Простой расчет

04.03.2020

Источник: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8, Рада Боженко



Молодой креативный учитель вывел формулу взаимности

«Понятно, что не все будут великими математиками, но достичь хорошего уровня изучения математики, достаточного для обучения в вузе, могут, мне кажется, все. Это вопрос желания и готовности тратить на изуче­ние предмета время и силы», – считает учитель математики гимназии №47 Екатеринбурга Герман Залетин.

Как понимать детей с полуслова

– Герман Эдуардович, вы молодёжный сленг понимаете? Все эти их «рофлить», «лол»…

– Замечу, это уже не совсем молодёжный сленг. А вообще что-то да, я понимаю, что-то приходится узнавать специально, чтобы понять, что происходит, а что-то уже не понимаю – определённый разрыв в наших поколениях уже чувствуется. Но в школьной среде общение на таком языке не поощряется, поскольку в нашем коллективе есть определённые правила, нормы, в том числе нормы русского языка.

– Трудно с современными детьми найти общий язык?

– Однозначно тут не ответить, поскольку важны сразу несколько факторов. Прежде всего, каждый ребёнок – это личность, причём личность непростая. И если мы говорим о маленьких детях (пятый-шестой класс), то с ними контакт найти проще. Если ты их взращиваешь с малых лет, то и отношения складываются лучше. Например, я сейчас классный руководитель 11-го класса, у которого веду предмет с седьмого класса, понятно, что мы с ними говорим на одном языке, они понимают меня с полуслова, с полувзгляда. И это взаимно.

А с теми, которых я взял, скажем, с восьмого класса, – тяжелее. Во-первых, уже проявляются особенности возраста, во-вторых, новый учитель – это новые требования, и ребятам непросто к ним приспособиться.

– Они вас проверяют, как это умеют делать подростки?

– Со мной такого не было, видимо, сыграла свою роль репутация. Знаете, как говорят: «Сначала ты работаешь на зачётку, потом зачётка работает на тебя». С самого начала я в гимназии работал со старшими классами, и все, кто ко мне приходит, уже знают – в этом кабинете особая атмосфера, здесь преподаёт Герман Эдуардович, которого «проверять» нельзя. Также свою роль играет специфика предмета, ребята ведь знают, что он обязательный, серьёзный, сложный.

Зачем нужна математика

– Порой старшеклассники ворчат: «Математика – это вынос мозга. Зачем она нам?»

– Начнём с того, что математика – это по сути единственный предмет, который вырабатывает строгое логическое мышление. Почему некоторым детям легче даются естественно-научные дисциплины? Если ты, условно говоря, изучая на биологии животных, не выучил тему по какому-то из видов, это никак не скажется на дальнейшем освоении материала. В математике же что-то упущенное будет нарастать как снежный ком: не будешь знать формулы сокращённого умножения – не сможешь раскладывать на множители, не сможешь раскладывать на множители – не сможешь решать уравнения, ну и так далее. Математика всегда держит в тонусе, учит системности.

Кроме того, математика часто лежит в основе профессионального обучения, поэтому в нашей гимназии начиная с восьмого класса она преподаётся на профильном (углублённом) уровне. Мы часто об этом говорим со старшеклассниками. Например, вы хотите связать свою жизнь с медициной, пожалуйста – наши учёные в институте математики и механики УрО РАН, в Уральском федеральном университете занимаются моделированием сердца. То есть составлением математической модели, которая, если по-простому, позволит прогнозировать проблемы сердца. Если ты не знаешь математики, ты не сможешь с этой моделью работать, соответственно, будущее медицины будет от тебя ускользать.

Сегодня мы должны думать уже не о завтрашнем, а о послезавтрашнем дне. Применение математики в профильном обучении безгранично. И потребность в её изучении со временем будет только возрастать. Понятно, что не все будут великими математиками, но достичь хорошего уровня изучения математики, достаточного для обучения в вузе, могут, мне кажется, все. Это вопрос желания и готовности тратить на изуче­ние предмета время и силы.

Если не сдал ЕГЭ

– Уже нагнетается атмосфера тревожности в преддверии ЕГЭ. Как вы поддерживаете ребят?

– Поскольку в этом году выпускается мой класс, где я классный руководитель, эта тема для меня актуальна. Я среди детей и родителей пропагандирую простую вещь: ЕГЭ – это всего лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти. Не надо делать на нём жёсткий акцент, не всё в этом мире сводится к баллам, полученным на ЕГЭ. Да, есть ребята, которые переживают: «А что, если мне не хватит баллов и я не смогу поступить в вуз?» Мы с ребёнком и с родителями (у нас есть такой формат «Развивающая беседа») начинаем обсуждать… Хорошо, допустим, некоторый человек N не набирает баллы на бюджет. И что? Он ведь не остаётся у разбитого корыта. Что он может сделать? Ребёнок начинает рассуждать: он может пойти работать, даже в сфере своих интересов. И понять, а то ли это, что я действительно хочу. Он может параллельно с работой готовиться к тем экзаменам, которые ему действительно необходимы, проанализировать не совсем удачный опыт, понять, что он сделал неправильно и что нужно сделать, чтобы не повторить ошибки. Иными словами, он может поработать над своими зонами роста и потом успешно поступить туда, куда хотел.

– Иными словами, вы обсуждаете «план В»?

– И план С, и план D. Таких планов может быть бесконечно много. И когда ребёнок это понимает, уровень тревожности у него снижается. В нашей гимназии принято доброжелательное отношение к ребёнку без лишних нагнетаний страстей. Конечно, ребята нервничают, но мы – педагоги – стараемся сгладить ситуацию, понизить уровень тревожности. И родителям мы рекомендуем не ставить цели – «ты должен поступить туда-то», они должны поддержать ребёнка, сказать ему, что в любом случае он может рассчитывать на поддержку и что любой результат (пусть даже не очень высокий) можно перевести в позитивное русло.

Секрет – в удовольствии

– Герман Эдуардович, мне вас рекомендовали как креативного педагога. В чём ваша креативность?

– Сложно рассказывать про себя в этом ключе… Но подозреваю, речь идёт о том, что помимо традиционной системы уроков в старшей школе и лекционно-практических семинаров в профильных классах есть иные технологии и приёмы работы, которые мы с ребятами практикуем. Например, это применение IT-технологий. У нас есть замечательная тестовая система. Как она работала раньше? Есть тест, ребёнок его пишет, а учитель потом долго и муторно проверяет. А сегодня у ребят есть карточки, я беру телефон, и у меня за несколько секунд есть все ответы. Это более оптимальная форма организации процесса.

Кроме того, мы работаем группами – это так называемые сингапурские практики, когда между ребятами распределяются определённые роли и каждый выполняет свою задачу. Не так давно мы с малышами, например, выполняли проект по теме «Масштаб» – они разрабатывали макет определённой достопримечательности, а потом защищали свой проект. Это прекрасная возможность получить навыки взаимодействия, навыки работы в команде.

– Когда молодой человек идёт работать в школу, это вызывает уважение и удивление. Как вы пришли в педагогику?

– Мне всегда это было интересно, и я знал, что уж начну я точно с преподавания в школе. Помню, когда я учился в восьмом классе, у нас заболела учительница математики, и я на полном серьёзе в течение недели вёл со второй смены геометрию в седьмых классах. И мне это так понравилось! Это были именно уроки, и что самое интересное, ребята сидели и слушали меня. А потом, когда учительница вышла и провела проверочную работу, выяснилось, что все усвоили тему. Тогда она мне сказала, что стоит присмотреться к сфере образования. Я решил стать учителем – это было первично, а потом уже пришёл предмет. С тех пор я ни разу не пожалел о своём выборе, работа приносит мне удовольствие.

 



Подразделы

Объявления

©РАН 2024