К 30-летию нефтяной компании «Лукойл»: интеграция академической и индустриальной науки – инвестиции в модернизацию промышленности и транспорта России, мультиэнергодиверсификацию и квантономику

25.11.2021

Источник: Инвестиции в России, 25.11.2021, Леонид РАТКИН



В новейшей отечественной истории немало примеров успешного становления и развития промышленных гигантов. Интеграция академической и индустриальной науки, объединение усилий ведущих российских вузов и промышленных предприятий позволили создать уникальный комплекс управленческих и производственных технологий на одной из крупнейших вертикально интегрированных нефтегазовых компаний в мире, на долю которой приходится более 2% мировой добычи нефти и около 1% доказанных запасов углеводородов – ПАО «ЛУКОЙЛ».

Созданный Постановлением Правительства РСФСР № 18 от 25.11.1991 Государственный концерн (ГК) «ЛангепасУрайКогалымнефть» («ЛУЙКОЛ») первоначально объединял всего три нефтедобывающих компании «Когалымнефтегаз», «Лангепаснефтегаз» и «Урайнефтегаз» и три нефтеперерабатывающих завода – Волгоградский, Новоуфимский и «Пермнефтеоргсинтез». Указом Президента РФ № 1403 от 17.11.1992 «Об особенностях приватизации и преобразовании в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» 05.04.1993 на базе ГК «ЛУКОЙЛ» было образовано АООТ «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»». За три десятилетия успешного развития предприятие возглавляли известные ученые и промышленники, налаживая и развивая сотрудничество со старейшей отечественной Академией – Российской академией наук (РАН).

В преддверие юбилея ПАО «ЛУКОЙЛ» во второй половине ноября 2021 года Министерством транспорта РФ при поддержке ряда предприятий и организаций в Москве был организован и проведен XV Международный форум и выставка «Транспортная неделя». Форум открылся пленарной дискуссией «Транспорт России – 2035. От стратегии – к реализации», на которой обсуждались вопросы реализации обновленной Транспортной стратегии в интересах граждан, бизнеса и государства, приоритизации в развитии инфраструктуры единой опорной транспортной сети, внедрения технологических инноваций на горизонте до 2035 года с минимизацией рисков при осуществлении глобального энергоперехода. На круглом столе «Открытие совместной образовательной программы бакалавриата ВШЭ – РУТ (МИИТ) «Экономика транспорта и транспортная инженерия», организованном НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) и Российского университета транспорта (РУТ) «МИИТ» рассматривались различия профессии транспортного планировщика XXI века от инженера-транспортника XX века, тенденции и контекст транспортного образования в России и мире, ожидаемые результаты от реализации совместной программы НИУ «ВШЭ» и РУТ «МИИТ», особенности новых образовательных программ, перспективы карьерного роста и этапы построения индивидуальных образовательных траекторий, инвестирования в модернизацию промышленности и транспорта России, диверсификацию в сфере энергетики и экономику квантовых технологий и квантовых вычислений.

Конференция «Цифровизация процессов управления городскими транспортными системами: безопасность, качество и эффективность», организованная ОАО «НИИАТ», была посвящена проблематике повышения безопасности и качества транспортных систем, особенностям формирования управляющих систем и практике внедрения цифровых инноваций, реализации инвестиционных и инновационных проектов по организации движения с участием беспилотных и пилотируемых высокоавтоматизированных транспортных средств, цифровизации автобусных перевозок, повышения компетенций персонала транспортного комплекса. На пленарной дискуссии «Цифровая логистика 2021-2024-2040: от трансформации компаний к лидерству все транспортной отрасли», проведенной Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» затрагивались различные аспекты реализации цифровых проектов 2021 года для трансформации транспортно-логистической инфраструктуры в 2024 и 2030 года, перспективные технологии для изменения пассажирских и грузовых перевозок в ближайшие десятилетия и меры поддержки со стороны государства для реализации бизнес–инициатив, развитие промышленной и транспортной инфраструктуры, диверсификация в сфере энергетики, инвестиции в квантовые вычисления и квантовые технологии.

На конференции Росморпорта «Кругосветное плавание парусного учебного судна «Мир» в 2022-2023 года» анонсировались различные этапы программы предстоящего кругосветного плавания, концепция маршрута и выбор портов посещения, методы организации плавательной практики курсантов учебных заведений морской отрасли в ходе кругосветного плавания, подготовки парусного учебного судна «Мир» к кругосветному плаванию и формирования информационной и медиа–поддержки кругосветного плавания. В рамках XV Международного форума и выставки «Транспортная неделя» состоялись заседания Комиссии Государственного совета РФ по направлению «Транспорт» и панельная дискуссия «Инфраструктура vs Тариф. Поиск конструктивных решений» (спонсор конференции – «УГМК – Портовые активы»), на которой обсуждались вопросы приведения уровня развития инфраструктуры в соответствие с потребностями экономики, развития инфраструктуры за счет тарифов и формирования тарифной политики за пользование новой инфраструктурой, повышения грузовых тарифов, перехода к учету промышленной инфляции, достижения устойчивой и прозрачной долгосрочной тарифной политики с учетом актуальных требований рынка.

Международная форсайт–дискуссия «Беспилотный транспорт: будущее наступило, готовы ли мы?», организованной Департаментом международного сотрудничества Министерства транспорта РФ и Центром стратегических разработок была посвящена ряду инициатив социально-экономического развития до 2030 года, которые сформулированы Правительством РФ для Министерства транспорта РФ и бизнес–сообщества в качестве приоритетных задач по трансформации транспортно-логистической отрасли. В частности, на 2024 год намечен запуск первого в РФ беспилотного логистического коридора на трассе М-11 «Нева» (Москва – Санкт–Петербург), на 2030 год – формирование опорной сети из 20 тысяч км федеральных трасс для автономных перевозок между Европой и Азией, что обеспечит лидерство России в сфере внедрения беспилотного транспорта, снижение транспортных расходов при магистральных перевозках и успешную реализацию транзитного проекта стран ЕАЭС по формированию стратегических направлений «Запал – Восток» и «Север – Юг». На сессии обсуждались вопросы обеспечения безопасности дорожного движения при создании беспилотных логистических коридоров на дорогах общего пользования, создания и коммерциализации цифровой инфраструктуры и сервисов беспилотных логистических коридоров, синхронизации сроков запуска и стандартов беспилотных логистических коридоров со странами ЕАЭС, ЕС и Юго-Восточной Азии, обеспечения защиты персональных и иных типов данных и высокую пропускную способность беспилотных логистических коридоров в условиях эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств иностранного производства и предельной плотности транзитных потоков. Тематика получила развитие на панельной дискуссии «Контейнерные перевозки. Реализуя потенциал», на которой рассматривалась проблематика развития инфраструктуры контейнерных перевозок для удвоения контейнерного трафика к 2035 году (в частности, за счет повышения плотности и скорости грузопотока), обеспечения выгодной стоимости перевозки и снижения транзитного времени доставки грузов с учетом тенденций глобального роста товарооборота, сокращения нагрузок на действующих маршрутах и обеспечения роста транзита через территорию России в условиях изменения спроса, обеспечения качественного развития международных транспортных коридоров через Россию, реализации транспортной стратегии 2030 года, диверсификации в сфере энергетики, применения квантовых технологий и квантовых коммуникаций, модернизации транспорта и промышленности России.

Повышенное внимание участников и гостей XV Международного форума и выставки «Транспортная неделя» вызвала панельная дискуссия «Пандемия COVID-19 – новый вызов городской мобильности», организованная и проведенной в Москве Международным союзом общественного транспорта. Спикеры сессии обсудили вопросы влияния пандемии на городской транспорт, ожидаемого эффекта на отрасль в ближайшие 3-5 лет, меры поддержки отрасли органами законодательной и исполнительной власти, рекомендации для членов Евразийской комиссии, внедрения инноваций городскими операторами транспортных систем в период пандемии, реализации инвестиционных проектов и технологий в ближайшие 3-5 лет в городском транспорте, развития инструментов финансирования развития транспорта в пост-ковидных условиях.

На межотраслевой конференции «Стратегия развития сети скоростных автомобильных дорог Российской Федерации», организованной и проведенной Государственной компанией (ГК) «Автодор», затрагивалась проблематика формирования средне- и долгосрочных планов ГК «Автодор» по развитию скоростной сети автомобильных дорог в рамках формирования опорной сети автомобильных дорог РФ, капиталовложений и инвестиционные проекты и поиска дополнительных финансовых ресурсов на развитие сети скоростных автомобильных дорог, поиска новых инструментов финансирования транспортных инфраструктурных объектов (например, инфраструктурных облигаций), формирования единой (федеральной, региональной и муниципальной) дорожной сети для повышения эффективности работы транспортной системы, разработки методов оценки экономических эффектов от строительства взаимоувязанной сети скоростных автомобильных дорог на развитие соответствующих отраслевых и региональных рынков, комплексного развития территорий через реализацию промышленных и туристических проектов как результат строительства скоростных автомобильных дорог, формирования системы скоростных дорог для повышения инвестиционного потенциала регионов, улучшения системы транспортно-логистической инфраструктуры, повышения экономической эффективности грузоперевозок и развития мультимодальных логистических технологий, перспектив и тенденций для складского рынка от развития прилегающих территорий скоростных автомобильных дорог. Часть актуальных тем получила дополнительное развитие на круглом столе «Реформирование финансовой модели работы пассажирского транспорта: практические аспекты внедрения «брутто-контрактации»», организованном Национальной транспортной ассоциацией, на котором обсуждались вопросы стратегического подхода к брутто-контрактации, ключевые аспекты при подготовке комплексной реформы общественного транспорта, подготовки и запуска реформы пассажирского транспорта с организацией работы перевозчика в ходе транспортной реформы (на примере г. Новокузнецка), реформирования системы пассажирского транспорта в г. Астрахани (оценка направлений, задач и перспектив их реализации), особенности работы перевозчика в модели «брутто-контрактов» с выбором эффективного инструментария контроля исполнения контрактов со стороны заказчика, модернизации промышленной и транспортной инфраструктуры, диверсификации в сфере энергетики, применения квантовых технологий и квантовых вычислений.

Отраслевая конференция (ОК) «Автономное судовождение», организованная Росморречфлотом, была посвящена технологиям автономного судовождения, законодательному регулированию автономного судовождения, гармонизации законодательной базы с устранением правовых пробелов и внутренних и внешних противоречий в текстах нормативно-правовых документов (НПД), обеспечению безопасности мореплавания при автономном судовождении, изменению паспорта специальности судового водителя, применению автономного судовождения в коммерческом судоходстве. Другая ОК «Дальневосточная компания. Первые шаги и перспективы развития», проведенная Росавиацией, затрагивала проблематику оценки эффективности мер поддержки Единой дальневосточной авиаикомпании, перспективы финансирования субсидируемых маршрутов на период 2022-2024 годы, обновления и увеличения флота дальневосточной компании с развитием сети предприятий по техническом обслуживанию воздушных судов в регионе (включая послепродажное обслуживание новых воздушных судов), изменение в сфере нормативно-правового регулирования (Федеральные авиационные правила «Требования к летной годности гражданских воздушных судов»), особенности субсидирования региональных и местных воздушных авиаперевозок из региональных бюджетов, повышения мобильности населения и обеспечения транспортной доступности, подготовки инженерно-технического состава в сфере поддержания летной годности воздушных судов, использования квантовых коммуникаций, модернизации транспортной и промышленной инфраструктуры России, диверсификации при поставках энергоресурсов.

Центром экономики инфраструктуры на XV Международном форуме и выставке «Транспортная неделя» были представлены результаты научного исследования «Настоящее и будущее гражданских беспилотных авиационных систем», посвященное актуальному состоянию, перспективам развития и преимуществам применения беспилотных авиационных систем (БАС) в РФ. В частности, были выявлены ключевые аспекты, сдерживающие развитие отрасли БАС, уточнены перспективы развития БАС и идентифицированы наиболее важные преимущества применения БАС. В ходе проведенного анализа инициатив органов законодательной и исполнительной власти РФ в сфере БАС скорректирован прогноз полноценного внедрения БАС в Единое воздушное пространство для реализации экономически обоснованной операционной деятельности с учетом, в т.ч., мультиэнергодиверсификации и применения квантовых технологий и квантовых коммуникаций в отрасли для повышения эффективности реализации инвестиционных проектов.

На расширенном заседании Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры с участием сенатором Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике рассматривалась, в частности, проблематика применения мультиэнергодиверсификационных подходов для повышения эффективности функционирования различных отраслей промышленности и применения квантовых технологий и квантовых коммуникаций в РФ. Часть вопросов обсуждалась на отраслевой конференции «Транспортная безопасность железных дорог и метрополитенов: основные итоги и перспективные направления развития», организованной РЖД, в т.ч., наиболее значимые результаты работы подразделений транспортной безопасности на железнодорожном транспорта и метрополитене, перспективы развития системы аттестации на железнодорожном транспорте и метрополитене с вовлечением подведомственных РЖД вузов и РС ФЖТ в процедуру аттестации по модели «2 диплома», особенности научно-технического сопровождения системы обеспечения транспортной безопасности на железно-дорожном транспорте и метрополитене.

ГК «Михайлов и Партнеры» и Глобальная климатическая инициатива Всемирного экономического форума провели Панельную дискуссию «Зеленая повестка транспортной отрасли» с обсуждением проблем трансформации российской транспортной отрасли в условиях перехода к низкоуглеродной экономике, выбором мер стимулирования развития экологически чистого транспорта, практики и перспектив реализации механизмов зеленого финансирования в транспортной отрасли с учетом отраслевой мультиэнергодиверсификации и применения квантовых технологий и квантовых коммуникаций в различных сферах. Об инновационных трендах для научного сопровождения развития транспорта повествовалось на специализированной конференции, организованной Российской академией транспорта. Рассматривались технологические риски и инновационные тренды развития транспортного сектора России, новые технологические прорывы в транспортной сфере, приоритеты выполнения инновационных трендов и риски выполнения Транспортной стратегии, цели устойчивого развития транспортной системы, инновационный потенциал роста транспортной науки и трансформация ее организационного дизайна, модернизация кооперационных платформ взаимодействия науки и бизнеса, системы рейтингов в транспортном образовании, этапы формирования инфраструктуры традиционных вузов, социальные лифты для развития потенциала отраслевой науки, инновационные методы проведения научных исследований, расширение сферы применения математического моделирования, оптимизации научных исследований, внедрения системы искусственного интеллекта в транспортную отрасль и повышения эффективности функционирования hardware и software для современных беспилотных транспортных систем. Выездная сессия Красноярского экономического форума «Транспортный каркас Сибири. Итоги года и новые вызовы сфокусировали внимание участников и гостей XV Международного форума и выставки «Транспортная неделя» на событиях 2020-2021 годов с позиций развития транспортной стратегии регионов Сибири, анализа ситуации и методов решения при формировании эффективного маршрута международного транспортного коридора «Восток-Запад», развития связанной транспортной инфраструктуры региона как ключевого элемента создания надежного транспортного каркаса и его роли для повышения эффективности функционирования экономики отраслей и регионов, сохранения приверженности актуальным экологическим трендам в условиях растущей значимости транспортно-логистического комплекса Сибири, формирования городских агломераций для стимулирования развития транспортной системы Сибири.

Круглый стол «Общественный пассажирский транспорт: интеллектуальная трансформация, организационная реформа», организованный ФАУ «РОСДОРНИИ», был посвящен проблематике успешного реформирования работы пассажирского транспорта агломераций (мониторинг движения грузопассажиропотоков, контроль работы перевозчика, диспетчеризация, управление системами безналичной оплаты проезда и т.д.), развития интеллектуальных транспортных систем (ИТС), оптимизации маршрутных сетей общественного городского пассажирского транспорта с применением средств математического моделирования, реформирования организационной и экономической модели общественного городского пассажирского транспорта (включая переход на «брутто-контрактацию» перевозчиков), успешного внедрения ИТС в регионах с участием проектных организаций и компаний-перевозчиков, реформированию систем общественного транспорта на основе рациональной маршрутной сети и систем ценообразования для оплаты выполненных работ (например, «брутто-контрактации») на базе инструментов и подсистем ИТС, принципов мультиэнергодиверсификации с внедрением квантовых технологий и квантовых коммуникаций. Тематика получила развитие в рамках отраслевой конференции «Транспортная безопасность. Коммуникации в новом формате», организованной и проведенной Департаментом транспортной безопасности Министерства транспорта Российской Федерации. Были подведены предварительные итоги за 2021 год в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, оценены результаты работы в сфере корректировки обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности с учетом выполнения поручений Правительства Российской Федерации, намечены горизонты планирования на 2022 год и последующую перспективу для ключевых мероприятий по вопросам практической реализации отраслевого законодательства на всех видах транспорта.

Отраслевая конференция «Цифровые технологии в организации автоперевозок пассажиров и грузов. Нововведения законодательной системы при автоперевозках», организованная ФБУ «Росавтотранс», затрагивала проблематику цифровизации деятельности автомобильного и городского наземного пассажирского электрического транспорта, роли системной цифровой трансформации автомобильной отрасли в повышении эффективности функционирования промышленности и экономики РФ, осуществления мероприятий по реализации пилотного проекта по внедрению тахографов нового поколения с функцией приема и передачи сигналов GSM/GPRS и технических устройств систем мониторинга состояния водителей, разработки автоматизированной системы АС 220-ФЗ для формирования интеллектуального сервиса организации транспортной сети межрегиональных и международных перевозок, несовершенства законодательной базы, устранения правовых пробелов и внутренних и внешних противоречий в текстах НПД, нововведений в законодательстве по перевозке скоропортящихся продуктов автомобильным транспортом, мультиэнергодиверсификации и роли квантовых технологий и квантовых коммуникаций в развитии экономики и промышленности России. На отраслевой конференции ««Умный» государственный контроль (надзор). Фокус на устранение рисков», проведенной Ространснадзором, обсуждались планы по проведению контрольных (надзорных) мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2022 год и программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год. На итоговой пленарной дискуссии были рассмотрены приоритетные направления развития отрасли и намечены меры их поддержки со стороны органов законодательной и исполнительной власти с участием основных отраслевых ассоциаций, академических институтов и профессиональных объединений.

В работе XV Международного форума и выставки «Транспортная неделя» приняли участие первый заместитель Председателя Правительства РФ А.Р.Белоусов, заместитель Председателя Правительства РФ М.Ш.Хуснуллин, заместитель Председателя Правительства РФ Д.Н.Чернышенко, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» О.В.Белозеров, президент – председатель правления Банка ВТБ (ПАО) А.Л.Костин, Министр транспорта РФ В.Г.Савельев, а также руководители ряда Субъектов Федерации РФ и крупных энергетических и транспортных компаний, представители руководства академических институтов, ведущих вузов и промышленных предприятий и организаций.

(jpg, 79 Kб)

В рамках XV Международного форума и выставки «Транспортная неделя» Министерством транспорта РФ, РОСДОРНИИ и UNECE в Аналитическом центре при Правительстве РФ была проведена двухдневная Международная конференция по повышению осведомленности о потребностях в адаптации транспортных систем к изменению климата «Оценка последствия воздействий изменения климата: внедрение новых технологий и материалов для обеспечения нормативного состояния автомобильных дорог при адаптации транспортной инфраструктуры к его изменениям» с участием представителей российских и зарубежных научных предприятий и промышленных организаций, академических институтов (РАН) и вузов. Были представлены доклады по смягчению последствий изменения климата и адаптации с учетом наблюдаемых изменений и прогнозируемых тенденций, наблюдаемым изменениям и прогнозируемым тенденциям в РФ, рискам изменения климата в процессах планирования и эксплуатации транспорта, климатических изменений и проблем эксплуатации автомобилей в условиях региона Центральной Азии, оценке климатических рисков на объектах транспортной инфраструктуры, влиянию глобального потепления на асфальтовое покрытия, устойчивости и адаптации транспортной инфраструктуры к изменению климата, методов оценки будущих последствий изменения климата, анализу критичности на основе индикаторов, изучения климатического воздействия на регион ЕЭК ООН, погодно-климатическим факторам в обеспечении функциональной и экологической безопасности наземного транспорта, анализу климатических рисков для сети автомобильных дорог ГК «Автодор», социально-экономической оценке последствий изменения климата с учетом климатических особенностей РФ, минимизации рисков от негативных социально-экономических последствий для автомобильных дорог и железно-дорожных магистралей, формированию технологической платформы по регулярному обмену опытом о работе по адаптации транспорта к изменению климата, структурирования адаптационных мер и цифровой инфраструктуры, актуальным направлениям международного научно-технического сотрудничества в сфере устойчивого развития евроазиатских транспортных коридоров, акселерации инвестирования в транспортную инфраструктуру, последствиям изменения климата для сухопутного транспорта на территории РФ, учете региональных природно-климатических условий при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, устойчивости транспортной и энергетической отраслей и управлении активами предприятий, метеозащите транспортной инфраструктуры от катастрофических паводков, снижению климатического воздействия транспорта, повышению потенциала при транспортном планировании. Часть выступлений затрагивала проблематику влияния антропогенных выбросов на изменение климата и развитие транспортного коридора Европа-Азия, учета изменения климата для достижения нормативного состояния автомобильных дорог, повышения устойчивости транспортной инфраструктуры, внедрения оперативных технологий метеообеспечения и численного прогноза погоды, прогнозирования экстремальных атмосферных явлений, влияния климатических изменений на сферу перевозок на территории Республики Армения, предупреждения наводнений и разрушений транспортной инфраструктуры в Западной Европе, устойчивости к экстремальным климатическим явлениям транспортной системы, отказоустойчивости транспорта к экстремальным погодным явлениям, повышения устойчивости транспортной инфраструктуры и ее адаптации к изменениям климата, строительству сооружений при вечной мерзлоте, адаптации объектов транспортной инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям в районах вечной мерзлоты, проектирования дорожных и аэродромных покрытий из местных грунтов и материалов с минеральными модифицированными вяжущими веществами для применения в условиях климата арктического региона Сибири и Дальнего Востока. С научным сообщением по вопросам применения ИТС, ключевым направлениям мультиэнергодиверсификации и использования в ИТС методов компьютерной стеганографии выступил автор публикации.

Выводы и рекомендации:

Для разработки Единой системы стандартов транспортных систем для гармонизации стандартизационных комплексов, в частности, для стран ЕАЭС, ЕС и Юго-Восточной Азии необходима разработка методологии устранения законодательных недоработок. Ликвидация правовых пробелов и внутренних и внешних противоречий в текстах нормативно-правовых документов (НПД) позволит повысить эффективность функционирования транспортных систем различных типов и всех элементов транспортной инфраструктуры, минимизировать риски их эксплуатации на продолжительном временном интервале и повысить безопасность грузопассажирских перевозок федерального, регионального и муниципального уровня.

Целесообразно проведение Международной конференции по повышению осведомленности о потребностях в адаптации транспортных систем к изменению климата в рамках XVI Международного форума и выставки «Транспортная неделя» в 2022 году. Необходимо расширение тематики конференции не только на оценку последствий климатических изменений, внедрение новых технологий и материалов для обеспечения нормативного состояния автомобильных дорог при адаптации транспортной инфраструктуры к его изменениям, но и на подготовку научных кадров, разработку новых образовательных программ и взаимодействие академических институтов, промышленных предприятий и ведущих вузов РФ.

Одной из причин снижения темпов развития беспилотного грузового и пассажирского транспорта в России, по мнению многих экспертов, является не только недостаточно высокий уровень автоматизации промышленных производств и несовершенство законодательной базы, но и невысокий уровень оплаты труда водителей. Система ценообразования в транспортной сфере по многим показателям уже не соответствует аналогичным зарубежным системам. Внедрение в США и странах ЕС и Юго-Восточной Азии, в т.ч. ключевых принципов мультиэнергодиверсификации, квантовых технологий и квантовых вычислений позволило сформировать новые направления развития квантовой экономики (квантономики). Например, при уровне оплаты труда водителей-дальнобойщиков (120-130 т.р./мес.) инвестору менее выгодно внедрять дорогие беспилотные системы в РФ, чем в странах ЕС, где годовая зарплата составляет 50-60 т.евро. В ряде других отраслей экономики России – аналогичная ситуация…

 

 



Подразделы

Объявления

©РАН 2024