№ 10118-308 от 19.04.2011

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ПРЕЗИДИУМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

О результатах документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности, проведенных в учреждениях РАН в 2010 году

 

1. Принять к сведению информацию Управления внутреннего финансового контроля РАН (до 1 января 2011 г. Контрольно-ревизионный отдел (КРО) РАН) о результатах документальных ревизий и проверок, проведённых КРО РАН в организациях, подведомственных РАН, в 2010 году, и о предоставлении соответствующего отчёта президенту РАН.

2. Отметить, что:

2.1. Проведение контрольных мероприятий осуществлялось КРО РАН в 2010 году в соответствии с требованиями ст. 269 Бюджетного кодекса РФ, основной целью которых являлись проверка предоставления достоверной финансовой и нефинансовой отчётности, соблюдения Устава РАН и других нормативно-правовых актов, реализация принципов экономичности, эффективности и результативности, обеспечение мер по борьбе с мошенничеством, злоупотреблениями и коррупцией, оказание методической и практической помощи организациям, подведомственным РАН. В общей сложности КРО РАН проведены 23 контрольных мероприятия, из которых 12 проверок осуществлены в составе комиссий по комплексным проверкам научной, научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности научных учреждений РАН. В ходе указанных проверок в части правомерного, целевого, эффективного использования подведомственными получателями бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности, выявлены случаи несоблюдения отдельных положений Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, федеральных законов от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и ряда других нормативных актов.

2.2. Анализ контрольных мероприятий показал, что руководителями организаций, подведомственных РАН, в проверяемом периоде не уделялось должного внимания вопросам укрепления учётно-финансовой и нормативно-правовой дисциплины и не было принято исчерпывающих мер к выполнению распоряжения Президиума РАН от 31 мая 2010 г. № 10118-456 «О результатах документальных ревизий и проверок, проведенных Контрольно-ревизионным отделом РАН в учреждениях и на предприятиях РАН в 2009 году». Вследствие этого в 2010 году в большинстве проверенных научных организациях РАН допущены характерные нарушения и типичные ошибки, отмеченные в указанном распоряжении Президиума РАН по итогам 2009 года (Учреждение Российской академии наук Институт радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН; Учреждение Российской академии наук Институт химической физики им. Н.Н. Семенова РАН; Учреждение Российской академии наук Научно-исследовательский институт прикладной
математики и автоматизации Кабардино-Балкарского научного центра РАН;
Учреждение Российской академии наук Прикаспийский институт биологических ресурсов Дагестанского научного центра РАН; Учреждение Российской академии наук Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Учреждение Российской академии наук Институт мировой литературы им.
A.M. Горького РАН; Учреждение Российской академии наук Институт прикладных математических исследований Карельского научного центра РАН; Учреждение Российской академии наук Сочинский научно-исследовательский центр РАН; Учреждение Российской академии наук Институт истории материальной культуры РАИ; Учреждение Российской академии наук Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушкова РАН; Учреждение Российской академии наук Институт проблем рынка РАН; Учреждение Российской академии наук Институт биологии Карельского научного центра РАН; Учреждение Российской академии наук Институт Европы РАН; Учреждение Российской академии наук Центральный дом учёных РАН).

2.3. По-прежнему к наиболее существенным и характерным нарушениям, недостаткам и типичным ошибкам в деятельности организаций, подведомственных РАН, относятся:

наличие недостатков в организации планирования финансово-хозяйственной деятельности и отсутствие должного контроля со стороны конечных получателей средств федерального бюджета за их равномерным и эффективным использованием;

нарушение установленных требований при формировании (составлении) штатных расписаний, включая факты содержания за счёт средств федерального бюджета сверхнормативной численности (без наличия вакансий);

отсутствие в реестре федерального имущества РАН отдельных объектов движимого и недвижимого имущества, в том числе федеральных земель, неоформление свидетельств о государственной регистрации прав на объекты федерального имущества и земельные участки;

наличие фактов несанкционированной сдачи федерального имущества (без оформления арендных договоров и договоров на возмещение арендаторами (субарендаторами, ссудополучателями) стоимости потреблённых коммунальных и эксплуатационных услуг), отсутствие должного контроля за эффективностью применения арендных ставок, за своевременным и полным перечислением в федеральный бюджет доходов от аренды федерального имущества и погашением арендаторами задолженности по арендным платежам, коммунальным и эксплуатационным услугам;

неотражение в учёте и отчётности реальной стоимости основных средств и драгоценных металлов (камней), вследствие непроведения своевременной их переоценки и удорожания стоимости активов (в том числе в связи с модернизацией, реконструкцией и монтажом объектов основных средств);

несоблюдение установленного порядка списания с балансового учёта стоимости основных средств;

неотражение на забалансовых счетах стоимости имущества, полученного по договорам возмездной аренды и безвозмездной ссуды;

списание горюче-смазочных материалов без учёта норм расхода, а в ряде случаев на основании неоформленных путевых листов;

заключение договоров на поставку товаров, производство работ, оказание услуг без проведения конкурсов, включая практику искусственного дробления стоимости финансовых обязательств до 100,00 тыс. руб.;

заключение валютных контрактов (договоров, соглашений), предусматривающих передачу в пользу иностранных юридических лиц результатов научно-технической деятельности, без регистрации в Президиуме РАН;

отсутствие в учёте операций по формированию фактической стоимости и движению готовой продукции, изготовленной научной организацией в рамках основной деятельности и по деятельности, приносящей доход;

неотражение на балансовом учёте в составе нематериальных активов исключительных прав на использование товарных знаков, фирменного наименования научных организаций, авторских нрав на издания и публикации, патентов и свидетельств на изобретения, ноу-хау, других охранных документов;

составление смет на выполнение ремонтно-строительных работ не в федеральных, а в муниципальных и территориальных расценках; наличие приписок объёмов ремонтно-строительных работ; отсутствие докумен­тального подтверждения стоимости строительных материалов и вывоза строительного мусора; производство ремонтно-строительных работ на объектах, не состоящих на балансовом учёте организации;

несоблюдение требований налогового законодательства в часть непропорционального распределения косвенных расходов по источникам дохода, неуплаты (переплаты) в бюджет различных видов налогов;

расходование бюджетных и внебюджетных средств на оплату труда сторонних физических лиц по договорам гражданско-правового характера без учёта критериев (расценок, смет и пр.), регулирующих размер вознаграждения соответствующих категорий работников;

несоблюдение нормативных требований при выдаче и списании на расходы подотчётных сумм, включая возмещение расходов по командированию физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией (предприятием);

нарушение порядка ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, включая формирование учётных записей без наличия оправдательных документов при совершении расходных хозяйственных операций, искажение показателей бухгалтерской отчётности.

2.4. Перечень организаций, в которых допускались наиболее значительные нарушения в вопросах финансового планирования и ведения бухгалтерского учёта, организации действенного контроля за полнотой и качеством проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, заключением договоров и сделок, проведением расчётов со
сторонними организациями, формированием затрат и выбытием движимого и недвижимого имущества, приведен в приложении к настоящему распоряжению.

3. Обязать руководителей организаций, подведомственных РАН, в целях укрепления финансово-хозяйственной дисциплины, обеспечения эффективного использования бюджетных средств и сохранности имущественно-материальных ценностей:

3.1. рассмотреть, руководствуясь пунктом 7 распоряжения Президиума РАИ от 31 мая 2010 г. № 10118-456, факты, изложенные в материалах контрольных мероприятий, разработать и осуществить надлежащие меры по устранению и недопущению впредь нарушений и недостатков, отмеченных в настоящем распоряжении, включая привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях. О принятых мерах сообщить в Президиум РАН (Управление внутреннего финансового контроля РАН) до 1 сентября 2011 г.

3.2. обеспечить неукоснительное соблюдение бюджетного и налогового законодательства, а также экономических интересов учреждений и предприятий РАН при заключении договоров со сторонними организациями, систематическую выверку расчётов и осуществление других мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств;

3.3. усилить меры по контролю за организацией и ведением бух­галтерского учёта, соблюдением установленного порядка проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, списанием основных средств и других материальных и нематериальных активов, использованием средств дополнительного бюджетного финансирования, поступающих от сдачи в аренду федерального имущества, строго на содержание и развитие материально-технической базы учреждений;

3.4. обратить особое внимание на организацию финансового пла­нирования, формирование фактических затрат и определение финансовых результатов при выполнении работ и оказании услуг, соблюдение требований кассовой дисциплины.

4. Руководителям структурных подразделений РАН учитывать результаты документальных ревизий и проверок, проведенных в 2010 году, при подготовке руководству РАН предложений о выделении организациям, подведомственным РАН, централизованных финансовых ресурсов и других мерах их государственной поддержки.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

 

Президент
Российской академии наук
академик Ю.С. Осипов


              Приложение
к распоряжению Президиума РАН
от 19 апреля 2011 г. № 10118-308

Перечень

организаций, в которых допускались наиболее значительные нарушения в вопросах
финансового планирования и ведения бухгалтерского учёта, организации действенного
контроля за полнотой и качеством проведения инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, заключением договоров и сделок, проведением расчётов со сторонними
организациями, формированием затрат и выбытием движимого и недвижимого имущества






1. В Учреждении Российской академии наук Институте химической физики им. Н.Н. Семенова РАН не обеспечена государственная регистрация права собственности на земельный участок (S=71418 кв.м) кадастровой стоимостью - 3 145 451 547,12 руб. и прав собственности на 61 ед. инвентарных объектов недвижимости (включая строения базы отдыха «Робинзон» и т.д.), переданных Институту на праве оперативного управления и состоящих на балансовом учете, суммарной стоимостью - 22 171 778,75 руб.; не обеспечена достоверность данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности вследствие формального подхода к проведению инвентаризации нефинансовых активов, по результатам которой отсутствует документальное подтверждение фактического наличия 44 единиц инвентарных объектов (жилых, нежилых помещений и сооружений) балансовой стоимостью - 3 719 271,02 руб.; при отсутствии лицензии заказчика-застройщика, без наличия должной государственной регистрации сделок, допущено заключение двух контрактов на предмет реализации проектов по строительству объектов недвижимости инвестиционной стоимостью более - 75 915 037}53 руб.; выявлены факты несанкциони­рованной сдачи производственных площадей (общей S=132,5 кв.м) пяти коммерческим фирмам, в результате чего в федеральный бюджет недопоступили доходы от сдачи в аренду федерального имущества в сумме - 116 492,45 руб.; допущено неэффективное использование средств в части возврата в доход бюджета, запланированных по бюджетной смете на 2009 год (ЭКР 213, 212, 211) в размере - 1 293 003,54 руб.; вследствие отсутствия надлежащего формирования и распределения накладных (косвенных) расходов, имело место неэффективное расходование бюджетных средств на сумму - 2 944 496,05 руб. (ЭКР 221, 222, 223); допущено необоснованное содержание (без наличия вакансий) сверхнормативной численности в количестве 20,75 ед. и внутреннее совместительство по полной ставке (вместо 0,5 ст.), что привело к неэффективному использованию средств федерального бюджета на сумму - 5 192 927,89 руб. (ЭКР 211-4 121 371,34 руб.; ЭКР 213 - 1 071 556,55 руб.); на балансовом (забалансовом) учёте не отражена стоимость нематериальных активов (36 патентов); не проводилась инвентаризация прав на результаты интеллектуальной собственности.

2. В Учреждении Российской академии наук Институте биологии Карельского научного центра (ИБ КарНЦ) РАН, без согласования с собственником, без разрешения РАН, без соблюдения процедуры государственной регистрации сделки, допущено заключение долгосрочного договора с Учреждением Российской академии наук Карельским научным центром (КарНЦ) РАН на предмет безвозмездного пользования (на 5 лет) недвижимым имуществом на срок действия свыше трех лет, находящимся в федеральной собственности и закрепленным на праве оперативного управления за КарНЦ РАН (балансодержатель); на забалансовом счете 01 «Основные средства в использовании» не организовано ведение учета площадей, полученных Институтом в безвозмездное пользование, что привело к необоснованному (беспредметному) формированию затрат, связанных с обслуживанием (включая ремонт) неучтенных объектов основных средств и искажению (занижению) отчётных показателей на сумму - 56 749 940,90 руб.; ИБ КарНЦ РАН не включал в состав доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемого исходя из рыночных цен (ст. 40 НК РФ) за аренду идентичного имущества, вследствие чего имеет место нарушение законодательства РФ о налогах и сборах в части недоперечисления в доход бюджета налога на прибыль; учёт активов из драгметаллов и изделий из них (тигли, крышки, чашки платиновые и пр.) организован не на балансовом учёте Института на счете 010506000 «Прочие материальные запасы» (посуда), а на забалансовом учёте на счёте 02 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение», что привело к искажению показателей годовой отчетности; не производилась должная переоценка активов в драгметаллах, в результате чего по состоянию на 1 ноября 2010 г. в ИБ КарНЦ РАН балансовая стоимость 2538,46 гр. чистой платины в изделиях (тигли, крышки, чашки и пр.) составляет всего - 8,32 руб.; при отсутствии вакантных должностей, в 2009 г. допущено сверхнормативное зачисление 29 внешних совместителей (от 0,4 ст.- до 0,75 ст.) на 13,85 дополнительных штатных единицы, что привело к понижению уровня реального содержания заработной платы штатного состава и как следствие - к неэффективному использованию средств федерального бюджета (к.э.к. 211) на сумму - 479 587,55 руб.; на балансовом учёте не отражена стоимость имеющихся в ИБ КарНЦ РАН нематериальных активов (патентов, авторских прав на издания и пр.).

3. В Учреждении Российской академии наук Институте земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В, Пушкова РАН выявлены факты безосновательного (отсутствуют дефектные ведомости, локальные сметы, акты сдачи-приемки выполненных работ и т.п.) принятия к реализации стоимости договоров гражданско-правового характера (ЭКР 226), заключенных с физическими лицами на предмет производства ими ремонтно-строительных работ (при наличии параллельных договоров подряда на выполнение ремонтно-строительных работ с юридическими лицами), что в целом привело к экономически неоправданным затратам в суммарном объёме - 1 907 606,94 руб., в том числе сформированным за счёт средств бюджетной сметы на сумму — 1 165 186,20 руб.; допущено неэффективное использование средств в связи с учетом затрат на производство ремонтно-строительных работ стоимостью - 6 143 833,79 руб. не в федеральных (ФЕР-2001), а в текущих территориальных ценах (ТЕР-2001).

4. В Учреждении Российской академии наук Институте Европы (ИЕ) РАН, без разрешения РАН, без согласования с собственником (Москомимущество), без соблюдения конкурсных процедур, без определения стартового размера арендной платы, заключено в общей сложности 15 финансовых обязательств (в основном с коммерческими организациями) на предмет возмездной пересдачи в субаренду производственных площадей Института общей S=1750 м2; не организовано ведение учета площадей (общей S =3620,5 м ), полученных Институтом в возмездное пользование, что привело к необоснованному (беспредметному) формированию затрат на сумму - 6584726,40 руб. (к.э.к. 223 «Коммунальные услуги»), связанных с обслуживанием (включая ремонт) неучтенного объекта основных средств и искажению (занижению) отчётных показателей; ИЕ РАН (субарендодателем) допущено неправомерное содержание и обслуживание пятнадцати коммерческих организаций-субарендаторов, на сумму более - 3 180 422,66 руб., в связи с отсутствием санкционированного потребления ими коммунальных услуг (вода, тепло, эл. энергия и т.д.); при использовании целевых средств (РГНФ) на оплату труда штатным сотрудникам и сторонним физическим лицам не учитывались правовые акты, регулирующие размер заработной платы соответствующих категорий работников, в связи с чем безосновательно израсходовано денежных средств на сумму - 12 186 067,00 руб. (к.э.к 226); при отсутствии утвержденных в установленном порядке норм расхода топлива (бензина), при систематическом незаполнении в путевых листах обязательных реквизитов (номера путевого листа, сведений о сроке действия путевого листа, времени проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, времени возвращения в гараж, маршрута следования, подтверждающего целевое использование автотранспортного средства и пр.), допущено документально неоправданное расходование средств по предпринимательской деятельности, связанное с приобретением и списанием ГСМ, на сумму - 452 600,00 руб.; отмечается факт неэффективного использования средств федерального бюджета в части возврата в доход бюджета неиспользованных средств, запланированных по бюджетной смете на 2009 год (ЭКР 211, 212, 213, 290, 310), в сумме - 284 080,08 руб.; вследствие отсутствия надлежащего распределения накладных (косвенных) расходов по источникам доходов, на приносящую доход деятельность ИЕ РАН необоснованно в завышенном объёме отнесено косвенных затрат в сумме - 394 676,99 руб.; на балансовом учёте в составе нематериальных активов не отражена стоимость авторских прав на издания, имеющихся в ИЕ РАН; практикуется применение (заполняются вручную) учётных регистров (мемориальные ордера) устаревшей формы.

В ИЕ РАН длительный период не проводилась инвентаризация как материально-имущественных ценностей, так и финансовых обязательств, что отрицательным образом сказывается на обеспечении достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности.

Вышеназванные нарушения финансово-хозяйственной дисциплины стали возможны в основном в результате невыполнения руководством организаций, подведомственных РАН, планово-финансовыми и бухгалтерскими службами распоряжений Президиума РАН, которые ежегодно издаются по результатам работы службы внутреннего финансового контроля РАН (ранее - КРО РАН) с учётом требований нормативно-методических документов и действующего законодательства Российской Федерации.





Заместитель начальника Управления
внутреннего финансового контроля РАН
кандидат экономических наук Г.Б. Подстригич

 

©РАН 2024