ЧЕМ ДАЛЬШЕ ОТ МОСКВЫ, ТЕМ ЛУЧШЕ НАУКА

05.12.2012

Источник: ИТАР - ТАСС

Интервью с академиком, вице-президентом РАН, директором ФИАН им. Лебедева, лауреатом Государственных премий, кавалером ордена Почетного легиона Геннадием Месяцем.

"С рождения и до получения звания академика я жил и работал в Сибири, потом был переведен на Урал, создавать Уральское отделение Академии наук. Поэтому, хотя много лет живу и работаю в столице, считаю себя регионалом. В регионах – на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке - люди чаще работают лучше, на более высоком уровне. У нас даже есть такая шутка: «Чем дальше от Москвы, тем лучше наука». Конечно, это только шутка, но доля правды в ней все-таки есть", - рассказал академик, вице-президент РАН, директор ФИАН им. Лебедева, лауреат Государственных премий, кавалер ордена Почетного легиона Геннадий Месяц.

Когда мы в 1987 году объединили все академические подразделения Урала в отделение академии наук, они стали развиваться быстро именно потому, что местная власть оказывала академическим подразделениям существенную поддержку. Вот только один парадоксальный факт: все институты Уральского отделения сегодня имеют свои площади, в то время как в Москве около 15 процентов институтов до сих пор арендуют помещения.

В 1993 году, когда я возглавлял Уральское отделение Российской академии наук, мы вместе с тогдашним губернатором Эдуардом Росселем возродили в Екатеринбурге Демидовскую премию. Любопытно, но Нобелевская премия выросла из Демидовской. Дело в том, что Нобели были очень тесно связаны с Россией, с Норвегией и Швецией по своему бизнесу. В России один из братьев Нобелей добывал нефть, у него были колоссальные месторождения. Как раз в то время, когда дела Нобеля в России процветали, существовала и процветала Демидовская премия. Нобелевская премия примерно так и сложена, и существует до сих пор в том виде.

Науке в регионе, особенно если его возглавляет хороший, я бы сказал, цивилизованный губернатор, оказывают еще некую дополнительную помощь, за ней приглядывают. В регионах, как правило, очень хорошая связь между университетами и академией наук, поэтому проблемы молодых кадров в академической науке здесь не возникает. Фактически некоторые вузы и академические институты существуют как единое целое.

Почему американцы, Европа, Азия так оторвались в науке? Потому, что вкладывают огромные деньги, поддерживают идеи. Вот вам пример, как можно развивать науку. А что у нас сегодня происходит? В Академия наук огромное количество умнейших людей, умеющих и желающих работать с новейшей аппаратурой, этой аппаратуры не имеют. А научные группы, которые работают в вузах, не знающие, с какого угла подойти к этой аппаратуре, ее получили. Что за этим? Только чисто корыстные интересы чиновников. Им хочется устроить, как они говорят, конкуренцию между Академией наук и вузами. А пока устраивают, пройдет сто лет, и все окажемся сами знаете где.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024