С ПЕРЕБОРОМ. МИНОБРНАУКИ СНОВА ВЗБУДОРАЖИЛО УЧЕНЫХ

23.08.2019

Источник: Поиск, 23.08.19 Владимир ПЕТРОВ



В научной среде темой номер один в августе стал пресловутый приказ Минобрнауки «Об утверждении рекомендаций по взаимодействию с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями и приему иностранных граждан в территориальных органах и организациях, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ».

Документ, регламентирующий контакты с зарубежными учеными, датируется февралем, а разослан в институты был в июле. Внимание к нему привлек заведующий лабораторией Института проблем машиноведения РАН, член совета Общества научных работников Александр Фрадков. Ученый опубликовал в издании «Троицкий вариант» открытое обращение к министру науки и высшего образования Михаилу Котюкову, в котором изложил все, что думает по этому поводу.

А.Фрадков привел в своем письме несколько пассажей из приказа. Так, руководитель организации за пять дней до встречи с зарубежными коллегами должен уведомить министерство, указав в том числе всех российских участников встречи. При этом работники организации могут участвовать во встречах только по заранее составленному списку, а другие ученые - по согласованию с руководителями своих учреждений. Во встречах с иностранцами должны участвовать не менее двух россиян. Разрешаются встречи с зарубежными коллегами в рабочее и нерабочее время и за пределами организаций, но при условии получения разрешения от руководителя организации. Во всех случаях после встречи в министерство должен быть отправлен отчет о ней, заверенный круглой печатью.

А.Фрадков попросил министра отозвать или скорректировать документ, отметив: «Подобные нелепые и невыполнимые приказы не улучшат безопасность нашей страны, а приведут только к росту ее изоляции от развитых стран и дискредитации власти, затруднив решение задачи попадания в число самых передовых в науке, поставленной Президентом РФ».

Один в поле, как известно, не воин, но собрать войско вполне может. Это и произошло. Весть о приказе вызвала бурю негодования, к А.Фрадкову присоединились его коллеги, политики, журналисты.

В первых рядах, как всегда оказались активисты из Клуба «1 июля», которые предложили Правительству РФ немедленно отменить «возмутительный» приказ министерства и строго наказать виновных в его появлении. «Указанный документ отсылает к худшим традициям советского прошлого и противоречит духу научного творчества и самой сути современной фундаментальной науки, рождающейся совместными усилиями ученых разных стран и являющейся общим достоянием всего человечества. Мы надеемся, что лично министр Михаил Котюков понимает: подписание этого приказа без предварительной консультации с научным сообществом является непростительной ошибкой», - говорится в заявлении.

По мнению членов клуба, само возникновение такого текста «является очередной иллюстрацией неадекватности министерства как органа управления отечественной наукой и говорит о необходимости срочного восстановления единой самоуправляемой системы научных институтов под эгидой Российской академии наук».

Оперативно отреагировал и вице-президент РАН Алексей Хохлов, изложивший свое мнение на странице в Facebook: «С сожалением приходится в очередной раз обращать внимание на низкое качество документов, исходящих из Минобрнауки». По мнению академика, раздел о международном сотрудничестве в сфере науки надо очень тщательно прописать в новом законе о науке и научно-технической деятельности, который сейчас обсуждается.

Президент Российской академии наук Александр Сергеев также высказал свое мнение. «Сама эта инструкция по приему иностранных граждан в организациях, подведомственных Министерству науки и высшего образования, в общем-то, не является никакой новинкой. По ней живут наши научные организации, в которых ведутся закрытые работы, и ничего нового в этом приказе или приложении к приказу не содержится, - сказал Александр Михайлович в интервью каналу «Россия 24». - Я думаю, такую резкую реакцию вызвало то обстоятельство, что он фактически распространяется на деятельность всех подведомственных организаций».

Имея такой всеобщий охват, эти ограничения выглядят совершенно нелепо, считает А.Сергеев. «Мы, конечно, за расширение международного сотрудничества, за то, чтобы к нам ездило больше иностранных ученных, чтобы у нас было больше иностранных студентов и преподавателей. В этом смысле упомянутая инструкция выглядит как действие, которое как раз препятствует тому, о чем я говорю».

Абсолютно «необъяснимым документом» назвал приказ член Президиума РАН Александр Литвак. «Есть ощущение, что он подписан М.Котюковым без серьезного ознакомления с тем, что в нем содержится. Это возврат даже не в последние советские годы - тогда международное сотрудничество приветствовалось и развивалось - а во времена железного занавеса. Это безумные положения, полностью противоречащие задачам, поставленным национальным проектом «Наука» и поручению власти Российской академии наук - развивать научную дипломатию. Cтремление Минобрнауки контролировать каждодневную жизнь научных организаций приведет только к полному разрушению международного научного сотрудничества», - сказал «Поиску» академик.

Прозвучал и голос возглавлявшего в начале нулевых думский Комитет по образованию и науке Александра Шишлова, сегодня - уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Он попросил генпрокурора Юрия Чайку проверить резонансный приказ на соответствие законодательству. Документ противоречит Конституции и закону «О науке и государственной научно-технической политике», уверен омбудсмен.

Попутно выяснилось, что положения приказа, регламентирующие правила встреч с иностранными коллегами, вовсе не являются новостью для многих российских университетов. По мнению руководителя Французского центра Новосибирского госуниверситета Мишель Дебренн, ужесточения в российских вузах пропускного режима, касающиеся иностранцев, попросту были не замечены широкой общественностью. Уже несколько лет для того, чтобы иметь возможность принять в стенах НГУ иностранного гостя, сотрудникам нужно утвердить программу его визита не за пять дней, как говорится в злополучном приказе, а за две недели, указав при этом время, место встречи, представителей принимающей стороны и тему беседы. Соответственно, после проведения встречи нужно писать и отчет. Ни о каком «спонтанном» посещении не может быть и речи - иностранец не пройдет дальше вахты.

А с прошлого года возобновилась и приснопамятная советская практика отчетов о зарубежных командировках, в которых положено описывать все встречи и разговоры. Остается загадкой, как в таких условиях мыслится реализация проекта «Экспорт образования», предусматривающего увеличение числа иностранных студентов в российских университетах практически в два раза, или продвижение наших вузов в международных рейтингах, одним из главных условий которых является международная коллаборация.

Власть, в очередной раз породившая конфликтную ситуацию, заняла оборонительную позицию. Министр науки и высшего образования М.Котюков заявил ТАСС, что выпуск приказа не что иное, как «систематизация работы по международным проектам».

- Речь идет о том, чтобы мы могли видеть базу данных и контактов, ведь министерство - участник большого количества межправительственных соглашений. Нам нужно понимать, какие встречи в рамках этих соглашений происходят. Ни о каком ужесточении правил в этом документе речь не идет, - сказал М.Котюков.

В пресс-службе Минобрнауки сообщили, что документ носит рекомендательный характер и отражает общемировую практику.

Пришлось отвечать за министерство даже пресс-секретарю Президента РФ Дмитрию Пескову. Он, как это нередко в бывает последнее время, в вопрос особо не вникал - «документ не видел». Однако четко обозначил следующую позицию: «Российские ученые должны проявлять определенную бдительность, так как научно-промышленный шпионаж никто не отменял». В конце, правда, немного смягчил заявление: «Но это не означает, что нужно заковывать себя в какие-то правила. Наверное, конечно, это выглядит как перебор».

Спустя какое-то время выяснилось, что приказ не имеет юридической силы, так как пока не зарегистрирован в Минюсте. Это, надо сказать, вселило в ученых надежду на то, что ситуацию можно будет поправить.

Так, Общество научных работников выступило с заявлением о необходимости отмены приказа и начало сбор подписей против него. Члены ОНР обращают внимание на то, что для учета, о котором, говорят в Минобрнауки, совершенно не требуется регламентировать число человек, которые встречаются с иностранным ученым, помещения, в которых происходят встречи, требовать письменные отчеты, а тем более запрещать гостям пользоваться компьютерами, телефонами и прочими устройствами.

«Рекомендации» исходят из предположения, что любой иностранец - это потенциальный вражеский агент, а любой российский ученый, участвующий в международном сотрудничестве, - его пособник. Такие подозрения оскорбительны для нас и наших зарубежных коллег. Мы крайне обеспокоены насаждением подобной шпиономании, наносящей вред прежде всего нашей стране», - говорится в заявлении.

Если подвести промежуточный итог этой истории, то можно сказать, что выглядит она довольно загадочной. Как обычно в таких случаях, начали плодиться самые разные версии. Кто-то считает, что в Минобрнауки просто не понимали, какой резонанс вызовет появление такой абсурдной бумаги. Но вряд ли это так. Скорее, выпуск документа инициировали не в самом ведомстве, а в более компетентных в таких вопросах органах. Чем они при этом руководствовались? Возможно, почуяли тенденции наверху и решили проявить рвение, показать, что не зря едят свой хлеб. Минобрнауки же не решилось вступать с авторами в прямую конфронтацию и обнародовало приказ до отправки в Минюст, надеясь привлечь к его обсуждению научную общественность. Если так, во что хотелось бы верить, то этот расчет удался.

 



Подразделы

Объявления

©РАН 2024