Первое подробное описание портретной галереи Академии наук (куда входило и собрание портретов Российской академии) впервые было опубликовано в 1889 г. Д.А.  Ровинским в приложении к четвертому тому «Подробного словаря русских гравированных портретов». В качестве источника он использовал составленную для него архивариусом Академии наук В.П.  Шемиотом заметку «Собрание портретов в Императорской Академии наук», которая была опубликована по распоряжению непременного секретаря Академии наук К.С.  Веселовского в 1887 г. Позже описанием академической коллекции занялся один из основателей Пушкинского Дома Б.Л.  Модзалевский, напечатавший в 1905 г. в «Известиях Императорской Академии наук» список живописных и скульптурных портретов, которые принадлежали Академии.

 

В 1911 г. Б.Л.  Модзалевский издал две книги с описанием обнаруженных им на складе академической типографии портретов под названиями: «Сорок шесть литографированных портретов членов Российской Академии» (СПб, 1911) и «Сорок семь литографированных портретов членов Российской Академии» (СПб, 1911), снабдив их вступительной статьей об истории этой коллекции. Источником для нее послужило «Дело Портретного комитета», хранившееся в архиве Конференции Академии наук.

 

В начале XX века академическая коллекция попадает в поле зрения известных искусствоведов и устроителей художественных выставок – барона Н.Н.  Врангеля и С.П.  Дягилева, благодаря которым многие портреты экспонировались на таких знаменитых выставках, как «Историко-художественная выставка русского портрета в Таврическом дворце» (1905) и «Ломоносов и Елизаветинское время» (1912).

Выставка Ломоносов и Елизаветинское время.

Отделы VIII-IX. Книги и рукописи. СПб., 1912.

 

Выставка Ломоносов и Елизаветинское время.

Отделы VIII-IX. Книги и рукописи.

СПб., 1912. С.1.

Страница 18
Собрание портретов членов Российской академии
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд