Инновационная деятельность Российской академии наук

В наше время практическая реализация достижений естественных, технических и общественных наук, как никогда раньше, стали источником обеспечения жизнедеятельности общества, его экономического, культурного и духовного развития, обеспечения национальной безопасности.

Проведение фундаментальных и прикладных исследований в интересах общества, интеграция академической и отраслевой науки, содействие становлению и развитию наукоемких производств - относятся к числу основных уставных задач Российской академии наук. Для их решения Академия выделяет направления исследований, разработка которых позволяет создать принципиально новые технику и технологии.

В "дореформенное" время при ряде научных учреждений Академии была создана опытно-производственная база для отработки технологии новой продукции. Для более эффективной инновационной деятельности практиковалось заключение договоров о творческом содружестве академических институтов с институтами и предприятиями промышленности.

В последнее десятилетие, в условиях сокращения бюджетного финансирования хоздоговорные работы, участие в государственных научно-технических программах, нацеленных в конечном счете на выпуск новой продукции, стали заметными дополнительными источниками финансовой поддержки исследований, хотя их доля в общем финансировании научных учреждений сократилась.

Между тем, Академия призвана содействовать развитию отечественной промышленности, особенно наукоемких ее отраслей. На основе принципиально новых технических решений и технологий, предлагаемых учеными Академии, может быть организован выпуск новой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

В 1996 г. Правительственная комиссия по научно-технической политике утвердила приоритетные направления развития науки и техники. Исследования и разработки по этим направлениям осуществлялись на основе более 40 Федеральных целевых программ (ФЦП), которые утверждались постановлениями Правительства Российской Федерации и финансировались отдельной строкой в бюджете страны.

Например, в 1998 г. в выполнении ФЦП участвовали более 300 институтов РАН, включая институты региональных отделений. Среди них важнейшими являются: Федеральная целевая научно-техническая программа (ФЦНТП) "Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения. 1996-2000 гг.", финансировавшаяся Минпромнауки России, а также ФЦП, имеющая статус президентской "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки. 1997-2000 гг.", финансировавшаяся через Минобразования России и Минпромнауки России.

Академия принимала значительное участие и в таких программах, как "Федеральная космическая программа России 2000 года", "Дети России", и особенно в программах экологической направленности: "Возрождение Волги", "Развитие федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений", "Экологическая безопасность России на 1996-2000 гг.", "Мировой океан", "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 гг.", "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации на 1995-2009 гг.".

Среди федеральных целевых программ наибольший вклад в финансирование фундаментальной науки РАН в 1997-1998 гг. - около 9% к объему базового финансирования давала ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения на 1996-2000 гг.". В этой программе бывшие государственные научно-технические программы (ГНТП) были объединены в разделы по отдельным приоритетным направлениям развития науки и техники. Научное руководство программой осуществляли научно-технические советы министерства, координационные советы по приоритетным направлениям и научные советы по подпрограммам (28 научных советов возглавляются членами РАН). Эти координационные и научные советы осуществляют выбор научно-технических направлений, по которым объявляются конкурсы исполнителей проектов, оценивают научный и технический уровень выполняемых по программе работ, участвуют в проведении экспертизы проектов, распределении средств по исполнителям проектов, приемке завершенных работ и подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ.

В 1998 г. Миннауки России финансировало работы институтов РАН по 39 подпрограммам и двум международным научно-техническим проектам в размере 77,66 млн. руб., что составило всего 28,6% от общего финансирования ФЦНТП (в 1997 г. эта доля составляла 36,5%). В региональных отделениях РАН реализовано 14,77 млн. руб., что составляет 19,5% от средств, приходящихся на РАН.

Наибольшее участие институты РАН приняли в таких подпрограммах, как "Астрономия. Фундаментальные космические исследования" (39 институтов, доля участия институтов РАН составляет 54% для РАН), "Физика квантовых и волновых процессов" (33 института, доля участия 64,2%), "Актуальные направления в физике конденсированных сред" (28 институтов и 36,8%), "Перспективные информационные технологии" (21 институт и 44,2%), "Информатизация" (14 институтов и 41,2%), "Новые материалы" (16 институтов и 29,4%), "Глобальные изменения природной среды и климата" (31 институт и 57,2%).

Практически только академическими институтами выполняются подпрограммы "Новейшие методы биоинженерии", "Приоритетные направления генетики", "Геном человека", а также международные проекты "Физика твердотельных наноструктур" и "Физика микроволн", поскольку доля участия в них институтов РАН составляет от 77,5 до 95%.

В Сибирском отделении РАН основные средства распределились между подпрограммами "Астрономия. Фундаментальные космические исследования, "Актуальные направления в физике конденсированных сред", "Физика квантовых и волновых процессов", а также "Катализаторы и каталитические технологии гражданского назначения", которая была создана в 1998 г. Эту программу на 90% выполняет Межотраслевой научно-технический комплекс "Катализатор". В Уральском отделении основными являются подпрограммы "Ресурсосберегающие и экологически безопасные процессы горно-металлургического производства" и "Экологически безопасные и ресурсосберегающие процессы химии и химической технологии". В Дальневосточном отделении основные средства направлены на финансирование подпрограммы "Комплексные исследования океанов и морей Арктики и Антарктики".

С 1999 г. значительно сократилось число ФЦП, финансируемых из федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. были пролонгированы на 2001 год только 18 ФЦП, среди них ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения", "Интеграция высшего образования и науки России", в которых участвуют институты РАН. С 2001 г. финансируется президентская программа "Национальная технологическая база (1996-2005 гг.)", не получавшая реального финансирования все эти годы; в этой программе, играющей важную роль в укреплении технологической безопасности страны, участвуют многие институты РАН.

Научные учреждения РАН активно взаимодействуют с региональными администрациями, производственными предприятиями и другими организациями в области решения конкретных проблем, имеющих важное значение для регионов, внедрения законченных разработок с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Одним из основных организационных принципов деятельности Сибирского отделения РАН было и остается содействие реализации научных достижений, прежде всего в Сибирском регионе, в практике, развитие разных форм связи науки с производством. Кроме того, на базе институтов, занимающих ведущие позиции в науке, созданы 15 международных научных центров.

В Сибирском отделении сформировалась многоуровневая система реализации результатов научных исследований. Институтам Отделения была предоставлена относительная свобода в создании производственных структур. Конструкторско-технологические и опытные подразделения, созданные в Отделении для доработки научных результатов и передачи их в промышленность, подготовили почву для новых форм наукоемких производств и привлечения инвестиций.

Созданная ранее в Сибирском отделении региональная научно-техническая программа "Сибирь", начиная с 1993 г. получила бюджетную поддержку со стороны Миннауки России. Это позволило активизировать научно-техническую деятельность в интересах промышленных предприятий Сибирского региона.

С начала своего образования Сибирское отделение взяло на себя организацию научных конференций по экономическому и социальному развитию Сибири. Эти конференции стали инструментом целевой координации усилий руководителей, представляющих интересы сибирских регионов, и руководителей министерств и ведомств, осуществляющих на их территориях крупномасштабные работы. В 1992 г. по концепции, разработанной в Отделении, организована Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение", которая в известной мере заменила эти конференции.

В настоящее время ученые вновь привлекаются к долгосрочному планированию социально-экономического развития. По поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина в 1999-2000 гг. Сибирским отделением РАН при поддержке Сибирского федерального округа и Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" была подготовлена концепция социально-экономического развития Сибири на долгосрочную перспективу. После принятия Программы Академия наук принимала активное участие в её реализации.

Администрации республик, краев и областей Сибири оказывают поддержку научным центрам и институтам СО РАН. В некоторых регионах приняты местные законы о науке и научно-технической политике, в большинстве подписаны соглашения администраций с Российской академией наук или Сибирским отделением о совместной деятельности. В ряде регионов (Республика Бурятия, Иркутская и Томская области) администрации совместно с Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом проводят конкурсы фундаментальных исследований по региональным проблемам. Созданы местные научные фонды, которые финансируют на конкурсной основе разработки, представляющие особый интерес для регионов. Научным учреждениям представляются льготы по местным налогам.

Инновационная деятельность занимает важное место в работе Дальневосточного и Уральского отделений РАН.

Научными учреждениями Дальневосточного отделения РАН в 1991-2001 гг. накоплен значительный арсенал научных разработок, который используется для последовательного преобразования регионального хозяйственного комплекса из ресурсодобывающего в индустриально-технологический с развитыми производственными циклами глубокой переработки ресурсов. Это создает твердую основу для развития наукоемких, высокотехнологических производств.

Особое значение в рассматриваемый период приобретало создание в регионе импортозаменяющих экспортоемких производств, обеспечивающих валютные поступления, привлечение современных технологий, перестройку существующей производственной базы. Ученые Дальневосточного отделения РАН способствовали созданию новых производств в таких отраслях, как рыбная промышленность, комплексное извлечение и переработка цветных металлов и горнорудного сырья, обрабатывающие производства и машиностроение на базе конверсии оборонной промышленности, использование уникального лекарственного сырья растительного и животного происхождения для получения биологически активных препаратов.

На основе научных разработок ученых ДВО РАН созданы, например, модульная технология проектирования подводно-технических средств, эффективная технология очистки жидких радиоактивных отходов.

С участием ученых ДВО РАН разработаны "Концепция активизации инновационной деятельности в Приморском крае" и план по ее реализации. Администрацией Приморского края и Президиумом ДВО РАН создан Приморский фонд поддержки научных инноваций.

Научные коллективы Уральского отделения РАН оказывают существенное влияние на развитие региона. Они обеспечивают научное сопровождение решения задач конверсии и технического перевооружения индустрии, поиска и разработки новых источников сырья, нормализации экологической ситуации, ликвидации отставания развития социальной инфраструктуры. Уральская академическая наука всегда инициировала системный подход к развитию региона: ранее были сформированы и частично реализованы программа "Интенсификация промышленного производства Урала" и программа научных исследований по комплексному использованию природных ресурсов и развитию производительных сил Урала. Логическим их продолжением, адаптированным к современным условиям, является комплексная программа "Научные и технико-экономические основы структурной перестройки народного хозяйства Уральского экономического района с приоритетными решениями социальных и экологических задач". Многие проблемы металлургии, органической и неорганической химии, биологии, геологии, механики, вычислительной математики и программирования, обработки металлов и неразрушающего контроля качества и др. решаются в тесном контакте с вузами, отраслевыми институтами, промышленными предприятиями, организациями военно-промышленного комплекса.

Президиум Отделения, президиумы научных центров, отдельные институты активно взаимодействуют с представителями административных органов тех территорий, где они размещены. Так, заключено Генеральное соглашение о сотрудничестве с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. Подобные соглашения имеются на уровне республик и областей региона. При подготовке программ перспективного развития республик Коми и Удмуртии, областей России, где расположены институты Отделения, они принимают самое непосредственное участие. Сформированы программы для решения локальных проблем, их финансирование осуществляется из местных бюджетов.

При Уральском отделении РАН организован Инновационно-технологический центр "Академический", который способствует продвижению достижений науки "от идеи до продукции".

Основные научные результаты и разработки институтов центральной части Академии ежегодно представляются в годовых отчетах о деятельности РАН. В последние годы разработки коллективов Академии, готовые к практическому использованию, выделяются в специальный раздел отчета. О масштабах только части практического выхода академической науки можно судить по такой цифре: за последние два года в этот раздел отчета включены более 700 разработок.

В условиях рыночных реформ, стала возможной передача некоторых прав и ответственности из центра на региональный уровень, что, в свою очередь, может активизировать информационную деятельность научных учреждений РАН. В институтах и других организациях Академии созданы и создаются инновационно-технологические центры.



 

Подразделы

Объявления

©РАН 2024