ЗАБЫТЫЙ УРОК

18.08.2008

Источник: Финанс, Сергей Глазьев

17 АВГУСТА ИСПОЛНИЛОСЬ 10-ЛЕТИЕ СОБЫТИЯ, СТАВШЕГО СИМВОЛОМ НЕКОМПЕТЕНТНОЙ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ, ПРИВЕДШЕЙ К БАНКРОТСТВУ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

 Финансовый кризис 1998 года привел к снижению реальных доходов населения на 30%, обесценению сбережений миллионов граждан, утрате доверия к органам власти и национальной валюте, разрушению банковской системы страны. Совокупные экономические потери России оцениваются в 10% ВВП.

При подготовке решений от 17 августа 1998 года не проводилось необходимых в таких случаях экономической и юридической экспертиз, расчетов и оценок вероятных последствий планируемых и альтернативных действий. К сожалению, за прошедшее десятилетие в этом плане почти ничего не изменилось. В частности, такие важнейшие меры макроэкономической политики, как либерализация валютного регулирования, стерилизация нефтяных доходов государства в Стабилизационном фонде, создание Резервного фонда с целевым ориентиром накопления на уровне 10% ВВП, списание значительной части кредитов, выданных развивающимся странам, размещение валютных резервов страны в долговых обязательствах США и других государств НАТО принимались без должной научной экспертизы, объективной оценки рисков и альтернативных возможностей.

В результате допущенных стратегических ошибок прямые потери российского государства оцениваются в $40 млрд. обесценения валютных резервов, в $30-50 млрд. утраченных активов. $300 млрд. валютных накоплений связаны в зарубежных низкодоходных и высокорискованных ценных бумагах. Альтернативное использование этих национальных сбережений для поддержки инвестиционной и инновационной активности в целях развития российской экономики, модернизации ее инфраструктуры, решения острых социально-экономических проблем позволило бы увеличить темпы экономического роста не менее чем вдвое, инвестиций в освоение новейших технологий - в 3-5 раз.

Таким образом, некомпетентная макроэкономическая политика продолжает наносить огромный ущерб национальным интересам России. Совокупные потери от упомянутых выше решений оцениваются в 15% ВВП, то есть превышают ущерб от финансового краха 1998 года. Продолжение этой политики ведет к нарастанию системных рисков экономической безопасности. В частности, углубление кризиса глобальной валютно-финансовой системы и дальнейшая девальвация доллара создают угрозы еще больших потерь российских валютных резервов. Нарастающая зависимость России от внешних займов корпораций и банков делает ее слишком уязвимой для иностранного спекулятивного капитала. Продолжая экспортировать природные ресурсы за доллары, российские предприятия берут на себя избыточные валютные риски, а российская банковская система теряет огромные возможности роста.

Между тем именно сейчас, в условиях углубляющегося кризиса глобальной валютно-финансовой системы и структурной перестройки мировой экономики на основе нового технологического уклада возникают уникальные возможности качественного изменения положения России в глобальной конкуренции. Переориентация накопленных сбережений с кредитования военных расходов стран НАТО на форсированную модернизацию собственной экономики на основе активизации имеющегося научно-технического потенциала позволит решить задачи ее перевода на инновационный путь развития, занять достойную нишу на мировом рынке наукоемкой продукции. Одновременный перевод расчетов по экспорту российских энергоносителей на рубли создаст условия для широкого использования рубля на евразийском рынке и придания ему функций международной валюты. Это обеспечит существенное увеличение мощности отечественных банков и многократное расширение возможностей кредитования российских предприятий, включая создание системы доступного для них долгосрочного кредита для модернизации производства.

Проводимая макроэкономическая политика несовместима с реализацией этих возможностей. Она по-прежнему ведется по лекалам МВФ, предусматривающим жесткую привязку эмиссии рублей к накоплению долларовых валютных резервов, дерегулирование и открытость экономики для свободного движения иностранного капитала, использование нефтяных доходов для поддержки американской финансовой системы. В ее продолжении заинтересованы экспортеры сырья и иностранные инвесторы, получающие финансовое доминирование на российском внутреннем рынке. Но она губительна для высокотехнологической промышленности, банковской системы, а также для страны в целом, все более погружающейся в трясину сырьевой специализации и внешней финансовой зависимости.

Меры, необходимые для реализации сохраняющихся еще возможностей модернизации хорошо известны и могли бы уже давно работать. Но под давлением сложившихся интересов формирование экономической политики по-прежнему происходит без должного привлечения российской академической науки. Место системной экспертизы принимаемых решений занимает их апологетика узкой группой связанных с международными финансовыми институтами ангажированных экспертов, имитирующих "научное" сопровождение проводимой политики. Фактически ключевые ее направления до сих пор следуют рекомендациям доктрины "Вашингтонского консенсуса", продвигаемой МВФ и "Большой семеркой" в развивающемся мире вопреки ее многократно доказанной ущербности.

Заинтересованность МВФ и казначейства США в проведении этой политики объясняется объективными интересами иностранного спекулятивного капитала. В 1998 году сравнительно мягкая их реакция на решения российского правительства не только о дефолте по ГКО, но и о моратории на обязательства коммерческих банков объяснялась тем, что с уполномоченными руководителями МВФ Стэнли Фишером и Джоном Олдинг-Сми и казначейства США эти решения были предварительно согласованы. Американские финансовые спекулянты были предупреждены заранее и успели вывести свои деньги с рынка ГКО до его обвала. После дефолта они получили возможность вернуться и на доллар вывезенных денег купить намного больше десятикратно подешевевшего российского имущества.

В результате решений, принятых десять лет назад, возникла реальная угроза утраты национального контроля за рынком ценных бумаг. Она не устранена до сих пор, так как остается неизменной породившая ее макроэкономическая политика. Сохраняется и высокая уязвимость существующей системы государственного устройства и установленных в ней процедур для некомпетентных или преднамеренных действий руководителей Министерства финансов и Центрального банка, отсутствие системы ответственности этих должностных лиц не только за обоснованность, эффективность и целесообразность принимаемых решений, но и за их соответствие законодательству.

За последнее десятилетие система государственного управления стала еще более закрытой для общественного контроля, менее ответственной перед обществом и, следовательно, более зависимой от субъективных ошибок принимающих решения лиц. Сами эти лица образовали нечто вроде правящей касты - объединенные общими коммерческими интересами, родственными и земляческими связями, коллективной ответственностью за совершенные ошибки и правонарушения, они защитили себя круговой порукой, отгородившись от какой-либо ответственности за свои действия вертикалью всех подчиненных главе государства ветвей власти.

Как известно, оборотной стороной безответственности является коррумпированность и некомпетентность, в которых тонет властная вертикаль. Для ее спасения есть два способа - конституционная реформа, которая восстановила бы принцип разделения властей и демократические механизмы ответственности власти перед обществом, или включение в процедуры принятия решений научного сообщества. Благо оно организовано вокруг Российской академии наук. Все проекты нормативных актов и важнейших решений в сфере социально-экономической политики должны будут в этом случае проходить научную экспертизу РАН, а авторитетные ученые - привлекаться к работе с органами государственной власти. Одновременно граждане должны получить право требовать отстранения от должности любого чиновника, недобросовестно или некомпетентно выполняющего свои функции, посредством суда присяжных.

Разумеется, никакая научная экспертиза и право граждан судиться с начальством не заменят демократические институты ответственности власти перед обществом. Но они хотя бы частично освободят общество от гнета самодовольной некомпетентности, блокирующего развитие страны. Помогут избавиться от влияния ангажированных экспертов, проводящих линию колонизации России в качестве сырьевого придатка и финансового донора стран НАТО. Тем самым помогут власти решить задачи эффективного использования нефтедолларов, перехода на инновационный путь развития, модернизации экономики на основе нового технологического уклада. И самое главное - помогут обрести самостоятельность в проведении социально-экономической политики, направив ее в русло общенациональных интересов.

 



Подразделы

Объявления

©РАН 2024