Узловые узы

26.10.2007

Источник: Поиск, Светлана Крымова

Нанотехнологии не вписываются в вертикаль

“Цели наши ясны, задачи определены, за работу, товарищи!” - этот лозунг прежних лет как нельзя кстати подходит к стартовавшему мегапроекту по развитию наноиндустрии в стране. Строительство нанотехнологической сети уже началось, у ННС есть “ученая голова” - Курчатовский институт, есть точки роста, есть структуры, которые будут коммерциализировать научные разработки. Есть и проблемы, о которых мы попросили рассказать первого заместителя директора Курчатовского института по научной работе Олега Нарайкина.

- Олег Степанович, обычно, прежде чем говорить о чем-то и тем более делать, договариваются о терминологии, но на сегодня не всегда есть согласие по тем или иным терминам в области нано. Почему нет глоссария - словаря по нанотехнологиям?

- Это касается не только нано, вообще понятие “технологии” трактуется по-разному. В русском языке технология - это работа с объектом: отрезая, расплавляя, охлаждая, через цепочку превращений вы приходите от заготовки материала к изделию. А в других языках, в частности в английском, это более широкое понятие, вся совокупность знаний, умений, включая и науку...

Да, на сегодня нет установившегося, ставшего каноническим словаря в области нанотехнологии. Не думаю, что он есть в других странах. Но попытки упорядочить лингвистическую сферу существуют, и в конечном счете они приведут к появлению некоего ядра. Появятся и словари по нано.

- А как бы вы сами сформулировали, что такое нанотехнологии, наноиндустрия?

- На мой взгляд, нанотехнологии (далее - ННТ) - новая технологическая культура. Все ее компоненты объединяет то, что она базируется на способности человека манипулировать материей на уровне атомов и молекул. Но это определение ННТ показывает, что сфера очень широка, она в становлении, многие ее элементы пока четко не определены.

А вот слово “наноиндустрия” употреблено очень точно и имеет вполне понятный смысл в “Стратегии развития наноиндустрии в Российской Федерации”, инициированной президентом. Наноиндустрия - это масштабное промышленное производство продуктов, изготовленных с помощью нанотехнологий. В этом же смысле термин культивируется и за рубежом.

Вообще, отсутствие глоссария для специалистов не помеха, мы всегда можем договориться о терминах, если необходимо, в процессе работы можем тут же сформировать определенную терминологию, специальный жаргон.

Но в чем действительно есть проблема, так это в создании современного научно-технического словаря, как толкового - на родном языке, так и для перевода. Очень актуальная проблема - создание научно-популярного словаря. Нано уже входит в повседневную жизнь, и надо, чтобы общественность имела возможность узнать побольше об этой сфере знаний. Задача по созданию такого популярного словаря пока не стоит, но мы, как головная организация, должны обратить внимание на эту проблему.

- Любознательному налогоплательщику, наверное, уже сейчас хотелось бы узнать побольше о национальной программе по нано, о нанотехнологической сети.

- Для этого достаточно взять документ, который называется Президентская инициатива “Стратегия развития наноиндустрии в Российской Федерации”...

- Простите, но там общие слова...

- Любое дело должно начинаться именно с того, что называется общими словами. Пока не сформулированы общие, национальные цели, как можно говорить о конкретных вещах? Если я не знаю, куда мне идти, то мне все равно, по какой дороге идти и что надеть на ноги...

В Стратегической инициативе записано, что национальной целью является формирование новой нанотехнологической базы инновационной экономики в России и на этой основе - повышение качества и уровня жизни народа страны. Яснее ясного - для чего и куда идем. Задачи структурированы, они будут решаться в три этапа.

Первый - поддержка уже существующей продукции нанотехнологий и насыщение ею рынка. Уже, сейчас! Второй - разработка новых видов продукции, формирование новых сегментов рынка и их запуск. Третий условно можно назвать запуском будущего - опережающее развитие принципиально новых направлений ННТ и формирование новой технологической базы инновационной экономики.

И если стратегическая инициатива президента - главный политический документ, то главный исполнительный - это “Программа координации деятельности в сфере нанотехнологий и наноматериалов в РФ”. В ней записано, как должна быть структурирована эта деятельность, каким образом достигать целей, которые поставил президент. В стране должна быть создана Национальная нанотехнологическая сеть, она включает в себя головную организацию...

- По поводу головной организации раздаются опасения, что заберете себе большую часть выделенных бюджетных средств...

- Тем, кто опасается, советую внимательно прочитать документы - там четко написано, что Курчатовский институт - головная научная организация, и функция у нее - только научная, я бы сказал, научно-методическая. Координация исследований, образовательной деятельности в этой сфере и никакого отношения к распределению денег!

Предполагаю, откуда страхи, что “головник заберет все деньги”. Привычная традиционная схема - это вертикальная структура, в которой была головная организация, а “под” ней - организации-соисполнители. Головная получала деньги и распределяла среди соисполнителей в зависимости от их роли.

Но здесь-то - сетевая структура! Есть головная научная организация сети, есть узлы сети - это наиболее продвинутые отраслевые и региональные организации, которые занимаются исследованиями, разработками в сфере нанотехнологий. Следующая система узлов - научные и образовательные центры, которые формируются на базе ведущих вузов, прежде всего - инновационных университетов, обеспечивающих кадровую составляющую всей структуры.

Следующие элементы сети - так называемые центры трансфера технологий, они призваны строить мост между исследованиями и разработками и той самой индустрией, о которой мы говорим. Это наиболее сложная проблема, потому что мы, хорошие ученые, неплохо придумываем, но, как только дело доходит до коммерциализации разработок, чтобы не в час по чайной ложке, а широким фронтом перевести разработки в промышленную стадию, тут начинаются проблемы. И дело не в том, что мы по ментальности такие. Просто много проблем, начиная от сферы законодательства, ну и кончая, может быть, действительно нашей ментальностью.

В состав ННС входит еще Российская корпорация нанотехнологий. Но это опять же не корпорация в обычном понимании, когда под крышей собираются 150 заводов, где дымят трубы, стучат кузнечные молоты. На самом деле - это организационно-финансовый механизм, который позволяет оперативно пройти путь от идеи, разработки до конечного продукта, до рынка.

И очень хорошо, что разделены функции научного координатора и организационно-финансовые. Представьте, если бы головная организация объединяла в себе функции научные, организационные и финансовые - это же монстр, суперведомство, которое должно было бы объединить в себе функции и академии, и Минфина, и МЭРТ, и еще невесть чего!

Сетевой вариант еще тем хорош, что ННС - это не застывшая структура, когда есть “головник” и, условно, 12 базовых организаций, а дальше - все отойдите, не мешайте, мы тут будем заниматься нашими делами. Эта структура открытая, развивающаяся: сегодня у нас, к примеру, 15 узлов, а через пять лет будет, может быть, 25. Сеть будет расти и корректироваться.

Большую роль в создании наносети играет Федеральная целевая программа “Развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации на 2008-2010 годы”. Она носит базовый характер и предусматривает вложение серьезных денег в достаточно короткое время - в течение трех лет - в ускоренное создание инфраструктурной базы. Мы находимся в неплохом положении на старте нанотехнологического прорыва, но хороший старт не гарантирует победу на финише, если мы не обеспечим развитие всех компонентов инфраструктуры. Но у нас, к сожалению, стоит услышать “инфраструктура” - все начинают говорить: дайте нам станки, микроскопы, приборы... А ведь здесь важнее другое - впервые ставится задача системного развития всех компонентов инфраструктуры, то есть исследовательско-технологической базы, кадровой составляющей, социальной инфраструктуры вплоть до строительства жилья.

- ???

- А без этого не будет ни-че-го! Просто заполнить лаборатории шикарным оборудованием? Этим, конечно, не обойтись. На оборудовании должны работать высококвалифицированные и очень заинтересованные люди! Для них надо создать определенную социальную среду, обеспечить неплохую зарплату. Кстати, те, кто активен, могут уже сейчас неплохо зарабатывать, но пока не снят жилищный вопрос. А если еще и жильем обеспечить - разговор будет совсем другим.

Далее, нужна организационно-экономическая инфраструктура, то есть нужно вырабатывать механизмы трансфера научных разработок в производство. В рамках существующих правил это делать сложно и долго. Надо искать механизм, как ускорить прохождение по этой цепочке. Но искать можно разными путями. Даже если знающие люди подойдут к этому делу лишь умозрительно, после выхода закона обнаружится множество недочетов. А обойти его уже нельзя. Сколько таких неработающих законов...

Выход - сначала пилотный проект, на котором будет отработана вся эта механика. Пусть и шишки набьем. Только после этого можно запускать проект на всю страну - корректировать действующее законодательство, разрабатывать новые законы. Вот для этого начинается пилотный проект на базе Курчатовского института - здесь будет национальный исследовательский центр, который, как мы считаем, должен иметь некое особое правовое положение. Такое, чтобы всю инновационную цепочку - от идеи до рынка - проходить быстро. Пилотный проект имеет как бы двоякую цель: с одной стороны, это решение уже сейчас конкретных задач - проведение исследований, разработок, внедрение их в промышленность, с другой - выработка правильных механизмов действий в этой сфере для всей страны.

Наиважнейшая, актуальнейшая проблема нанопрограммы - разработка стандартов. У нас будет создана система метрологического обеспечения, система стандартов в области нано: материалов, структур. Они станут защитой нашего рынка и вместе с тем будут гармонизированы с международными стандартами. Вы можете производить лучшие в мире товары, но если не будет системы стандартов, то вам просто скажут, что они не соответствуют международным требованиям и поэтому не допускаются на рынок.

Еще одной составляющей наносети станет информационно-коммуникационное обеспечение всех ее элементов. Например, широкое применение математического моделирования позволяет на порядки сократить объем экспериментальных работ, которые очень дороги, ресурсоемки и требуют длительного времени на выполнение. С другой стороны, оно само требует колоссальных вычислительных ресурсов - таких, что возможностей одной страны становится недостаточно. Поэтому сейчас формируется глобальная распределенная вычислительная система, и к ней надо подключиться. Уникальных установок в мире немного, и важно иметь возможность проводить на них эксперименты в режиме удаленного доступа, что называется, сидя дома, не перемещаясь по земному шару.

Такую возможность обеспечивает современная коммуникационная система, и, кстати, Курчатовский институт является одним из узлов глобальной системы GRID-GLORIAD, в которой участвуют США, Индия, Китай, другие страны. Она объединяет коммуникационную сеть с системой распределенных вычислений. Мы должны распространить ее по всей территории страны. Для России с ее огромными пространствами это один из элементов интеграции - такой же, как транспортные артерии, а может быть, даже и важнее их...

Главные элементы национальной нанотехнологической сети уже сформированы, исследования идут не первый год. Второй цикл реализуется федеральная программа “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России”, есть программы под эгидой других министерств и ведомств. Благодаря им мы поняли, где находимся, кто занимается ННТ (оказывается, порядка 700 организаций!). Удалось структурировать, сплотить это сообщество, увязать локальные цели с национальными. Мы поняли, что исследования по нано в стране находятся на хорошем мировом уровне, но теперь задача - выйти на адекватный уровень производства, занять достойное место на рынке нанопродукции.

Важно и то, что создан правительственный совет по ННТ. При нем три рабочие группы. Одна занимается вопросами стратегического планирования, вторая - рыночно-экономическая, в ее ведении - проблемы формирования рынка, третья ведает вопросами нормативно-правового характера. Научное сообщество в рамках нанотехнологической сети вырабатывает свое видение приоритетов, через рабочие группы выходит в совет. Если после обсуждения принято решение, то путь этого документа становится короче, поскольку первый вице-премьер правительства является и председателем совета.

Вообще, поскольку ННТ - это принципиально новая технологическая культура, то она требует новых подходов ко всему - к организации дела, финансированию, научной деятельности. Посмотрите на нынешнюю структуру организации и финансирования науки, промышленности - все отраслевое. А у нас стоит задача построить межотраслевую, даже надотраслевую систему, чтобы ресурсы в первую очередь шли на межотраслевые исследования, разработки и соответствующую продукцию.

- Как воспринимают эти идеи люди бизнеса, ведь им предстоит выходить на рынок с нанопродукцией?

- Бизнес воспринимает идеи несколько иначе, чем научное сообщество, он устроен проще, любит конкретику. Ему надо показать, что есть рынок, есть спрос, что вложенные средства можно возвратить через определенный срок, умножив в два-три раза. Когда он это увидит - тогда будет готов к сотрудничеству. Но система должна быть такой, чтобы она способствовала быстрой трансляции идей на рынок.

Если сейчас высокотехнологичной считается продукция, в которой доля НИОКР составляет 15%, то доля интеллектуальной части в стоимости нанопродукции составляет не менее 60-70%. В этом отношении, я думаю, нанореволюция дает России уникальный исторический шанс, поскольку мы - креативный народ, нам не надо пытаться догонять кого-то в копировании, мы хорошо придумываем, а в новой ситуации это приобретает решающее значение.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024