В ПОГОНЮ ЗА ЧАСТИЦЕЙ БОГА

04.04.2007

Источник: Российская газета, Андрей Меркулов

Физики намерены поймать ее за восемь миллиардов долларов

Какие крупные открытия обещают ученые в самое ближайшее время? Почему общество стало скептически относиться к науке? Что же произошло почти сто лет назад в районе Тунгуски? Об этом пишут научно-популярные журналы марта

"Что нового в науке и технике"

Журнал по заведенной уже традиции дает прогноз наиболее значимых, по его мнению, открытий, которые можно ожидать в этом году. Вне конкуренции, конечно, старт невиданного еще в истории науки эксперимента стоимостью восемь миллиардов долларов. В Церне начнет работать Большой адронный коллайдер (ускоритель протонов), расположенный в туннеле под Женевой. Он должен подтвердить или опровергнуть множество теорий о происхождении Вселенной

БАК воспроизведет на Земле экстремальные условия, которых Вселенная не знала со времен породившего ее Большого Взрыва. Также ученые рассчитывают, что при столкновении летящих со скоростями, близкими световой, протонов среди осколков появится давно предсказанная теоретиками частица Бога. Так физики называют бозон Хиггса, благодаря которому все материальное в нашем мире имеет массу

Еще одна из глобальных проблем, ожидающих своего решения, - "темная материя". Эта загадочная субстанция, которой никто не видел, но из которой, как утверждают ученые, на 80 процентов состоит вещество Вселенной. Надеются они пролить свет и на тайну знаменитых "черных дыр"

Помимо эксперимента в Церне журнал выделяет около 30 наиболее значимых разработок будущего года. Это, к примеру, создание вакцин против пагубных пристрастий человека - курения, наркомании, алкоголизма

Ученые уже получили вакцину против курения, сейчас проводят испытания препаратов, направленных на борьбу с алкогольной зависимостью. В планах - создание универсального средства, эффективного против любых вредных пристрастий. И это не фантазии. Дело в том, что ученые сделали принципиально важное открытие: в развитии любых болезненных зависимостей участвуют одни и те же зоны мозга, одни и те же группы генов. А значит, и методы борьбы могут быть широкого действия

Конечно, среди научных лидеров будут и "стволовые клетки", которые в последнее время переживают настоящий бум. Они обещают лечение практически любых болезней, в том числе даже онкологических. Их применение в медицине уже началось, хотя и в очень ограниченных масштабах. Ведь пока используются стволовые клетки эмбрионов, что вызывает протест руководителей подавляющего числа стран

Но ученые, кажется, нашли выход. Скажем, в Киотском университете проведен удивительный эксперимент. Эмбриональные клетки получены из кожи хвостов взрослых мышей. Говоря попросту, манипулируя генами, ученым удалось повернуть развитие клеток вспять, вернуть их к самой ранней молодости. Переломный момент в биологии и медицине наступит, когда результаты исследований генетиков из Киото будут подтверждены на людях

Несомненно, всех читателей заинтересует уже объявленная США лунная программа. Журнал подробно рассказывает обо всех ее этапах, проблемах, которые еще предстоит решить, и главное - целях. Это прежде всего доставка на землю гелия-3, который должен решить все энергетические проблемы человечества

По оценкам, программа обойдется в астрономическую сумму - 120 млрд. долл. Но американцы, давно набившие руку в рекламировании самых фантастических проектов, настойчиво заявляют, что игра стоит свеч, что все затраты окупятся. Расчеты якобы показывают, что доставка гелия обойдется в 10 раз дешевле, чем стоимость атомных станций. Интересно было бы посмотреть расчеты оппонентов..

"Знание - сила"

Знание - слабость! Фактически под такой шапкой опубликовано несколько статей номера. Чтобы решиться обсуждать столь скользкую тему, нужна смелость. Авторы, а это профессора из Москвы и Ростова, ставят науке такой диагноз: сегодня она нужна только тем, кто в ней работает. Парадоксально, но, пытаясь усовершенствовать мир, дав человечеству множество технических новинок, по сути преобразовав мир, наука одновременно разрушала традиционную веру в прогресс. Дело в том, что проблемы, возникающие перед человечеством, растут как снежный ком, намного быстрее, чем ученые находят способы их решать. Поэтому на смену почти беспредельного поклонения науке приходит разочарование

С другой стороны, становится очевидно, что наука развивается слишком быстро, не успевая воспользоваться многими собственными достижениями. Кроме того, из-за перепроизводства знаний общество перестает воспринимать обрушивающийся на него поток научной информации. А по сути отторгает науку

Наконец, еще на один аспект проблемы обращает внимание журнал. Когда-то на вопрос, какой толк обществу от вашего открытия закона электромагнитной индукции, Фарадей ответил: "Через сто лет мое открытие вы обложите налогами". Сейчас выясняется, что великий физик, сам того не желая, вывел правило 100 лет. Как показывает история великих открытий, именно столько времени проходит, пока человечество научится широко ими пользоваться, пополнять бюджеты налогами с научных прорывов. Какое общество согласится вкладывать деньги в столь отдаленное будущее?

Авторы статей не боятся ставить такие острые и очень спорные вопросы. Только открыто обсуждая их, наука сможет преодолеть любые кризисы

"В мире науки"

Ученые существенно продвинулись к разгадке Тунгусского феномена. Такой вывод можно сделать из статьи трех очень серьезных ученых из МГУ и Института динамики геосфер РАН. Прежде всего они рассматривают основные на сегодняшний день гипотезы и показывают их главные недостатки. А затем подробно останавливаются на версии, которая получена с помощью моделирования на супермощных компьютерах

Итак, событие в районе Тунгуски - это не ядерный взрыв, не инопланетный корабль, не шаровая молния, не феномен, порожденный процессами в недрах Земли, не столкновение с антивеществом, не так называемое "рыхлое тело"... По мнению ученых, в атмосферу Земли попало космическое тело, которое полностью испарилось, поэтому его фрагменты до сих пор не найдены. Огромный огненный шар, который видели очевидцы события, причем только те, кто наблюдал его под определенным углом, это освещенные Солнцем микрочастицы тела. Они поднялись высоко в небо, увлекаемые потоками воздуха

Сейчас ученые склоняются к тому, что причиной феномена была именно комета. Причем очень необычная, подобных пока специалистам наблюдать не приходилось. Но для окончательного вывода нужны дополнительные исследования.