников, финан­сируемая из средств федерального бюджета, превышала в 2008 г. зарплату сотрудников «прочих» категорий, сопоставимых по уровню квалификации и опыту работы, более чем в 2,2 раза, что создавало определенное напряже­ние в трудовых коллективах.

4. Считать целесообразным сохранить в 2009-2011 гг. общую численность сотрудников научных учреждений Академии, оплата которых финансируется из средств федерального бюджета, на уровне, предусмотренном третьим этапом пилотного проекта.

5. Поручить вице-президенту РАН академику Козлову В.В. с участием Финансово-экономического управления РАН, Управления кадров РАН и Научно-организационного управления РАН в двухмесячный срок разработать и внести на рассмотрение Президиума РАН предложения о комплексной системе мер, направленных на улучшение возрастной структуры научных кадров, привлечение и закрепление в учреждениях РАН талантливой молодежи, обеспечение научного и административного роста молодых ученых.

6. Финансово-экономическому управлению РАН в месячный срок подготовить и представить руководству Президиума РАН:

проект единого Положения об оплате труда работников учреждений РАН, распространяющегося на все категории работников учреждений РАН, с учетом положений постановления Правительства РФ от 8 августа 2008 г. № 583;

предложения по значительному повышению уровня материального обеспечения аспирантов и докторантов учреждений РАН (совместно с Управлением кадров РАН);

дополнительно изучить вопрос о мерах по улучшению пенсионного обеспечения работников РАН, предусматривающих, в частности, возмож­ности использования системы дополнительного пенсионного обеспечения.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-президента РАН академика Некипелова А.Д.

 

Президент
Российской академии наук
академик Ю.С. Осипов

И.о. главного ученого секретаря
Президиума Российской академии наук
доктор экономических наук В.В. Иванов


             Приложение
к постановлению Президиума РАН
от 14 июня 2009 г. № 107

Правительство
Российской Федерации

        Копия: Министерство образования и
                    науки Российской Федерации

Министерство финансов
Российской Федерации

 

Об основных результатах реализации в 2006-2008 годах
в Российской академии наук пилотного проекта совершенствования
системы оплаты труда научных работников и руководителей научных
учреждений и научных работников научных центров РАН
(постановление Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236)

 

Во исполнение поручения Президента РФ от 17 августа 2005 г. № ПР-1362 Российская академия наук и Министерство образования и науки РФ с участием Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ разработали проект постановления Правительства РФ «О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук» (далее - пилотный проект).

После неоднократных обсуждений пилотный проект был доработан и принят Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236).

В соответствии с поручением Президента РФ постановление предусматривало значительное повышение уровня финансируемой из федерального бюджета средней заработной платы научных работников и руководителей учреждений РАН (до 30 тыс. руб. в 2008 г. против 6 тыс. руб. на начало 2006 г.), сокращение на 20% численности работников, оплачиваемых из бюджетных средств, оптимизацию сети научных учреждений РАН, совершенствование системы материального стимулирования научных работников, обновление документов, регламентирующих конкурсное избрание, порядок аттестации и требования к уровню знаний и квалификации работников.

В период реализации пилотного проекта был принят ряд федеральных нормативно-правовых актов, касающихся изменения статуса Академии и ее финансово-хозяйственной деятельности.

Это, прежде всего, новая редакция (от 4 декабря 2006 г.) статьи 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», значительно расширившая самостоятельность Академии в вопросах определения системы оплаты труда и численности работников, закрепление этих положений в утвержденных Правительством РФ новом Уставе Российской академии наук и Программе фундаментальных исследований государственных академий наук, а также изменения в налоговом законодательстве РФ, обязавшие учреждения РАН уплачивать налоги за федеральное имущество и земельные участки, находящиеся в их оперативном управлении, с последующей компенсацией этих расходов из средств федерального бюджета.

Кроме того, Правительством РФ в 2006-2008 гг. были приняты решения по увеличению доплат научным работникам за ученые степени, повышению заработной платы работников бюджетных учреждений, оплачиваемых по Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы, переходу на отраслевые системы оплаты труда, существенно повлиявшие на ход реализации и результаты пилотного проекта.

После выхода указанных документов многие положения постановления Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236 могли быть признаны утратившими силу (письмо Министерства образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 15 января 2008 г. № АФ-16/04 - приложение 1).

Президиум РАН принял решение о целесообразности продолжения пилотного проекта в порядке и на условиях, определенных постановлением Правительства РФ и изданными в его исполнение документами.

I. Общая характеристика финансового положения Российской академии наук в 2006-2008 гг.

Период реализации пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений РАН характеризовался устойчивым ростом бюджетного финансирования Академии. Оно увеличилось в 2,25 раза (51,75 млрд. руб. в 2008 г. против 23 млрд. руб. в 2005 г.). Из этих средств около 85% были направлены на финансирование фундаментальных исследований, выполняемых научными учреждениями РАН.

Одновременно росли объемы финансирования работ, выполняемых учреждениями РАН по заказам реального сектора экономики, грантам отечественных и зарубежных научных фондов, увеличились доходы от сдачи в аренду временно свободных объектов недвижимости.

С учетом всех источников финансирования, объем средств, полученных учреждениями РАН, составил в 2008 г. 78,0 млрд. руб. против 38,6 млрд. руб. в 2005 г. Таким образом, рост бюджетного финансирования научных учреждений РАН превышал рост ее финансирования из других источников, что объясняется, в основном, существенным увеличением средств фонда заработной платы работников научных учреждений, выделенных Академии в рамках реализации пилотного проекта.

Фонд заработной платы в общих расходах на фундаментальные исследования научных учреждений Академии за рассматриваемый период возрос как в абсолютном выражении с 12,6 млрд. руб. в 2005 г. до 33,7 млрд. руб. в 2008 г., так и в доле в общих расходах научных учреждений (с 37,7 % в 2005 г. до 51,9% в 2008 г.). Еще более увеличилась доля расходов на оплату труда в бюджетных расходах учреждений (приложение 2, таблица 1).

При постоянном увеличении стоимости коммунальных услуг, капитального ремонта и других необходимых для функционирования учреждений расходах, повышения в их составе доли оплаты труда привело к существенному сокращению затрат на обновление приборного парка учреждений РАН.

В этих условиях большое положительное значение для Академии имели средства, выделяемые из федерального бюджета для закупки импортного оборудования, составившие за 2006-2008 гг. 5,877 млрд. руб. (приложение 2, таблица 2).

П. Основные результаты деятельности Российской академии наук в 2006-2008 гг.

В соответствии с положениями Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», решениями Президента РФ и Правительства РФ Российская академия наук в рассматриваемом периоде концентрировала усилия на поддержке наиболее перспективных направлений, улучшении координации фундаментальных исследований в стране, стимулировании инновационной деятельности учреждений РАН, активизации информирования российского и мирового научного сообщества о результатах работ, выполненных институтами РАН.

Совместно с другими государственными академиями наук и заинтересованными органами государственной власти Российская академия наук разработала Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг., которая после одобрения Советом по образованию, науке и технологиям при Президенте РФ 30 ноября 2007 г., была утверждена Правительством РФ (распоряжение от 27 февраля 2008 г. № 23Зр).

В 2006-2008 гг. научные коллективы Академии, продолжая работы в рамках 23 программ фундаментальных исследований Президиума РАН и 73 программ отделений РАН, федеральных целевых, научно-технических программ и планов научных работ институтов, получили результаты высокого класса во многих направлениях современной науки.

Основные результаты исследований за 2006 г. и 2007 г. представлены Президиумом РАН в Правительство РФ в установленном порядке.

Научный потенциал учреждений РАН используется в реализации федеральных целевых программ: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Электронная Россия», «Мировой океан», «Ядерная и радиационная безопасность», «Федеральная космическая программа», «Культура России», «Русский язык», «Национальная технологическая база», «Сейсмобезопасность России» и целого ряда других программ национального значения. Доля объемов работ, выполняемых РАН, достаточно устойчива и составляет от 6,2 до 6,7 % в общих объемах разделов НИОКР этих программ. При этом объемы финансирования таких работ, выполняемых учреждениями РАН, неуклонно возрастают.

За рассматриваемый период РАН подготовлено и внесено в органы государственной власти более двух тысяч документов (экспертные заключения, аналитические записки и информационные материалы, предложения и замечания по проектам федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, по вопросам развития, экологического развития РФ и сохранения федеральной собственности, в том числе объектов национального достояния).

Отчетливо проявляется рост востребованности материалов, подготовленных РАН, со стороны Президента РФ и его администрации и Правительства РФ.

Ш. Основные результаты пилотного проекта

1. Выполнение поручений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236:

Пунктом 8 постановления Правительства от 22 апреля 2006 г. № 236 Российской академии наук было поручено по согласованию с Министерством науки и образования РФ осуществить в 2006-2008 гг. оптимизацию сети подведомственных научных учреждений и научных центров РАН.

В ходе реализации указанного поручения Президиумом РАН была проанализирована существующая сеть подведомственных научных учреждений и научных центров и выработаны решения по ее совершенствованию в целях поддержки наиболее перспективных направлений фундаментальной науки.

Решением Общего собрания Российской академии наук в целях создания фундаментального задела для ускоренного развития в стране современных высокотехнологичных производств Отделение информационных технологий и вычислительных систем РАН было реорганизовано в Отделение нанотехнологий и информационных технологий РАН. При Президиуме РАН создан Институт нанотехнологий микроэлектроники РАН.

Всего за указанный период было создано 4 новых научных учреждения и 1 научный центр (приложение 3, таблица 1). В рамках совершенствования сети научных учреждений ликвидированы с прекращением деятельности в качестве юридического лица 28 организаций (приложение 3, таблица 2).

Исходя из новой редакции статьи 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», был уточнен организационно-правовой статус региональных отделений, научных центров и научных учреждений РАН как учреждений государственной академии наук, что было закреплено в новой редакции Устава Российской академии наук, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785.

В соответствии с поручением Правительства РФ от 15 декабря 2006 г. МФ-П7-6002 Российской академией наук был разработан и направлен в Правительство РФ проект Перечня организаций, подведомственных Российской академии наук.

Всего по состоянию на 1 апреля 2008 г. Российская академия наук включает 604 подведомственные организации, из них 432 научные организации и 172 организации научного обслуживания и социальной сферы.

Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236 Минобрнауки России совместно с Минздравсоцразвития России и РАН поручалось утвердить виды, порядок и условия применения стимулирующих выплат, обеспечивающих повышение результативности деятельности научных работников, а также порядок проведения конкурсов на замещение должностей научных работников и их аттестации.

Пунктом 7 постановления Правительства РФ Минздравсоцразвития России совместно с Минобрнауки России и с участием Российской академии наук было поручено утвердить квалификационные характеристики по должностям научных работников, содержащие должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации соответствующих категорий работников.

Во исполнение данных поручений Российская академия наук разработала и в мае 2006 г. представила в заинтересованные министерства проекты всех предусмотренных постановлением Правительства РФ документов.

К сожалению, согласование документов неоправданно затянулось.

Министерство образования и науки Российской Федерации представило свой вариант Положения о стимулирующих выплатах научным работникам. Академия наук, имея существенные замечания по предложенному документу, в целях ускорения его принятия, подписала совместный приказ Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и Российской академии наук от 3 ноября 2006 г. № 273/745/68 «Об утверждении видов, порядка и условий применения стимулирующих выплат, обеспечивающих повышение результативности деятельности научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук».

Положения о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук, и о порядке проведения конкурса на замещение должностей научных работников учреждений Российской академии наук, после длительных согласований с Минобрнауки России, были приняты только 23 мая 2007 г. (приказы Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России и РАН от 23 мая 2007 г. №№ 144/352/33, 145/353/34).

Минздравсоцразвития России не выполнило поручение Правительства РФ об утверждении квалификационных характеристик научных работников учреждений РАН.

Проект этого документа был представлен в Минздравсоцразвития России в мае 2006 г. Однако реакции на него долгое время не поступало, несмотря на неоднократные обращения Академии, в том числе в Правительство РФ и администрацию Президента РФ (письмо РАН от 22.11.2007 г. № 1-10115-7320/302).

После неоднократных просьб Академии Минздравсоцразвития России в начале 2008 г. переадресовало РАН заключение института, подведомственного министерству, в соответствии с которым квалификационные требования, предложенные РАН, являются завышенными.

В связи с отсутствием утвержденного Минздравсоцразвитием России документа в учреждениях РАН могли быть нарушены установленные Трудовым кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236 сроки проведения аттестации сотрудников.

В этих условиях Президиум РАН в соответствии с правами, предоставленными Уставом Российской академии наук на основе обсуждения в учреждениях и заключения Совета директоров учреждений Российской академии наук, своим постановлением от 25 марта 2008 г. № 196 утвердил квалификационные характеристики по должностям научных сотрудников научных учреждений, что обеспечило своевременное и качественное проведение в 2008 г. аттестации научных сотрудников во всех учреждениях Академии.

Пункт 3 постановления Правительства РФ предусматривал реализацию пилотного проекта в три этапа, при этом переход к следующему этапу должен был осуществляться по решению Правительства РФ на основе доклада Минобрнауки России.

В декабре 2006 г. Российская академия наук направила в Минобрнауки России отчет о выполнении в 2006 году первого этапа пилотного проекта. После обсуждения доклада Минобрнауки России постановлением от 7 сентября 2007 г. № 565 Правительство РФ приняло решение о переходе к реализации второго этапа пилотного проекта.

В связи с изменением организационно-правового статуса Академии, вытекающего из новой редакции статьи 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Минобрнауки России письмом от 15 января 2008 г. № АФ-16/04 (приложение 1) отнесло решение о переходе к третьему этапу пилотного проекта к компетенции Президиума РАН.

На этом основании Президиум РАН, проанализировав ход реализации второго этапа пилотного проекта, принял решение о переходе к третьему этапу (постановление Президиума РАН от 10 мая 2008 г. № 237).

2. Основные результаты пилотного проекта:

При подготовке настоящего доклада Президиум РАН проанализировал отчеты всех научных учреждений и региональных отделений РАН о выполнении показателей пилотного проекта и качественной оценке результатов выполнения постановления Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236.

Анализ представленных материалов позволяет с уверенностью сделать вывод о том, что основная цель проекта, изложенная в письме Российской академии наук от 17 августа 2005 г. № 1-1001-1106 и поддержанная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным (поручение от 17 августа 2005 г. № ПР-1362), достигнута: сформированы предпосылки, способствующие восстановлению ведущих позиций отечественной науки, заметному увеличению ее вклада в долгосрочное развитие страны, обеспечено достойное материальное вознаграждение труда научных работников в увязке с его эффективностью. Данные о выполнении количественных показателей, установленных постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236, приведены в приложении 2.

Осуществленное в рамках проекта повышение заработной платы научных работников не только способствовало стимулированию исследовательской деятельности работников учреждений РАН, усилению их заинтересованности в достижении высоких научных результатов, но и имело большой социальный эффект, повысив общественный статус ученых, в течение последних 15-20 лет находившихся в положении работников непрестижных профессий, не воспринимаемых как общественно значимые виды деятельности.

К началу реализации пилотного проекта уровень государственной поддержки работников науки, их материального обеспечения со стороны государства, наряду с другими факторами, вел к опасной для экономики и безопасности страны тенденции потери ее научного потенциала и базы для его воспроизводства, утрате роли России как одной из ведущих научных держав.

По мнению всех учреждений Академии, реализованные в ходе выполнения пилотного проекта меры позволили существенно укрепить кадровый состав научных учреждений, резко сократить отток высококвалифицированных научных кадров из организаций РАН, существенно увеличить число выпускников вузов, желающих поступить на работу в академические институты.

Укрепился авторитет Российской академии наук как ведущей организации, определяющей направления развития и уровень фундаментальной науки в России.

Осуществленные в ходе реализации проекта уточнение сети научных учреждений, оптимизация численности работников, уточнение квалификационных требований, совершенствование системы стимулирования труда ученых и их аттестации, позволили научным учреждениям Академии решить назревшие проблемы совершенствования их структуры, освобождения от кадрового балласта, повышения уровня исследовательской работы.

Значительно возросла заинтересованность научных сотрудников в публичном представлении результатов исследований. Так, количество научных публикаций, подготовленных сотрудниками научных учреждений Академии, увеличилось за период реализации проекта в среднем в 1,5 раза. При этом опережающими темпами росло число публикаций в наиболее авторитетных и цитируемых изданиях.

Увеличилось также число докладов ученых РАН на российских и международных конференциях, семинарах и других научных мероприятиях.

В процессе выполнения предусмотренных пилотным проектом заданий по сокращению численности работников научных учреждений была проведена корректировка штатной структуры работников, финансируемых из различных источников, в том числе за счет доходов от внебюджетной деятельности. В 2006-2008 гг. около 8 тыс. человек в учреждениях РАН были зачислены на должности, финансируемые из внебюджетных средств (в том числе 2,2 тыс. научных работников).

Такая форма организации оплаты труда в учреждениях РАН заслуживает дальнейшего развития с учетом необходимости создания для всех сотрудников равных трудовых и социальных гарантий.

Вместе с тем, анализ результатов пилотного проекта по совершенствованию системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений в Российской академии наук выявил ряд побочных негативных явлений в ходе выполнения научными учреждениями постановления Правительства от 22 апреля 2006 г. № 236 и изданных в его исполнение документов Академии.

Отсутствие в пилотном проекте мер, направленных на улучшение возрастной структуры научных кадров учреждений РАН и недостаточность системы социальной защиты высвобождаемых работников пенсионного возраста привели к росту среднего возраста сотрудников РАН (с 49,5 лет в 2005 г. до 51 года в 2008 г.).

Сокращение числа бюджетных ставок резко ограничивало возможности учреждений по приему молодых специалистов. В результате, число молодых специалистов, ежегодно принимаемых на работу в институты Академии, заметно сократилось (с 1012 чел. в 2005 г. до 630 чел. в 2008 г.).

Положение с научной молодежью обострилось также в связи с тем, что на фоне значительного повышения (до 10-12 тыс. руб.) заработной платы по должностям, занимаемым в учреждениях РАН выпускниками вузов (стажер-исследователь, младший научный сотрудник), уровень аспирантской стипендии в 1,5 тыс. руб. сделал подготовку научных кадров высшей квалификации через аспирантуру неконкурентоспособной. Это привело к резкому снижению числа выпускников вузов, желающих поступить на данную форму обучения.

В результате, число очных аспирантов в учреждениях РАН сократилось с 7,1 тыс. чел. в 2005 г. до 6,2 тыс. чел. в 2008 г.

Пилотный проект изначально был направлен только на научных работников и руководителей научных учреждений и не затрагивал работников, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. В результате в 2008 г. средняя заработная плата научных работников, финансируемая из средств федерального бюджета, превышала зарплату сотрудников «прочих» категорий более чем в 2,2 раза, несмотря на то, что в большинстве учреждений были предприняты меры по смягчению такого разрыва в условиях оплаты труда. Некоторая часть средств, предусмотренных на выплаты стимулирующего характера научным работникам, была направлена на выплаты работникам прочих категорий (приложение 2, таблица 3).

Средняя заработная плата, финансируемая из средств федерального бюджета, составила в 2008 г. для работников, оплачиваемых по ETC, 16 тыс. руб. (против 12 тыс. руб., заложенных при расчете пилотного проекта). Рост заработной платы данной категории работников за эти годы составил 3,6 раза (при среднем показателе по бюджетной сфере в 2,7 раза).

С учетом заработной платы из внебюджетных источников различия в оплате «научных» и «ненаучных» работников оказываются еще меньше (по оценке - до 1,8 раза по сопоставимым категориям), хотя и такие различия не могут быть приемлемы для одной организации. Но при этом напряженность в коллективах сохранялась.

Постановление Президиума РАН от 23 сентября 2008 г. № 530 по введению отраслевой системы оплаты труда работников, ранее оплачивавшихся на основе ETC, в рамках выполнения постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, уравняло по условиям оплаты труда научных сотрудников с работниками других категорий соответствующей квалификации. Это было поддержано всеми учреждениями Академии, хотя и расценивалось как «запоздалое».

По мнению подавляющего большинства институтов, система оценки персональных результатов научной деятельности, введенная совместным приказом Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и Российской академии наук от 3 ноября 2006 г. № 273/745/68, ни по составу показателей, ни по их «балльной» оценке не учитывает специфику отраслей науки и особенности, в том числе региональные, деятельности отдельных учреждений РАН.

Учитывая это, а также завершение с 1 января 2009 г. пилотного проекта, Президиум РАН постановлением от 23 декабря 2008 г. № 652 «О выплатах стимулирующего характера научным работникам и руководителям научных учреждении РАН» признал прекратившим действие в учреждениях Академии упоминавшийся выше совместный приказ Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и Российской академии наук и утвердил новое положение о стимулирующих выплатах научным работникам. В нем сохранено применение количественных показателей в качестве основы оценки результативности труда научных работников; в то же время большие права предоставляются руководителям и ученым советам учреждений в определении состава показателей и системы их оценки с учетом научной специфики, региональных и других особенностей учреждения. Президиум РАН известил о принятом решении Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России как стороны, принимавшие совместный приказ.

IV. Основные выводы

1. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236 «О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук» выполнено. Все количественные показатели, предусмотренные пилотным проектом, достигнуты, как в целом по Академии, так и по подавляющему большинству учреждений.

Постановление сыграло весьма важную роль в развитии фундаментальной науки в России, укреплении авторитета Академии в научном сообществе, повышении привлекательности научного труда для молодежи.

2. В ходе реализации пилотного проекта не удалось улучшить возрастную структуру научных кадров учреждений Академии. Увеличился средний возраст научных работников, уменьшилось число выпускников вузов, принимаемых в учреждения РАН, сократилась численность аспирантуры РАН.

3. Различия в размерах и системах оплаты труда различных категорий сотрудников учреждений, определенные пилотным проектом, создали условия для разделения коллективов учреждений по уровню материального обеспечения.

4. Введение количественных показателей при определении размеров стимулирующих выплат научным работникам существенно повысило их интерес к публичному представлению результатов своих исследований, увеличило количество научных публикаций, подготавливаемых в учреждениях РАН, докладов на всероссийских и международных научных конференциях.

Вместе с тем, система персональных показателей результативности научной деятельности требует совершенствования с учетом специфики отраслей науки и отдельных учреждений.

5. Необходимо существенно (не менее чем в 3 раза) повысить размер стипендий аспирантам учреждений РАН и решить вопрос о предоставлении им льгот по оплате общежитий.

6. Создание в учреждениях РАН вакансий для приема молодых ученых, обеспечение их творческого роста требует решения проблемы достойного пенсионного обеспечения заслуженных ученых, докторов и кандидатов наук, занимающих сегодня руководящие должности в учреждениях РАН.

7. Решения о дальнейшем совершенствовании системы оплаты труда и определения структуры и численности работников учреждений будут приниматься Президиумом РАН с учетом оценки результатов реализации пилотного проекта и принятых Правительством РФ решений по введению отраслевых систем оплаты труда.

Настоящий доклад обсужден и одобрен Советом директоров учреждений РАН и Президиумом РАН.

 

И.о. главного ученого секретаря
Президиума Российской академии наук
доктор экономических наук В.В. Иванов


КОПИЯ

Приложение 1
к Докладу

 

          МИНИСТР                                                                                            
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                                                           Президенту
(Минобрнауки России)                                                                                                 Российской академии наук

 15 января 2008 г. № АФ-16/04                                                                                    Ю.С. Осипову


О пилотном проекте совершенствования системы
оплаты труда научных работников РАН
Постановление Правительства Российской Федерации
от 22 апреля 2006 г.№ 236


Уважаемый Юрий Сергеевич!

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2006 г. № 236 «О реализации в 2006 - 2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук» решение о переходе к третьему этапу реализации пилотного проекта принимается Правительством Российской Федерации по результатам рассмотрения доклада Минобрнауки России о ходе реализации пилотного проекта за истекший период.

Указанное постановление было принято до внесения поправок в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», в соответствии с которыми государственная академия наук самостоятельно определяет систему оплаты труда в подведомственных ей организациях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 785 «О Российской академии наук» данная функция отнесена к полномочиям Президиума Российской академии наук.

В связи с изложенным Минобрнауки России считает возможным для РАН самостоятельно принять решение о продолжении пилотного проекта, либо об установлении новой системы оплаты труда работников подведомственных организаций, доложив об этом в Правительство Российской Федерации.

А.А. Фурсенко


Приложение 2
к Докладу

таблица 1

Динамика объемов финансирования фундаментальных исследований
научных учреждений РАН (с региональными отделениями)

(млн. руб.)

 

 

Общий объем

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Рост

Общий объем финансирования

Всего

34427

41445

55677

65031

1,95

Бюджет

19395

25734

33177

44151

2,19

%

56,3

62,1

59,6

67,8

 

В т.ч. фонд
оплаты труда

Всего

12593

17622

22668

33718

2,68

Бюджет

8084

11947

16583

25457

3,15

%

64,19

67,8

73,2

75

 

Доля фонда оплаты труда в объеме финансирования (%)

Всего

37,7

42,5

40,7

51,9

 

Бюджет

44,2

46,4

41,4

57,7

 

 

таблица 2

Средства, выделенные из федерального бюджета на приобретение
импортного оборудования (тыс. руб.)

Год получения бюджетных средств

Центральная часть РАН

Уральское отделение РАН

Сибирское отделение РАН

Дальневосточное отделение РАН

2006 г.

1217

150

182,4

161,4

2007 г.

1488,6

137,04

352,9

281,81

2008 г.

1162,64

208,7

351,45

183,42

 

таблица 3

Рост средней заработной платы работников учреждений, финансируемой
из средств федерального бюджета (тыс. руб.)

 

 

На 1 января 2006 г.

2008 г.

Рост
(раз)

По пилотному проекту

Научные работники

6

30

5

Прочие

4,4

12

2,73

Факт

Научные работники

6

33,9

5,65

Прочие

4,4

16

3,64

 

таблица 4

Численность работников научных учреждений РАН,
оплата которых финансируется из средств федерального бюджета

 

Число работников (на конец года)

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Факт

По проекту

Факт

По проекту

Факт

По проекту

Факт

Всего

112370

106329

104959

96839

97693

89896

88830

Научн. работники

55281

52960

52156

48235

48033

44225

43958

«Прочие»

57089

53369

52803

48604

49660

45671

44872

 

таблица 5

Показатели эффективности деятельности учреждений РАН

 

2006 г.

2008 г.

Удельный вес кандидатов и докторов наук в общей численности научных работников, %

67,2

69,7

Подано заявок на изобретение в России

640

1071

Выдано патентов на изобретение в России

422

748

Подано заявок на полезные модели в России

57

133

Выдано патентов на полезные модели в России

72

141

Подано заявок на регистрацию программ для ЭВМ

40

128

Создано передовых производственных технологий

19

39*

Использовано передовых производственных технологий

598

1040*

* Данные 2007 года


Приложение 3
к Докладу
таблица 1

Учреждения Российской академии наук,
созданные и 2006-2008 гг.

Наименование организации

Дата создания
(№ постановления Президиума РАН)

2006 г.

Учреждение Российской академии наук Институт нанотехнологий микроэлектроники РАН

27 июня 2006 г. № 248

2007 г.

Учреждение Российской академии наук Институт восточных рукописей РАН

19 июня 2007 г. № 143

2008 г.

Учреждение Российской академии наук Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН

20 мая 2008 г. №353

Учреждение Российской академии наук Институт аридных зон Южного научного центра РАН

24 июня 2008 г. №415

Учреждение Российской академии наук Нижегородский научный центр РАН

18 ноября 2008 г. № 596, постановление Общего собрания РАН от 16 декабря 2008 г. №42

таблица 2

Перечень научных организаций РАН, ликвидированных в 2006-2008 гг.

Наименование организации

Дата ликвидации

2006 г.

Институт микропроцессорных вычислительных систем РАН

10 ноября 2006 г.

Институт оптико-нейронных технологий РАН

10 ноября 2006 г.

Центр программных технологий РАН

24 апреля 2006 г.

Институт теплофизики экстремальных состояний Объединенного института высоких температур РАН

29 декабря 2006 г.

Научно-технологический центр энергосберегающих процессов и установок Объединенного института высоких температур РАН

29 декабря 2006 г.

Институт высоких температур РАН

29 декабря 2006 г.

Инженерно-эксплуатационный комплекс Объединенного института высоких температур РАН

29 декабря 2006 г.

Институт теоретической и прикладной электродинамики Объединенного института высоких температур РАН

25 декабря 2006 г.

Институт проблем нефти и газа Объединенного института высоких температур РАН

31 июля 2006 г.

Институт неметаллических материалов Сибирского отделения РАИ

31 июля 2006 г.

Институт физико-технических проблем Севера Сибирского отделения РАН

14 июня 2006 г.

Институт геологии нефти и газа Сибирского отделения РАН

13 марта 2006 г.

Институт геофизики Сибирского отделения РАН

13 марта 2006 г.

Конструкторско-технологический институт геофизического и экологического приборостроения Сибирского отделения РАН

13 марта 2006 г.

Объединенный институт геологии, геофизики и минералогии им. А.А. Трофимука Сибирского отделения РАН

7 марта 2006 г.

Институт минералогии и петрографии Объединенного института геологии, геофизики и минералогии им. А.А. Трофимука Сибирского отделения РАН

7 марта 2006 г.

Объединенный институт истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН

7 марта 2006 г.

2007 г.

Институт теплофизики экстремальных состояний Объединенного института высоких температур РАН

9 января 2007 г.

Межведомственный центр социально-экономических измерений РАН

31 августа 2007 г.

Научный центр лазерных материалов и технологий Института общей физики им. A.M. Прохорова РАН

19 апреля 2007 г.

Центр естественно-научных исследований Института общей физики им. A.M. Прохорова РАН

13 июля 2007 г.

Конструкторско-технологический Институт электронно-лучевых технологий Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН

6 февраля 2007 г.

Научно-инженерный центр Объединенного института катализа Сибирского отделения РАН

24 августа 2007 г.

Отделение региональной геологии и гидрологии Амурского научного центра Дальневосточного отделения РАН

17 июня 2007 г.

2008 г.

Научный центр волновых исследований Института общей физики им. A.M. Прохорова

6 июня 2008 г.

Институт микроэлектроники и информатики РАН

17 апреля 2008 г.

Институт физико-химических проблем керамических материалов РАН

17 сентября 2008 г.

Государственное учреждение «Камчатский научный центр Дальневосточного отделения РАН»

21 августа 2008 г.

 

 

©РАН 2019