Светлана КЛЕСОВА: ДЛЯ ЦЕНТРОВ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ ВАЖНЕЕ ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ЧЕМ КОНКРЕТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

04.12.2006

Источник: Sciencerf, Иван Стерлигов



 Светлана Клесова – руководитель проекта «Наука и коммерциализация технологий» Europeaid, директор компании inno AG

Светлана, судя по итоговой конференции проекта «Наука и коммерциализация технологий» созданные центры трансфера технологий (ЦТТ) работают довольно успешно. Вместе с тем, я разговаривал со многими венчурными инвесторами, они о ЦТТ отзываются довольно скептически – либо не вообще сталкивались с ними в своей работе, либо имели только негативный опыт. Создается впечатление, что инновационная система нескоординирована…

Прежде всего, нужно пояснить: в рамках проекта мы центры не создавали - мы выбирали их по конкурсу, а потом с ними работали, укрепляли их. Но дело в том, что, как говорили наши европейские коллеги, очень многие из этих центров еще не вышли на стадию взаимодействия с венчурными инвесторами. Наша работа как раз и заключалась в усилении компетенции персонала центров.

Совместная работа по проблемам коммерциализации показывает, что правильно, а что не правильно, как правильно использовать данные маркетинговых исследований. За 11 месяцев (а именно столько фактически было отведено на решение поставленных задач) у нас не было цели выйти на венчурных инвесторов, хотя с ЦТТ Петербурга это сделать удалось, они более развиты. Так что в рамках проекта нет противоречий с тем, что вы сказали.

Но вообще, на мой взгляд, одна из основных проблем с центрами коммерциализации в России, с российским менталитетом, заключается в том, что в России предлагаются технологии. Когда, например, что-то нужно продвинуть, будут делать каталог технологий, базу данных и так далее. Все это не будет работать по определению. Потому что ни один директор или ответственный за науку в иностранной компании, скажем, Siemens, такой каталог смотреть не будет.

Людей интересует прежде всего компетенция. Конечно, есть готовые технологии, но их капля в море. А то, что привлекает инвесторов – это возможности данной организации по адаптации какой-либо технологии в ноу-хау. Приведу вам пример из моего немецкого опыта: у нас есть партнерство в одном из немецких регионов со столицей в городе Ростоке. Там организован консорциум 9 научных институтов и университетов, нам принадлежит 51% акций. У нашей дочерней компании есть эксклюзивное право на первое рассмотрение разработки, созданной в этих институтах. Вот такие предложения компании интересуют. То есть, если вы придете и скажете – «у меня есть каталог технологий», вам скажут – «пошлите по почте, мы посмотрим». Если же вы придете и скажете – мы хотим делать партнерство, можем предоставить эксклюзивное право на рассмотрение наших достижений, то сразу ясно, что вы – профессионалы. Повторюсь, людей больше интересует компетенция, чем технология.

Но с такими предложениями оправданно обращаться только в крупные компании. Много ли таких в России?

Нет, компаний не так много. Но это же может быть и научная организация, допустим, Парижский университет. Если вы отправите им базу данных по своим научно-техническим результатам, будут они ее смотреть? Это маловероятно, учитывая объемы информации. А если вы им сообщите, что у вас в институте есть уникальные сотрудники, у которых такой-то уникальный опыт работы и они умеют делать что-то конкретное, тогда в Парижском университете к вам подстроятся. В России пока этого нет. Многие это поняли, но массово это не распространено. Основное - это человек, а уже потом идет оборудование, технологии, и так далее.

Вы говорите, что отобрали наиболее интересные из существовавших в 2005 году ЦТТ, и за 11 месяцев большинство из них только начало работать. Получается, до прихода вашей команды там был застой?

Неправильно. Все ЦТТ очень разные, например, во Владивостоке на момент подачи заявки еще не было юридической организации, а вот в Санкт-Петербурге уже было создано множество стартапов, наша поддержка им была совсем другого уровня - мы вели переговоры с инвесторами и так далее. Фактически, у нас не было какого-то единого плана, мы подстраивались под нужды каждого центра, сами интерпретировали, как их можно было усилить. Считаю, что в целом мы с этой задачей справились.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024