Какие открытия в науке надо ждать в 2024 году

25.12.2023

Источник: Российская газета, 25.12.2023, Юрий Медведев

Прогноз прорывов в науке, которые можно ожидать в будущем году, дал самый авторитетный журнал Nature. Авторы считают, что будет выпущено следующее поколение модели искусственного интеллекта, лежащей в основе чат бота GPT-5 . Вероятно, новая версия продемонстрирует более продвинутые возможности.

Много проблем связано с регулированием деятельности ИИ. В середине 2024 года ООН представит окончательный доклад, в котором будут изложены принципы международного регулирования ИИ.

Обсерватория Vera C. Rubin в Чили начнет работу с некоторыми из своих новых приборов. Наблюдая за всем небом Южного полушария, ученые надеются обнаружить множество околоземных астероидов.

Также в Чили, в пустыне Атакама, завершается строительство обсерватории Саймонс. Этот астрономический инструмент нового поколения будет искать признаки "первобытных" гравитационных волн, появившихся сразу после Большого взрыва.

В следующем году начнется производство специальных комаров, борющихся с болезнями. Насекомые заражены бактериальным штаммом, который не позволяет им передавать патогенные вирусы, и могут защитить десятки миллионов человек от таких заболеваний, как лихорадка Денге и вирус Зика.

Впервые с 1970-х годов NASA запускает лунную миссию с экипажем. Космический корабль Artemis II может стартовать уже в ноябре следующего года. К Луне отправятся четыре астронавта, которые совершат десятидневный полет вокруг Луны. Китай также готовится к запуску лунного аппарата "Чанъэ-6" в 2024 году. В случае успеха эта миссия станет первой, которая соберет образцы с обратной стороны Луны.

Также планируются миссии по исследованию других спутников. Аппарат NASA Clipper в октябре отправится к спутнику Юпитера - Европе. Его цель - определить, может ли подземный океан быть источником жизни. Японская миссия посетит спутники Марса - Фобос и Деймос, соберет образцы поверхности для возвращения на Землю в 2029 году.

Будут опубликованы результаты эксперимента по обнаружению частиц "темной материи", известных как аксионы. Считается, что Солнце испускает аксионы, которые преобразуются в фотоны. Этот процесс намерены зафиксировать ученые на электронном синхротроне, в котором используется солнечный телескоп.

Немецкие ученые планируют, наконец, точно определить массу нейтрино - самой загадочной частицы в Стандартной модели физики частиц. Результаты эксперимента с тритиевым нейтрино в 2022 году показали, что максимальная масса нейтрино может составить 0,8 электрон-вольт. Исследователи закончат сбор данных в 2024 году и проведут точное измерение массы.

Середина года может принести важные изменения в области экологии. Международный суд в Гааге рассмотрит обязательства стран по борьбе с изменением климата. Хотя решение не будет обладать юридической силой, влияние суда может стимулировать страны к более активным действиям в сфере климатических целей. Переговоры ООН также направлены на заключение международного соглашения по устранению загрязнения пластиком.

В начале следующего года ученые включат первый европейский суперкомпьютер Jupiter, работающий в экзафлопсном режиме. Эта гигантская машина сможет выполнять один квинтиллион вычислений в секунду. Исследователи будут использовать его для создания моделей цифровых двойников человеческого сердца и мозга в медицинских целях, а также для моделирования климата Земли.

Исследователи в США также запустят в 2024 году сразу две экзафлопсные машины. Одна будет использоваться для создания карт нейронных цепей мозга, другая - для моделирования последствий взрывов ядерного оружия.