Отвечать на вызовы: быстро, комплексно, принципиально
22.04.2022
Источник: Наука в Сибири, 22.04.2022, Академик Валентин Пармон
В
свете последних событий в мире, Украине и России на федеральном уровне состоялся
ряд мероприятий, нацеленных на акселерацию и приоритизацию
научно-технологической деятельности в условиях нарастающих международных
санкций: в частности, заседание комиссии Государственного Совета РФ по
направлению «Наука» под председательством губернатора Новосибирской области
Андрея Александровича Травникова. Я выступил содокладчиком от имени Российской
академии наук по поручению ее главы академика Александра Михайловича Сергеева и
представляю здесь в виде тезисов высказанную на заседании позицию РАН.
Безусловно,
в сообщении от имени Минобрнауки РФ на заседании были обозначены очень
правильные намерения и действия. Однако, как нам хорошо известно, существующие
бюрократические процедуры реализации таких намерений могут затянуться на годы.
Так, для принятия самых быстрых из обозначенных мер предполагается подготовить
по стандартным процедурам новые нормативные акты и утвердить их лишь в июне. В
то же время экстраординарность геополитической обстановки и объявленная Западом
экономическая, технологическая и научная блокада России требуют намного более
быстрого реагирования, которое возможно только после существенной перестройки
управления наукой и внедрения инновационных управленческих технологий в России.
Самой
насущной и действенной мерой, о которой говорят уже очень давно, задолго до
нынешнего февраля, должно быть создание полномочной надведомственной структуры,
способной обеспечивать сутевое (предметное) инициирование и координацию прикладных
исследований, результаты которых нужны не отдельному ведомству, а стране в целом.
Такие институции существуют во всех успешно развивающихся странах. В СССР эта
структура называлась Госкомитетом по науке и технике (ГКНТ), который рука об
руку взаимодействовал с Академией наук по вопросам научного обеспечения
насущных приоритетов развития и безопасности страны. В условиях экстремальной
технологической блокады тем более необходимо верховное «научно-технологическое
командование» с правом принятия решений и контролем их исполнения.
Региональные
отделения РАН и Академия наук в целом начали готовить почву для подготовки
выхода из объявленной России технологической блокады существенно быстрее, чем
федеральные органы исполнительной власти. Так, на заседании Президиума СО РАН
уже в первых числах марта были выделены 12 направлений, по которым институты и
вузы под научно-методическим руководством СО РАН имеют достаточно высокие компетенции
для обеспечения импортонезависимости России и стабилизации функционирования
экономики. Был дан старт инвентаризации разработок, находящихся на достаточно
высоких уровнях готовности к практическому использованию. На этот призыв
Президиума СО РАН моментально откликнулись более 50 научных и образовательных
организаций Сибири, что позволило уже в первой декаде марта передать в Правительство
России запрошенную им конкретную информацию об имеющихся в Сибири импортозамещающих
позициях медицинской техники. Вместе с аппаратом полпреда Президента России в
СФО и руководством субъектов Сибирского макрорегиона СО РАН сейчас проводит
работу по состыковке предложений ученых и перспективных реальных производителей
импортозамещающей продукции. В начале марта состоялось заседание Президиума уже
всей «большой» Академии наук, посвященное обсуждению этой же проблемы, и уже через
два дня в адрес руководства страны были отправлены письма с предложениями РАН
по вопросам обеспечения импортонезависимости России, корректировки системы
управления наукой и развития научной дипломатии, столь необходимой в крайне
напряженной международной обстановке. То есть в целом все действия, которые
раньше длились месяцами и неделями, в новых условиях требуется производить за
сутки и часы.
В
целях создания действенного механизма корректировки направлений научных исследований
в санкционный период жизни страны нами предложено предоставить РАН и ее
региональным отделениям право проводить не только экспертизу планов и отчетов
организаций, но и устанавливать государственные задания исследовательским
институтам и университетам непосредственно, минуя очень инерционный, почти
годичный традиционный путь согласования госзаданий снизу вверх и сверху вниз.
Было
обращено внимание на явно ошибочные действия Минобрнауки РФ, упразднившей «в
целях оптимизации аппарата министерства» его территориальные управления, в
результате чего исчезла возможность оперативного решения многих вопросов жизни
научных учреждений: в первую голову обеспечения молодежи жильем и так далее.
Часть полномочий бывшего Сибирского теруправления Минобрнауки разумно было бы
передать в руки существующего аппарата СО РАН. Однако наш проект соглашения
между Минобрнауки и СО РАН, учитывающего этот момент, уже более полугода
находится в стадии согласования. Хотя в проекте названного документа есть и
другие пункты, особенно насущные для нынешней ситуации и касающиеся возможности
координации силами СО РАН исследований в области ОПК, а также международной
научной деятельности. Мною было обращено внимание на необходимость более
существенной поддержки из федерального бюджета мероприятий по развитию научного
сотрудничества с дружественными странами, в числе которых на первом месте
стоят, конечно, Беларусь, Монголия, Китайская Народная Республика и другие
страны — члены Международной ассоциации академий наук (МААН).
Наконец,
среди срочных мер, не требующих изменений в законодательстве и иных нормативных
актах, была отмечена необходимость кратного и безусловно срочного увеличения
финансовой поддержки издания российских научных журналов. Это стало бы очень
эффективным ответом на объявленную России публикационную блокаду. Но необходим
также и кардинальный пересмотр системы оценки эффективности (и как следствие,
категорирования) научных организаций: во главе угла должна стоять всё же не
наукометрия, а осязаемые результаты.
Безусловно,
в связи с краткостью моего выступления и его направленностью на срочные решения
многих задач, я не касался многих уже решаемых вопросов типа неприменимости
44-го федерального закона по госзакупкам к научной деятельности и т. п. Не
затрагивал и более серьезные проблемы управления отечественной наукой,
требующие изменений в нормативной базе, поскольку реализация таких изменений
очень трудо- и времязатратна, но нынешние вызовы должны стать стимулом для
давно ожидаемых изменений. Российская академия наук, ее передовое Сибирское
отделение ответственно и обоснованно претендуют сегодня не только на расширение
уже установленного для них функционала коллегиальных экспертов, но, прежде
всего, готовы взять на себя миссию постановщиков задач и координаторов деятельности
всего научно-технологического комплекса России.