Шестидесятилетие пилотируемых космических полетов и «четверть века» союзного государства «Россия – Беларусь» как стимулы долгосрочного развития научно-образовательной, индустриально-технологической и инвестиционно-инновационной кооперации академических институтов и промышленных предприятий: диджитализационные аспекты инжиниринга будущего, консциентальное оружие смены цивилизационной идентичности и почему «трудные времена рождают сильных людей»

25.03.2021

Источник: Инвестиции в России, 25.03.2021, Леонид РАТКИН



Апрель 2021 года – юбилейный месяц: 2 апреля отмечается 25 лет со дня основания Союзного государства «Россия – Беларусь», 12 апреля – 60 лет со дня Первого пилотируемого космического полета, совершенного 12.04.1961 советским летчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. В канун славных дат в Москве при поддержке Национальной академии наук (НАН) Беларуси и Российской академии наук (РАН) была проведена Международная конференция «Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности», на которой ученые и промышленники, представители академической и вузовской науки обсудили актуальные вопросы научного развития и наметили перспективы сотрудничества при реализации совместных инвестиционных и инновационных проектов.

Конференция открылась «академическим аккордом» - перед участниками и гостями форума выступил ряд представителей старейшей отечественной Академии – РАН: Заместитель Президента РАН, д.э.н., член-корреспондент РАН В.В.Иванов, Заведующий отделом Института прикладной математики (ИПМ) имени М.В.Келдыша РАН, д.ф.-м.н., профессор Г.Г.Малинецкий (модератор конференции) и Заведующий лабораторией Института физики атмосферы имени А.М.Обухова РАН, д.т.н., член-корреспондент РАН А.А.Макоско. Владимир Викторович, Георгий Геннадьевич и Александр Аркадьевич рассмотрели вопросы формирования научно-технологического базиса нового мирового уклада, особенности реализации инвестиционных и инновационных проектов и программ в вычислительной сфере и проблематику климатических рисков и экономического комплекса России в XXI веке.

Доклад Заместителя директора по научной работе Института философии НАН Беларуси, к.ф.н., доцента А.Ю.Дудчика затрагивал проблематику социализации и философского осмысления цифровой реальности. Андрей Юрьевич отметил, в частности, необходимость уточнений формулировок и возможных трансформаций понятийного аппарата для достижения терминологического единства с учетом ориентации на будущее как особенности социальных понятий.

Тема получила развитие в выступлении г.н.с. НИЦ «Информатика», д.ф.-м.н. А.М.Тарко. Александр Михайлович представил ретроспективный обзор по вопросам глобального потепления с фокусировкой внимания на промышленно-технологическом развитии и экологических, экономических и энергетических аспектах.

Научное сообщение Заместителя Генерального директора АО «Концерн ГРАНИТ» и руководителя научного центра И.Ф.Турканова касалось совместной разработки информационно-коммуникационной среды «НАУКОТЕКА». Игорь Федорович отметил стимулы долгосрочного развития научно-образовательной, индустриально-технологической и инвестиционно-инновационной кооперации академических институтов и промышленных предприятий и организаций.

Революции в искусственном интеллекте (ИИ) и достижениям и перспективам в «высокоинтеллектуальной» сфере был посвящен доклад научного сотрудника ИПМ имени М.В.Келдыша РАН В.С.Смолина. Владимир Сергеевич представил современные разработки в сфере ИИ и прогнозы развития ИИ в различных отраслях промышленности.

Мир как образ и виртуальная реальность рассматривались в выступлении с.н.с. Института философии НАН Беларуси, доктора философии (PhD), к.ф.-м.н. И.Е.Прися. Игорь Евгеньевич рассмотрел различные диджитализационные аспекты инжиниринга будущего и перспективные разработки в сфере виртуализации.

Будущее математики было лейтмотивом научного сообщения Профессора Тверского государственного университета, д.ф.н. В.Э.Войцеховича. Вячеслав Эмерикович представил ряд приоритетных математических проектов в различных сферах, результаты моделирования и проектирования с применением современных численных методов.

Матмоделированию и прогнозированию распространения и эпидемии коронавируса COVID-19 посвятила доклад в.н.с. МГУ имени М.В.Ломоносова, д.ф.-м.н., профессор Е.С.Куркина. Елена Сергеевна анонсировала ряд приоритетных моделей, которые применяются при построении прогнозов распространения эпидемии, а также при анализе эпидемиологической ситуации и выработке противоэпидемиологических мер с учетом перспективных методик предотвращения распространения коронавирусной инфекции, применяемых в России и за рубежом.

Выступление с.н.с. ИПМ имени М.В.Келдыша РАН, к.ф.-м.н. А.В.Подлазова затрагивало проблематику новых методов электоральной статистики. Андрей Викторович упомянул гипотезу Сергею Шпилькина, согласно которой результат участника выборов (доля голосов, полученных партией или кандидатом) не зависит от явки избирателей (доли избирателей, пришедших на участки). Дифференциальный метод Шпилькина позволяет разбивать на интервалы диапазон явок, а для участков с явкой из каждого интервала подсчитывается число голосов, поданных за каждого участника выборов, при этом соответствующие графики для разных участников должны быть пропорциональны. Развитием является Интегральная версия метода Шпилькина, в котором, в частности, линейная часть графика аппроксимируется прямой, проходящей через начало координат.

В научном сообщении Заведующего отделом ИПМ имени М.В.Келдыша РАН, д.ф.-.м.н., с.н.с. Ю.Н.Орлова рассматривались статистические свойства текстов на европейских языках с анализом Манускрипта Войнича (МВ). Юрий Николаевич представил результаты анализа распределения букв по частоте в текстах на русском языке, а также распределения упорядоченных частот для двух транскрипций и ряд других методов, по итогам применения которых было установлено, что спектральный портрет ВМ отвечает смеси (по крайней мере!) двух языков. Применение математических методов для анализа текстов позволило подтвердить гипотезу о том, что МВ написан шифром прямого соответствия на двух языках без огласовки, предположительно, на смеси датского и латыни. Двуязычие текста подтверждается четырьмя ключевыми факторами: шириной спектрального портрета, упорядоченным распределением символов, индикатором Херста и детерминированным распределением.

Программно-управляемым сетевым устройствам на базе технологии Big Data был посвящен доклад Директора Института стратегий развития П.А.Верника. Петр Аркадьевич охарактеризовал «большие данные» как совокупность инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов из различных источников, подверженных постоянным обновлениям, для повышения качества принятия управленческих решений, создания новых продуктов и повышения конкурентоспособности. Было представлено устройство «синерготрон», в котором устанавливается до 500 датчиков свыше чем 30 типов. Синерготрон каждые 5 минут генерирует 1 Гигабайт данных, т.е. в год сеть из тысячи синерготронов генерирует 100 Петабайт данных, что соответствует объемам, которыми оперируют технологии Big Data.

Развитие мобильных сетей связи было темой выступления г.н.с. Института радиотехники и электроники (ИРЭ) имени В.А.Котельникова РАН, д.ф.-м.н., профессора А.С.Дмитриева. Научным руководителем ИРЭ РАН является заместитель академика-секретаря Отделения нанотехнологий и информационных технологий (ОНИТ) РАН академик Ю.В.Гуляев. Александр Сергеевич представил тематику научных исследований ИРЭ РАН, проанализировал взаимосвязь сложности социальных систем и мобильных беспроводных комплексов связи, отметил влияние электромагнитного излучения на биологические системы и классифицировал уровни излучений, безопасные для биологических систем. Были упомянуты установки «Радиосон» СССР в 1954-1972 годах, проект «ТОР» (Аненербе) 1941-1944 годов, проекты «МК-Ультра», «Артишок», «Синяя птица» и «МК-Поиск» (США) 1950-1973 годов: к 1977 году по этой тематике работало 140 исследовательских лабораторий. Отмечалось, что поколение 5G отличается от предыдущих поколений систем связи многократным повышением пиковых скоростей передачи, сокращенным запаздыванием при передаче сигнала от источника к конечному потребителю (на 2 порядка – от 100 мс до 1 мс), расширением возможной области частот в нижней части спектрального диапазона до 6 ГГц и возможностью применения нескольких диапазонов частот в миллиметровом диапазоне. Для контроля количества микроволнового излучения (МВИ) в ИРЭ имени В.А.Котельникова РАН разработан персональный дозиметр «Мера», предназначенный для мониторинга дозы МВИ, поступающей на единицу площади от средств сотовой связи, Wi-Fi сетей и других источников радиоизлучения МВИ диапазона частот.

О современной диджитализационной платформе для Российско-Белорусской школы будущего повествовалось в научном сообщении Директора Института опережающих исследований имени Е.Л.Шиффера Ю.В.Громыко. Юрий Вячеславович обратил внимание участников и гостей Международной конференции на консциентальное оружие, специально разработанное и предназначенное для смены цивилизационной идентичности. Центр социально-консервативной политики совместно с Евразийским форсайт-клубом, Республиканским союзом промышленников и предпринимателей провели российско-белорусский экспертный круглый стол по наиболее актуальным вопросам интеграционных процессов на евразийском пространстве. Для противодействия консциентальному оружию необходимо полномасштабное восстановление национального научно-образовательного потенциала с применением лучших практик и методик советской научно-образовательной системы. Также целесообразен запуск долгосрочных (на 15-20 лет) серии интеграционных проектов на уровне Союзного государства «Россия – Беларусь» на базе неоиндустриализационных технологий. Примером реализации масштабного научно-образовательного проекта является Международная научно-практическая конференция «Научная школа В.В.Давыдова: традиции и инновации»: создан ряд научно-образовательных школ, поддерживаемых международным сообществом в разных странах, реализующих и развивающих приоритетные направления и инвестиционно-инновационные образовательные проекты в Финляндии, Дании, Италии, Германии, США, Японии, Китае и Беларуси. Координатами развивающего образования по В.В.Давыдову являются не только принцип непрерывного развертывания образовательной деятельности (НРОД) и возрастные требования в соответствии с ведущим типом НРОД, но и обучающая педагогическая деятельность наравне с учебно-воспитательной с оперативным коммуникативным контекстом, а также культивирование рефлексивного и практического сознания на базе экологической системы «ученик-учитель» с построением научно-образовательного проектно-инжинирингового сообщества. Процесс освоения мышления должен сочетаться с умением мыслить самостоятельно, что обеспечивается в старших классах школы за счет метапредметности, когда содержание одной дисциплины многократно прорабатывается в разных предметах. Диджитализация должна способствовать не только повышению уровня профессиональной организации учителя, но и формированию типодеятельной матрицы (сочетание игры с учебной деятельностью, исследований с проектированием), а также формированию мультисообщества школы с цифровой пространственной организацией рабочих мест педагогов и учащихся. Аналогичные принципы предлагаются при разработке Концепции пространственной организации Школы Будущего Евросоюза. В рамках Программы многолетней подготовки лидерских инженерных и управленческих кадров уже функционируют исследовательские проекты по теоретической физике (квантовая механика), возглавляемые Михаилом Просекиным, и Школа генеральных (главных) конструкторов, руководимая Ниной Громыко. Диджитализация рассматривается как автоматизация технологических процессов при создании систем когнитивной поддержки принятия решений в условиях неопределенности при функционировании человеко-машинных систем.

Диджитализационная образовательная платформа (ДОП) является методико-диагностической системой когнитивной поддержки принятия решений при выполнении заданий, которые опосредуют коммуникацию преподавателя и учащихся. Кроме того, ДОП поддерживает сотни моделей преподавания с доопределением новых моделей и установлением связей между ними. Наконец, ДОП обеспечивает удержание взаимосвязи моделируемого и моделирующего, как основы содержательного мышления. Т.о., ДОП интегрирует синтез учебно-игровой деятельности для формирования и стимулирования способности учиться самостоятельно и принимать учащимся участия в «подтягивании» до необходимо-минимального уровня знаний всех учащихся (класса в школе или группы в вузе). Более того, ДОП формирует индивидуальные направления и образовательные траектории для учащихся, готовых принимать участие в различных формах научно-образовательной и проектно-исследовательской деятельности. Интеграция осуществляется на основе метапредметного подхода, формирующего стойкую и долгосрочную связь обычных школьных предметов с вузовскими дисциплинами для реализации инновационно-инвестиционных проектов (здесь, в частности, могут быть использованы разработки П.О.Скобелева для эмерджентного ИИ в образовании). Возможны и иные подходы при построении ДОП, например, с моделированием процессов человеческого мышления, с применением систем усиленного (enforced) ИИ, зеркалирующего процесс мышления на учащегося для мониторинга процессов порождения решений для конкретных задач.

Доклад Заведующего кафедрой педагогики Белорусского государственного педагогического университета (БГПУ) имени Максима Танка, к.п.н., доцента С.Н.Сиренко затрагивал вопросы, связанные с опережающим педагогическим образованием как инструментом управления будущим. Светлана Николаевна обратила внимание на недавние итоги тестирования: согласно экспертным оценкам, не преодолевшие пороговые уровни в решении задач по видам грамотности по читательском тесту в Беларуси составляет 23% (в Китае – 5%), по математическому тесту в Беларуси – 29% (в Китае – 2%), по естественно-научному тесту – 24% (в Китае – 2%). Результаты теста показывают не только первые результаты применения консциентального оружия к отдельным группам населения, но и свидетельствуют о разрушительных последствиях реформирования системы средней и высшей школы, в т.ч., приведших к ликвидации лучших достижений Советской образовательной системы! Анализ ситуации в образовательной системе формирует предпосылки к созданию Инновационно-инвестиционной системы опережающего образования (ИИСОО), в раках которой обучаемые знакомятся с понятиями или законами до того, как впервые обнаружат их упоминание в учебной программе. В ИИСОО обучающиеся изучают учебный материал ранее, чем это предусмотрено, нередко самостоятельно, в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями. Т.о., ИИСОО ориентировано на подготовку в системе «школа-вуз-предприятие» высококвалифицированных профессионалов, компетенции которых в полной мере соответствуют уже запросам экономики будущего и предоставление образовательных услуг отвечает актуальным научно-образовательным и промышленно-технологическим задачам развития экономики страны и ее Индустрии 4.0. Но признание ценности ИИСОО не может быть востребовано только в образовательной среде, но и должно найти поддержку в различных сферах общественной жизни. Необходимы масштабные проекты, реализация которых на территории Союзного государства «Россия – Беларусь» обеспечит усиление интеграционных процессов, укрепит экономику и промышленность двух стран и положительно повлияет на рост образовательной активности обучающихся в школах, вузах и на предприятиях. Например, таким интеграционным проектом может быть новый этап фундаментальных и прикладных космических научных исследований, проводимый Союзным государством «Россия – Беларусь» с задействованием всех мощностей и резервов белорусской промышленности, ее академического сектора и вузовской науки. Внедрение ИИСОО позволит готовить высококвалифицированных профессионалов для Индустрии 4.0 (и ее «правопреемницы» - Индустрии 5.0!), способных развивать научно-образовательную, индустриально-технологическую, инновационно-инвестиционную инфраструктуру. Применение ИИСОО в системе средней и высшей школы сформирует новое поколение представителей гражданского общества, готовых противостоять применению консциентального оружия, и способных не допустить смены цивилизационной идентичности и передать уникальный цивилизационный код последующим поколениям. Использование ИИСОО предполагает задействование широкого спектра сквозных технологий, междисциплинарных знаний и «гибридных умений» с подготовкой специалистов в сфере гуманитарных наук (включая педагогику и психологию) и усилением воспитательной функции и научно-образовательной деятельности с активными методами обучения и включением в систему парсипативного управления уже в период обучения. В числе первых результатов внедрения ИИСОО в БГПУ можно отметить вовлечение порядка 50% студентов (с 2014 по 2019 году на естественнонаучные и математические специальности было принято 311 человек!) в решение междисциплинарных задач первой ступени высшего образования. Вместе с тем, порядка 60% магистрантов БГПУ не сталкиваются с междисциплинарным заданиями, если не организована специальная работа, а 18% магистрантов относятся к подготовке в магистратуре, как к узкоспециальной! Данные результаты следует рассматривать не только как необходимость доработки ряда программ БГПУ (например, в сторону большей вовлеченности магистрантов в научно-образовательный процесс), но и как необходимость их корректировки в соответствии с пожеланиями обучающихся, считающих, что ряд программ узкоспециализирован, а значит, не охватывает всего спектра научно- образовательных дисциплин, нужных для будущей работы высококвалифицированного профессионала! Применительно к системе «школа – вуз – предприятие» ИИСОО формируется мотивацией каждого обучающегося, профессионализмом обучаемого и эффективными стратегиями их взаимодействия, повышающими результативность! Для мотивации учащихся следует постепенно усиливать проблемные вопросы, анализировать события, моделировать ситуации и применять методы импрессинга (В.П.Эфроимсон) – это прерогатива обучающего. Планировать и организовывать обучение для повышения уровня продуктивной деятельности учащихся позволит плавно перейти об обучения к самому учению и «деятельностной» педагогике (т.е., когда каждый педагог становится деятелем!), но это в немалой степени зависит и от обучающихся! Обучаемые и обучающие интегрированы в процесс обучения (и последующего учения!), как правило, профильным Министерством: формирование инфраструктуры обучения, поиск и подбор актуальных тем, междисциплинарных и исследовательских научно-образовательных проектов и программ – это прерогатива Министерства!

Внедрение ИИСОО в Республике Беларусь позволяет перейти к новым образовательным стандартам высшего образования (СВО) «3+» уже с сентября 2021 года. Новые СВО по ИИСОО предполагают усиление научно-образовательной составляющей с исключением дублирования, опережающую подготовку учителя, оптимизацию и интенсификацию педагогических дисциплин, и актуализацию «преподавательского статуса». Наряду с научными, планируется изучение педагогических дисциплин и практики с 1 по 4 курсы (интенсивная подготовка – на 3 курсе), внедрение инновационных практик в образовании, создание сети междисциплинарных научно-исследовательских лабораторий студентов. Также предусмотрен для обучаемого выбор дополнительных дисциплин для изучения: например, «Междисциплинарные основы проектной деятельности», «Медиапедагогика и цифровая дидактика», «Профессионально-личностное саморазвитие педагога», «История педагогики – смена подходов». Концепция ИИСОО предполагает ускоренную восприимчивость к инновациям в условиях технологической безопасности, подготовку кадров по схеме «школа – вуз – предприятие» для применения и развития высокотехнологичных производств даже в сугубо гуманитарной сфере, формирование пула участников для технологического предпринимательского проекта или программы, синтез научно-образовательных и исследовательско-воспитательных инициатив для интеграции с бизнес-сферой и движением стартапов, возможность освоения востребованной на рынке профессии по заказу конкретных промышленных предприятий и образовательных организаций.

Выступление доцента факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова, к.псих.н. Г.В.Новиковой было посвящено изучению влияния виртуальной реальности (ВР) на психику и личность молодых людей. Галина Викторовна отметила, что применение ВР в учебном процесс увеличивает объем и качество усвоения материала, улучшает пространственную ориентацию и сенсорную активность. Но оборудование для ВР достаточно дорогое, предусматривающее разные степени погружения, и, помимо ограничений по возрасту, существует множество не до конца изученных побочных явлений и эффектов, которые могут отрицательно сказываться на состоянии здоровья! При поддержке Федерального агентства по делам молодежи ООО «Виктория продакшн» подготовила видеоматериал с применением ВР-технологий. В работе приняли участие режиссер-документалист, создатель учебных фильмов, член Союза кинематографистов СССР Л.Н.Чернявский, научный руководитель – Г.В.Новикова, а также магистранты-психологи и участники исследования – 67 студентов и окончивших обучение в вузах в возрасте 18-35 лет. Целью научно-образовательного инвестиционного проекта было выявление особенностей феномена присутствия в погружения в ВР в зависимости от индивидуально-психологических особенностей испытуемого, а также изучение влияния фильма на глубинные переживания и духовные ценности Личности. По итогам тестирования испытуемых, в т.ч., по их анкетированию по опросникам темперамента Айзенка, акцентуаций Леонгарда, ценностей Личности Шварца, ценностей Рокича и Сенина. Были подтверждены реакции на компоненты средового, социального, личностного присутствия и перцептивный и социальный реализм. После тестирования с помощью ВР-технологий только 20% опрошенных посчитали, что их жизненные ценности не изменятся под воздействием медиапродукции (ВМП), а 37%, наоборот, считают, что под ВМП жизненные ценности меняются, и 9% допустили, что ВМП может помочь «сделать первый шаг к изменениям». Т.е., порядка 46% подтвердили возможность зависимости жизненных ценностей от ВМП, что может быть использовано при разработке систем защиты от консциентального оружия смены цивилизационной идентичности и разработке мер противодействия ему. У 10% испытуемых, тем не менее, наблюдались определенные трудности при погружении в ВР.

Научное сообщение профессора Инженерно-экономического факультета Университета прикладных наук Миттвайда (ФРГ) С.Н.Велеско затрагивало вопросы реализации магистерских программ двойных дипломов (Германия-Беларусь и Германия-Россия). Рассматривались проблемы диджитализации образовательной сферы и нострификации дипломов о получении высшего образования. Высокий уровень требований к соискателям (магистр или кандидат наук, до 30 лет, международный и межкультурный многолетний опыт работы, несколько языков) трансформировал систему подготовки специалистов в Образование 4.0 (организационный и учебный процесс, глубокое погружение в процесс обучения с анализом приобретенных знаний, интеграция в экологическую систему предприятий) в соответствии с запросами работодателей для работы в Индустрии 4.0. Например, практико-ориентированная магистерская программа предполагает обучение в университет партнера (Беларусь или Россия) первый семестр, образовательную адаптацию в Университет Прикладных наук Миттвайда по специальности «Innovation & Business Expansion», стажировку по научно-исследовательскому проекту на предприятии в третий семестр, и написание магистерской дипломной работы (например, на базе профильного предприятия) с защитой в четвертом семестре.

Применение информационно-коммуникационных технологий затрагивалось в докладе Заведующего кафедрой Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ), к.э.н., доцента Н.А.Хаустович. Наталья Александровна проанализировала особенности бизнес-моделей в цифровой экономике и перспективы расширения экспорта образовательных услуг. Например, ТОП-5 американских ИТ-компаний занимают 45% от капитализации ТОП-20, сейчас это составляет 7 трлн. долларов (для сравнения – ВВП России в 2020 году оценивался в 1,5 трлн. долларов!). В среде профессиональных инвесторов получает все большую поддержку и развитие концепция стейкхолдеров (впервые предложенная Эдвардом Фрименом в 1984 году), и развитая в книге Клауса Шваба и Терри Малльре «COVID-19: Великая перезагрузка», согласно которой «работа частной компании с минимумом прибыли или даже убытками с точки зрения концепции стейкхолдеров является нормальной, если фирма обеспечивает вклад в «зеленый рост», борьбу против бедности и за равноправие». По мнению авторов книги, «капитализм стейкхолдеров коренным образом отличается от капитализма, ориентированного на максимизацию прибыли и стоимости акционерного капитала», и «не только прибыль, но и экономический рост не являются приоритетами. Термин Degrowth «уменьшение роста» предполагает отказ от консьмеризма, снижение потребления, ориентир на принципы зеленой экономии и устойчивого развития». Т.о., COVID-19 стал невольным (?!) катализатором процессов, в ходе которых экономисты активно и системно пересматривают многие базовые и ключевые положения классической политэкономии Адама Смита, и этот «процесс только пошел»!

Исследуя вопрос происхождения 7 трлн. долларов инвестиций в ТОП ИТ-компании в США, нельзя не отметить, что часть эмиссионных средств поступает на фондовый рынок и там уже перенаправляется в корпорации в качестве инвестиций. С этой точки зрения интересно традиционное и альтернативное объяснение экономического роста. Часть экономистов (Р.Солоу, Р.Лукас, П.Ромер) придерживаются традиционной модели «эндогенного роста», согласно которой инвестиции в науку и человеческий капитал трансформируются в рост продуктивности, что стимулирует экономический рост и формирует прибыль. Другая научная экономическая школа – приверженцы концепции, в соответствии с которой денежная эмиссия центробанков стимулирует инвестиций в ТНК, которые, в свою очередь, направляются для решения задач стейкхолдеров: в этом случае прибыли и роста может и не быть! Т.о., диджитализация вовсе не обязательно приведет к росту финансового благосостояния, но она позволит вытеснять конкурентов с рынка (другие отрасли и страны) и решать неэкономические задачи. Т.е., диджитализационная (цифровая) экономика далека не всегда создает богатство, но помогает стейкхолдерам получить ресурсы, а это – уже совсем другая ситуация и иной подход!

Новым подходам к обработке информации было посвящено выступление Доцента Днепровского государственного университета, к.ф.н. С.А.Ивановой. Светлана Анатольевна детально проанализировала определения «качество информации» (запас смысловой прочности при увеличении новых сведений и данных) и «homo informationalis», обратив внимания на ключевые компоненты связывания информации в потоках данных.

Децентрализованные финансы как вызов для традиционной финансовой системы рассматривались в научном сообщении старшего преподавателя ИПК и ПК БНТУ О.В.Полещук. Ольга Владимировна представила описание традиционной финансовой системы и перспективы внедрения блокчейн-технологий в финансовую сферу. Биткоин сформировал новый уровень прозрачности и аудитоспособности, который ранее миру финансово-экономических данных не был доступен: т.к. транзакции заносятся в публичный реестр, возможен детальный анализ ончейн-активности. Создавая метрики и аналитические методы при использовании данных непосредственно из блокчейна биткоина, возможно получение важной информации о поведении инвесторов, что в случае с традиционными активами было невозможно! Возникают две поведенческие стратегии: централизованных финансов CeFi – пользователи полагаются на «стоящих за бизнесом людей», которые имеют право оказывать услуги или отказывать в них, и децентрализованных финансов DeFi, где пользователи ориентируются на технологии, регулирующие работу этих систем. Эволюция блокчейн-технологий с Blockchain 1.0 до Blockchain 4.0 привела к инфраструктурному подходу глобального переформатирования рынков. Концепция децентрализованных финансов DeFi предполагает формирование сервисной сети на основе смарт-контрактов и децентрализованных приложений (Decentralized Applications, Dapps), которые предоставляют пользователям доступ к широкому спектру финансовых услуг, в т.ч., по инвестированию, кредитованию и торговле на биржах (без обращения к централизованным финансовым институтам и компаниям). Услуги предоставляются круглосуточно благодаря развитию блокчейн-технологий, в т.ч., платформы Etherium. Ключевыми преимуществами DeFi являются доступные возможности для любого пользователя (независимо от его географического местоположения, кредитной истории и других ограничений, свойственных CeFi), гибкость программного интерфейса (можно использовать любой – как предлагаемый сторонними разработчиками, так и созданный самостоятельно), прозрачность всех операций в блокчейне (все смарт-контракты имеют открытый код, который можно проанализировать и выявить возможные уязвимости), интероперабельность (позволяет комбинировать новые приложения с уже существующими сервисами, возможность объединения для создания новых продуктов), открытость «Permissionless» (обеспечивает пользователям прямое взаимодействие с приложениями через браузерные расширения или программные кошельки, предоставляет возможность создания собственных приложений).

Интересен обзор децентрализованной финансовой экосистемы. Например, DeFi Component № 1 – Infrastructure: общая стоимость транзакций в децентрализованных приложениях достигла 270 млрд. долларов в 2020 году, рост показателя составил 1178%, причем 95% сгенерировано DeFi-экосистемой на базе Etherium, а 87% от общего транзакционного объема Etherium приходится всего на 10 Dapps. DeFi-сервисы управляются смарт-контрактами и голосованием, смарт-конттракты позволяют установить верховенство закона в экосистеме и создать четкие правила игры. Рыночная капитализация DeFi-сектора достигла нового рекордного уровня в 40 млрд. долларов, из которых 30 млрд. распределены по децентрализованным протоколам.

Каковы основные направления развития (ОНР) DeFi? Первая «тройка» – это децентрализованное кредитование (ДК), децентрализованные обменники (ДО) и стейблкоины. Если ДК – это сервисы, которые позволяют пользователям заимствовать и занимать криптоактивы (подобное кредитование предлагает новый способ зарабатывать проценты на свободных активах), то ДО предоставляют пользователям возможность обмены криптовалюты без централизованных бирж. Стейблкоины – это выпуск криптовалют с фиксированной ценой, которая привязана к единице финансовой валюты (обычно, к доллару США), обеспеченной фиатными валютами, децентрализованными криптовалютами (например, Etherium или Bitcoin) и другими ценными активами с целью максимального снижения волатильности. Вторая «тройка» ОНР DeFi – это синтетические криптоактивы (СКА), токенизированные активы (ТА) и смарт-кошельки (СК). Так, СКА помогают создавать производные финансовых инструментов (деривативов) на блокчейне, ТА (Tokenized Assets) предназначены для управления средствами пользователей посредством распределения по различным пулам ликвидности (балансировка депозитов) для максимального извлечения прибыли, а СК – это кошельки и менеджеры DeFi-портфолио с расширенными функциями управления. Наконец, третья «тройка» ОНР DeFi – платежи, децентрализованное страхование (ДС) и рынки прогнозирования (РП). Наиболее простые – платежи, позволяющие совершать моментальную оплату с участием криптовалют. С ДС – сложнее, поскольку предполагается минимизация рисков при хранении активов в случае ошибки в смарт-контракте или при других непредвиденных обстоятельствах. Еще сложнее с РП, т.к. прогнозирование лотерей и ставок даже с прозрачным алгоритмом распределения выигрыша имеет высокий уровень неопределенности.

Некастодиальные лендинговые протоколы (НЛП) обеспечивают получение займов без участия доверенной стороны или посредника в лице банка или корпорации. Использование НДП для смарт-контрактов позволяет снизить риски контрагента и снижения транзакционных издержек. Одно из первых подобных приложений – MakerDAO, следом появились и другие, создающие пулы капиталов для сужения или займа криптоактивов. В 2020 году объем средств, замороженных в DeFi-протоколах, превысил 28 млрд. долларов. При выборе НЛП следует учитывать не только размер процентной ставки, но и иные факторы, в т.ч., риски тех или других смарт-контрактов, обеспечение кредита и ликвидность пула. Децентрализованные биржи (DEX) работают на базе блокчейна, не хранят средства и персональные данные пользователей на своих серверах и используется исключительно как платформа сопоставления заявок на покупку или продажу активов. Так DEX предлагают новую модель торговли и обмена активами, которая исключает прохождение RYC-процедур, зависимость от одного посредника и олигополию (рынок с ограниченным числом крупных игроков). Одной из самых успешных и активно развивающихся DEX является Uniswap, сочетающая опции торговли и получения/предоставления займов. Децентрализованное приложение Uniswap предназначено для обмена одних токенов на другие напрямую, минуя торговые площадки и прочих посредников. Для проведения обменных операций пользователю не нужно создавать аккаунт на бирже, проходить KYC-процедуру и доверять свои средства третьим лицам: достаточно лишь подключить свой браузерный кошелек (например, MetaMask), выбрать направление обмена и провести необходимую транзакцию, далее смарт-контракт автоматически отправит соответствующее количество Etherium или токенов на выбранный аккаунт.

Проведение обменных операций в Uniswap обеспечивает высокий уровень ликвидности, поскольку ликвидность для биржевых операций обеспечивается самими пользователями, предоставляющими свои активы для проведения обмена, создавая при этом пул ликвидности. Взамен пользователи (провайдеры ликвидности) получают токены из биржевого контракта (токены ликвидности), которые могут применяться для вывода их доли из пула ликвидности в любое время. При каждой сделке на бирже пользователь платит процент комиссии при обмене «Etherium – токен» и процент «токен – токен», которая добавляется в пул ликвидности. Поскольку количество токенов ликвидности строго ограничено, комиссии за транзакции пропорционально распределяются между всеми провайдерами ликвидности, и все участники пулов ликвидности могут получать постоянный доход, даже если количество пользовательских сделок относительно невелико, но стоимость актива меняется постоянно.

Другой компонент децентрализованной финансовой экосистемы DeFi Component № 2 – это стейблкоины: в сфере DeFi, в основном, применяются некастодиальные стейблкоины, соответствующие концепции децентрализованных финансов. На рынках криптовалюты торгуются в привязке к кастодиальным стейблкоинам (TUSD, USDC, USDT), и у участников рынка возникает постоянная потребность обмена одних стейблкоинов на другие. Стейблкоины могут быть кастодиальными (выпускаемые централизованным образом) и некастодиальные (выпускаемые децентрализовано). В стейблкоинах поставляется ликвидность, обеспечивая заработок в сфере DeFi: пользователь отправляет криптовалюту в протокол и получает проценты доходности (аналог пассивного дохода от банковского вклада). Предоставление средств (возвращаемых в любой момент) обеспечивает процент доходности, изменяемый при создании нового блока в блокчейне на основе анализа спроса и предложения. Стейблкоины применяются для кредитования под залог криптовалюты, с их помощью можно защитить часть своих активов от изменений стоимости криптовалюты и сохранить возможность заработка на ее росте. Поставляя стейблкоины, пользователи точнее прогнозируют свою прибыль и не боятся падения цены криптовалюты. Перевод стейблкоинов между валютными площадками занимает меньше времени, чем при применении банковской системы!

Разработаны децентрализованные приложения для выдачи кредитов в стейблкоинах под залог криптовалюты с хеджированием рисков. При помощи такого кредита можно зафиксировать часть активов: если цена криптовалюты упадет, стоимость стейблкоинов не изменится, и трейдеры применяют эти инструменты для хеджирования рисков. Стейблкоины также удобны для перевода средств между криптовалютными площадками, большинство стейблкоинов работают на блокчейне Etherium и их транзакцию можно провести быстрее, чем через обычную банковскую систему (усиление конкуренции с банками!). При применении стейблкоинов возможность блокировки счетов остается только у бирж, а мировая география рынка существенно расширяет возможности стейблкоинов: например, на бирже Bityard фиатные депозиты допустимы только для жителей Китая, Индонезии и Вьетнама, а жители других стран могут сделать депозит только в USDT.

Наконец, DeFi Component № 3 – это широкий спектр предоставляемых финансовых услуг с участием децентрализованных автономных организаций (ДАО), бирж и поставщиков ликвидности. Сервисы DeFi позволяют формировать различные стратегии на рынке: например, децентрализованный агрегатор обменов поможет найти комфортный курс для обмена «Etherium – DAI», после на DEX проводится сделка, после которой полученный DAI ссужается заемщикам для получения процентов с добавлением страховки к процессу.

Все сервисы DeFi – децентрализованные приложения на блокчейне, взаимодействие с ними обеспечивается через смарт-контракты, в основе которых – математические алгоритмы. При это важно учитывать, что «ни одна финансовая организация ни в одной юрисдикции мира не несет ответственности за действия ее участников», а все операции с финансовыми активами проводятся автоматически в распределенной среде и никто (включая разработчиков приложений) не обладает доступом к средствам пользователей и не несет ответственность за их сохранность и использование!

Темпоральная социомеханика была лейтмотивом доклада в.н.с. Института философии НАН Беларуси, к.ф.н., доцента А.В.Колесникова. Андрей Витальевич представил очень интересный обзор научных разработок, показывающих множественные явные и скрытые связи философии и математики. Достойна особого упоминания одна цитата, которую следует вначале представить в оригинале: Г. Майкл Хопф (G. Michael Hopf) в книге «Те, кто останется» («Those Who Remain») заметил: «Hard times create strong men. Strong men create good times. Good times create weak men. And, weak men create hard times». Ее перевод (с несущественными отличиями) следующий: «Трудные времена создают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена создают слабых людей. И слабые люди создают трудные времена»! Чем не преамбула для романа о Жизни, цикличности эпох и явной и скрытой философско-математической связи событий и явлений?!

О науке, искусстве и времени повествовалось в выступлении Директора учебного центра Московского политехнического университета, к.т.н. И.Н.Вольнова. Илья Николаевич, в частности, отметил смену экстенсивной модели развития цивилизации на интенсивную и усиление роли творческого созидательного начала в мировой экономике и промышленности.

Международную конференцию завершило научное сообщение Заведующего центром Института философии НАН Беларуси, к.ф.н., доцента А.Н.Спаскова. Александр Николаевич поведал о субстанциональной онтологии и нелинейной структуре исторического времени.

Также на Международной конференции «Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности» были представлены результаты ряда фундаментальных и прикладных научных исследований, в которых рассматривались наиболее актуальные проблемы развития научно-образовательной и индустриально-технологической кооперации, а также обсуждались итоги и перспективы развития совместных инвестиционных и инновационных проектов. В обсуждении докладов, выступлений и научных сообщений приняли участие гендиректор «АСС-ТВ» Юрий Борисович Лапин, аспирант Российской академии образования (РАО) Любовь Николаевна Самборская и ряд других известных ученых.

Выводы и рекомендации:

В апреле 2021 года российская и зарубежная научная и промышленная общественность отмечают шестидесятилетний юбилей пилотируемых космических полетов. Первый космический полет советского летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (12.04.1961) не только подтвердил приоритет СССР в изучении и освоении космического пространства: он придал мощный импульс новому этапу созидательного развития отечественной науки и промышленности, экономики и культуры. Шесть десятилетий пилотируемых космических полетов являются стимулом долгосрочного развития научно-образовательной, индустриально-технологической и инновационно-инвестиционной кооперации академических институтов и промышленных предприятий и организаций России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

«Четвертьвековой» юбилей Союзного государства «Россия – Беларусь» позволил подвести ряд промежуточных итогов работы по совместным инвестиционным и инновационным проектам и программам. За 25 лет развития кооперации успешно реализованы десятки-сотни тысяч проектов и программ, запущены в серийное производства тысячи новых произведенных совместно изделий, образованы сотни научно-образовательных и промышленно-технологических предприятий и организаций, сотрудничающих с академическими институтами старейшей отечественной Академии – РАН и НАН Беларуси. Новым совместным российско-белорусским мегапроектом на ближайшие десятилетия может стать участие в новом этапе космических фундаментальных и прикладных научных исследований, например, по изучению Марса и других планет.

Анализ профиля промышленной и экономической активности разных стран и мировых регионов в период пандемии подтверждает гипотезу о накапливающихся предпосылках, формирующихся новых направлениях и нарастающих изменениях в различных отраслях и сферах. Диджитализационные аспекты инжиниринга будущего проявляются в новых формах взаимодействия, в частности, в науке и образовании, индустрии и технологиях, инновациях и инвестициях. Наблюдаемая в мире ускоренная трансформация банковского сектора (БС) приводит не только к перераспределению степени его влияния на мировых финансовых рынках, но и неминуемо отражается на локальной консолидации БС в разных странах, включая Россию. Эффект «трудного времени» оценивается ярче, чем анализируются его последствия – такова философия Жизни! Но в Истории нашего Отечества неоднократно были периоды, которые «легкими» назвать сложно. А значит, мы благодарны «трудным временам» хотя бы за то, что они уже сейчас создают тех Сильных Людей, благодаря которым «хорошие времена» скоро наступят…

 

 

 



Подразделы

Объявления

©РАН 2021