Результаты опроса профактива МРО "Завершая 2021-й"

17.01.2022



Завершая 2021-й


Из-за продолжающейся пандемии коронавируса в ушедшем году мы встречались значительно реже, чем в доковидные времена. Этот очевидный недостаток многие попытались компенсировать,  ускоренно освоив дистанционные  формы взаимодействия. Электронная анкета Московской региональной организации профсоюза и газеты "Научное сообщество", посвященная итогам года и запущенная 16 декабря, - один из каналов удаленной связи, призванный выяснить, какие проблемы в последнее время волнуют коллективы академических институтов, как участвует в их решении профактив,  чем  может помочь МРО и профсоюз в целом.
Сорок девять представителей профсоюзных организаций, входящих в МРО, нашли время и силы заполнить анкеты накануне новогодних праздников, когда все обычно по горло загружены делами. Выборка вполне репрезентативна, так как в основном респондентами стали председатели профкомов, которые хорошо знают положение дел на местах.
Приводим результаты опроса и комментарии к ним.

(jpg, 211 Kб)


Был ли 2021-й, второй год пандемии,  для коллектива труднее 2020-го?

На этот вопрос положительно ответили более половины (58%) участников опроса. Казалось бы, последствия неожиданно обрушившейся на мир коварной болезни несколько сгладились, и все уже адаптировались к новой реальности. Увы, смириться с тем, что вирус отнимает друзей и коллег, невозможно.

Комментарии

«Год был тяжелый, мы потеряли несколько членов нашего коллектива, которые не перенесли ковид. Что же касается работы, то ее меньше не стало».

«Больше сотрудников переболели, у других были осложнения, затрудняющие работу. В 2021 году это было более выражено, чем в 2020 г.»

«Больше людей болели, больше потерь».

«Ограничения вводились в середине года для всех, и вакцинированных в том числе. Это поставило под угрозу выполнение госзадания, а в дальнейшем создало напряжение в работе».

«Некоторые сотрудники восприняли дистанционную работу как своего рода отдых и, по сути, перестали работать».

«Запрет на собрания повлиял на общение сотрудников, огорчила и отмена праздников для детей сотрудников».

«Большинство работников труднодоступны, так как находятся на удаленке».

А вот как обосновали свою точку зрения те, кто считает, что положение все же постепенно налаживается или, по крайней мере, не ухудшается.

Комментарии

«Ничего нового. Тот же труд в дистанционном режиме (это удобно, так как можно участвовать в большем количестве научных мероприятий). Тот же план по достижению тех же наукометрических показателей».

«Ветераны приспособились работать удаленно и даже нашли такой способ в чем-то привлекательным. Для молодежи все не так однозначно. Кто-то стал уделять больше времени семье и, соответственно, меньше работать, кому-то катастрофически не хватало времени. Около половины сотрудников быстро вернулись в стены института, поэтому для них перемены были не так заметны».

«Специфика нашего института всегда требовала возможности дистанционной работы, сейчас мы получили такое право официально. Наши сотрудники освоили удаленные методы работы, многие (особенно немолодые, не очень здоровые, многодетные) стали более активно участвовать в конференциях, семинарах и в целом более эффективно работать».

«Я бы не сказала, что год был труднее, чем предыдущий. Что касается пандемии, все освоились и привыкли. Правда, мы не внедряли много новшеств, касающихся электронного документооборота или защиты диссертаций онлайн».

«В 2021 не было локдауна, институт работал в обычном режиме, кроме лиц 65+».

«Год был достаточно сложным, но не труднее 2020-го».

«Обычный год».

«Год был более предсказуем, появилось больше свободы в передвижениях».

«2021-й был плодотворнее 2020-го. Люди работали, общались, хотя и с ограничениями».

«Стали вакцинироваться, носить маски. Удаленка - к счастью и удобству окружающих».

«Многие вакцинировались, поэтому имели возможность приезжать на работу и лично общаться. Это дало возможность более продуктивно работать».


(jpg, 201 Kб)

С чем были связаны проблемы, возникавшие в коллективе? Опишите конкретные проблемы (инциденты).

Как распределились варианты ответов на вопросы, видно из диаграммы вверху.

Пандемия предсказуемо вышла в лидеры. Но погоду делала не только она. Бюрократический гнет по своему негативному влиянию на научный процесс вполне сравним с тяжелой болезнью.  Осложняло ситуацию непростое финансовое положение ряда институтов. Основной «создатель» проблем, не обозначенный в анкете, однако указанный респондентами - Министерство науки и высшего образования с его «непродуманными действиями». Участники опроса указали и еще несколько серьезных помех в работе.
 
Комментарии

«У нас 30% сотрудников перешли на удаленную работу, хотя в химическом институте надо работать на специально оборудованном месте с опасными веществами и сложными приборами, что дома невозможно. Количество отчетов превысило все мыслимые пределы. Все больше времени и сил тратится не на работу, а на составление отчетов».

«Всем от дирекции до инженеров и техников не хватало живого общения. В этом смысле "удалёнка", несмотря на некоторые свои достоинства, нанесла очередной удар по менталитету».

«Проблемы - это здоровье моральное и физическое, на котором отрицательно сказывался рост неопределенности окружающего мира и отсутствие инструментов для его снижения».

«Пандемия держит в напряжении коллектив и руководство, поскольку проведение конференций, Ученых советов, общих собраний, научных семинаров становится проблематично. А переход на онлайн-мероприятия требует дополнительных денежных затрат на хорошее оборудование».

«Ограничивалось общение, свелись к минимуму выездные конференции и командировки».

«Проблемы носят объективный характер. К сожалению, мы потеряли несколько коллег, пандемия воспринимается как общая беда. Основные трудности, с которыми сталкивается институт - общие для науки: недофинансирование и рост бюрократической нагрузки. Коллектив и администрация обеспечивают эффективную работу института».

«Каких-то особых/новых в сравнении с прежними временами проблем не было».

«К пандемии добавилось уменьшение финансирования за счет сокращения грантовой поддержки, возник дефицит бюджета на конец года».

«Проблемы - пандемия, снижение внебюджетных доходов и, как следствие, заработной платы».

«Работу осложняли болезни сотрудников, удаленный режим, срыв командировок и договорных обязательств».

«Минобрнауки плодит запросы, на все надо отвечать срочно. Положение о зарплате не соответствует указаниям президента».

«Были проблемы с организацией и оплатой труда работников инженерной службы, но совместными усилиями профсоюза и администрации вопрос был решен (в частности, понадобилось уволить главного инженера). Во время аттестации некоторым научным сотрудникам (в основном, тем, у кого почти не было публикаций в последние годы) дана рекомендация о переводе на меньшую долю ставки или о повторной аттестации через два года».

«Вместо того, чтобы довести уровень жизни каждого ученого (а не «среднего по больнице») до уровня приличия, власть предпочитает наращивать доходы зарубежных экономик через требование публиковать работы, индексированные за рубежом. Большинство издателей запрашивают за такие публикации четверть месячной оплаты труда ВНС. Все это мало что прибавляет к научным результатам (которые, как известно, до сих пор не получили адекватного измерителя). Вместе с подписанием авторского соглашения отечественные авторы передают все права на результаты НИР зарубежным собственникам. Как известно, сейчас в цене не столько патенты, сколько свежие идеи и прорывные открытия. А нас призывают вкладываться в "сырые" научные продукты и за наши же средства отчуждают эти продукты далеко и надолго с гарантией "неприменения" их на родине. При этом российские издатели и неанглоязычная исследовательская аудитория лишены доступа к лучшим научным результатам. Такой порядок - в чьих интересах?»

«Труднее стала выдача материальной помощи. Хорошо, что появилась возможность безналичных выплат (перечисления на карту сотрудника). Безналичный способ выплат, электронный документооборот и другие новшества, связанные с удаленным режимом работы, должны совершенствоваться и упрощаться».

«Главная проблема - отток членов профсоюза, в первую очередь начальства, которое стало получать существенно больше остальных работников и не хочет их "кормить" своими взносами».

«В нашем коллективе проблема привлечения новых членов в профсоюз стоит очень остро. Молодежь отказывается вступать в профсоюз, не видя смысла».


(jpg, 127 Kб)

«Получали ли вы помощь от профсоюза, МРО?» Опишите проблему, в решении которой вам помогли (не помогли).

Помощью профсоюзного руководства и аппарата воспользовалось довольно много организаций. Примерно половина ответивших заметили, что у них не возникало таких проблем, которые требовали вмешательства извне.

Комментарии

«Проконсультировали по поводу компенсации затрат на медицину».

«Получили помощь в регистрации нового устава, решению вопросов по Межотраслевому соглашению и Примерному положению о зарплате».

«Помогают всегда в рабочем порядке».

«Помогли в создании комиссии по трудовым спорам».

«Сейчас нахожусь в процессе консультаций».

«Члены профсоюза получали матпомощь».

«Какую помощь ребенок получает от своих родителей? Жизненный опыт, прежде всего. Конечно, бывают и другие каждодневные деяния, которые зачастую проходят незаметно для тех и других, потому что это естественно. Так и в случае с МРО и всем профсоюзом РАН. Эта помощь, которая помогает глубже видеть происходящие вокруг нас события, лучше понимать свое место в жизни».

«Очень приятно, что Московская организация всегда внимательно относится ко всем вопросам, которые у нас возникают, старается помочь. Мы всегда видим уважительное, сочувственное, очень человечное отношение».

«Регулярно помогают в разрешении ситуации с критически недостаточным финансированием».

«Помощь не запрашивали. Наш коллектив в полной мере поддерживает мероприятия МРО, направленные на подсвечивание проблемы недостаточного бюджетного финансирования научных учреждений, требования не сокращать  количество и финансирование грантов».

«Получали материальную помощь в связи с заболеванием сотрудников».

«Была оказана поддержка со стороны МРОПР РАН при избрании меня председателем профорганизации. Личное общение, ответы на многие организационные и финансовые вопросы - все было мне предоставлено. Огромное спасибо!».

«Профсоюз всегда рядом!».

«Получаем консультации по различным вопросам правового характера».

«Осуществлялась консультативная помощь в решении административных и юридических вопросов».


(jpg, 152 Kб)

Достаточно ли информации для своей работы вы получали от МРО, профсоюза?

Комментарии

«Информацию получали еженедельно в достаточном объеме».

«Спасибо за газету, за возможность позвонить и спросить, за учебу, которую я прошел на «Правде».

«Своевременное и полнейшее информирование».

«Научное сообщество» укрепляет в мысли, что мы действительно сообщество, и многое можем».

«Информация, на наш взгляд, исчерпывающая».

«Очень оперативно доводится информация через сайт».

«Газета всегда под рукой. Очень полезно, когда нужно что-то растолковать коллегам».

«В связи с чрезвычайной закрытостью чиновников Минобрнауки для контактов с подведомственными организациями, профсоюз часто является единственным источником ценной информации по вопросам формирования научной политики».

«Пожалуй, общей информации достаточно. И по своим запросам чувствую большую поддержку».

«О работе профсоюза и некоторых региональных организаций представление есть из дайджестов».

«Достаточно полное информирование. Высококвалифицированные обзоры в дайджестах».

«Не хватает практики решения вопросов с работодателем, юридического сопровождения или хороших юридических консультаций. В «Научном сообществе» хочется видеть отдельные рубрики, посвященные, например, трудовому законодательству, охране труда, социальной сфере именно в Москве, освещение досудебной и судебной практики по вопросам, касающимся трудовых споров, комментарии к изменениям в Трудовом кодексе. Нужно обучение и по оргработе - как юридически правильно организовать выборы и перевыборы председателя и профкома, единого представительного органа. Нужны методички, консультации».

«Рассылки не достаточно, не хватает живого общения и конференций».

«Не понятно, почему в МРО не проводятся совещания по зуму, как в центральном профсоюзе».


(jpg, 216 Kб)

Какого рода информацию вы хотели бы получать в большем объеме?

«Работа Всероссийского профсоюза видна в еженедельных дайджестах, а МРО нет».

«Нужна информация по всем направлениям деятельности МРО, поскольку это дает возможность видеть объемы работы профсоюзной организации и при необходимости, принимать личное участие».

«Про работу МРОПР РАН больше хотелось бы знать, поскольку мотивировать сотрудников вступать в профсоюз практически нечем».

«Было бы интересно получать информацию о трудовых конфликтах и том, как они разрешаются».

«Интересно, что себе думают правительство и президент о развале науки и ее угасании?»

«Нужны новости по трудовому законодательству».

«Не хватает очного общения, как показал минувший съезд профсоюза».

«Нужна рассылка не только о прошедших мероприятиях, но и о планируемых».

«Хорошо бы проводить запись видеоуроков (заранее их разработав) на разные тематики, а также небольших интервью по интересным, важным и современным темам в профсоюзе и выкладывать их на сайте. Это был бы методический ресурс, которым можно пользоваться всегда. Нужен раздел на сайте с ПДФ-образцами по ведению документации в первичках, инструкции, примерные положения о матпомощи и другие документы, на основе которых мы могли бы издавать свои».


(jpg, 251 Kб)

Напишите о случившихся в течение года важных для коллектива событиях

Липеровская Е.В., Ремарчук Н.В., ППО Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН:
«Столетие ведущего научнго сотрудника института Силаевой Ольги Ивановны».

Березин М.П., председатель профкома ИПХФ РАН:
«Год был юбилейный, связанный со 125-летием Н.Н. Семенова, 90-летием ФИЦ ХФ РАН и 65-летием ИПХФ РАН. В феврале отпраздновали памятную дату для ИПХФ РАН, в апреле - юбилей Семенова. Все завершилось большой Международной конференцией и Всероссийской школой молодых ученых, посвященных этим событиям».

Петр Глазов, председатель профкома ИГ РАН:
«Важные события - формирование нового состава профкома, выборы председателя».
Центральный экономики-математический институт РАН Никонова А.А., к.э.н., в.н.с.:
«Прошла аттестация научных сотрудников. Была обновлена комиссия по трудовым спорам».

А.С. Кулева, Институт русского языка РАН:
«Успешно прошли выборы директора, он утвержден в должности. Общим собранием принят новый коллективный договор».

Федеральный научный центр овощеводства:
«Проведена конференция по селекции луковых культур при соблюдении социальных требований. За разработку и внедрение инновационных технологий выращивания овощных культур и картофеля для обеспечения населения экологически чистой продукцией коллективом авторов была получена премия Правительства РФ в области науки и техники.

Видим сложности развития организации в снижении государственного финансирования научных учреждений, увеличении внебюджетной доли, уменьшении научных премий в конце года».

Бурова Алла Евгеньевна, ППО Всероссийский НИИ лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР):  «Отпраздновали 90-лет института».

Председатель профкома Института нефтехимического синтеза А.И. Нехаев:
«Коллектив огорчило закрытие столовой по требованию контролирующих органов. Правда, администрация выделила помещения для приема пищи».

Председатель ППО Института психологии РАН А.А. Созинов:
«Прошла аттестация, причем, на мой взгляд, неплохо. Свои замечания и предложения я дирекции изложил, и некоторые изменения к лучшему уже происходят».

Председатель профкома Главного ботанического сада им.Н.В.Цицина РАН М.Н. Мельникова:
«Состоялось присоединение к ГБС РАН опытной станции "НЭХ СНЕГИРИ».

ИППИ РАН:
«Отметили 60 лет Института. Не состоялся конкурс на должность директора».

Председатель профкома БЕН РАН Е.Н. Бочарова:
«Библиотека естественных наук активно участвовала в мероприятиях, связанных с проведением Года науки. Минобрнауки увеличило квоты по награждению сотрудников библиотеки».

Председатель профкома ИПМех РАН:
«Произошло обновление приборной базы».

Председатель профкома Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН В.Г. Заиканов:
«Были организованы выборы директора путем онлайн и очного голосования».

Председатель профкома Геофизической службы РАН (г.Обнинск) Слесарева Светлана Юрьевна:
«Прошла очередная международная сейсмошкола (в прошлом году был перерыв).

Предыдущий год выявил участки деятельности, на которых из-за отсутствия сотрудников, связанного с пандемией, срочно пришлось что-то автоматизировать, переучивать работников. С одной стороны, это хорошо: у этих сотрудников увеличились заработная плата и нагрузка, стало интереснее, с другой стороны - не все вписались в новый ритм работы и не захотели обучаться, поэтому были сокращены (после длительных уговоров). В основном это были пенсионеры.

Увеличилось число молодых сотрудников, они стали получать заработную плату повыше, и уже  не так пристально  смотрят в сторону коммерческих предприятий. Это очень важно для организации, которая не может жить без IT-специалистов.

Раньше мы готовили молодежь, а удержать не могли, банки «выгребали», предлагая в несколько раз больше зарплату. Теперь молодые не собираются уходить. Хотя спасают в основном договорные работы.

Научная молодежь жалуется на массу отчетов, которые отнимают очень много времени. Наш ФИЦ работает на территории всей страны - есть филиалы Дальнего Востока, Камчатки и Регионов Севера. В них Есть сотрудники, получающие зарплату с северными и высокогорными коэффициентами. Различные регионы - разные личные средние зарплаты. Молодые ученые нашего центрального отделения в Обнинске имеют самый низкий коэффициент надбавки за статьи. Большую часть средств забирают несколько человек. В общем, как и везде: средняя зарплата научных сотрудников вроде соответствует требованиям, но по факту молодые не получают своих надбавок в полном объеме.

Наш Центр «прокачивает» огромные объемы информации, собирает и обрабатывает данные обо всех зарегистрированных землетрясениях различной природы, передает тревожные сигналы компетентным организациям. Организация работы уникальной сейсмологической сети по всей стране требует обеспечения работоспособного состояния всего оборудования. Техника устаревает очень быстро, тем более что в некоторых регионах она работает в экстремальных условиях.

Все это требует огромных финансовых вливаний. Недостаток финансирования - одна из самых больных тем. Со страхом ждем начала нового года. Уже случались задержки с поступлением денег до марта.

Если денег нет, не платятся коммунальные платежи, налоги (про зарплаты молчим, они на втором месте). А как работать, если нет отопления в условиях зимы в Сибири, на Дальнем Востоке в Якутии? Без электричества станции должны быть законсервированы. Это крах всей сети. На восстановление будет затрачено в несколько раз больше денег чем та сумма, которую мы тратим на поддержание работоспособности.

Для профсоюзной организации сейчас проблема в том, что старые члены профсоюза ушли, а среднее поколение выходит из профсоюза (дети выросли, сотрудники считают, что профсоюз им теперь не нужен. Молодые сотрудники приглядываются, не торопятся вступать в профсоюз. Вообще отношение к профсоюзу потребительское: «что он мне даст», «мы все равно ничего не сможем изменить».



Источник: Всероссийский Профсоюз работников РАН

©РАН 2024