№ 85 от 24.03.2009

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Об утверждении Принципов инновационной деятельности Российской академии наук


В целях дальнейшего развития и совершенствования инновационной деятельности научных организаций Российской академии наук и повыше­ния ее эффективности Президиум Российской академии наук ПОСТАНОВ­ЛЯЕТ:

1. Утвердить Принципы инновационной деятельности Российской ака­демии наук (приложение).

2. Директорам научных организаций РАН в практической деятельности руководствоваться положениями, изложенными в Принципах инновацион­ной деятельности Российской академии наук, и довести их до сведения структурных подразделений научных организаций РАН.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-президента РАН академика Алдошина С.М.

 

Президент
Российской академии наук
академик Ю.С. Осипов


Главный ученый секретарь
Президиума Российской академии наук
академик В.В. Костюк


              Приложение
к постановлению Президиума РАН
от 24 марта 2009 г. № 85


Принципы инновационной деятельности Российской академии наук

Введение

Основной целью социально-экономического развития России является переход к экономике, основанной на инновациях. Системная проблема заключается в незавершённости формирования российской национальной системы инноваций, в отсутствии необходимого экономического базиса, правовых и административных предпосылок для эффективного функционирования этой системы и взаимодействия её отдельных элементов. Нормативно-правовое регулирование в сфере науки и инноваций не обеспечивает возможность эффективного вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, что существенно затрудняет осуществление ориентированных фундаментальных, инфраструктурных и инновационных программ и проектов, не позволяет российским участникам и российским разработкам достойно конкурировать на формирующемся мировом рынке наукоёмкой продукции, препятствует повышению конкурентоспособности и расширению присутствия России на этом рынке.

Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832, использует следующие терминологические определения:

"инновация (нововведение)" - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

"инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;

"государственная инновационная политика" - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

"инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)" - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;

"инновационная сфера" - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;

"инновационная инфраструктура" - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);

"инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. №195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» инновационная деятельность включает выполнение научно-технических и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), включая разработку конструкции инженерного объекта или технической системы; конструкторские работы; разработку новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги); технологические работы; создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения в технической документации.

Российская академия наук является системообразующим элементом российского сектора исследований и разработок, располагает высококвалифицированными кадрами, без участия которых невозможно обеспечить развитие экономики Российской Федерации на основе инноваций. Иного интеллектуального ресурса, сравнимого с РАН по уровню научного и инновационного потенциала, в стране нет.

Инновационная деятельность РАН и её научных организаций заключается как в проведении фундаментальных и прикладных исследований, так и в доведении этих исследований до законченного вида, в том числе путём использования полученных в научных организациях РАН результатов научно-технической деятельности для создания новых и усовершенствованных продуктов и технологических процессов, а также в участии в реализации новой научно-технической продукции на внутреннем и внешнем рынках. В соответствии с действующим Уставом РАН, научные исследования, способствующие технологическому и экономическому развитию России, являются одной из основных целей деятельности РАН (статья 10 Устава РАН). Для выполнения прикладных научных исследований в структуре институтов РАН могут быть организованы инновационные подразделения (статья 68 Устава РАН).

Согласно статье 11 Устава РАН, одной из целей Академии является расширение связей между наукой и производством, участие в инновационной деятельности, в реализации достижений науки и техники, содействие развитию наукоемких технологий отраслей экономики России.

В условиях резкого сокращения объемов и направлений отраслевой науки, которое произошло за последние 20 лет, реализация государственной политики в сфере инноваций должна быть основана на современном и эффективном экономическом базисе, административных и правовых надстройках к этому базису, которые обеспечат успешное конкурентоспособное позиционирование РАН и её научных организаций на внутреннем и внешнем рынках наукоемкой продукции.

1. Участие РАН в развитии национальной системы инноваций

Российская академия наук в настоящее время является крупнейшим генератором новых знаний в стране, источником новых идей и разработок. Развитие инновационной деятельности РАН означает активное участие РАН в открытой (незамкнутой) национальной системе инноваций. Ядром инноваций являются результаты фундаментальных и прикладных исследований, полученных в РАН. При этом инновации, которые зарождаются в РАН, продолжаются за ее пределами как по инициативе самой РАН, подведомственных ей организаций, так и по инициативе других субъектов инновационной деятельности.

Инновации могут в различном сочетании охватывать фундаментальные и прикладные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, которые могут быть направлены на создание новой или усовершенствованной технологии гражданского, двойного или военного назначения, могут преследовать или не преследовать цель получения прибыли, могут быть предназначены для использования на территории России и за рубежом, а также содержать образовательную и инфраструктурную части. В их реализации могут участвовать, наряду с научными организациями РАН, и иные категории субъектов. Финансирование инновационных программ должно осуществляться за счёт средств федерального и регионального бюджетов, в том числе за счёт бюджетных денежных средств, главным распорядителем которых являются РАН и ее региональные отделения (в части финансирования фундаментальных и прикладных исследований), а также за счёт бюджетных средств, выделенных на реализацию целевых программ: за счёт средств, предоставляемых специальными субъектами вне целевых программ, в том числе за счёт средств, предоставляемых российскими и иностранными фондами и государственными корпорациями, а также за счёт денежных средств иных категорий субъектов. У каждого субъекта, задействованного в реализации инноваций, имеются определённые интересы в отношении ее результатов, включающие создаваемые результаты интеллектуальной деятельности и права на них, а также получаемую в перспективе прибыль. В этой связи инновационная деятельность РАН базируется на принципе взаимовыгодного сотрудничества в целях обеспечения баланса публичных и частных интересов.

2. Цели инновационной деятельности РАН

Основными целями инновационной деятельности РАН являются:

повышение уровня и инновационного потенциала научных исследований, проводимых научными организациями РАН, в том числе совместно с высшими учебными заведениями в рамках интеграционных программ;

увеличение эффективности вовлечения в хозяйственный оборот результатов научных исследований, ориентированных на решение практически важных задач;

содействие практическому использованию научных результатов в реальном секторе экономики с целью повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее оборонного потенциала и качества жизни российских граждан;

создание фундаментальных научных основ технологической модернизации экономики на базе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами, обеспечивающей глобальную конкурентоспособность и формирование, в перспективе, рынка инноваций на основе российского сектора фундаментальных и ориентированных научных исследований;

развитие приоритетных направлений науки, техники и технологий, в рамках которых конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики обеспечивается преимущественно за счет отечественных разработок.

Для воплощения вышеуказанных целей в жизнь РАН должна предпринять следующие действия:

содействовать формированию экономического базиса, правовых и административных предпосылок для развития инновационной деятельности РАН и её организаций как особых субъектов государственной инновационной политики;

содействовать созданию организаций РАН, предусмотренных ее Уставом, встроенных в национальную инновационную инфраструктуру, включающую инновационные и инновационно-технологические центры, технопарки, научно-образовательные центры, бизнес-инкубаторы и иные организации и подразделения, необходимые для инновационного использования результатов исследовательских работ, и повышению эффективности деятельности этих элементов инновационной инфраструктуры Российской Федерации;

содействовать эффективной правовой охране и использованию результатов научно-технической деятельности;

усилить поддержку ведущих ученых-изобретателей, научных и научно-педагогических школ, которые сформировались в научных организациях РАН и ВУЗах и способны обеспечить высокий мировой уровень образования, научных исследований и технологических разработок.

Развитие системы инноваций в Российской академии наук позволит улучшить кадровую ситуацию как в РАН, так и во взаимодействующих с ней ВУЗах и других организациях. Одновременно будут созданы рабочие места в наукоемких отраслях, взаимодействующих с РАН в инновационной сфере, открывая новые карьерные перспективы для молодых сотрудников РАН. Такая возможность окажет положительное воздействие на приток молодежи в научные организации РАН и на повышение престижа интеллектуальных форм деятельности в целом.

3. Виды инновационной деятельности РАН

Видами инновационной деятельности РАН являются:

доведение фундаментальных исследований, имеющих перспективу практического использования, до законченного вида;

выполнение прикладных научных исследований и разработок;

разработка и производство современных образцов наукоемких приборов, оборудования и их компонентов;

участие в экспертизе новых проектов в области инноваций;

содействие и осуществление совместных с бизнес-структурами проектов в области высоких технологий, участие в трансфере интеллектуальной собственности;

содействие и участие в создании научно-образовательных центров;

участие в подготовке высококвалифицированных кадров для предприятий инновационной сферы, послевузовское обучение, стажировка, содействие формированию базовых кафедр ведущих вузов в научных организациях РАН;

сотрудничество с государственными органами в вопросах выработки государственной инновационной политики, в частности, в подготовке федерального закона об инновационной системе Российской Федерации.


4. Реализация инновационной деятельности РАН

4.1. Техническое перевооружение РАН. Устаревание научного оборудования РАН ограничивает реализацию ее существующего кадрового научного потенциала и привлекательность научной деятельности для молодых ученых и специалистов. Осуществление программы технического перевооружения позволит повысить уровень фундаментальных научных исследований и базирующихся на них инноваций.

4.2. Центры коллективного пользования. В рамках программы технического перевооружения РАН и других программ оснащения институтов РАН новым оборудованием приоритет должен отдаваться уже существующим и успешно работающим центрам коллективного пользования, которые не только ведут исследования, но и оказывают научно-технические услуги широкому кругу научных организаций РАН.

4.3. Приборостроение и РАН. Весьма существенным фактором для перехода экономики России на путь инновационного развития является увеличение спроса на наукоемкие изделия, работы и услуги. Само существование РАН и ее спрос на высокотехнологичные товары, работы и услуги для проведения исследований и осуществления научных и инновационных программ и проектов обеспечивает значительную часть этого сегмента рынка в РФ. При этом РАН поддерживает отечественные приборостроительные компании, в том числе содействует разработке и производству приборов, оборудования, компонентов для них в высокотехнологических компаниях, связанных с научными организациями РАН. Для этого необходимо:

создать механизмы эффективного взаимодействия ученых и специалистов научных организаций и федеральных государственных унитарных предприятий РАН для доведения ориентированных результатов научной деятельности до коммерческого продукта и освоения его производства;

определить приоритетные области приборостроения, в развитии которых должны участвовать научные организации и федеральные государственные унитарные предприятия РАН, содействовать разработке и производству соответствующих приборов с целью обеспечения их конкурентоспособности.

4.4. Поддержка инноваций и разработок РАН. При осуществлении поддержки инноваций и разработок РАН целесообразно сконцентрировать ресурсы, т.е. отдавать предпочтение одному - двум проектам в каждом регионе и в каждой отрасли науки и направлять в эти проекты достаточно крупные ассигнования на фоне относительно небольшого равномерного финансирования остальных проектов. Концентрация ресурсов при выполнении программ поддержки инноваций и разработок РАН должна учитывать список критических технологий и приоритетных направлений,
формируемый Правительством РФ.

4.5. Интеграция науки и образования. Научно-образовательные центры РАН могут играть роль важнейших элементов инновационной инфраструктуры, способствующих повышению уровня подготовки специалистов инноваций как для научно-исследовательской работы, так и для последующего трансфера в сферу технологий.

4.6. Двусторонние и многосторонние соглашения с государственными корпорациями, фондами, фондами венчурного финансирования и конкурсы проектов в рамках этих соглашений должны способствовать развитию, прежде всего инновационной составляющей фундаментальных исследований. В рамках этих совместных программ и конкурсов в первую очередь должны финансироваться проекты, имеющие инновационную направленность и существенный научный и методический задел, позволяющий в ограниченные сроки коммерциализовывать эти результаты.

Учитывая особую роль государственных корпораций в национальной инновационной системе (государственных корпораций «Российская корпорация по нанотехнологиям», «Ростехнологии», «Росатом»), представляется целесообразным тщательно проработать условия долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества РАН с госкорпорациями. Это сотрудничество должно базироваться на согласованных с государственными корпорациями механизмах предоставления последними денежных средств на реализацию совместных с РАН исследовательских и инновационных проектов, на повышение квалификации специалистов, на патентование и поддержку правовой охраны объектов промышленной собственности в РФ и за рубежом.

4.7. «Посевное» финансирование инновационных проектов РАН еще не осуществляется в связи с недостаточной проработанностью нормативной базы, однако ее запуск предусмотрен Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. Речь идет о финансировании перспективных инноваций, находящихся на последней стадии фундаментальных исследований, целью которой является содействие ученым и инженерно-техническим специалистам в выводе на рынок товаров, изделий, технологий, услуг и т.п. Целесообразно разработку такой системы финансирования координировать с государственными и частными «посевными» фондами и структурами, коммерциализирующими научные разработки.

Необходимо также развитие так называемого «инновационного пояса» академической науки, включающее заключение соглашений о стимулировании инноваций в академическом секторе со всеми заинтересованными крупными отечественными и зарубежными организациями.

5. Эффективная интеграция в глобальную инновационную систему

Эффективная интеграция в глобальную инновационную систему представляет собой:

обеспечение участия РАН в глобальных технологических проектах, в том числе международных программах; разработка и реализация на основе долгосрочного технологического прогноза нескольких масштабных проектов в сфере развития отдельных технологий - национальных технологических инициатив;

интеграцию российского сектора исследований и разработок в глобальную систему инноваций, развитие международного сотрудничества, обеспечение доступа российских ученых к исследовательской базе ведущих зарубежных научных центров;

развитие и поддержку программ академического обмена и стажировки российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных - в России, поддержку привлечения ученых мирового уровня для преподавательской деятельности в России;

вовлечение российских ученых, уехавших за рубеж, а также иностранных учёных в развитие отечественной науки и технологий, в том числе путем их участия в российских научных проектах и преподавательской деятельности.


6. Участие РАН в осуществлении и совершенствовании государственной инновационной политики

РАН занимает особое положение в системе государственного управления наукой и инновациями, которое определено действующим законодательством РФ и Уставом РАН. В соответствии с Уставом РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, участвует в координации фундаментальных исследований, выполняемых за счёт средств федерального бюджета, участвует в разработке и реализации государственной научно-технической политики, в экспертизе крупных научно-технических программ и проектов, обеспечивает фундаментальные исследования приборами и оборудованием (в частности, через центры коллективного пользования), создаёт научно-образовательные центры, участвует в реализации государственной политики в области создания и вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785 РАН за счёт субсидий из федерального бюджета выполняет программы фундаментальных научных исследований, а также осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам и осуществляет инвестиции в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктуры. РАН и её региональные отделения имеют статус получателей и главных распорядителей средств федерального бюджета, в том числе средств, предназначенных для финансирования деятельности организаций РАН, а также для осуществления государственных инвестиций в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктуры Академии. Уставом РАН, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785 РАН, предусмотрено выполнение Академией функции государственного заказчика. РАН может распоряжаться правами на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, полученными за счёт средств федерального бюджета в организациях РАН, в том числе вправе вносить указанные результаты научно-технической деятельности в уставный капитал коммерческих организаций, создаваемых в соответствии с Уставом РАН и законодательством Российской Федерации.

Выполнению РАН вышеперечисленных функций и осуществлению предоставленных полномочий препятствует правовая неопределённость. Действующее законодательство не обеспечивает возможность практического осуществления РАН и её научными организациями специальных функций и полномочий, которые за ними закреплены де-юре, в том числе в Уставе РАН, утверждённом постановлением Правительства РФ № 785 от 19 ноября 2007 г. В целях реализации государственной политики в сфере науки и инноваций на основе действующего законодательства и Устава РАН необходимо нормативно-правовым способом обеспечить возможность эффективного осуществления РАН функций и полномочий, которые закреплены в Уставе РАН, в том числе функций государственного заказчика, исполнителя, экспертного органа, консультативного органа и распорядителя прав на результаты интеллектуальной деятельности. Необходимо внести соответствующие изменения в законодательство РФ, в том числе законодательно определить государственный контракт как единственное основание выполнения программ фундаментальных исследований, финансируемых за счёт средств федерального бюджета. При этом функции государственного заказчика должна выполнять только РАН.

Относительная новизна самой постановки вопросов в инновационной деятельности, недостаточная проработанность нормативной базы национальной системы инноваций порождает проблемы, которые затрудняют деятельность РАН. Российская академия наук располагает наибольшим в стране интеллектуальным потенциалом, способна ставить и в сотрудничестве с государственными органами добиваться решения проблем в области регулирования инновационной деятельности. Среди таких проблем наиболее актуальны следующие:

6.1. Межведомственная координация. Учитывая необходимость межведомственной координации проектов и особый статус РАН, требуется законодательно разграничить компетенцию РАН и других субъектов, осуществляющих государственное управление в сфере науки и инноваций, в частности с Федеральным агентством по науке и инновациям, Федеральным космическим агентством, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, а также с государственными корпорациями. Предметом отдельных много- и двухсторонних соглашений с названными субъектами могут стать рамочные условия сотрудничества, включая распределение полномочий и определение порядка взаимодействия сторон по вопросам проведения экспертизы, финансирования проектов, участия в создании предприятий и некоммерческих организаций и работе научно-технических советов. Заключение соглашений о сотрудничестве и взаимодействии будет способствовать РАН в осуществлении всего комплекса функций, возложенных на неё законодательством РФ и Уставом РАН в сфере государственного управления наукой и инновациями.

6.2. Интеллектуальная собственность. В настоящее время одним из факторов, блокирующих инновационную деятельность организаций РАН, является отсутствие в российском законодательстве норм, обеспечивающих бесконфликтное осуществление организациями РАН интеллектуальных прав на РНТД, полученные за счёт финансирования сметы доходов и расходов, а также за счёт смешанного или частного финансирования. Отсутствие гибких и эффективных инструментов для инновационного сотрудничества РАН и её организаций с другими субъектами инновационной деятельности препятствуют активному участию РАН в государственной инновационной политике и снижают эффективность последней. Целесообразно выработать правовое решение данной проблемы, в частности в рамках разрабатываемого Федерального закона об инновационной системе Российской Федерации. Необходимо обеспечить возможность осуществления организациями РАН инновационной деятельности, в том числе посредством пользования и распоряжения интеллектуальными правами на РНТД, полученные подведомственными организациями как на условиях финансирования по смете доходов и расходов, так и за счёт привлечённых источников финансирования, в том числе на условиях смешанного финансирования.

6.3. Аренда инновационными компаниями помещений организаций РАН. Процедура аренды была установлена в начале 1997 года и за прошедшее время была достаточно хорошо проработана, но она не разграничивает «посторонние» организации и связанные с научными организациями РАН малые инновационные предприятия. Такой подход принципиально противоречит сути инновационной деятельности, которая состоит в организации взаимодействия организаций РАН с наукоемкими малыми предприятиями, в том числе тесно связанными с работой института и функционирующими на его территории. Необходимо разработать и ввести соответствующие критерии для разграничения отношений, связанных с инновационной деятельностью в области аренды, которые позволят отличить сдачу помещений в аренду «посторонним» организациям от аренды инновационными компаниями. В рамках инновационной деятельности существуют иные, кроме арендных, отношения между сторонами - выполнение НИОКР, поставка специальных видов продукции, переход кадров в инновационные компании, совместное осуществление проектов и т.п. Поскольку аренда этого типа является необходимым компонентом инновационной деятельности, то заключение договоров аренды должно осуществляться на специальных условиях, которые должны быть определены законодательно.

6.4. Стимулирование развития венчурного финансирования, содействие совершенствованию правового регулирования деятельности венчурных фондов и существенному расширению масштабов деятельности. Взаимодействие Российской академии наук, Венчурного инвестиционного фонда (государственного «Фонда фондов», капитализирующего другие венчурные фонды) и Российской венчурной компании будет способствовать как расширению масштабов деятельности венчурно-инвестиционных фондов, так и запуску «посевного» финансирования в РАН.

6.5. Введение специальных критериев оценки успешности деятельности. В исследовательской деятельности такими основными критериями (для подразделения научной организации) являются публикации в рецензируемых изданиях, индекс цитируемости, количество полученных грантов и число защищенных диссертаций. В инновационной деятельности такими основными критериями для подразделения научной организации являются показатели патентной и лицензионной активности (количество полученных и действующих патентов, объектов ноу-хау, хозяйственных лицензионных договоров и договоров по отчуждению исключительных прав), суммарные финансовые показатели, связанные с инновационными продуктами РАН. Эти два типа критериев успеха (фундаментальный и ориентированный) стоит уравнять в правах.

6.6. Выделение приоритетов РАН при формировании государственной инновационной политики. Государственная инновационная политика строится по привычным канонам и, прежде всего, предусматривает поддержку инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, в частности формирование и развитие фондов поддержки малого инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации, ресурсное обеспечение их деятельности, а также иные меры. Российская академия наук в целом как инновационный субъект может быть сравнима с субъектом Российской Федерации, и представляется целесообразным в определенных рамках предоставить Российской академии наук права, аналогичные правам субъекта Российской Федерации в области инноваций. Для этого следует внести соответствующие изменения в законодательные акты РФ и Устав РАН.

6.7. Определение долгосрочной государственной политики в области технического регулирования. Те или иные мероприятия по развитию инновационной деятельности РАН безусловно полезны, однако главным для ее успеха является общее повышение спроса на инновации в Российской Федерации. В этом вопросе роль РАН как авторитетной государственной организации неоценима и не имеет альтернативы. Необходимы долгосрочные программы технологических изменений: существует множество областей, где стоит силой государственного принуждения задать перспективу технологического обновления, например, технологии строительства, повышение КПД вновь вводимого энергетического оборудования, улучшение качества продовольственных продуктов массового производства и т.п. Любая такая линия технологического обновления требует метрологического и контрольного обеспечения, разработки и производства датчиков, КИА и т.п., что резко повышает спрос на результаты инновационной деятельности. Таким образом, любая инициатива РАН в области законодательного оформления задач технологического обновления через несколько лет вернется увеличением спроса на результаты деятельности институтов РАН.


Заключение

Реализация принципов инновационной деятельности РАН внесет существенный вклад в ускорение перехода к инновационному развитию страны и построению экономики, основанной на знаниях, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации и ее оборонного потенциала, улучшение качества жизни российских граждан.

При развитии инновационной деятельности Российская академия наук учитывает и те опасности для ее научных организаций, которые возникают в процессе взаимодействия с бизнес-структурами. Этот процесс должен приводить не к превращению РАН в еще одну коммерческую организацию, но должен увеличивать роль РАН как управляющего органа процесса и обеспечивать РАН эффективным набором инструментов такого управления. Именно контроль со стороны Президиума РАН позволит предотвратить превращение научных организаций РАН в придатки бизнес-структур, сохранить статус и специализацию этих организаций, их роль как основных научных центров Российской Федерации.

 

Главный ученый секретарь
Президиума Российской академии наук
академик В.В. Костюк

 

©РАН 2024