Расширенное заседание

Бюро Совета директоров институтов
Российской академии наук
2 ноября 2010 г.

РЕШЕНИЯ

Присутствовали:

С.М.Алдошин - председатель, Л.А.Аносова, С.Н.Багаев, Ю.М.Батурин, Д.В.Бисикалов, Л.А.Большов, В.П.Борисов, В.М.Бузник, В.Т.Вдовицын, Е.А.Виноградов, Ю.С.Вишняков, Н.И.Голубева, Ю.А.Гордополов, М.А.Грачев, Ю.Г.Евтушенко, А.Г.Забродский, Т.Н.Зайцева, А.Г.Захаров, В.А.Зейгарник, В.П.Иванников, М.Д.Ильменский, Н.Л.Казанский, Н.Е.Каленов, В.Г.Каменский, Г.В.Картаева, С.Г.Клочков, А.Н.Козырев. А.Г.Колмаков, А.И.Копылов, З.Ф.Красильник, А.С.Кулагин, А.П.Кулешов, Ю.Н.Кульчин, А.В.Кучин, Ф.Д.Ларичкин, Л.И.Леонтьев, А.Г.Лисицын-Светланов, А.Г.Литвак, К.В.Лобанов, А.В.Лопатин, В.А.Маркисова, М.Я.Маров, Н.Н.Мельников, Л.Э.Миндели, В.Н.Неволин, Д.А.Новиков, В.М.Новоторцев, Ю.С.Оводов, Л.П.Овчинников, А.Н.Озерин, И.К.Орестова, Е.Ф.Панарин, В.Н.Парфенов, Е.А.Попов, В.В.Полонский, Н.В.Прудников, В.Ф.Разумов, А.И.Рез, Т.Л.Рослякова, А.Д.Рубан, В.А.Салтовский, Р.Л.Сафиулин, А.А.Сирин, С.В.Смирнов, А.А.Соловьев, В.Н.Стрельников, В.А.Тулин, В.А.Тунников, М.В.Угрюмов, В.М.Устинов, Е.Е.Фесенко, В.В.Фомичев, А.И.Ханчук, А.В.Чемерис, А.М.Шалагин, Э.В.Шамсутдинов, Ю.Б.Шаповалов, В.П.Шорин, И.А.Щербаков, К.И.Якубсон, В.Т.Ярмишко и др.

Слушали:

I. Ученого секретаря Комиссии по оценке результативности научных организаций РАН профессора КУЛАГИНА Андрея Сергеевича

О реализации Постановления Правительства Российской Федера­ции № 312 «Об оценке результативности деятельности на­учных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения».

Для анализа и оценки результатов деятельности научных организаций РАН в целях реализации постановления Правительства Российской Федера­ции от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке результативности деятельности на­учных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» и в соответствии с Типовой методикой оценки результативности дея­тельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначе­ния, утвержденными приказом Министерства образования и науки Россий­ской Федерации, Президиумом Российской акаде­мии наук утверждена Методика оценки результативности деятельности научных организаций Российской академии наук.

Методика построена на анализе показателей, в число которых, в частности, вошли научный потенциал и эффективность исследований, вовлеченность в национальное и мировое научно-образовательное сообщество, коммерциализация и прикладное значение результатов исследований, кадровая и ресурсная обеспеченность, состояние финансовой деятельности научной организации.

Согласно установленным Правительством Российской Федерации принципам, оценка результативности будет проводиться Комиссией по оценке результативности деятельности организаций РАН. С материалами о деятельности Комиссии, а также необходимыми нормативными документами можно ознакомиться на сайте РАН в разделе «Фундаментальные научные исследования» – «Эффективность деятельности научных организаций» - Комиссия по оценке результативности деятельности организаций РАН.

Оценка будет проводиться одновременно для группы научных организаций, занимающихся сходной тематикой, либо работающих в сходных условиях (референтной группы). Каждый год процедуру оценки будут проходить 80-90 научно-исследовательских институтов. По итогам оценки научной организации будет присваиваться одна из трех категорий: «научная организация-лидер», «стабильная научная организация», «научная организация, утратившая научный профиль».

Предполагается, что информация о работе институтов по утвержденной в Методике форме будет собираться ежегодно, ориентировочно, с 1 по 15 марта, в онлайн режиме в Автоматизированной системе учета результатов интеллектуальной деятельности Российской академии наук (АСУ РИД РАН), которая в настоящее время проходит тестирование. Оценка результативности будет проводиться Комиссией один раз в пять лет в сочетании с комплексными проверками организаций РАН.

В связи с этим директорам институтов необходимо определить лиц, ответственных за регулярное предоставление информации и заполнение форм в АСУ РИД РАН, которым будут выделены логины и пароли для работы. Эти сотрудники в ближайшее время пройдут обучение работе с Автоматизированной системой учета результатов интеллектуальной деятельности РАН.

Вся информация от институтов, занесенная в систему АСУ РИД РАН, будет формироваться в сводки, проверяться Институтом проблем развития науки РАН (ИПРАН РАН), а затем передаваться в подкомиссии, созданные в рамках Комиссии по оценке результативности деятельности организаций РАН. Именно подкомиссиям, на основании полученных данных и отчетов о комплексных проверках институтов, предстоит формировать предложения об отнесении научной организаций к той или иной категории.

Решения Комиссии по оценке результативности деятельности организаций РАН, в свою очередь, будут основаны на этих предложениях и на соответствии организации критериям, учитывающим специфику организаций, входящих в конкретную референтную группу. Данные критерии предполагается утвердить на предстоящем заседании Комиссии по оценке результативности деятельности организаций РАН.

Затем оценка Комиссии по той или иной научной организации будет направляться в соответствующее отделение РАН и в Комиссию Президиума РАН по оценке эффективности и совершенствованию структуры Российской академии наук. Таким образом, окончательное решение Президиума РАН о статусе научной организации будет приниматься на основании коллегиального мнения Комиссий и отделений РАН.

Таблица показателей оценки и методы оценки еще будут совершенствоваться. В ходе заседания Бюро Совета директоров возникли вопросы, связанные с получением конкретных показателей. Одним из наиболее спорных из них является индекс цитирования. Министерством образования и науки РФ предложено использовать два источника для определения индекса - национальную информационно-аналитическую систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) и реферативно-библиографическую базу данных Web of Science. При этом система РИНЦ еще находится в процессе разработки, а доступ к Web of Science является платным, и в этой базе не содержится информации по общественным и гуманитарным наукам.

В утвержденной Президиумом РАН методике отделениям РАН по областям науки разрешено самостоятельно определять перечень баз данных для оценки цитируемости и импакт-факторов публикаций институтов для каждой референтной группы. В связи с этим институтам необходимо выдвинуть свои предложения и определить базы данных для анализа цитируемости.

Президиум РАН принял решение поручить Институту проблем развития науки, Всероссийскому институту научной и технической информации и Институту научной информации по общественным наукам разработать академические подходы к научной библиометрии. Есть договоренность о сотрудничестве в этой сфере с фирмой Thompson Reuters, оператором базы данных Web of Science, а также с Минобрнауки о взаимодействии с организацией, которая выиграет конкурс на доработку РИНЦ.

Уже в ближайшее время предполагается утвердить план проверки институтов на 2011 г. - предложения об участии института в той или иной референтной группе руководителям институтов необходимо направить в отделения РАН.

Институты, которые попадут в график проверки в 2011 г., должны будут предоставить информацию о своей деятельности за последние пять лет, начиная с 2005 г.

По результатам рассмотрения вопроса о реализации Постановления Правительства Российской Федера­ции № 312 «Об оценке результативности деятельности на­учных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения», Бюро Совета директоров институтов РАН приняло РЕШЕНИЯ:

1. Директорам научных учреждений РАН принять к сведению, что постановлением Президиума Российской академии наук утверждено положение о Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций РАН и Методика оценки результативности деятельности научных организаций РАН.

2. Научным организациям РАН обсудить на заседаниях Ученых советов предложения о создании системы учета публикаций научных работников РАН, в том числе:

  • предложения по совершенствованию деятельности существующих отечественных и зарубежных систем учета публикационной активности (РИНЦ, Web of Scienc, Skopus и др.),
  • предложения по видам изданий, публикации в которых следует учитывать при определении публикационной активности;
  • предложения о целесообразности и условиях учета интернет-публикаций;
  • предложения об организации учета в рамках РАН.

3. Представителям Центрального экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН), являющимся разработчиками АСУ РИД РАН, провести обучающие семинары по работе с АСУ РИД РАН для сотрудников институтов, ответственных за заполнение отчетных форм. Директорам институтов до 1 января 2010 г. определить список таких сотрудников (не более трех от каждого института) и установочную информацию о них сообщить в ИПРАН РАН.

II. Председателя Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации академика КИРПИЧНИКОВА Михаила Петровича

О концепции модернизации системы аттестации кадров высшей квалификации в РФ

Концепция модернизации системы аттестации кадров высшей квалификации в РФ, разработанная Высшей аттестационной комиссией (ВАК), в настоящее время вынесена на обсуждение органов государственной власти, представителей средств массовой информации, научных и общественных организаций.

Участие в этом процессе Российской академии наук, как одного из главных институтов в системе подготовки кадров высшей научной квалификации, является крайне важным.

В своем докладе М.П.Кирпичников обозначил основные позиции концепции с целью их последующего обсуждения в диалоге с руководителями научно-исследовательских организаций РАН.

Разработка концепции модернизации системы аттестации кадров связана с модернизацией системы образования, процессом международной образовательной интеграции и нацелена на повышение качества подготовки специалистов высшей квалификации.

Статистика показывает, что за последние 10 лет в России значительно увеличилось количество защит диссертаций, в первую очередь, кандидатских: с 14 560 в 1998 г. до 30 650 в 2006 г. При этом качество научных работ и требования к ним заметно снизились. Преобладают диссертации по направлениям социально-гуманитарного знания, изменился жанр работ - часто это уже не научные исследования, направленные на получение новых знаний, а практические разработки.

Резкое увеличение аттестованных кадров связано с увеличением количества аспирантур НИИ и современных вузов, что обусловлено особенностями существующей нормативной базы - вуз может получить аккредитацию, только создав аспирантуру. При этом ВАК не может влиять на процесс создания аспирантур, но вынуждена инициировать создание диссертационных советов.

Очевидно, что система аттестации находится в прямой зависимости от системы подготовки кадров, однако, фактически работа этих систем нормативно разорвана, что крайне пагубно сказывается в целом на подготовке квалифицированных кадров.

В течение последних пяти лет Высшей аттестационной комиссией был принят ряд мер, которые позволили упорядочить ситуацию: утверждена новая номенклатура научных специальностей (422), число диссертационных советов сокращено с 4500 до 3000. При этом значительно уменьшилось количество кандидатских советов, которые демонстрировали более низкий уровень требовательности, с 32% от общего числа до 2%.

Сейчас, с целью модернизации системы, необходимо решить несколько проблем, в том числе - связать подготовку кадров и систему их аттестации. Для этого должны принципиально измениться полномочия ВАК. Комиссии должна быть передана функция по открытию и закрытию аспирантур и докторантур, помимо уже существующего права открывать и закрывать диссертационные советы. Если говорить о перспективе, то основной задачей ВАК должно стать «определение политики в сфере аттестации и осуществление реального, а не формального, контроля за диссертационными советами». Кроме того, важно расширить возможности и усилить влияние экспертных советов ВАК, конституционно закрепить сложившийся общественно-государственный характер аттестации.

Еще один важный шаг - постепенная передача персональной аттестации конкретным организациям. В перспективе право присуждать ученые степени должно быть закреплено непосредственно за вузами и институтами. Это позволит уйти от формального подхода оценки диссертаций, который по объективным причинам существует сейчас, "когда диссертационный совет ВАК, созданный на общественных началах, вынужден рассматривать до 50 тыс. дел".

Также в концепции предложено развести системы научно-педагогической аттестации и аттестации в сфере делового администрирования. Поднимается вопрос о необходимости оптимизации тематики и самих научных исследований и направлений - предлагается диверсифицировать систему аттестации в зависимости от области профессиональной деятельности и области наук.

В числе предложений - создание информационной системы кандидатских/докторских диссертаций; введение системы двухуровневого высшего профессионального образования - бакалавриата и магистратуры, что позволит перенести часть образовательных процессов из аспирантуры в магистратуру и создать возможности для более полноценной исследовательской работы; разделение магистратур на научные, ориентированные на академическую карьеру выпускника, и прикладные, предполагающие дальнейшую карьеру в бизнесе.

Что касается повышение качества аспирантской подготовки, то на это направлен, в частности, новый законопроект «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”», уже принятый в первом чтении Государственной Думой, и предполагающий увеличение срока обучения в аспирантуре по ряду специальностей технических и естественных отраслей наук на один год: по очной форме – до 4 лет, а по заочной – до 5 лет.

Поднят вопрос об упрощении процедуры признания зарубежных дипломов.

До 2014-2015 предполагается разработать детальную "дорожную карту" процесса модернизации системы аттестации кадров высшей квалификации, провести эксперимент по основным направлениям постепенной передачи функции присуждения ученых степеней ряду диссоветов ведущих вузов и НИИ. На первом этапе также предполагается провести эксперимент в магистратурах, постепенно диверсифицировать аттестацию.

После 3-4-х лет экспериментальной работы, в случае положительной динамики, возможно системное внедрение новых принципов аттестации кадров. Все шаги по реформированию потребуют серьезной нормотворческой работы.

По результатам рассмотрения концепции модернизации системы аттестации кадров высшей квалификации в РФ, Бюро Совета директоров институтов РАН приняло РЕШЕНИЕ:

Директорам организаций РАН принять к сведению основные направления концепции модернизации системы аттестации кадров высшей квалификации ВАК, сформулировать вопросы и принять участие в выработке предложений и рекомендаций к концепции.

III. Заместителя Председателя научного центра РАН в Черноголовке д.ф.-м.н.  БЕРЗИГИЯРОВА Парваза Куламовича, директора Департамента стратегического развития Министерства образования и науки России РЕМОРЕНКО Игоря Михайловича

О формировании технологических платформ РАН и включении инновационных разработок РАН в группы технологий национальных технологических платформ

В январе 2010 г. Президентом Российской Федерации было дано поручение о разработке в крупных компаниях с государственным участием инновационных программ технического перевооружения, новых высоких технологий, развитии работ в сфере НИОКР совместно с наукой.

Для ускорения процесса модернизации и технологического обновления российской производственной сферы было решено использовать опыт стран Евросоюза по созданию технологических платформ. Это механизм, который на основе государственно-частного партнерства обеспечивает выработку и реализацию стратегических приоритетов в масштабах отдельных секторов экономики. В нормативных документах "технологическая платформа" определяется как "коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития".

С инициативой создания технологических платформ выступило Министерство экономического развития РФ. Согласно тезисам, выдвинутым замминистра экономического развития А.Н. Клепачем на заседании Президиума правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, в рамках технологических платформ будут созданы механизмы координации прикладных исследований на доконкурентной стадии и механизмы более эффективного использования госфинансирования для исследований и разработок с учетом уровня их востребованности со стороны бизнеса.

Основы технологических платформ должны составить масштабные задачи, которые возможно решить только общими усилиями бизнеса, государства, науки и образования. Согласно приоритетным направлениям технологического развития, обозначенным в Концепции долгосрочного развития России до 2020 года, - это задачи модернизации в сфере в IТ, энергосбережения, медицины, космоса, атомной энергетики.

В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки РФ и объявлен прием заявок по проектам реализации технологических платформ.

До 25 ноября 2010 г. компании, научные организации, образовательные учреждения, государственные институты развития, некоммерческие организации и общественные объединения должны предложить варианты технологического развития той или иной отрасли с указанием групп технологий, новых или усовершенствованных продуктов. К февралю будущего года предварительный перечень технологических платформ, согласованный Рабочей группой по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере, будет представлен в Правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям.

В настоящее время для участия в конкурсе подготовлены проекты 16 технологических платформ, в том числе "Авионика и бортовое оборудование", "Промышленные биотехнологии", "Малая комплексная энергетика", "Лазерно-оптические технологии (фотоника)", "Интеллектуальные электронные энергосберегающие системы" и другие.

В число участников (инициаторов) ряда проектов техплатформ, таких как "Разработка или восстановление на новом технологическом уровне ключевых стратегических компетенций в области полимерных композиционных материалов", "Суперкомпьютерная Платформа "СКИФ" (СПС), вошли научно-исследовательские институты РАН.

Предполагается, что подобные отборы технологических платформ будут проводиться неоднократно.

Для Российской академии наук участие в формировании технологических платформ представляется крайне важным, поскольку дает возможность развития фундаментальных разработок РАН, их дофинансирования и внедрения - после запуска технологической платформы в части обязательных мероприятий планируется разработка стратегической программы исследований и разработка программ по внедрению и распространению результатов исследований.

В настоящее время институтам РАН необходимо предпринять все усилия для того, чтобы войти в число ключевых потенциальных участников технологических платформ, формируемых крупными компаниями и государственными корпорациями, а также разработать предложения по разработке инициативных технологических платформ РАН.

Нормативные документы, необходимые для подготовки проектов к участию в конкурсе по приему предложений по проектам реализации технологической платформы для включения в Перечень технологических платформ:

О формировании перечня технологических платформ (doc, 34 Kб) О формировании перечня технологических платформ (doc, 34 Kб) 
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ (doc, 263 Kб) Рекомендации по разработке проектов реализации технологических платформ (doc, 263 Kб)

По результатам рассмотрения вопроса о формировании технологических платформ РАН и включении инновационных разработок РАН в группы технологий национальных технологических платформ, Бюро Совета директоров институтов РАН приняло РЕШЕНИЕ:

Рекомендовать директорам институтов РАН принять участие в процессе формирования технологических платформ и направить свои предложения по разработке перспективных групп технологий и созданию технологических платформ Российской академии наук.

IV. Разное

Вице-президента РАН академика КОЗЛОВА Валерия Васильевича

О выделении средств на создание рабочих мест для молодых ученых институтов Российской академии наук

Директорам институтов РАН принять к сведению:

Из федерального бюджета Российской академии наук выделены дополнительные средства в размере 600 млн руб. на создание 1000 рабочих мест для молодых учёных – кандидатов и докторов наук, начиная с 2011 года. Средства уже распределены между основными бюджетополучателями РАН – Центральным, Уральским, Сибирским и Дальневосточным отделениями.

Распределение вакансий по институтам будет осуществляться согласно порядку, утвержденному Постановлением Президиума РАН № 216 от 26.10.2010 г.

В самое ближайшее время руководителями региональных отделений РАН в адрес директоров институтов будут направлены письма-запросы, по которым в течение трех недель будет необходимо предоставить список потенциальных кандидатов на данные дополнительные вакансии, утвержденный решением Ученых советов институтов. В письмах будут указаны критерии, которым должны соответствовать кандидаты, в том числе уровень публикационной активности. В число кандидатов могут быть включены молодые ученые, в настоящее время работающие в институтах по срочным договорам на неполных ставках. Предполагается, что преимущество при отборе будет оказываться кандидатам и докторам наук (или специалистам, находящимся в процессе предзащиты научных работ), ведущим исследования по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса или в рамках программы фундаментальных научных исследований РАН.

Предложения институтов будут рассмотрены Комиссией по работе с молодежью РАН совместно с руководителями отделений и затем переданы на утверждение в Президиум РАН. Количество рабочих мест, выделяемых на тот или иной институт, окончательно будет утверждаться Президиумом РАН.

После определения количества вакансий институты должны будут объявить конкурс для кандидатов согласно трудовому законодательству.

Вся работа по определению количества вакансий для институтов РАН и, соответственно, объему выделяемых дополнительных бюджетных средств должна быть завершена до конца 2010 г.

 

 

 

©РАН 2024