НАНОИНДУСТРИЯ РОССИИ: ПОСЛЕ КРИЗИСА И ПЕРЕД РЕЦЕССИЕЙ

10.02.2012

Источник: Инвестиции в России, Леонид Раткин

Каковы пути развития наноиндустрии в России? Какое влияние на отрасль оказал кризис? Что ждать от рецессии?

В конце 2011 года в Санкт-Петербурге состоялась Ежегодная научно-практическая конференция Нанотехнологического общества России. В середине 2012 года северная столица вновь примет нанотехнологов на Международную конференцию. Каковы пути развития наноиндустрии в России? Какое влияние на отрасль оказал кризис? Что ждать от рецессии?

Министерством образования и науки РФ, Российской академией наук (РАН), Отделением нанотехнологий и информационных технологий (ОНИТ) РАН, Национальным исследовательским центром (НИЦ) «Курчатовский институт», Научным советом РАН по физике конденсированных сред, Санкт-Петербургским научным центром РАН, Институтом физики твердого тела РАН, Санкт-Петербургским академическим университетом – научно-образовательным центром нанотехнологий РАН в третьей декаде июня 2012 года при поддержке и участии РФФИ, Комитета по науке и высшей школе, Правительства Санкт-Петербурга и Межрегионального Союза научных и инженерных общественных объединений в Санкт-Петербургском государственном политехническом национальном исследовательском университете (СПГПНИУ) будет организована и проведена Международная научно-техническая конференция «Нанотехнологии функциональных материалов».

Председатель конференции, директор НИЦ «Курчатовский институт» и Институт кристаллографии им. А.В.Шубникова РАН член-корреспондент РАН М.В. Ковальчук и руководитель программного комитета член-корреспондент РАН М.И. Карпов неоднократно отмечали важность регулярного проведения мероприятий по нанотехнологическому функциональному материаловедению. В составе программного комитета - вице-президент РАН академик С.М. Алдошин, директор Центра фотохимии РАН академик М.В. Алфимов, научный руководитель ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей» академик И.В. Горынин, академики И.Л. Еременко, В.В. Осико, К.А. Солнцев, Ю.Д. Третьяков, В.В. Устинов, В.Я. Шевченко, член–корреспонденты РАН М.И. Алымов, Т.Т. Басиев, К.В. Григорович, Е.А. Гудилин, В.В. Квардаков, В.В. Кведер, В.И. Конов, О.С. Нарайкин, А.И. Рудской (председатель оргкомитета), Р.М. Юсупов, а также профессора Р.А. Андриевский, А.А. Викарчук, А.М. Глезер, Ю.П. Головин, С.В. Добаткин, А.Е. Ермаков, Э.В. Козлов, Е.А. Левашов, В.Ф. Петрунин и д.т.н. А.С. Орыщенко. В оргкомитет включены известные ученые из России и стран ближнего и дальнего зарубежья, в т.ч., академик Национальной академии наук (НАН) Республики Беларусь П.А. Витязь, академик НАН Украины С.А. Фирстов, члены-корреспонденты НАН Украины Ю.В. Мильман и В.Н. Варюхин, доктор Дж. Вандер Вурт (США), профессора П. Дракатос (Греция), Х. Даннингер (Австрия), Х. Дыя и Н. Собчак (оба – Польша) и Б.-А. Беренс (ФРГ).

Даже простое перечисление всемирно-известных имен не отразит масштабности мероприятия, в котором примут участие представители многих отечественных и иностранных научных школ для обсуждения результатов фундаментальных научных исследований в сфере функционального материаловедения. Для детального исследования керамических и металлических материалов с высоким уровнем эксплуатационных свойств и индустриальных технологий в рамках форума будут организованы пять секций по потенциальным рискам и угрозам в наноиндустриальной сфере, наноструктурным порошкам, композиционным, керамическим материалам и покрытиям, физико-химическим особенностям наноструктурного состояния, методам исследования наноструктурных материалов и моделирования и информационной поддержки нанотехнологий, и аморфным, нанокристаллическим и наноструктурным металлическим материалам. Для участников и гостей конференции будет организован круглый стол по проблематике подготовки квалифицированных кадров и создания программ адаптации специалистов для решения современных наноиндустриальных проблем. Будут организованы технические экскурсии в СПГПНИУ и Санкт-Петербургский академический университет – научно-образовательный центр нанотехнологий РАН.

Следует отметить, что академический университет, ректором которого является лауреат Нобелевской премии вице-президент РАН академик Ж.И. Алферов, всегда радушно принимает гостей – участников форумов и семинаров по наноиндустриальной проблематике. В конце прошлого года в Научном храме на улице Хлопина состоялась Третья научно-практическая конференция Нанотехнологического общества России (НОР) «Выход российских нанотехнологий на мировой рынок: опыт успеха и сотрудничества. Проблемы и перспективы». Хотя открытие форума проходило при активной поддержке и участии представителей мэрии северной столицы, РОСНАНО, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и организаций Санкт-Петербурга, но идейное лидерство академического университета в процессе подготовки мероприятия было бесспорным.

Если пленарное заседание было посвящено рассмотрению вопросов, связанных с состоянием российской инновационной политики и ее роли в развитии отечественных нанотехнологий, то помимо секционных докладов НОР, были организованы круглые столы по проблемам нанонауки и нанообразования, роли технического регулирования в сфере нанотехнологий, молодежным интересам в наноиндустрии и мировому опыту коммерциализации научных разработок. Количество участников на конференции по наблюдениям автора-участника мероприятия было, несомненно, меньше, чем на Международном форуме по нанотехнологиям, но это никак не повлияло на актуальность затрагиваемых проблем и новизну постановок и методов решения наноиндустриальных задач. Не была обойдена вниманием и одна из главных тем форума, связанная с предстоящим вступлением России в ВТО. Конечно, это процесс длительный и получение формального согласия, по сути, только начало очередного этапа государственного развития. Но уже сейчас, в начале 2012 года мы становимся свидетелями интересных изменений на российском рынке услуг в научной сфере.

Например, предприятия, традиционно экспонирующие свою продукцию на российских выставках, получают письма от иностранных организаторов о том, что в начале 2012 года произошла корректировка бизнес-планов по развитию выставочных проектов в РФ. Согласно изменениям, происходит постепенное увеличение стоимости, например, 1 кв.м выставочной площади, и соответственно, всех услуг, рассчитываемых через нее. Рост стоимости различен в разных сферах, но в некоторых отраслях может доходить до 50%. Мотивировка письма проста – Россия «вступила» в ВТО, и поэтому необходимо скорректировать политику работы на рынке как отечественным, так и иностранным фирмам.

Рост цен со стороны иностранных конкурентов прогнозируем, но что происходит дальше? Российские предприятия – поставщики услуг в научной сфере изначально находятся в более выгодном положении, чем их иностранные коллеги, поскольку стоимость их услуг ниже. Но в силу различных причин, опасаясь рецессии или ряда других факторов, они тоже начинают поднимать цены на свои услуги. Последствия предсказуемы – крайний в этой цепочке практически всегда потребитель, и первый страдает он.

Что можно предпринять? Поскольку российская экономика открыта для инвестиционной активности, ограничить деятельность иностранных организаторов, за исключением ряда стратегически важных областей, сложно. Рынок услуг начинает колебаться: пока тихо и плавно, но самозатухания не наблюдается и нет гарантии, что через короткий период времени в силу совокупности обстоятельств (изменений курсов валют, развития региональных конфликтов в Ормузском проливе и т.д.) ситуация не ухудшится. Пока же, контактируя по работе с российскими регионами от Сахалина до Калининграда, могу отметить: ряд проектов и программ опять свернут, где-то средства до сих пор не выделены, а где выделены – намеренно придерживаются, и в качестве объяснений нередко можно услышать знакомую фразу «ждем результатов выборов». Чьих: наших или в США?

Другая российская зарисовка начала 2012 года: с января иностранная фирма рассылает письма своим медиа–партнерам в РФ, приглашая их на научную конференцию. В текст вскользь упоминается – теперь они будут платить фирме (!) за информационную поддержку, и это помимо стандартного пакета услуг, оказываемого на бартерной основе! Пока сумма небольшая, но раньше ее не было вовсе, что предполагает ее неизбежный рост со временем. Как она рассчитывается? – На основании методик, по которым производится сопоставление стоимостей предприятий – организатора и медиа-партнеров. Существенная разница в стоимости и обуславливает необходимость доплаты – обязательного условия для включения в список медиа-партнеров.

Анализируя данную ситуацию, не могу констатировать, что она является следствием той законодательной практики, которая сложилась некоторое время назад, и которая причиняет неудобства уже многим научным изданиям. Включая их в перечень медиа-партнеров, иностранные, а со временем уже и российские предприятия, специализирующиеся в организации и проведении выставок и конференций, стали проводить расчеты для информационного бартера по системе бухгалтерского учета с уплатой налога с суммы в договоре. Поскольку стоимость участия в выставке для научного издания с распространением печатной продукции на отдельном стенде может составлять несколько сот тысяч рублей, а экспозиционных мероприятий федерального и регионального масштаба (например, по нанотехнологической тематике) в год проводится немало, львиная доля заработанных тяжелым трудом средств идет как раз на оплату налогов. Но для научных изданий выставки и конференции выставки – один из важнейших способов общения с читателями и подписчиками для формирования эффективной обратной связи с аудиторией. Многие российские издания не имеют возможности увеличить свой тираж, расширить штат и купить новое оборудование, постоянно уплачивая налоги с информационного бартера.

Но и это не все: приведенные примеры будут неполными без упоминания нового способа злоупотреблений на научном медиарынке. Вступление России в ВТО подтолкнуло к активным действиям на нашей территории предпринимателей, специализирующихся на «работе» с интеллектуальной собственностью в научной сфере. Например, иностранная фирма приходит на российский рынок для организации конференций, считая его крайне перспективным и мало освоенным. Но на нем есть уже российские фирмы-организаторы мероприятий и их медиапартнеры – как им получить активную нишу? Донести до клиентов (потребителей их продукции – ученых, научных школ и предприятий) актуальную информацию поможет издание, выпуск которого организуется в скором порядке. Но издание не пользуется спросом – оно малоизвестно и нередко делается с участием непрофессионалов. И тогда в ход идут самые неблаговидные инструменты. Например, организуется конференция, тематика которой традиционно соответствует информационной политике известных научных изданий. Их логотипы размещают на модуле, который публикуется большим тиражом, но сами издания на конференцию не приглашают. Более того, скрывают сам факт печати логотипов научных изданий, из-за чего они узнают о том, что являются медиа-партнерами, через третьих лиц спустя определенное время, за которое к фирме-организатору успевают обратиться (и стать ее клиентом) представители многих предприятий, искренне верящих, что если логотип издания указан на модуле конференции, то они-то наверняка являются их медиа–партнерами. Что это дает обманщикам? Время, прежде всего, которое они расчетливо конвертируют в свои средства, намеренно разрушая читательскую аудиторию научных изданий и на ее руинах воздвигая свою. Кроме того, силу: привлекая новых клиентов, организаторы не регистрируют научные журналы, логотипы которых были ими без их согласия использованы, ни в качестве участников, ни в качестве медиа-партнеров. Наконец, те самые средства, которые они отнимают у известных научных изданий, которые могли бы быть ими пущены на развитие производства.

На что делается расчет мошенниками, разрушающими (давайте говорить откровенно!) российскую Науку? На то, что в законодательстве РФ нечетко прописана процедура регистрации товарного знака. Они учитывают и то, что время регистрации занимает долгие месяцы (нередко до года). А также они думают о том, что далеко не у каждого научного издания, регулярно выплачивающего чрезмерно обременительный налог по договорам об информационном партнерстве, есть лишние сто тысяч на оформление необходимого пакета документов. Ну а тех, кто прошел все эти препятствия, ждут адовы круги хождения по судебным инстанциям в поисках правды и защиты авторских прав. Кто на это решится?

Конечно, при подготовке процесса вступления России в ВТО были внесены многочисленные изменения в нормативно-правовые акты, в т.ч., регламентирующие вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, но их явно недостаточно. Более того, для научных предприятий, специализирующихся на оказании услуг в профильной сфере, возник ряд ограничений, законодательных барьеров. Для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику мы по максимуму постарались снять барьеры внешние, но барьеры внутренние в большинстве своем остались и они работают против развития наших предприятий! На родной территории российские предприятия чувствуют себя ограниченными, зажатыми, и поэтому так вольготно себя чувствуют те, кто не спешит инвестировать в Россию, рассматривая нашу страну, прежде всего, как источник собственности, в т.ч., интеллектуальной, которую можно использовать в своих личных корыстных целях.

Вот об этих и аналогичных им проблемах состоялся откровенный разговор у участников конференции с гостями и слушателями. Обсуждались вопросы, почему на удивление медленно развивается малое и среднее предпринимательство в нанотехнологической сфере, как можно повысить эффективность реализации инновационных проектов в наноиндустрии в пост–кризисных и пред–рецессионных условиях, какие меры дополнительного инвестиционного стимулирования можно предложить в качестве законодательных инициатив для ускорения развития промышленности и экономики.

Выводы:

1.Учитывая посткризисные и предваряя рецессионные события, необходимо разработать и принять пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих повышение стоимости услуг и товаров на территории РФ. Целесообразно изменение ряда положений в законодательной базе, учитывающих возможность регулярного мониторинга деятельности на территории РФ иностранных предприятий по совокупности финансово-экономических показателей. Желательно ввести ограничение (например, в процентном отношении) на рост стоимости услуг для российских и иностранных предприятий применительно к организациям, находящимся в РФ.

2.За прошедшие годы развития наноиндустрии в России высокотехнологичная отрасль окрепла и переходит на новый виток эволюционного развития, качественно отличающийся от предыдущих осознанием своего места и степени влияния на инновационную экономику РФ. Соответственно, необходим комплекс отраслевых мер, стимулирующих ученых и предпринимателей к активной созидательной деятельности в сфере науки и производства. К их числу, несомненно, относится премия RUSNANOPRIZE, ежегодно вручаемая на Международном форуме по нанотехнологиям. Но этих мер явно недостаточно. Например, автором неоднократно в различных СМИ предлагается учреждение званий «Заслуженный нанотехнолог РФ» и «Почетный нанотехнолог РФ», а также профессиональных праздников Дня работника нанотехнологической промышленности (Дня нанотехнолога) и Дня информационного технолога (данные направления объединены в рамках ОНИТ РАН). Целесообразно рассмотрение указанных предложений и принятие данных инициатив уже в весеннюю сессию Государственной Думы Федерального Собрания РФ – в этом году отмечается пятилетие нанотехнологической инициативы в России, способствовавшей созданию в РФ Корпорации нанотехнологий, рассматриваемой российскими и зарубежными финансово-экономическими институтами в качестве надежного партнера по развитию наноиндустриального бизнеса в России. Именно бизнеса, поскольку главная роль в научном обеспечении проведения комплекса фундаментальных и прикладных исследований принадлежит Российской академии наук, отмечающей через 12 лет трехсотлетний юбилей.

3. Для противодействия коррупции в высокотехнологичных сферах, в частности, нанотехнологической, необходимо тесное взаимодействие ФАС, ФТС, МВД, ФСБ, Минэкономразвития РФ, Минпромторга РФ, а также, учитывая стратегическую направленность нанотехнологических исследований для укрепления обороноспособности России, Министерства обороны РФ. Необходима проверка всех фактов, связанных с удержанием платы за информационное партнерство с научных изданий, со стороны российских и иностранных фирм, с целью обоснованности применения ими соответствующих методик и правомерности получения ими доходов в такой форме. В случае выявления фактов злоупотребления российскими и иностранными предприятиями в сфере информационного (медиа-) партнерства необходимо проведение соответствующих служебных и административных расследований.

4. Для предотвращения развития ситуаций, связанных со взиманием платежей за информационное партнерство с научных изданий на территории РФ, ведущих к их неминуемому банкротству, целесообразна разработка мер, направленных на изменение налоговой политики в сфере научных СМИ. В частности, для повышения степени прозрачности финансовых расчетов научных изданий с фирмами-организаторами выставок и конференций предлагаю в соответствующей отчетности выделять данный тип доходов/расходов отдельной строкой, назвав его «Оплата изданием организатору взноса за информационное партнерство». Необходимо ввести дополнительный налог, изымающий всю сумму уплаченных изданием организатору средств плюс 3-5% (цифра может законодательно корректироваться) с фирмы-организатора в пользу государственного бюджета. Принятие данной меры не только выявит факты скрытого взимания оплаты за информационную поддержку организаторами с изданий, но и позволит пресечь данную практику, способствующую получению дополнительных доходов фирмами-организаторами с издателей. Также необходимо пересмотреть, и по возможности, значительно снизить или вообще приостановить (хотя бы на период рецессии) взимание налога с информационного бартера для изданий – данная мера облегчит существование очень многих изданий, находящихся на грани выживания (нередко, и на грани банкротства) по причине постоянной уплаты ими налогов за участие в качестве информационных партнеров в выставках и конференциях на территории РФ.

5. Для устранения законодательного пробела в нормативно-правовой базе РФ предлагаю введение определений «научное издание» (издание, не менее 50% публикаций в котором – статьи по научной тематике, подготовленные авторами, имеющими ученую степень и/или ученое звание), «научная выставка» и «научная конференция» - мероприятия, в которых участвуют не менее 50% научных и научно-производственных предприятий (цифры могут законодательно корректироваться, желательно в сторону увеличения!). Необходимо установить законодательно льготу для участия НИИ, научно-производственным предприятиям и научным изданиям в научных выставках и конференциях. Соответственно, льгота может быть предоставлена и организаторам выставок и конференций в случае, если подготовленное ими мероприятие относится к числу научных. Данный взаимоувязанный и законодательно закрепленный комплекс мер позволит выделить из общего потока научные мероприятия и СМИ и защитить их, стимулируя проведение научных исследований и деятельность по декларированию их результатов в соответствии с формой допуска.

6.Для выявления фактов злоупотреблений на научном медиа-рынке и упрощение процедуры, связанной с набирающей обороты компанией незаконного использования товарных знаков научных изданий на территории РФ, целесообразно проведение парламентских слушаний и заседания Общественной палаты РФ. Необходимо ужесточение мер за нарушение прав владельцев интеллектуальной собственности и сокращение сроков регистрации и снижение стоимости срочной регистрации для «научных изданий». Также желательно значительное упрощение процедуры, связанной с подачей в суд на нарушителя прав владельца интеллектуальной собственности, и сокращение сроков рассмотрения искового заявления – нередки случаи, когда после незаконного использования объекта интеллектуальной собственности научного издания иностранной фирмой-организатором выставки или конференции она ликвидируется и начинает работу уже как новая фирма, не имеющая предыстории долговых обязательств по отношению к российским предприятиям, например, издателем научной литературы.

Но, несмотря на многочисленные правовые коллизии и законодательные недоработки, российский нанотехнологический рынок успешно развивается. Новые фундаментальные и прикладные отраслевые разработки будут рассмотрены в следующей публикации.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024