Письмо Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В. №18

26.01.2021

-

PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З 
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К

П Р Е Д С Е Д А Т Е Л Ь    П Р О Ф С О Ю З А
119334 Москва, ул. Бардина,6/30, стр.2, оф.14-16, тел./факс:(499)1352064, тел. 1353016
 E-mail: profras@prof.ras.ru
                                                                          
25  января 2021 г. №18

Председателю Правительства
Российской Федерации
Мишустину М.В.


Глубокоуважаемый Михаил Владимирович!

С осени 2019 года, когда началось обсуждения реформы научных фондов – Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского научного фонда (РНФ) – научная общественность высказывала позицию, что наличие нескольких научных фондов с различными системами экспертизы и правилами проведения конкурсов важно в целях обеспечения должного качества работы грантовой системы поддержки научных исследований в России. Однако 23 ноября 2020 года Правительство Российской Федерации объявило о реформе институтов развития, в рамках которой начался процесс слияния ведущих научных фондов посредством присоединения РФФИ к РНФ.

Всероссийский профессиональный союз работников Российской академии наук (далее – Профсоюз), другие организации научных работников, множество отдельных ученых выразили мнение, что при любом варианте развития событий необходимо сохранить важнейшие конкурсы РФФИ: конкурс лучших проектов фундаментальных исследований (код «а»), в рамках грантов которого работают несколько тысяч научных групп по всей стране, а также массовые конкурсы поддержки молодых ученых и аспирантов.

Руководство РНФ обещает сделать все возможное в пределах своей компетенции, чтобы обеспечить отсутствие проблем у исследователей – соискателей и получателей грантов РФФИ, в том числе для соискателей и получателей грантов по наиболее значимому конкурсу РФФИ – конкурсу на лучшие проекты фундаментальных научных исследований. Однако возможности руководства РНФ ограничены и при слиянии фондов возникают проблемы, которые невозможно решить без Вашего участия. 

Невозможно обеспечить продолжение – в том или ином формате – важнейших конкурсов РФФИ без необходимых бюджетных ресурсов, однако ясности с тем, имеются ли такие финансовые ресурсы, нет. Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» устанавливал на 2021 год бюджетное финансирование РФФИ в объеме 26 млрд рублей, РНФ – 21,8 млрд рублей, на 2022 год бюджетное финансирование РФФИ было задано в объеме 27 млрд рублей, РНФ – 22,4 млрд рублей. Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» устанавливает на 2021 год бюджетное финансирование РФФИ в объеме 21,4 млрд рублей, РНФ – 13,8 млрд рублей, на 2022 год бюджетное финансирование РФФИ задается в объеме 20,7 млрд рублей, РНФ – 24,8 млрд рублей. Даже если в 2021 году предполагается «дофинансировать» РНФ за счет внебюджетных источников, то в 2022 году суммарное финансирование объединяемых фондов уменьшится на 3,9 млрд рублей по сравнению с более ранними планами.

Более того, существует проблема, связанная с различием формата выдаваемых РФФИ и РНФ грантов. Выплачивая заработную плату в рамках грантов РНФ, организации начисляют страховые взносы, сами выплаты не облагаются налогом на доход физических лиц для членов научного коллектива, но не для вспомогательного персонала. Формат подавляющего большинства грантов РФФИ не предполагает начисления страховых взносов или налогов при осуществлении выплат исполнителям грантов, так как такие выплаты не являются заработной платой. Вознаграждение, выплачиваемое исполнителям грантов РФФИ, составляет обычно 40-60 % от общего объема финансирования гранта. Поэтому даже в случае сохранения бюджета объединенного фонда на базе РНФ на уровне, определенном федеральным законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ, реальный объем денежных средств, доводимых до руководителей и исполнителей грантов объединенного фонда, существенно уменьшится. Фактически, это будет эквивалентно уменьшению реального общего объема финансирования грантов объединенного фонда.

Профсоюз считает, что суммарный бюджет научных фондов должен быть сохранен на уровне, определенном федеральном законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ, и, кроме того, фондам необходимо выделить дополнительные средства для того, чтобы компенсировать уменьшение реального объема финансирования научных групп вследствие необходимости удерживать страховые взносы и, в ряде случаев, налог на доходы физических лиц. Такое решение позволит проводить реформу научных фондов без сокращения реального финансирования исследовательских работ по грантам. Профсоюз просит Вас дать поручение осуществить соответствующие коррективы объемов финансирования научных фондов при подготовке поправок к федеральному закону от 08.12.2020 № 385-ФЗ, а также при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Председатель Профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин

(pdf, 2 Мб)



Источник: Всероссийский Профсоюз работников РАН

©РАН 2024