http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=11695784-9bee-4187-82ea-26a247809204&print=1
© 2024 Российская академия наук

Томские ученые попросили у Минобранауки средства для замены научного самолета, аналогов которому в стране нет

24.02.2021

Источник: TV ТОМСК, 24.02.2021



Институт оптики атмосферы имени В.Е. Зуева обратился в Министерство образования и науки с просьбой выделить средства на замену самолета-лаборатории. Как рассказал директор института Игорь Пташник, новый самолет нужен, потому что максимальный срок эксплуатации действующего уже истек.

Самолет-лаборатория ТУ-134 "Оптик" проводит исследования на всей территории России, преимущественно полеты совершаются в Сибири. Это единственное научное воздушное судно, которое работает в системе Российской академии наук, аналогов в нашей стране нет.

«Сибирь является огромным климатообразующим регионом планеты. В своих исследованиях ученые Института оптики атмосферы сотрудничают с учеными разных стран, например, Японии, Франции, Финляндии, Норвегии. Также мы сотрудничаем в этой области с некоторыми институтами РАН наук и с университетами», – рассказал Игорь Пташник.

Как подчеркнул директор Института оптики атмосферы, самолет-лаборатория имеет свои преимущества по сравнению со спутниковым, наземным или судовым зондированием. В первую очередь - это возможность дистанционных измерений, но с расстояния более близкого, чем со спутника, что делает измерения более точными. Также возможны локальные измерения на большой территории за короткий промежуток времени. «Основные исследования самолета-лаборатории, это ежегодный мониторинг газового, и аэрозольного состава атмосферы на территории Сибири, а также - некоторых характеристик подстилающего слоя поверхности воды и суши. Также ведутся измерения метеопараметров и излучения на разных высотах. Все это особенно важно в настоящее время в условиях
быстро меняющегося климата», – рассказал Игорь Пташник.

В 2020 году состоялась экспедиция самолета-лаборатории в Арктику. География полета включала шесть морей, пробы воздуха брались над морской поверхностью и над сушей. Отмечается, что это первое в истории подобное исследование.

«Также, благодаря работе самолета-лаборатории, было обнаружено резкое снижение скорости поглощения углекислого газа лесными массивами Сибири в летние периоды, начиная с 2004 года. Причина данного явления пока так и не установлена. За эти исследования коллектив самолета-лаборатории был удостоен престижной премии Российского географического общества "Хрустальный компас" в 2019 году», – рассказал Игорь Пташник.

Что касается полетов в текущем году, то, по словам директора Института оптики атмосферы, сложно что-то планировать, пока не решен вопрос с финансированием.

Замена самолета-лаборатории, по предварительным подсчетам, обойдется примерно в 6 млрд рублей. Это с учетом изготовления, закупки и размещения на борту необходимого научного оборудования.

«Деньги немалые, но, например, в прошлом году министерство выделило около 24 млрд руб на строительство трех морских научно-исследовательских судов. А самолета-лаборатории, кроме нашего, у РАН в настоящее время нет», – отметил Игорь Пташник.

По поводу замены самолета-лаборатории в Минобрнауки обращался и президент РАН Александр Сергеев.

«Александр Сергеев полностью согласен с тем, что исследовательский самолет нужен, а тем более, институту, который занимается оптикой атмосферы», – добавил Игорь Пташник.