№ 10108-542 от 06.07.2009

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ПРЕЗИДИУМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

"О состоянии охраны труда и производственного травматизма в организациях РАН"

Отделом охраны труда и радиационной безопасности Управления безопасности, охраны труда и гражданской защиты РАН в 2008 г. были про­ведены проверки состояния охраны труда и соблюдения законодательства в сфере охраны труда в 25 научных организациях, подведомственных РАН (приложение 1).

Проверки показали, что руководители многих проверенных организаций РАН не уделяют должного внимания вопросам охраны труда, не приняли не­обходимых мер к выполнению распоряжения Президиума РАН от 25 мая 2005 г. № 10143-433 «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства по ох­ране труда и предупреждению производственного травматизма в организациях РАН». Так, в 5 организациях РАН работа по охране труда была признана не­удовлетворительной (Учреждение Российской академии наук Институт геохи­мии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН (ГЕОХИ РАН); Учреж­дение Российской академии наук Институт государства и права РАН (ИЕП РАН); Учреждение Российской академии наук Институт математических про­блем биологии РАН (ИМПБ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт социологии РАН (ИС РАН): Учреждение Российской академии наук Институт экономики РАН (ИЭ РАН).

В 10 организациях РАН в ходе проверок были выявлены серьезные не­достатки в организации работы по охране труда и нарушения законодательных и иных нормативных актов по охране труда (Учреждение Российской акаде­мии наук Институт проблем комплексного освоения недр РАН (ИПКОН РАН); Учреждение Российской академии наук Институт проблем проектирования в микроэлектронике РАН (ИППМ РАН); Учреждение Российской академии наук Институте биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН (ИБХ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт экологии Волжского бассейна РАН (ИЭВБ РАН); Учреждение Рос­сийской академии наук Институт химии растворов РАН (ИХР РАН); Учрежде­ние Российской академии наук Физический институт им. П.Н.Лебедева РАН (ФИАН РАН); Учреждение Российской академии наук Институт химии сили­катов им. И.В.Гребенщикова РАН (ИХС РАН); Учреждение Российской ака­демии наук Институт экологии горных территорий КБНЦ РАН (ИЭГТ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт физики атмосферы им. А.М.Обухова РАН (ИФА РАН); Учреждение Российской академии наук Ин­ститут физических проблем им. П.Л.Капицы РАН (ИФП РАН).

Только в 10 организациях состояние организации работы по охране тру­да было признано удовлетворительным (Учреждение Российской академии на­ук Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка РАН (ПИН РАН); Учреж­дение Российской академии наук Институт биохимии и физиологии микроор­ганизмов РАН (ИБФМ РАН); Учреждение Российской академии наук Поляр­но-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А.Аврорина КНЦ РАН (ПАБСИ РАН); Учреждение Российской академии наук Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН (ММБИ РАН); Учреждение Российской академии наук Ботанический сад-институт УНЦ РАН (БСИ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт физиологии им. И.П.Павлова РАН (ИФ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт эволюционной фи­зиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН (ИЭФБ РАН); Учреждение Рос­сийской академии наук Центральный экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт механи­ки и машиностроения КазНЦ РАН (ИММ РАН); Учреждение Российской ака­демии наук Институт высокомолекулярных соединений РАН (ИВС РАН).

Выявленные недостатки в организации работы по охране труда и на­рушения законодательных и иных правовых нормативных актов по охране труда негативно сказались на работе по предупреждению производственного травматизма, в результате чего уровень травматизма в организациях РАН в 2008 г. вырос на 25,8 процента против 2007 г.; в 2 раза увеличилось число по­гибших от несчастных случаев: в 2008 г. погибло 6 человек против 3 в 2007 г. Подробный анализ состояния производственного травматизма в организаци­ях РАН приведен в приложении 2.

Основными недостатками в работе по охране труда, которые приводят к нарушениям законодательных и иных нормативных правовых актов по ох­ране труда и являются предпосылками производственного травматизма, про­должают оставаться следующие недостатки:

- недооценка руководителями организаций РАН роли и места охраны труда в обеспечении приоритета сохранения жизни и здоровья работников, как основного направления государственной политики в области охраны тру­да;

- низкий уровень знаний руководителей, должностных лиц и специали­стов, в том числе по охране труда, законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда;

- отсутствие в научных организациях РАН необходимого комплекта нормативных правовых актов по охране труда, предусмотренного статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, применительно к специфике дея­тельности научной организации;

- несоответствие большинства разработанных в научных организациях инструкций по охране труда требованиям нормативных правовых актов по охране труда;

- отсутствие системы контроля за соблюдением работниками требова­ний охраны труда со стороны руководства, руководителей структурных под­разделений и служб охраны труда ;

- недостаточная информированность работников о существующих профессиональных рисках на рабочих местах, средствах и методах защиты от них.

В целях усиления внимания к вопросам охраны и безопасности труда, ликвидации предпосылок и причин производственного травматизма:

1. Руководителям организаций РАН:

1.1. довести до сведения должностных лиц, руководителей структур­ ных подразделений и работников настоящее распоряжение;

1.2. организовать проведение проверок состояния условий труда, орга­низации работы по охране труда и соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда в структурных подразде­лениях организации;

1.3. принять меры по устранению выявленных недостатков и наруше­ний требований охраны труда. О принятых мерах сообщить в Управление безопасности, охраны труда и гражданской защиты РАН до 1 октября 2009 г.;

1.4. активизировать работу по проведению аттестации рабочих мест с целью приведения условий труда в соответствие с государственными требо­ваниями охраны труда.

2. Управлению безопасности, охраны труда и гражданской защиты РАН в шестимесячный срок подготовить проект Положения о системе управ­ления охраной труда в организациях РАН с учетом требований новых норма­тивных правовых актов и представить его на утверждение в установленном порядке.

3.Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя президента РАН члена-корреспондента РАН Шульца В.Л.

Президент
Российской академии наук
академик Ю.С.Осипов

                                                                                                                                                                                                  Приложение 1
                                                                                                                                                                                                  к распоряжению Президиума РАН
                                                                                                                                                                                                  от 06 июля 2009 г. № 10108-542

Справка
о состоянии организации работы по охране труда и соблюдении действующего законодательства в сфере охраны труда
в организациях РАН (по результатам проверок 2008 года)

В 2008 году Отделом охраны труда и радиационной безопасности РАН было организовано проведение проверок состояния охраны труда и соблюде­ния законодательства в сфере охраны труда в следующих 25 учреждениях РАН:

Учреждение Российской академии наук Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка РАН (ПИН РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт математических проблем биологии РАН (ИМПБ РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН (ГЕОХИ РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт проблем комплексного ос­воения недр РАН (ИПКОН РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт биохимии и физиологии микроорганизмов РАН (ИБФМ РАН);

Учреждение Российской академии наук Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А.Аврорина КНЦ РАН (ПАБСИ КНЦ РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт проблем проектирования в микроэлектронике РАН (ИППМ РАН);

Учреждение Российской академии наук Институте биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН (ИБХ РАН);

Учреждение Российской академии наук Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН (ММБИ РАН);

Учреждение Российской академии наук Ботанический сад-институт УНЦ РАН (БСИ УНЦ РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт экологии Волжского бас­сейна РАН (ИЭВБ РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт химии растворов РАН (ИХР РАН);

Учреждение Российской академии наук Физический институт им. П.Н.Лебедева РАН (ФИАН РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт химии силикатов им. И.В.Гребенщикова РАН (ИХС РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт экологии горных террито­рий КБНЦ РАН (ИЭГТ КБНЦ РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт физиологии им. И.П.Павлова РАН (ИФ РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт физики атмосферы им. А.М.Обухова РАН (ИФА РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН (ИЭФБ РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт экономики РАН (ИЭ РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт государства и права РАН (ИГП РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт социологии РАН (ИС РАН);

Учреждение Российской академии наук Центральный экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт механики и машинострое­ния КазНЦ РАН (ИММ КазНЦ РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт физических проблем им. П.Л.Капицы РАН (ИФП РАН);

Учреждение Российской академии наук Институт высокомолекулярных со­единений РАН (ИВС РАН).

Анализ результатов проверок показал, что ситуация с состоянием ох­раны труда и соблюдением законодательства в сфере охраны труда продол­жает оставаться сложной. Несмотря на принятые Президиумом РАН меры по обеспечению соблюдения законодательства по охране труда и предупрежде­нию производственного травматизма в организациях РАН, предусмотренные распоряжением Президиума РАН от 25 мая 2005 года № 10143-433 «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства по охране труда и предупреж­дению производственного травматизма в организациях РАН», многие руко­водители проверенных организаций РАН не приняли указанное распоряже­ние к исполнению. Большинство руководителей организаций РАН про­должает считать вопросы охраны труда, создания условий труда, отве­чающих государственным нормативным требованиям, второстепенны­ми, не рассматривают систему организации и управления охраной труда, как неотъемлемую часть системы управления организацией. Результаты проверок показали, что только в 10 проверенных организациях (40 % от чис­ла проверенных) состояние организации работы по охране труда можно ус­ловно признать удовлетворительным. В 10 организациях РАН (40 % от числа проверенных) в ходе проверок были выявлены серьезные недостатки в орга­низации работы по охране труда и нарушения законодательных и иных нор­мативных правовых актов по охране труда (ИПКОН РАН; ИППМ РАН; ИБХ РАН; ИЭВБ РАН; ИХР РАН; ФИАН РАН; ИХС РАН; ИЭГТ КБНЦ РАН; ИФА РАН; ИФП РАН). В 5 организациях РАН (20 % от числа проверенных) работа по охране труда признана неудовлетворительной (ГЕОХИ РАН; ИГП РАН; ИМПБ РАН; ИЭ РАН; ИС РАН).

Из основных недостатков в работе, которые приводят к нарушениям действующего законодательства по охране труда, в проверенных организаци­ях РАН можно отметить следующие:

1. Низкий уровень знаний руководителей, должностных лиц и специалистов, в том числе работников служб охраны труда, законода­тельных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда

Серьезные недостатки отмечены в организации и проведении обязательного обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда ра­ботников, включая руководителей, предусмотренного статьей 225 ТК РФ и постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

На момент проверки только в 10 организациях РАН (ПИН РАН; ИБФМ РАН; ПАБСИ КНЦ РАН;ММБИ КНЦ РАН; БСИ УНЦ РАН; ИХР РАН; ИФ РАН; ИЭФБ РАН; ИВС РАН; ИППМ РАН) были образованы комиссии по проверке знаний требований охраны труда, члены которых прошли обучение в установленном порядке и имеющие право проводить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специа­листов организации.

В 12 организациях РАН (ИМБП РАН; ГЕОХИ РАН; ИПКОН РАН; ИБХ РАН; ИЭВБ РАН; ИХС РАН; ИЭГТ КБНЦ РАН; ИФА РАН; ИЭ РАН; ИГД РАН; ИС РАН; ИФП РАН) комиссии по проверке знаний требований охраны труда не были созданы. Из указанных выше организаций в 8 органи­зациях РАН обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов в установленные сроки не проводились (ГЕОХИ РАН; ИМБП РАН; ИФП РАН; ИБХ РАН; ИХС РАН; ИЭ РАН; ИГП РАН; ИС РАН). Практически в большинстве проверенных организаций РАН не проводится обучение по охране труда руководителей структурных под­разделений. Руководители многих организаций РАН в нарушение статьи 76 ТК РФ не отстраняют от работы должностных лиц, руководителей подразде­лений и работников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний в области охраны труда.

Правовой нигилизм в области охраны труда должностных лиц и руко­водителей структурных подразделений приводит к тому, что они, не понимая и не зная меры своей ответственности за организацию работы и обеспечение безопасных условий труда, назначают в подразделениях «ответственных лиц по охране труда» из числа рядовых работников, перекладывая на них свои функции в части организации работы по охране труда в структурном подраз­делении; не уделяют должного внимания вопросам организации, проведения и оформления инструктажей и стажировок по охране труда на рабочем месте в порядке, установленном нормативными правовыми актами, не осуществ­ляют систематический контроль за соблюдением работниками требований безопасности, обеспечением и применением работниками средств индивиду­альной защиты. Такое положение, как показывает анализ несчастных случаев на производстве в организациях РАН, является одним из основных факторов возникновения несчастных случаев, которые влекут за собой прямые и кос­венные экономические потери и моральный ущерб.

2. Отсутствие в организациях законодательной и нормативно-правовой базы и локальных нормативных актов по охране труда.

Статьей 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель должен обеспе­чить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требова­ния охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации. Однако, до настоящего времени практически во всех проверенных организа­циях не оформлены необходимые комплекты нормативных правовых актов по охране труда. Это в совокупности с другими причинами приводит к тому, что почти во всех организациях большинство имеющихся инструкций по ох­ране труда, являющихся локальными нормативными актами и определяющих требования безопасности к работникам при выполнении ими работы, по мно­гим позициям не соответствуют требованиям Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда. В инструкциях не указываются вредные и опасные производственные факторы, которые могут возникнуть в процессе работы; средства коллективной и ин­дивидуальной защиты, которые должен применять работник; не в полной ме­ре указываются безопасные методы и приемы работы и др. В ряде случаев инструкции по охране труда десятилетиями не пересматриваются и не при­водятся в соответствие с действующими нормативными правовыми актами, а если и пересматриваются, то формально — заменяется только титульный лист. По ряду профессий и (или) видам работ инструкции по охране труда отсутст­вуют. Учитывая, что проведение инструктажей по охране труда для многих работников является основной формой обучения по охране труда, некачест­венные инструкции не могут обеспечить работников необходимым уровнем знаний в области охраны труда.

3. Низкий уровень исполнительской дисциплины.

В большинстве про­веренных организаций РАН законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда, а также распоряжения Президиума РАН по вопросам охраны труда выполняются лишь частично, либо не выполняются вовсе. Не организована работа по ознакомлению и изучению новых нормативных пра­
вовых актов по охране труда должностными лицами и руководителями структурных подразделений. На момент проверки в 14 организациях РАН (56 %) не были приняты необходимые меры к выполнению распоряжения Пре­зидиума РАН от 25 мая 2005 г. № 10143-433 «О мерах по обеспечению со­блюдения законодательства по охране труда и предупреждению травматизма в организациях РАН» в части приведения (или разработки) положений об ор­ганизации работы по охране труда в соответствие с действующими норма­тивными правовыми актами (ПИН РАН; ИМПБ РАН; ГЕОХИ РАН; ИБФМ РАН; ИПКОН РАН; ИППМ РАН; ИХС РАН; ИФА РАН; ИЭ РАН; ИГП РАН; ИС РАН; ИФП РАН и др.). В 48 % организаций отсутствовали должностные обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений,
в 44 % организаций не определены функциональные обязанности по охране труда среди членов дирекции.

4. Отсутствие должного контроля за соблюдением требований охра­ны труда.

Практически во всех проверенных организациях РАН отсутствует сис­тема контроля за соблюдением требований охраны труда как со стороны служб охраны труда, так и со стороны руководителей структурных подразде­лений. Контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется, как правило, формально и не систематически, графики проверок не состав­ляются, отсутствуют методики проверок, результаты проверок не оформля­ются соответствующими документами (актами, протоколами, предписания­ми).

Это приводит к тому, что в структурных подразделениях повсеместно допускаются нарушения нормативных правовых актов в части проведения и оформления инструктажей по охране труда, стажировок на рабочем месте и допуска работников к самостоятельной работе.

Руководители структурных подразделений не осуществляют постоян­ный контроль за соблюдением работниками требований охраны труда, при­менением средств индивидуальной и коллективной защиты. Практически ни в одной из проверенных организаций уполномоченные (доверенные) лица по охране труда не выполняют своих функций по осуществлению общественно­го контроля за соблюдением государственных требований охраны труда.

Отсутствие системы контроля за соблюдением работниками требова­ний безопасности при выполнении работ создает предпосылки возникнове­ния несчастных случаев на производстве.

5. Отсутствие должного взаимодействия и сотрудничества предста­вителей работодателя и работников в сфере охраны труда.

Международными актами в сфере трудовых отношений (конвенция МОТ 155) предусмотрено, что сотрудничество работодателя и работников в сфере охраны труда является основным элементом организационных и дру­гих мер по обеспечению безопасности и гигиены труда работников.

Трудовым кодексом РФ (ст. 218) также предусмотрено, что в целях осуществления такого сотрудничества, проведения совместных действий ра­ботодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, преду­преждению производственного травматизма, организации проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирования работников о результа­тах проверок, сбора предложений к разделу коллективного договора (согла­шения) по охране труда в организациях на паритетной основе создаются ко­митеты (комиссии) по охране труда.

Однако, несмотря на распоряжение Президиума РАН от 25 мая 2005 г. № 10143-433, в котором рекомендовано руководителям организаций РАН создать комитеты (комиссий) по охране труда и выборов уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, только в 9 организациях РАН из 25 про­веренных были созданы комитеты (комиссии) по охране труда, причем толь­ко в ФИАН РАН комитет по охране труда действительно выполняет свои задачи и функции в части осуществления совместных действий в сфере охраны труда.

6. Недостатки в работе служб охраны труда.

Выявленные в процессе проверок недостатки в организации работы по охране труда и нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда являются прямым следствием того, что, во-первых, многие руководители организаций РАН продолжают недооценивать роль и место работников служб охраны труда в вопросах обеспечения безо­пасности труда, и, во-вторых, отношением многих работников служб охраны труда к выполнению своих функций.

На момент проверки в 17 организациях РАН (68 %) в штатном распи­сании были предусмотрены службы охраны труда или специалисты по охра­не труда. В 6 организациях (24 %) исполнение обязанностей специалиста по охране труда было возложено на других работников помимо исполнения обя­занностей по занимаемой должности (ИМПБ РАН; ИФП РАН; ИЭ РАН и др.). В двух организациях РАН (ИГП РАН; ИС РАН) вопросами охраны тру­да никто не занимается.

В большинстве проверенных организаций не созданы необходимые условия для работы специалистов по охране труда: отсутствуют кабинеты по охране труда, оснащенные оргтехникой, наглядными пособиями, норматив­ной и справочной литературой. Многие работники служб охраны труда не имеют персональных компьютеров и доступа к информационным системам для получения своевременной информации о нормативных правовых актах в сфере охраны труда. В ряде организаций не осуществляется подписка на пе­риодические издания по охране труда.

В ряде случаев руководители организаций РАН назначают на долж­ность специалиста по охране труда или возлагают исполнение их обязанно­стей на лиц, не имеющих ни профессиональной подготовки в области охраны труда, ни соответствующего опыта работы в этой сфере, полагая, что охра­ной труда может заниматься любой работник (ИФП РАН; ИЭ РАН).

С другой стороны, до сих пор не решены вопросы повышения статуса специалистов по охране труда, их считают «второстепенными» специалиста­ми, и они не включены в основной персонал в связи с переходом на новую систему оплаты труда вместо оплаты труда на основе ETC.

В результате такого отношения к специалистам по охране труда у мно­гих из них возникает равнодушное отношение к работе, отсутствует мотива­ция к постоянному повышению профессиональных знаний, вдумчивой рабо­те с нормативными правовыми актами по охране труда. Это, как правило, приводит к некомпетентному принятию решений в вопросах организации ра­боты по охране труда, обеспечения безопасных условий труда и профилакти­ке производственного травматизма.

 
Начальник Отдела охраны труда
и радиационной безопасности
УБОТГЗ РАН В.В. Хлопков

                                                                                                                                                                                                   Приложение 2
                                                                                                                                                                                                   к распоряжению Президиума РАН
                                                                                                                                                                                                   от 06 июля 2009 г. № 10108-542

Подробный анализ состоя­ния производственного травматизма в организациях РАН за 2008 год

Отделом охраны труда и радиационной безопасности УБОТГЗ РАН проведен анализ состояния производственного травматизма за 2008 г. по данным статистических отчетов и материалам расследования несчастных случаев на производстве, поступивших от организаций РАН, включая регио­нальные отделения и региональные научные центры РАН.

Состояние производственного травматизма в организациях РАН в 2008 г. характеризуется следующими показателями:

 

 

Численность постра­давших при несчаст­ных случаях

Число пострадав­ших при НС со смер­тельным исходом

Число чело-векодней нетрудоспо­собности

Коэффициент частоты Кч (на 1000 рабо-тающих)

 

Коэффициент тяжести Кт (количество дней нетрудо­способностина 1 НС)

всего

в т.ч. жен­щин

  лиц
   до 18  лет

   всего

    в т.ч.
  жен­щин

 

 

 

РАН

93

37

6

1

3343

0,79

35,95

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральная часть РАН

55

21

2

1763

0,74

32,0

ДВО

12

5

2

321

1,83

26,75

СО

23

8

2

1

1095

0,82

47,61

УрО

3

3

164

0,47

54,67

Производственный травматизм в организациях Российской академии наук в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возрос на 25,8 %: 93 случая производ­ственного травматизма против 69 случаев в 2007 г.; в 2 раза увеличилось число погибших в результате несчастных случаев: в 2008 г. погибло 6 чело­век против 3 в 2007 г.; в 2,25 раза увеличилось число несчастных случаев с тяжелым исходом: 9 случаев в 2008 г. против 4 в 2007 г. В 2008 г. произошло 2 групповых несчастных случая в результате дорожно-транспортных проис­шествий, в которых пострадало 9 человек, из них 2 человека получили смер­тельные травмы и 2 - тяжелые.

На 25,3 % увеличился коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих): в 2008 г. он составил 0,79, а в 2007 - 0,59. Вместе с тем, коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 несчастный случай) в 2008 г. уменьшился в 1,2 раза: в 2008 г. он соста­вил 35,95, а в 2007 г. - 41,84.

По учреждениям Центральной части РАН, ДВО РАН и СО РАН в 2008 г. произошел рост производственного травматизма по сравнению с 2007 г. По Центральной части РАН произошел рост количества несчастных случаев на 34,5 %: 55 случаев (Кч - 0,74) - в 2008 г. и 36 (Кч - 0,49) - в 2007 г.; по Дальневосточному отделению РАН на 33,3 % : 12 случаев (Кч - 1,83) - в 2008 г. и 8 (Кч - 1,13) - в 2007 г.; по Сибирскому отделению РАН на 13,0 %: 23 случая (Кч - 0,82) - в 2008 г. и 20 (Кч - 0,69) - в 2007 г.; по Ураль­скому отделению РАН количество несчастных случаев снизилось на 40,0 %: 3 случая (Кч - 0,47) - в 2008 г. и 5 (Кч - 0,74) - в 2007 г.

Несчастные случаи со смертельным исходом произошли: в Учрежде­нии Российской академии наук Институте теоретической и прикладной ме­ханики СО РАН; в Энергоснабжающей организации Учреждения Российской академии наук Якутского научного центра СО РАН; в Учреждении Россий­ской академии наук Институте биологии моря ДВО РАН; в Учреждении Рос­сийской академии наук Институте проблем морских технологий ДВО РАН; в ОКБ океанологической техники РАН; на Учреждении Российской академии наук Научной станции РАН в г. Бишкеке.

Несчастные случаи с тяжелым исходом произошли: в Учреждении Рос­сийской академии наук Институте истории СО РАН; в Учреждении Россий­ской академии наук Байкальском институте природопользования СО РАН; в Учреждении Российской академии наук Институте ядерной физики СО РАН; в Учреждении Российской академии наук Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН; в Учреждении Российской академии наук Институте проблем морских технологий ДВО РАН; в Южном отделе­нии Учреждения Российской академии наук Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН; на заводе «Химмаш» РАН; в Учреждении Российской акаде­мии наук Горном институте Кольского научного центра РАН.

Групповые несчастные случаи произошли: в Учреждении Российской академии наук Институте проблем морских технологий ДВО РАН; в Южном

отделении Учреждения Российской академии наук Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

Анализ, проведенный по 93 материалам расследования несчастных случаев на производстве, показал следующее распределение несчастных слу­чаев, произошедших в 2008 г. в организациях РАН:

I. По основным группам профессий:

1.

Работники рабочих профессий

39 случаев

(41,9 % от об­щего количества пострадавших)

2.

Научные работники

18 случаев

(19,3 %)

3.

Инженерно-технические работники

14 случаев

(15,1 %)

4.

Административно-управленческий пер­сонал

12 случаев

(12,9%)

5.

Прочие профессии

10 случаев

(10,7%)

II. По возрасту

Возраст

Рабочие

Научные сотруд­ники

ИТР

АУП

Прочие

Всего

%

20-30 лет

4

2

-

-

-

6

6,45

30-40 лет

4

-

1

2

-

7

7,55

40-50 лет

5

2

3

2

1

13

19,0

50-60 лет

17

5

5

3

5

35

37,6

> 60 лет

9

9

5

5

4

32

34,4

Итого:

39

18

14

12

10

93

100,0

III. По основным травмирующим факторам

факторы

Рабочие

Научные сотруд­ники

ИТР

АУП

Про­чие

Всего

% от обще­го количе­ства несча­стных слу­чаев

Падение при пере­движении, с высоты

15

11

3

6

6

41

44,1

ДТП

1

5

7

-

-

13

14,0

Движущиеся, вра­щающиеся части станков, оборудова­ния

8

-

-

2

-

10

10,75

Падение предметов на человека

3

-

-

2

1

6

6,45

Итого:

27

16

10

10

7

70

75,3

IV. По основным причинам

Основные причины

Рабочие

Научные сотруд­ники

ИТР

АУП

Про­чие

Всего

% от обще­го количе­ства несча­стных слу­чаев

Неосторожность по­страдавших

14

10

3

6

6

39

41,9

Нарушение требо­ваний безопасности

12

1

-

3

-

16

17,2

Нарушение Правил дорожного движе­ния

1

5

7

-

-

13

14,0

Неудовлетвори­тельная организация рабочих мест, про­изводства работ

6

2

1

1

1

11

11,8

Итого:

33

18

11

10

7

79

84,9

Ниже приводятся показатели распределения несчастных случаев среди рабочих, научных работников, инженерно-технических работников, админи­стративно-управленческого персонала в зависимости от основных видов вы­полняемой работы, травмирующих факторов, основных причин несчастных случаев и возраста пострадавших за 2008 г. (таблицы 1- 5).

                                                                                                        
ОХРАНА-1 (jpg, 324 Kб)

 

ОХРАНА-2 (jpg, 411 Kб)

ОХРАНА-3 (jpg, 298 Kб)

 

ОХРАНА-4 (jpg, 398 Kб)


 

ОХРАНА-5 (jpg, 275 Kб)

ОХРАНА-6 (jpg, 324 Kб)
 ОХРАНА-7 (jpg, 313 Kб)                                                                                                                                                                                                                         
 

   ОХРАНА-8 (jpg, 341 Kб)                                                                                                                                                                                                                          

 

Выводы.

Основными причинами роста производственного травматизма в учреж­дениях РАН являются:

1. Недооценка руководителями учреждений роли и места охраны труда в обеспечении приоритета сохранения жизни и здоровья работников, как ос­новного направления государственной политики в области охраны труда.

2. Серьезные недостатки в организации и проведении обучения руко­водителей, специалистов и работников по охране труда и проверки знаний требований безопасности. Допускаемый формализм при проведении инст­руктажей по охране труда на рабочем месте с работниками.

3. Низкий уровень знаний руководителей, должностных лиц и специа­листов, в том числе служб охраны труда, законодательных и иных норматив­ных правовых актов в области охраны труда.

4. Отсутствие должной системы контроля за соблюдением работниками требований охраны труда на всех уровнях управления организацией.

5. Низкий уровень качества и объективности расследования несчастных случаев, проводимых непосредственно учреждениями РАН, в результате чего не выявляются все причины несчастных случаев и не принимаются адекват­ные меры по предупреждению аналогичных случаев.

6. Низкая информированность работников о профессиональных рисках на рабочем месте и средствах защиты от них.

7. Несовершенство действующей системы организации работы по ох­ране труда в РАН.

 
Начальник
Отдела труда
и радиационной безопасности
УБОТГЗ РАН В.В. Хлопков


 

 

 

 

Подразделы

Объявления

©РАН 2024