Деятельность Российской академии наук в области образования

В конце ХХ столетия научно-технологический и образовательный потенциал стал главным фактором прогресса общества, фокусирующим в себе национальные достижения в области научной мысли и образовательных технологий. Он является потенциально неисчерпаемым источником экономического развития и сегодня, и завтра.

Образование в постиндустриальном обществе становится главным поставщиком новой производительной силы – класса технических и научных специалистов. Финансовые и интеллектуальные инвестиции в сферу образования Российская академия наук рассматривает как главнейший аспект своей долгосрочной инновационной политики.

Сегодня полноценный специалист обязан иметь высококачественное образование и владеть информационными технологиями. Эта задача должна решаться, в частности, и на путях тесного взаимодействия и взаимопроникновения образовательной деятельности и академической науки.

Концепция интеграции науки и образования в России имеет глубокие исторические корни.

В 1999 г. Российская академия наук отпраздновала свой 275-летний юбилей. Но эта же дата должна отмечаться и как 275-летие российского высшего образования. Идея создания единого научно-образовательного учреждения – Академии наук и Университета при ней – принадлежала императору Петру I и была им воплощена в жизнь в 1725 г.

Со времени основания Академия наук много внимания уделяла культурному развитию России, была создана система обучения и воспитания российского юношества – государственная система школьного образования, не имеющая аналогов в мире. Из лона Академической гимназии и Университета вышли первые отечественные академики: С.Крашенинников, М.Ломоносов, И.Лепехин и др.

Академия наук стояла у истоков создания таких знаменитых учебных заведений, как Санкт-Петербургский университет, университеты в Казани, Дерпте, Морская академия, Шляхетский корпус, Корпус горных инженеров, Варшавский университет (1816 г.). Во второй половине XIX века в университетах складываются и развиваются всемирно известные научные школы академиков П.Л. Чебышева, Э.Х. Ленца, Д.И. Менделеева и А.М. Бутлерова, А.Н. Бекетова, И.И. Мечникова и А.О. Ковалевского, И.М. Сеченова и В.В. Докучаева, А.А. Иноземцева и многие другие.

В наше время сохраняется и развивается теснейшее взаимодействие лучших институтов Российской академии наук с ведущими высшими учебными заведениями страны. Более 100 членов Российской академии наук имеют постоянное место работы в различных учебных институтах и университетах и около 700 ведут преподавательскую и научную работу в вузах по совместительству. В 110 научных учреждениях Академии наук работает более 150 базовых кафедр 40 ведущих вузов страны, что позволяет приобщить к научным исследованиям студентов и аспирантов вузов. В вузах, колледжах, лицеях читают лекции и ведут практические занятия более 6000 сотрудников РАН – докторов и кандидатов наук. Силами Академии наук и вузов создается единая система образования – «школа-институт-аспирантура-докторантура», которая позволяет выявлять, отбирать, целенаправленно готовить к научной работе способных молодых людей.

В 2000 г. научным учреждениям РАН были выданы государственные лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского образования. В ведущих институтах РАН проводится работа по организации повышения квалификации научно-педагогических работников. Так, в 2000 г. для прохождения стажировки, повышения квалификации и для выполнения совместных исследований к научным учреждениям РАН было прикомандировано 185 научно-педагогических работников вузов.

Мощной базой подготовки высококвалифицированных научных кадров служат собственные аспирантура и докторантура РАН. В аспирантуру учреждений РАН в 2001 г. были зачислены 2613 выпускников вузов (в 2000 г. – 1809 чел.). Рост приема в аспирантуру в последние годы обусловил значительное увеличение численности аспирантов: на 1 января 2002 г. она составила 7802 человек ( в 1991 г. – 6593 чел., в 1994 г. – 3992 чел.). Число успешно окончивших аспирантуру (защитивших диссертации или представивших их на обсуждение) в среднем по Академии наук составило в 2000 г. 40,5%, а с отрывом от производства – 42,7 %.

В докторантуру научных учреждений РАН в 2001 г. было принято 90 человек, выпущено 64, в том числе 12 человек – с защитой диссертации. Численность докторантов на 1 января 2002 г. – 246 человек. В последние годы наблюдается устойчивая положительная динамика роста количества защит кандидатских и докторских диссертаций.

Доктора и кандидаты наук в институтах РАН являются не только научными руководителями своих аспирантов, но во многих случаях читают курсы лекций и проводят научно-образовательные семинары для соискателей и аспирантов, т.е. точно так же (хотя, конечно, и в меньшем объеме), как и в высших учебных заведениях, где есть аспирантура.

В 1999 г. состоялось совместное заседание Президиума Российской академии наук и Коллегии Министерства образования Российской Федерации, на котором рассматривались вопросы взаимодействия Минобразования России и РАН в подготовке научных кадров высшей квалификации и совершенствовании системы их аттестации. Были одобрены предложения председателя Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации по изменению порядка присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий. Проект нового Положения о Высшей аттестационной комиссии внесен в Правительство Российской Федерации.

Учитывая самостоятельность Российской академии наук в вопросах открытия аспирантуры в подведомственных учреждениях, на совместном заседании было принято решение обеспечивать приоритетное рассмотрение представленных в целом по РАН документов для оформления лицензий на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского образования.

Для обучения аспирантов и соискателей иностранным языкам и основам философии в рамках подготовки к кандидатским экзаменам в Академии созданы и успешно функционируют 13 кафедр иностранных языков (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке; Дагестанском, Уфимском, Кольском научных центрах и в шести научных центрах Сибирского отделения РАН) и 12 кафедр философии (там же, исключая КНЦ). В трех научных центрах Уральского отделения РАН созданы филиалы кафедр.

Российская академии наук, следуя исторической традиции, является инициатором создания новых вузов.

Особое значение для народного образования и высшей школы в этой связи имеет уникальный творческий союз Академии наук и Московского государственного университета. Именно через Московский университет академическая наука естественным образом перелилась в студенческие аудитории. В результате отечественное университетское образование обрело свои лучшие качества – научность, фундаментальность, энциклопедичность. Яркими примерами теснейшего сотрудничества Академии наук и Московского университета в развитии отечественной высшей школы являются организация Московского высшего технического училища (ныне Московский технический университет им. Н.Э. Баумана) и Московского физико-технического института (МФТИ) в Долгопрудном. У истоков МВТУ стоял член-корреспондент Академии наук, профессор Московского университета Н.Е.Жуковский.

Первым вузом особого типа, в котором студенты наряду с обучением были привлечены к проведению научных исследований в исследовательских институтах, был созданный в 1952 г. на базе факультета МГУ по инициативе группы ученых Академии наук Московский физико-технический институт. Вся его деятельность теснейшим образом связана с Академией наук. В состав ученого совета института входило 16 академиков (среди них А.П. Александров, А.И. Алиханов, С.И. Вавилов, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, М.В. Келдыш, Л.Д. Ландау) и 8 – членов-корреспондентов АН СССР.

В МФТИ разработана уникальная система обучения, получившая признание в стране и за рубежом и широко известная как «система Физтеха», включающая три основополагающих и неразрывно связанных компонента:

  • целенаправленный отбор во всех регионах страны талантливых школьников для поступления в МФТИ через разветвленную систему довузовской подготовки, включающую Заочную физико-техническую школу, олимпиады, выездные приемные комиссии, работу преподавателей МФТИ в ведущих московских школах, специализированных лицеях и т.д.;
  • фундаментальность общего естественнонаучного и гуманитарного образования на первом-третьем курсах;
  • углубленную профессиональную подготовку на втором-шестом курсах в рамках специализированных факультетских циклов и непосредственно на базе 104 базовых кафедр МФТИ, из которых более 80 созданы в 64 институтах и научных центрах РАН, а остальные – при ряде ведущих акционерных обществ и холдингов, занимающихся высокими технологиями.

Базовые кафедры МФТИ организованы не только в подмосковных научных центрах РАН – Черноголовке, Троицке, Фрязино, но и в Уральском отделении РАН (Институт электрофизики), в Сибирском отделении РАН (Институт лазерной физики), в Дальневосточном отделении РАН (Институт автоматики и процессов управления, Тихоокеанский океанологический институт, Институт биоорганической химии). Сегодня только в МФТИ преподают более 80 членов Российской академии наук.

В настоящее время продолжается плодотворное сотрудничество МГУ и Академии наук: ведется большая организационная работа по созданию в Пущинском научном центре РАН Университетского центра, в который входят филиал МГУ – учебный Институт молекулярной биологии и биотехнологии, Пущинский государственный университет и Пущинское отделение Московской государственной академии приборостроения и информатики. Филиал МГУ в Пущине был организован в 70-е годы на основе кафедры физико-химической биологии и биологического факультета МГУ и позднее филиала кафедры молекулярной биологии для совместной с Академией наук подготовки научных кадров в области молекулярной и физико-химической биологии. За время работы Филиала более 4500 студентов прошли научно-исследовательскую практику в институтах ПНЦ. В Филиале МГУ были созданы и функционируют в настоящее время первые курсы повышения квалификации специалистов в области молекулярной биологии. На постоянно действующих курсах прошли подготовку более 850 слушателей. За последние 15 лет Филиал провел совместно с учеными ПНЦ теоретическое и практическое обучение более 300 студентов из 18 вузов страны, а в отделении УНЦ довузовского образования филиала прошли подготовку 270 человек, также при активном участии научных сотрудников ПНЦ.

В 2000 г. Филиал МГУ в Пущино включен в структуру Московского государственного университета им М.В. Ломоносова.

В Пущинском университете ведется не только подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для работы в современных областях фундаментальных исследований по естественным наукам, но и поиск, и апробация перспективных форм и способов интеграции учебно-образовательной и научно-исследовательской деятельности. С первого выпуска в 1995 г. по настоящее время дипломы магистров получили свыше 100 выпускников университета, дипломы специалистов – свыше 30.

На базе института экспериментальной минералогии (ИЭМ) РАН действует Подмосковный филиал МГУ, создана кафедра минералогии, петрологии и геохимии, обучающая студентов на уникальном экспериментальном оборудовании ИЭМ РАН.

Принцип интеграции науки и образования по «системе Физтеха» был одним из основополагающих при организации в 1957 г. Сибирского отделения РАН. Тесная взаимосвязь Новосибирского государственного университета и институтов Новосибирского научного центра СО РАН – воплощенные в жизнь слова М.В. Ломоносова: «Регламент академический таким … быть должен, дабы Академия не только сама себя учеными людьми могла довольствовать, но и размножать оных и распространять по всему государству...». Подготовка специалистов в НГУ начинается со стадии среднего образования в физико-математической школе-интернате при НГУ, созданной в 60-е годы по инициативе академика М.А. Лаврентьева, а преподавателями являются ведущие сотрудники институтов СО РАН. НГУ - самый дешевый университет страны, так как, начиная с третьего курса, студенты работают и учатся в лабораториях и на полигонах академических институтов. Наличие интегрирующей инфраструктуры и информационного пространства, разносторонние международные связи на базе магистратуры и межвузовского образования создают предпосылки для подготовки элитных научных и научно-преподавательских кадров.

В 1995 г. в Санкт-Петербургском госуниверситете был образован Медицинский факультет на базе институтов медико-биологического профиля Российской академии наук и Российской академии медицинских наук. Деканом нового факультета стал академик-секретарь Отделения физиологии РАН Ю.В. Наточин. Студенты медицинского и биологического факультетов обучаются и проводят совместные исследования в Центре экологической и сравнительной физиологии человека и животных и Центре молекулярной физиологии и молекулярной медицины, образованных на базе Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН. Институт мозга человека РАН совместно с НИИ физиологии им. А.А. Ухтомского Санкт-Петербургского государственного университета создают учебно-научный центр по проблеме «Мозговые механизмы психических функций человека». Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН организует совместные центры с СПбГУ и Государственным педагогическим университетом им. А.А. Герцена.

С 1994 г. в системе РАН работает Государственный университет гуманитарных наук (ГУГН). Его база – академические институты пяти отделений гуманитарного профиля, а руководство и преподаватели – высшее звено академической науки. Это интересный опыт прямого включения Академии в образовательный процесс. Университет имеет 8 факультетов, в нем обучаются около 800 студентов и 400 аспирантов. Помимо своих прямых задач, в Университете ведется переподготовка преподавателей гуманитарных и социальных наук, работающих в высших учебных заведениях страны.

Деятельность ГУГН рассматривается как подлинно инновационное явление, демонстрирующее новый этап интеграции науки и образования. Являясь высшим учебным заведением, входящим в сеть вузов Министерства образования Российской Федерации, ГУГН реально развивает свою деятельность в первую очередь силами Российской академии наук. Каждый факультет ГУГН функционирует на базе соответствующих институтов РАН, давая возможность использовать высокий потенциал РАН для подготовки специалистов гуманитарной сферы.

Президиум РАН выразил свое намерение всемерно поддержать ГУГН. Он разрешил соответствующим институтам РАН вести образовательную деятельность ГУГНа на площадях этих институтов, используя их инфраструктуру.

На базе Института государства и права (ИГП) РАН действует Академический правовой университет (АПУ). Он был создан в 1993 г. с целью обеспечения тесной связи фундаментальной юридической науки с практикой подготовки высококвалифицированных специалистов-юристов, способных работать с учетом современных требований в различных сферах государственной, научной, предпринимательской и иной деятельности.

В 1998 г. Университет получил государственную аккредитацию. Уже состоялось 3 выпуска студентов дневного отделения.

Занятия проводят ведущие ученые юристы. Среди них – 4 академика РАН, 1 член-корреспондент РАН, 53 доктора наук и 59 кандидатов наук. Все преподаватели имеют большой опыт научно-исследовательской деятельности. Стаж работы большинства преподавателей свыше 10 лет.

Благодаря связи учебного процесса в АПУ с научно-исследовательском деятельностью Института государства и права РАН, студентам предоставлена возможность участвовать в работе секторов и научных центров ИГП РАН, в заседаниях Ученого Совета Института, в конференциях, симпозиумах и других мероприятиях, организуемых Университетом и Институтом государства и права. В частности, широко практикуются встречи студентов с руководителями федеральных органов государственной власти, депутатами, председателями и членами федеральных судов РФ (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ), других государственных органов, а также с ведущими учеными-юристами и известными юристами практиками.

Университет имеет тесные связи с научно-исследовательскими юридическими учреждениями России и государственными органами.

В Университете ведется большая научная работа с целью создания необходимой экспериментально-исследовательской базы для использования в практике правовой деятельности новейших юридических научных исследований, привлечения молодых юридических кадров в процессе их обучения к разработке проектов законодательных и иных актов как для органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, так и для органов местного самоуправления.

Университет совместно с Институтом государства и права ведет разработку не только фундаментальных теоретических вопросов права, но и важнейших проблем государственного строительства, а также издает учебную и иную учебно-методическую литературу. Ряд сотрудников Университета и Института являются авторами получивших широкую известность учебников и учебных пособий.

В Университете ежегодно проводятся научные студенческие конференции, по итогам которых осуществляется издание студенческих научных сборников. Многие выпускники продолжают обучение в аспирантуре Института государства и права РАН.

Университет осуществляет международное сотрудничество с университетскими центрами Германии и США через стажировки студентов, привлечение зарубежных профессоров к чтению лекции. В структуре Университета создана студенческая юридическая консультация, в которой студенты под руководством преподавателей Университета и научных сотрудников Института ведут прием неимущего населения и оказывают им разного рода юридическую помощь.

В 1991 г. совместным решением Президиума РАН и Министерства образования в Москве был основан Высший химический колледж РАН, существующий на правах факультета РХТУ им. Д.И. Менделеева. Лекции здесь читают ведущие сотрудники академических институтов, в том числе члены Академии, а студенты с первого-второго курсов начинают работать в лабораториях академических институтов. Этот колледж готовит кадры аспирантов и сотрудников для Академии. Его деятельность сопряжена с Московским химическим лицеем (специализированной средней школой № 1303 г. Москвы), который курирует Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН.

Таких примеров создания собственных учебных заведений Российской академии наук уже несколько (Высший колледж наук о материалах МГУ и РАН, Пущинский университет и др.). В октябре 2002 г. был создан Академический физико-технологический университет Российской академии наук, директором-организатором которого является лауреат Нобелевской премии академик Ж.И. Алфёров. Эта линия на создание собственных вузов в Академии наук будет развиваться и дальше.

В области географического и экологического образования активно работают институты Отделения океанологии, физики атмосферы и географии: организована и развивается сеть учебно-научных центров (УНЦ) по подготовке будущих специалистов. Такие центры успешно функционируют в Калининграде (Балтийский УНЦ АО Атлантического отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН), в Санкт-Петербурге (УНЦ «Водные ресурсы северо-запада России» Института озероведения РАН), в подмосковном Звенигороде («Станция контроля состояния атмосферы» Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН). В этих центрах студенты проходят практику и участвуют в экспедиционных исследованиях. Институты ООФАГ РАН совместно с вузами России регулярно проводят совместные студенческие конференции и семинары. Ученые ООФАГ активно ведут преподавательскую деятельность, подготовлено несколько важных курсов: «Основы изотопной геокриологии и гляциологии» (В.М. Котляков, Ю.К. Васильчук), «Математическое моделирование гидрометеорологических процессов» (Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН) и др.

Огромное значение придает РАН сфере довузовского образования.

В настоящее время в сфере среднего образования принимает участие значительная часть научных учреждений РАН. При этом используются самые разнообразные формы и методы такой работы – от создания специализированных средних учебных заведений с участием институтов РАН до преподавания школьникам учебных дисциплин, проведения научных практикумов, организации олимпиад, подготовки учебных программ, учебников, пособий, разработки новых учебных технологий, в том числе дистанционных, с применением современных средств телекоммуникации; участие в организации региональных олимпиад, научных конференций учащихся, в работе по профориентации школьников.

Общий объем работы, выполняемой учеными РАН в области среднего образования, оценить в цифрах достаточно сложно вследствие использования форм работы, которые не всегда поддаются количественному учету.

Ориентировочно, научные учреждения РАН сотрудничают в разных формах не менее чем с 400 средними школами, более 100 лицеями, гимназиями и колледжами, участвуют в организации многих десятков олимпиад и конкурсов школьников по различным дисциплинам. В работе системы среднего образования непосредственное участие принимает около половины из примерно 450 научных учреждений РАН.

Ярким примером системы непрерывного образования является функционирующий с 1988 г. научно-образовательный комплекс Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе в Санкт-Петербурге. Действующая при Физтехе физико-математическая средняя школа (ныне лицей) является средним учебным заведением, входящим в структуру Российской академии наук. Занятия в лицее проводятся по программам, максимально учитывающим индивидуальные склонности учащихся и предоставляющим им возможность углубленного изучения различных дисциплин, причем не только профилирующих. Лицеисты по своему выбору могут изучать как функциональный анализ, объектно-ориентированное программирование или космологию, так и философию, музыку или историю искусств.

Система спецкурсов в старших классах, работа в исследовательских лабораториях ФТИ и СПбГТУ, индивидуальная работа в компьютерном центре, библиотеках ФТИ и РАН, обязательные курсовые работы, участие в школьных, городских, всероссийских и международных олимпиадах – все это дает возможность выпускникам лицея с успехом продолжать образование в соответствии со своими наклонностями.

В 1995 г. первые молодые специалисты, прошедшие весь цикл, были приняты на работу в ФТИ. В 1999 г. полностью введено в строй новое современное здание НОЦ.

Модель «детского сада Иоффе» оправдала себя на протяжении десятилетий. Достигаемое при этом погружение школьников и студентов младших курсов в атмосферу научного поиска важно не только с точки зрения качества подготовки: приобщение к взаимоотношениям, возникающим в научном коллективе в процессе творчества, само по себе является сильнейшим фактором привлечения молодежи в науку.

Институт органической химии им. Н.Д.Зелинского (ИОХ) РАН является базовой организацией для созданного по его инициативе в 1991 г. Московского химического лицея (МХЛ) – специализированной средней школы. В лицее обучаются школьники 9-11-х классов, отобранные из школ Москвы и Подмосковья.

Кроме изучения учебных дисциплин, учащиеся лицея проходят в ИОХ исследовательские практикумы, участвуют в выполнении научных исследований.

Основная задача Научно-образовательного центра ИОХ при подготовке химиков-исследователей состоит в поиске и привлечении талантливой молодежи к научным исследованиям на самых разных этапах изучения химии. Московский химический лицей является частью непрерывной системы образования для подготовки кадров высшей квалификации в области органической химии. По окончании МХЛ многие учащиеся поступают в Высший химический колледж РАН. В 2000 г. свыше 60 студентов ВХК и учащихся МХЛ продолжали систематическую научную работу в тринадцати лабораториях ИОХ РАН.

В июне 2000 г. в Институте состоялась традиционная конференция юных химиков (КОНЮХ-2000), на которой заслушана 21 работа учащихся лицея, из них 13 выполнялись в ИОХ.

Учащиеся Московского химического лицея сделали более 30 научных докладов на пяти всероссийских научных конференциях школьников.

При Институте математики и механики (ИММ) УрО РАН более 10 лет функционирует очно-заочная математическая школа для школьников 7-11-х классов. Ежегодно проводятся 4 сессии, во время которых школьникам читают лекции ведущие ученые ИММ. В периоды между сессиями школьники выполняют заочные задания. Среднее число учащихся порядка 150 человек.

В течение более 30 лет ИММ РАН совместно с Уральским государственным университетом и Уральским государственным техническим университетом организуют проведение олимпиад по математике и информатике для школьников в Свердловской области (районные, заочный и областной туры).

Институт математики им. С.Л.Соболева СО РАН и другие институты СО РАН проводят работу в области среднего образования на базе созданной около 40 лет назад академиком М.А. Лаврентьевым физико-математической школы (ФМШ), преобразованной впоследствии в Специализированный учебно-научный центр им. М.А. Лаврентьева при Новосибирском госуниверситете (СУНЦ). Институт математики является базовым для двух кафедр СУНЦ, около 20 сотрудников Института по совместительству преподают в этой школе. Ежегодно около 100 ее выпускников поступают на механико-математический факультет Новосибирского государственного университета (НГУ), и еще 150 выпускников СУНЦ – на другие факультеты.

Отбор в ФМШ проводится через систему физико-математических олимпиад школьников, в организации и проведении которых активно участвуют сотрудники многих институтов Новосибирского научного центра.

Институт математики им. С.Л. Соболева в течение ряда лет организует также проведение Летней физико-математической школы (завершающего этапа Олимпиады, в котором ежегодно принимают участие около 600 школьников).

Кроме того, сотрудники Института в составе творческого коллектива занимаются подготовкой новых многоуровневых учебников по математике для средних школ. В других институтах совместно с СУНЦ подготовлены аналогичные учебники по физике, химии, биологии. Кроме того, работают колледж информатики, подготовительные курсы при НГУ, заочная физматшкола, зимняя биологическая и геологическая олимпиады. На базе филиалов НГУ и институтов СО РАН созданы Красноярский и Бурятский университеты, где используется аналогичная многоуровневая система отбора и подготовки молодых талантов.

Институты Отделения физиологии РАН совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом и Научным советом РАН по физиологическим наукам учредили Малый медицинский факультет при Дворце творчества юных, на который ежегодно поступает более 100 учащихся 8-11 классов. С 1997 г. Отделение ежегодно проводит медико-биологические конференции, в которых участвуют школьники (прежде всего учащиеся Малого медфакультета), студенты, аспиранты. На Малом медицинском факультете начинается приобщение молодежи к научной работе. Проводится Медико-биологическая олимпиада старшеклассников Санкт-Петербурга.

При непосредственном участии Института эволюционной физиологии и биохимии (ИЭФБ) им. И.М. Сеченова РАН в 1994-95 гг. в Физико-техническом лицее Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН была открыта биологическая специализация. Разработаны программы для учеников 8-11-х классов по ряду биологических специальностей.

Учебные программы предусматривают как традиционное обучение в классах, так и знакомство с основными разделами современной биологии в системе факультативных занятий, прослушивание курсов лекций, практическую работу в течение года в лабораториях ИЭФБ РАН и других институтов Санкт-Петербурга. Учащиеся 11-х классов, избравшие биологическую специализаций, выполняют курсовые работы.

В течение ряда лет ИЭФБ непосредственно участвует в организации и проведении в Физико-техническом лицее Санкт-Петербурга Международной научной конференции школьников, посвященной памяти академика А.Д. Сахарова (секция «Биология»). Для старших школьников, специализирующихся в области биологии, аспирантов и соискателей с 1995 г. в ИЭФБ работает семинар «Избранные разделы современной биологии».

Кроме проведения занятий с учащимися Лицея «ФТШ» при Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе РАН, сотрудники ИЭФБ читали курсы лекций «Биохимия» и «Основы медицинских знаний» в Академической гимназии при Санкт-Петербургском государственном университете.

Институт космических исследований (ИКИ) РАН проводит инициативную работу «Помощь общеобразовательной школе», для выполнения которой создан Временный творческий коллектив с участием представителей Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д.В. Скобельцына МГУ, РКК «Энергия» и др. Задачей является разработка и реализация Программы школьных научно-исследовательских микроспутников (2000-2005 гг.). Первым проектом, реализуемым по данной программе, является Российско-Австралийский микроспутник «КОЛИБРИ-2000», в котором участвует группа российских и две австралийские школы.

ИКИ РАН заключил с Горелецкой сельской школой в Костромской области договор о научно-педагогическом сотрудничестве. Планируется создание станции геофизических и метеорологических наблюдений в с. Горелец с использованием ее как в научных, так и в учебных целях.

По инициативе ИКИ ежегодно с 1998 г. в с. Горелец организуется летняя естественнонаучная школа в основном для московских школьников, интересующихся научными исследованиями. Основная форма работы в школе – решение исследовательских задач в лабораторных и полевых условиях. В Пулковской обсерватории открыт филиал Международной образовательной программы «Ручная Вселенная».

После того как преподавание астрономии в средней школе стало необязательным (часть школьников вообще не изучает этот предмет), особенно важное значение приобрела инициативная образовательно-просветительская деятельность Главной астрономической обсерватории (ГАО) РАН среди учащихся средних школ города и Ленинградской области. В год на таких лекциях-экскурсиях в Пулково бывает до 20 тысяч школьников.

Сотрудники ГАО РАН руководят курсовыми работами учащихся старших классов Лицея при ФТИ РАН.

На базе Специальной астрофизической обсерватории (САО) РАН (пос. Нижний Архыз, Карачаево-Черкессия) в 1997 г. образован Учебно-научный центр коллективного пользования (УНЦКП) – «Наземная астрономия», в создании и работе которого принимают участие МГУ, СПбГУ, Ростовский-на-Дону госуниверситет, Казанский ГУ, УГУ.

САО РАН в настоящее время является единственной в России экспериментальной базой наземной астрономии, оснащенной находящимися на мировом уровне астрономическими инструментами, включая уникальные телескопы БТА и РАТАН-600.

Учебная наблюдательная база имеет в своем составе малые телескопы Цейсс-600, Цейсс-1000 и др., а также радиотелескоп PT-2.5, на основе которого организуется учебная радиоастрономическая лаборатория ввиду специфичности радиоастрономических наблюдений.

Учебная база обеспечивает практические наблюдательные работы школьников во время общеознакомительной практики, а также студентов, аспирантов, стажеров при прохождении производственной практики в САО РАН. Подготавливаемый иллюстративный материал используется в лицеях и средних школах.

Сотрудники САО РАН участвовуют в довузовской подготовке школьников в школах, лицеях, гимназиях с числом учащихся ежегодно от 200 до 270 человек.

Для обеспечения довузовского профилирующего образования сотрудники Петербургского института ядерной физики им. Б.П. Константинова (ПИЯФ) РАН ведут преподавание в специализированных классах в школах г. Гатчины.

Построенный и введенный в структуру Института Научно-образовательный центр (НОЦ) ПИЯФ проводит работу со школьниками с целью отбора и целенаправленной подготовки лучших к поступлению в определенные вузы и последующей работе в ПИЯФ. Организуется участие школьников 8-11 классов Гатчины и Гатчинского района в компьютерной общероссийской олимпиаде «Телетестинг» для выявления талантливой молодежи.

По инициативе и с участием сотрудников ПИЯФ в 1995 г. создано движение «Школьная экологическая инициатива». В рамках этой программы в г. Гатчине и Гатчинском районе каждый год проводятся научно-практические конференции школьников, конкурсы проектов по экологии своих микрорайонов, публикуются информационно-исследовательские сборники работ школьников и студентов «Экология. Безопасность. Жизнь».

Деятельность по программе «Школьная экологическая инициатива» получила одобрение в 1998 г. в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе Российской Федерации на тему «Проблемы экологического воспитания и образования в России».

Образовательная деятельность РАН в области физико-технических проблем энергетики в значительной мере отражена в работе Московского энергетического института (МЭИ), научно-методическое руководство которым осуществляет Отделение физико-технических проблем энергетики РАН.

В целях проведения профориентационной работы среди молодежи и для более глубокой подготовки абитуриентов в МЭИ создан факультет довузовской подготовки, в рамках которого работают:

  • учебный комплекс «школа-вуз»;
  • подготовительное отделение;
  • подготовительные курсы;
  • колледж МЭИ;
  • учебный комплекс «Техникум-колледж-вуз»;
  • центры дистанционного обучения.

Институт программных систем (ИПС) РАН (г. Переславль) осуществляет образовательную деятельность на базе организованного в 1996 г. детсада-школы № 25, Лаборатории дистанционного образования ИПС РАН и Международного детского компьютерного центра.

Детсад-школа № 25 ИПС РАН является общеобразовательным учебным заведением, в котором одновременно осуществляется обучение и воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе компонентов непрерывного образования и с использованием современных телекоммуникационных средств.

Ведущей в деятельности школы является программа «Качество образования»; созданы все условия для реализации одной из важнейших идей образовательного процесса – интеграции всех видов деятельности: учебной, художественно-эстетической, трудовой, что воплощается в создании личностно-ориентированной системы в обучении и воспитании учащихся.

В школе существует постоянная Интернет-студия, на базе которой исследуются различные схемы переноса знаний и практик в среду электронных коммуникаций. Это единственная российская начальная школа, постоянно участвующая в международных телекоммуникационных проектах, таких как «Всемирные телеолимпийские игры» и «Виртуальный класс».

Лаборатория дистанционного образования ИПС РАН занимается проблемами внедрения Интернет-технологий в учебный процесс центров базового и дополнительного образования, комплексного отражения учебного процесса при помощи мультимедийных средств. В результате деятельности Лаборатории на базе ряда учреждений основного и дополнительного образования развернута активная сетевая деятельность, в ходе которой преподаватели и ученики учатся работать в составе сетевых коллективов. Созданы многочисленные сетевые образовательные ресурсы, которые используются в ряде регионов России. Организовано сетевое взаимодействие между летними школами регионов России, как на уровне передачи материалов через электронную почту и чеpeз веб-серверы, так и на уровне общения в режиме реального времени.

В ряде проектов наши школьники и студенты работали вместе с учащимися из других стран.

Международный детский компьютерный центр ИПС РАН, Ассоциированная школа ЮНЕСКО активно осуществляют одно из приоритетных направлений – использование новых компьютерных технологий в образовании. Центр проводит сборы учащихся во время школьных каникул. За 10 лет в Центре прошли курс обучения более 7000 детей в возрасте от 7 до 17 лет. Приезжали также дети из Болгарии, Италии, США, Германии, Англии и других стран.

С 1988 г. по соглашению с Фондом Копена (США) Научным советом по комплексной проблеме «Кибернетика» (НСК РАН) проводится работа по созданию «Школьной электронной почты» на основе метода «инициативных учебных проектов», ранее не применявшегося в практике отечественного и зарубежного учебного процесса.

В результате определены возможные модели введения телекоммуникации в учебный процесс, выбраны и оснащены телекоммуникационным оборудованием и персональными компьютерами экспериментальные школы, подготовлены учителя школ, создана Московская школьная телекоммуникационная сеть MostNet с телекоммуникационным центром, предоставляющим участвующим в эксперименте школам возможность пользоваться электронной почтой, телеконференциями и базами данных. В эксперименте участвовало около 20 школ Ленинграда, Сургута, Киева, Куйбышева, Симферополя и более 20 школ из разных штатов США.

Следующим этапом работы по соглашению между НСК РАН и Фондом Колена было создание в 1991 г. Межрегионального (Российского) центра международной образовательной и ресурсной сети (IEARN), который функционирует как объединение преподавателей и иных образовательных организаций, участвующих в работе по Проектам IEARN.

На конец 2000 г. в работе IEARN участвовали около 5000 школ в 93 странах мира, в том числе 73 школы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

Основная цель IEARN – включить учителей и школьников разных стран мира в работу над международными онлайновыми проектами, тематика которых охватывает практически все аспекты программной и внепрограммной деятельности и в течение почти десяти лет активно используется преподавателями школ-участников IEARN в своей работе.

Школы Российского межрегионального центра пользуются большим и заслуженным авторитетом во всем мире и их работа широко известна во всех странах-членах IEARN. Российские школьники и преподаватели неоднократно докладывали результаты своих онлайновых работ (совместно со своими коллегами из других стран) на международных конференциях.

Новые возможности, которые открывает перед образованием информационная революция, имеют не только позитивные аспекты. Современные процессы информатизации объединяют мир во многом через внедрение массовой культуры, ориентированной на развлечения, на поверхностное отношение к миру, на мелькание калейдоскопа восприятий. Она порождает особый тип мышления – так называемое «клиповое сознание». Люди, воспитанные массовой культурой, тяжело усваивают научные знания. Возникает проблема, как формировать человека, который мог бы заняться наукой и систематически работать в ней, был приучен к строгому рациональному, ответственному рассуждению, ограничению и самоограничению, волевым усилиям, направленным на приобретение знаний. В связи с этим особую значимость приобретают вышеизложенные конкретные образцы подготовки научной молодежи в информационном пространстве.

Одна из наиболее распространенных форм работы со школьниками, нацеленная на поиск талантливых ребят и их профессиональную ориентацию – проведение олимпиад под руководством РАН. Большинство институтов РАН принимают участие в подготовке школьников и организации олимпиад и конкурсов. Так, Санкт-Петербургское отделение Математического института (ПОМИ) РАН является одним из организаторов проведения широко известной Санкт-Петербургской олимпиады школьников по математике, активно участвует в процессе подготовки Российской Олимпиады и Международных математических турниров старшеклассников. Сотрудники Института являются авторами задач для этих состязаний, входят в состав жюри и методических комиссий, участвуют в подготовке команды Российской Федерации на Международную математическую олимпиаду школьников.

В 1997 г. одновременно в Екатеринбурге и Москве была проведена Первая всероссийская Курчатовская олимпиада школьников по физике, математике и информатике. В Екатеринбургском туре приняли участие более 250 школьников из 7-11-х классов из городов Екатеринбурга, Свердловской области и г. Снежинска Челябинской области. В состав жюри олимпиады вошли и приняли активное участие в ее организации члены РАН.

В мероприятиях по проекту «Сибирская система выявления и поддержки талантливой молодежи для работы в области фундаментальной науки на базе НГУ и СО РАН: олимпиады, конференции, летние и зимние школы, школы-семинары и учебно-научные чтения» 1997-2000 гг. приняли участие 25486 учащихся школ из различных районов Сибири и Дальнего Востока, 1010 научных сотрудников СО РАН и преподавателей НГУ. Поддержано командирование 46 учащихся Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета для участия во Всероссийской олимпиаде школьников по математике, физике и химии на зональных и заключительных этапах.

Эффективная работа проводится институтами ДВО РАН в рамках программы Приморского края по поддержке одаренных школьников: создана устойчивая система ежегодных профессиональных конкурсов, а также многопрофильная олимпиадная смена «Интеллект» во Всероссийском лагере «Океан».

Ежегодно, начиная с 1992 г., по инициативе общественных организаций и ведущих химических вузов при поддержке Российской академии наук проводятся Международные Менделеевские олимпиады школьников по химии. До 1997 г. они проходили на территории России, затем перешагнули российские границы: 1997 г. – олимпиада в Армении, 1998 г. – в Кыргызстане, 1999 г. – в Белоруссии, 2000 г. – в Азербайджане, 2001 г. – в России, 2002 г. – в Казахстане.

На олимпиаду приезжают школьники 10-11-х классов из числа победителей национальных химических олимпиад стран СНГ и Балтии. Общее число школьников – участников олимпиады с 1992 по 2001 гг. составляет более 700 человек. Олимпиады способствуют сохранению традиций, поддержанию общих высоких стандартов химического образования в странах СНГ. Для школьников СНГ и Балтии – это реальная возможность бесплатно учиться в лучших российских вузах: призеры этой олимпиады из числа выпускников школ зачисляются на 1-й курс вузов без вступительных экзаменов. Только за последние три года и только на Химический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова поступили учиться более 50 победителей Менделеевских олимпиад из 12 новых независимых государств – бывших республик СССР.

Впечатляют результаты европейских и мировых школьных олимпиад. Если на долю США в среднем приходится 1-2 медали, то российские школьники каждый год забирают львиную долю наград – 6-8 медалей.

Все эти примеры свидетельствуют о многообразии форм и эффективности участия РАН в сфере среднего образования и довузовской подготовки будущих специалистов.

Подготовка высококвалифицированных исследователей, способных на современном мировом уровне решать актуальные научные проблемы, наиболее эффективно осуществляется в системе учебно-научных центров, созданных РАН совместно с ведущими вузами страны.

Интеграция академической науки и высшего образования получила новый импульс в 1997 г., когда была утверждена президентская федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг.» (ФЦП «Интеграция»). Президент РАН и Главный ученый секретарь Президиума РАН вместе с руководством Министерства образования Российской Федерации участвуют в работе совета. В выполнении проектов программы участвовали свыше 300 институтов РАН, 190 из них являлись головными исполнителями. В рамках этой программы в 49 регионах России созданы учебно-научные центры, действующие на базе научных учреждений РАН и государственных вузов России.

В Институте прикладной физики (ИПФ) РАН НОЦ образован постановлением Президиума РАН в ноябре 2000 г., но его составные части функционировали уже более 10 лет. Целый ряд лет ИПФ осуществляет тесное сотрудничество с школой физико-математического профиля, которую планируется включить в НОЦ. С 1991 г. существует факультет Нижегородского государственного университета при ИПФ «Высшая школа общей и прикладной физики». На факультете обучается около 100 студентов и более 50 его уже окончили. Практически все преподавание в НОЦ ведут сотрудники институтов. НОЦ ориентированы на подготовку специалистов высокого уровня в ряде наиболее актуальных областей физики, имеющих отношение к высоким технологиям (элементная база для нужд информационных технологий, физика плазмы и микроволн и др.).

Важнейшая «основополагающая идея» элитной подготовки состоит в том, что для будущих профессионалов в науке исключительно важно, чтобы как можно больше лекционных и практических занятий проводилось активно работающими в науке научными сотрудниками академического института.

Основанный на вышеперечисленных принципах факультет Нижегородского государственного университета (ННГУ) «Высшая школа общей и прикладной физики» (ВШ ОПФ) создан в 1991 г. по предложению ИПФ РАН и ННГУ с целью подготовки кадров высшей квалификации для фундаментальной и прикладной физики. ВШ ОПФ территориально размещен на базе ИПФ РАН. Система обучения в ВШ ОПФ является дальнейшим развитием хорошо известной системы Московского физико-технического института, отличаясь от последней предельной степенью интеграции образовательного процесса с академической наукой и упором на индивидуальный характер обучения, начиная с первых шагов студентов в вузе.

Отличительными особенностями ВШ ОПФ являются:

  • прямое участие сотрудников РАН на всех этапах подготовки, начиная с обучения в школе (базовый физико-математический лицей) и приемных экзаменов до окончания магистратуры и аспирантуры. ВШ ОПФ практически не имеет штатных преподавателей, все занятия проводят работающие по совместительству сотрудники институтов ИПФ РАН, ИФМ РАН и персонально приглашенные преподаватели других факультетов ННГУ;
  • использование аудиторной, лабораторной и вычислительно-информационной базы ведущих институтов РАН, существенно отличающийся от базы вуза, ориентированного на массовый выпуск специалистов;
  • индивидуальный характер обучения. При приеме 25 студентов в год ряд дисциплин (физика, информатика и английский язык) преподаются в подгруппах по 5-10 человек, каждая подгруппа, начиная с 1-го курса, имеет наставника (тьютора) из числа молодых научных сотрудников; с третьего курса каждый студент имеет персонального научного руководителя;
  • высокий уровень базовой подготовки в области физики и математики и расширенная гуманитарная подготовка на стадии бакалавриата, углубленная специализация в избранных областях современной физики в магистратуре.

Учебные научные центры, включающие довузовскую подготовку (лицеи, колледжи и т.д.) и исследовательский университет с аспирантурой и докторантурой, осуществляют соединение университетского образования с научно-исследовательской базой академических институтов. Это позволяет повысить качество обучение студентов без привлечения дополнительных инвестиций для организации весьма дорогостоящей современной материально - технической и технологической базы, уже имеющейся в институтах РАН. С другой стороны, приток молодых целеустремленных высокообразованных студентов в академические институты позволит сохранить и далее повышать уровень научных исследований в институтах РАН.

В 2000 г. в рамках Программы по направлению «Развитие и поддержка системы совместных учебно-научных центров, филиалов и университетов и кафедр университетов» финансировалось 156 проектов с целью поддержки учебно-научных центров, занимающихся исследованиями по приоритетным направлениям науки и техники и подготовкой высококвалифицированных кадров. Общая сумма финансирования составила 373,2 млн. руб. На Академию приходится 43% от общего объема вложенных средств. В выполнении 156 проектов участвует 364 института РАН, 126 из них являются головными исполнителями.

Все годы в рамках ФЦП «Интеграция» проводилось финансирование по направлениям, поддерживающим талантливую научную молодежь и одаренных школьников и студентов, с целью привлечения их в науку, участия в международных конференциях, издание научной и учебной литературы, учебников и учебных пособий, воссоздание студенческих научных конкурсов и олимпиад, научных молодежных школ и конференций, поддержка экспедиционных и полевых исследований, создание центров высокопроизводительных вычислений (центры коллективного пользования) для нужд вузовской и академической науки, оснащение их современной научной аппаратурой.

Особенно активно в реализации Программы участвовали Сибирское, Дальневосточное, Уральское отделения РАН и научные центры РАН (Санкт-Петербургский, Карельский, Самарский, Пущинский, Научный центр в п. Черноголовка). К наиболее крупным интегрированным учебно-научным центрам высшей школы и академической науки можно отнести «Исследовательский университет высоких технологий» Самарского НЦ РАН, УНЦ «Государственный научно-образовательный центр «Физические основы передовых наукоемких технологий» Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН в СПб НЦ РАН, УНЦ рационального природопользования в Тульской области на базе Тульского ГУ, Института проблем комплексного освоения недр РАН и Института биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К. Скрябина РАН, «Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН», «Красноярский научно - образовательный центр высоких технологий на базе Красноярских ГУ и ГТУ», «Новосибирский научно-образовательный консорциум по подготовке специалистов по приоритетным направлениям фундаментальных исследований и критическим технологиям» на базе Новосибирского ГУ и Новосибирского НЦ СО РАН, «Академический университет» на базе Томского ГУ и НЦ СО РАН, филиалы МГУ в Пущине и Черноголовке на базе соответствующих НЦ РАН.

Начиная с 1999 г. по решению Совета Программы существенные финансовые средства (по 3 млн. рублей на проект) были затрачены на создание Центров высокопроизводительных вычислений и высокоскоростных сетей и оснащение их современной научной аппаратурой. В 2000 г. создано 23 таких Центра на общую сумму 89,0 млн. рублей. В создании участвовали такие институты отделений РАН, как: ИММ, ВЦ, ИПМ, НИЦ ТИВ, ИПФ, ФИАН, ФТИ, ИРЭ, СПб НЦ ИАП, СПИИРАН, Самарский НЦ (Самарский филиал ФИАН), СО РАН (ИВММГ, ОИГГМ), УРО РАН (ИММ, ИМАШ), ДВО РАН (ИАПУ), а также Научные центры РАН (Казанский и Пущинский). Кроме того, через Программу было поддержано создание отечественной высокопроизводительной вычислительной системы МВС 1000/200 для межведомственного суперкомпьютерного центра РАН и Минпромнауки России.

Создание единых приборных центров коллективного пользования для нужд вузовской и академической науки, центров высокопроизводительных вычислений, сетей передачи данных позволило, в условиях ограниченного финансирования, существенно укрепить материально-техническую базу для проведения исследований и подготовки высококвалифицированных специалистов.

Существенное значение имеет интеграция России в образовательный процесс международного сообщества развитых стран. Широкие возможности открывает здесь дистанционное обучение. Пользователи информационной сети «Интернет» могут получать образование в лучших университетах, участвуют в проведении крупнейших конференций и симпозиумов, имеют доступ к фондам библиотек и музеев мира.

В 1992 г. с целью интеграции России в образовательный процесс международного сообщества развитых стран, стимулирования частной инициативы отечественных и международных фирм, фондов, обществ и организаций, для активного участия в международных образовательных программах создана Российская экономическая школа (РЭШ). РЭШ создана на базе Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова и при поддержке Фондом Сороса, Фондом Форда и др. Преподавание ведется на русском и английском языках. Большая часть российских преподавателей и административного персонала РЭШ – сотрудники ЦЭМИ РАН.

В течение 7 лет РЭШ принимала ежегодно около 50-60 студентов и четырежды выпускала примерно по 35 магистров. Начиная с 2000 г. РЭШ увеличивает прием студентов до 80 человек не только из Москвы, но и из других регионов России; в 2001 г. прием студентов увеличен до 100 человек.

Из 250 выпускников РЭШ около половины выиграли гранты и продолжают обучение в университетах США, Европы, Канады и Австралии, в Гарварде, Массачусетском технологическом институте, Университете Чикаго, Северо-Западном университете, Беркли, Кембридже, Лондонской Школе экономики, Стокгольмском, Тилбугском, Тулузском и др.

Более половины выпускников РЭШ работает в России: в Центробанке и других банках, Экспертной группе при Минфине России, аналитических структурах, инвестиционных компаниях, консалтинговых и аудиторских фирмах, вузах.

Более 40 выпускников РЭШ обучаются в аспирантуре ЦЭМИ и других институтов.

В настоящее время РЭШ создала Центр по переподготовке преподавателей базовых экономических дисциплин для всех регионов России. Этот Центр проводит регулярные Школы-семинары, специальные курсы лекций. Уже проведен 21 семинар в регионах страны с участием более 300 преподавателей из 100 вузов России. Центр организует также научные исследования с участием ученых России. В 1998 г. на базе института открыт экономический факультет Государственного университета гуманитарных наук, созданного в 1994 г. на базе РАН. Основная специальность – «Экономическая теория». В 1998 г. на базе Государственного университета управления ЦЭМИ РАИ была создана кафедра Институциональной экономики.

С 1996 г. финансовую и организационную поддержку лучших учебно-научных комплексов на базе институтов РАН и сильных вузов страны осуществляют Американский фонд гражданских исследований и разработок и фонд Макартура. Эти организации совместно с Министерством образования и РАН проводят ежегодно конкурсы на лучшие НОЦ и победители получают средства на оснащение материальной и инструментальной базы для проведения научной работы и на поддержку лучших научных сотрудников, студентов, аспирантов и преподавателей. Ведущие ученые РАН являются членами руководящего российско-американского совета по этим программам.

Российская академия наук уделяет большое внимание созданию научно-методических пособий и учебников для средней и высшей школ по математике, русскому языку и литературе, истории, химии и др. учебным дисциплинам. При большинстве Отделений РАН созданы Комиссии по вопросам преподавания в средней школе.

Коллективом авторов ИЭФБ РАН и СПбГУ выпущено руководство «Физиология сенсорных систем» для высшей школы. Подготовлен учебник для 9-х классов общеобразовательных учебных заведений «Биология. Человек», отмеченный премией Правительства Российской Федерации.

В Отделении Истории вышло более 40 учебников, учебных пособий и справочно-энциклопедических изданий для средней и высшей школы.

Ученые Отделения литературы и языка выступали в вузах и школах с чтением курсов по различным отраслям филологических наук, принимали участие в написании учебников, учебных пособий, хрестоматий и программ для вузов и школ; например, в серии «Отечественная лексикография» вышел очередной выпуск хрестоматии «Отечественные лексикографы XVIII - ХХ века», опубликована работа «Введение в прикладную лингвистику. Учебное пособие для вузов»; изданы «История русской литературы XI – XIX веков. ч. 1-2. Учебное пособие для студентов вузов» и монография В.Ю. Троицкого «Словесность в школе. Книга для преподавателей русской филологии»; книга Ф.С. Капицы «Славянские традиции, верования, таинства и ритуалы» стала лауреатом конкурса «Пушкинская программа – 2000» по разработке учебных пособий для высшей школы.

Институтом прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН разработано и реализовано программное обеспечение «Учебники Москвы» для Интернет-сервера, где размещена база данных учебной литературы для московских школ. Сервер завоевал большую популярность, ежедневно его посещают свыше 100 учителей, родителей, школьников. За данную работу сотруднику Института в составе авторского коллектива была присуждена премия Президента Российской Федерации в области образования за 1999 год.

Ботаническим институтом им. В.Л. Комарова РАН издан «Атлас растительности Мира для школьников».

Палеонтологическим институтом издан первый на русском языке учебник палеонтологии для старшеклассников.

Институтом всеобщей истории изданы два комплекта учебников по истории, охватывающих полный цикл преподавания истории в средней школе.

Учеными Института философии написан ряд учебников для средней школы, среди которых «Обществознание», «Хрестоматия по философии», «Эстетика жизни».

Институт Африки РАН участвует в подготовке нового федерального учебника «Я – гражданин России» для 5-9 классов.

Институтом русского языка им. В.В.Виноградова РАН подготовлен учебник по русскому языку для 10 класса школ гуманитарной специализации, «Русский язык» для 8-9-х классов средней школы.

Проблемами образовательной политики России, осуществлением координации усилий институтов РАН в сфере образования занимаются созданные при Президиуме РАН комиссии: Комиссия по связям с высшей школой и Комиссия по школьному образованию; тесно взаимодействует с ними Комиссия по работе с молодежью.

Большое внимание ученые РАН уделяют проводимой Минобразования России модернизации школьного образования. Ученые РАН принимают активное участие в работе методических советов в Минобразования России. Президиум РАН и представители Министерства провели в 2001 г. несколько совместных обсуждений проблем школьного образования. По поручению Президиума РАН все отделения академии должны дать экспертную оценку и свои рекомендации по проектам программ и учебных планов соответствующих разделов естественных и гуманитарных наук. Принципиальная позиция РАН по этому вопросу заключается в сохранении главных ценностей российского образования – его фундаментальности и общедоступности при реформировании школы.

Принятое в августе 2001 г. решение Государственного Совета Российской Федерации по модернизации школьного образования отразило в значительной степени взвешенные позиции РАН в этом вопросе, а не псевдореволюционные идеи некоторых российских реформаторов.



 

Подразделы

Объявления

©РАН 2024