ЖЕНЩИНА – ГЛАВА РАН: «А НУЖНО ЛИ ЭТО ЖЕНЩИНЕ?»

16.11.2012

Источник: СО РАН.инфо, Подготовила Екатерина Пустолякова

Женщины-ученые – тема многогранная - вопрос совмещения успешной научной карьеры и семьи

Женщины-ученые – тема многогранная. Занимаясь социологией науки можно написать не одну диссертацию по соответствующим проблемам. Вспомнить Софью Ковалевскую и Марию Кюри, поставить вопрос совмещения успешной научной карьеры и семьи, поинтересоваться реакцией мужской части сообщества, составить, опять же историческую ретроспективу изменений и прочего прогресса в этой сфере. Однако несмотря на общую феминизацию в прошлом маскулинного вида деятельности, некоторые стереотипы продолжают жить.

Мы попросили ответить на несколько вопросов, касающихся некоторых аспектов восприятия женщин в науке, лауреаток премии L`Oreal-ЮНЕСКО-2012: Елену Бабайлову (Институт химической биологии и фундаментальной медицины), Светлану Романенко (Институт молекулярной и клеточной биологии) и Екатерину Коваленко (Институт неорганической химии). Все они, как можно заметить, занимаются естественными науками.

- Как Вы думаете, отдельная научная премия для женщин – это сексизм или нет? Почему?

Елена: Я так не считаю. Насколько мне известно, данная премия наоборот создана для преодоления дискриминации женщин в науке.

Екатерина: Мы живем в обществе, в котором существуют разные слои населения, и все люди подразделяются на группы, объединенные каким-либо признаком. Например, сейчас научное сообщество подразделяется на «молодые ученые до 35 лет» и остальные, или молодой кандидат наук, молодой доктор наук и так далее. В зависимости от этого они могут принимать участие в конкурсах или нет. Я не считаю, что это дискриминация. L`Oreal проводит свой конкурс, и как организатор имеет право ставить свои условия.

Светлана: Нет, отдельная награда – это дополнительный стимул для женщин развивать свою научную карьеру. По официальной статистике большинство премий присуждаются мужчинам, поэтому вполне логично, что труд и вклад женщин в науку необходимо выделить. Премия L`Oreal-ЮНЕСКО служит отличной поддержкой и заставляет не останавливаться на достигнутом.

- Считаете ли Вы, что в науке есть традиционно «женские» и «мужские» направления?

Екатерина: Не думаю, что можно делить науку на «твою и мою», потому что она международна. Это достояние всего человечества. И потом, что считать традиционным? Для каждой эпохи традиционность своя. Вспомним, что еще в начале XX в. в России образование было уделом избранных, а уж тем более женское.

Светлана: Раньше такое деление было вызвано ограниченным доступом к образованию для мужчин и женщин. В настоящее время у каждого, независимо от пола, есть возможность выбрать именно то направление деятельности, которое ему наиболее интересно. Мне кажется, что вручение Нобелевской премии женщинам в таком, например, «мужском» направлении, как физика, является лучшим подтверждением того, что успех зависит исключительно от личного упорства.

Елена: Физика и информационные технологии, наверное, являются в большей степени «мужскими» сферами. Наверное, это связано с тем, что мужчины больше тяготеют к точным наукам и к технике. Не зря мальчики в детстве больше любят играть в машинки, чем девочки. Девочкам мне кажется, с ранних лет интересно общение, ролевые игры, в дочки-матери, например. Поэтому психология, филология – это науки, в которых женщин больше, чем мужчин. То есть разделение обусловлено различными интересами к тем или иным сферам науки, а интерес вытекает, может быть, из образа мышления. Считается, что у мужчин больше способностей к анализу, а женщины более интуитивны и гибки. Кроме того, женщине, как мне кажется, проще работать в тех областях науки, где необходима кропотливость, внимательность, скрупулезность, а мужчине - где требуется сила и решительность.

- Как Вы считаете, почему ярких и всемирно известных женщин-ученых меньше, чем мужчин (особенно, если взять весь исторический период)? Это недостаток пиара, или замалчивание их результатов, или что-то еще?

Светлана: Я вижу основную причину лишь в том, что женщины больше отдают своему основному предназначению – семье и детям. Отсюда и меньший процент тех, кто достигает вершин карьерного роста. Утрированно можно ответить словами И. Губермана:

«Женщине к лицу семья и дом,

гости и бесцельные расходы;

занятая умственным трудом,

женщина грешит против природы».

Работа в науке требует очень большой эмоциональной и физической отдачи, на каком-то этапе каждой женщине приходится делать выбор между карьерой и личным счастьем. Совмещать то и другое удается лишь единицам.

Екатерина: Если опять обратиться к истории, то, например, в Европе лишь в середине XIX в. появились колледжи, предлагавшие светское образование девушкам. Мне кажется, что 150-160 лет маловато для того, чтобы верно ответить на этот вопрос.

Елена: По-моему, в силу традиций на протяжении столетий и тысячелетий (весь исторический период) женщины преимущественно занимались рождением и воспитанием детей и домашним хозяйством, наука же была прерогативой мужчин. В течение долгого времени представительница прекрасного пола не только не расценивалась как равная по интеллекту, но и, занимаясь наукой, подвергалась опасности быть, например, сожженной на костре.

- Как Вы думаете, кто и зачем придумал штамп, что женщина не должна быть умнее мужчины?

Екатерина: Может быть два варианта: или глупые мужчины, или умные женщины.

Елена: Наверное, мужчины придумали. Зачем? Может для того, чтоб подчинить женщину, для своего удобства.

Светлана: Такое могли придумать только мужчины или глупые женщины. Женщина должна быть умнее мужчины, чтобы позволить мужчине считать, что он умнее ее.

- Как Вы думаете, настанет ли момент, когда главой РАН станет женщина?

Елена: Думаю, настанет.

Светлана: Возможно. Однако, выбор кандидата на эту должность в любом случае должен вестись не по гендерному принципу, а по личностным характеристикам.

Екатерина: Из Википедии: «Татья́нин день — день почитания Татианы Римской. После того, как в 1755 году Императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об открытии Московского университета, «Татьянин день» стал праздноваться сначала как день рождения Университета, а позднее и как праздник всех студентов». Елизавета Петровна, женщина-глава государства, понимала важность развития образования и науки. Думаю, что ее указ стал значимой вехой в истории России, так что всё может быть... Вопрос в том, нужно ли это женщине?



Подразделы

Объявления

©РАН 2024