СТАНУТ ЛИ ЗВЕЗДЫ БЛИЖЕ?

10.02.2005

Источник: Парламентская газета, ЮРИИ МАРКОВ, инженер-испытатель ракетно-космической техники

Федеральная космическая программа на 2001-2005 годы, к сожалению, не получила развития, как предусматривалось

Оказались целиком замороженными весьма нужные для "большой науки" проекты в области астрофизики и планетологии, сильно буксуют разработки прикладного значения. Между тем завершается разработка Федеральной космической программы на 2006-2015 годы.
Подчеркивая особую важность астрофизических исследований из космоса, директор Астрокосмического центра Физического института РАН имени П. Н. Лебедева академик Николай Кардашев отметил: "Сейчас надежно установлено, что более 95 процентов окружающего нас вещества мы не видим и знаем о его наличии по косвенным признакам. Задача исследования этой скрытой материи является важнейшей проблемой современной физики". Кроме того, астрофизика оказывает решающую помощь "земной" физике плазмы, физике высоких энергий".
Наша страна вправе гордиться фундаментальными, пионерскими исследованиями, проведенными в области астрофизики космическими аппаратами "Астрон" с ультрафиолетовым телескопом (запуск 1983 года) и "Гранат" с гамма- и рентгеновскими телескопами (запуск 1989 года).
Вдохновленные их выдающимися результатами в изучении звезд, галактик, уникальных астрономических объектов и межгалактической среды, ученые многих стран объединились вокруг российских проектов "Спектр-Рентген-Гамма" "Спектр-Радиоастрон" и "Спектр-Ультрафиолет". Проекты были включены в ныне действующую Федеральную космическую программу, создание космических аппаратов по указанным проектам и их запуск возлагались на ФГУП "НПО имени С. А. Лавочкина" и его смежников. Но ни один аппарат не взлетел. Дело дошло до курьеза. Зарубежное сообщество ученых поставило в соответствии с международными соглашениями научной аппаратуры на 280 млн. долларов для проекта "Спектр-Рентген-Гамма". Роскосмос же не смог выделить 20 млн. долларов, чтобы доделать аппарат и произвести его запуск.
Все последние годы на "научный космос" выделялось около 16 процентов годового бюджета космического агентства. В то же время ушли многие миллиарды рублей на поддержку МКС.
В ноябре РАН и НПО имени С. А. Лавочкина со щемящей ностальгией отметили 90-летие со дня рождения главного конструктора межпланетных станций, члена-корреспондента АН СССР Георгия Бабакина. Под его руководством совершены первые в мире мягкие посадки аппаратов на Луну, Венеру и Марс, созданы первый спутник Луны, луноходы и космические машины, пережившие конструктора на 30 лет (от "Марса-71" до "Венер" , "Вег" и "Граната"), наконец, осуществлена - вершина его творчества - автоматическая доставка образцов лунного грунта на Землю. Всего выполнено при нем 28 запусков к Луне и планетам. С его именем связаны проекты спутников серии "Прогноз" , предназначенных для изучения солнечно-земных связей, и системы предупреждения о ракетном нападении потенциального противника. Первые из них заработали на орбитах 14 апреля и 19 сентября 1972 года.
Сегодня же приходится с горечью говорить, что это прославленное государственное предприятие - НПО имени С. А. Лавочкина - установило в прошлом году рекорд, который невозможно превзойти, а только можно повторить: ни одного запуска своего космического аппарата.
Не намного лучше обстоят дела и у первопроходцев космоса - легендарной Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С. П. Королева.
Люди старшего поколения помнят слова Сергея Королева, сказанные им после полета Юрия Гагарина: "Через несколько лет люди будут летать в космос по профсоюзным путевкам!"
Конечно, история знает немало примеров, когда "великие" ошибались в своих предсказаниях, но случай с Королевым - иного рода. Он - "технарь" и мерил по себе. Ведь всего за десять лет, с 1947-го по 1957-й, он создал ракеты от Р-1 до Р-7, каждая из которых являлась машиной нового поколения, а знаменитая "семерка" , которая вывела на орбиту 4 октября 1957 года первый в мире искусственный спутник Земли и этим открыла новую, космическую эру в истории человечества, служит верой и правдой до сих пор. Под нее даже космодром строят у экватора, в Куру, что во Французской Гвиане (Южная Америка)! Также верой и правдой служат космические корабли "Союз" , разработанные без малого полвека назад. Королев же считал, что парк ракет-носителей и космических кораблей будет непрерывно и стремительно обновляться.
Действительность оказалась иной. Если бы в авиа- и автомобилестроении смена поколений техники происходила такими же темпами, как в ракетно-космической отрасли, мы бы до сих пор летали на Ли-2 и ездили на "Москвичах-401".
Словно спохватившись, что мы и в XXI веке продолжаем летать на трехместных, очень далеких от комфорта "Союзах" , в "Энергии" и Роскосмосе заговорили о создании нового шестиместного корабля "Клипер". Его макет торжественно продемонстрировали журналистам. Когда же корабль залетает? Нам обещают: примерно через семь лет...
Как тут опять не вспомнить Королева: в апреле 1960 года он утвердил эскизный проект корабля "Восток" , а равно через год, 12 апреля 1961 года, на нем слетал Юрий Гагарин!
Весной произошла смена руководства ракетно-космической отрасли: Федеральное космическое агентство возглавил Анатолий Перминов, ракетчик, бывший командующий Космическими войсками. После своих "ста дней" он дал развернутое интервью пресс-службе Роскосмоса, в котором говорил о предстоящей модернизации систем военного назначения, обновлении группировки навигационных спутников, разработке "Клипера" , реструктуризации отрасли. "Сегодня наша приоритетная задача - это поддержание в работоспособном состоянии и завершение сборки Международной космической станции" , - говорил глава ведомства. И... ни одного слова об интересах "большой науки"!
Но ведь опыт полетов показал, что заниматься "выращиванием уникальных кри сталлов в условиях невесомости, проводить тонкие астрофизические исследования несравненно лучше на непилотируемых аппаратах. Так, телескопы, установленные на автоматах, наводятся на звезды с точностью в долях угловых секунд. Секунда дуги - угол, под которым виден человеческий волос на расстоянии 50 метров! Можно ли обеспечить такую точность с борта большой обитаемой станции и поддерживать ее в течение многих-многих часов наблюдений? Конечно, нет.
Нет, я вовсе не против пилотируемой космонавтики, не против пилотируемого полета на Марс. Но здесь надо соблюдать разумный баланс.
Итак, завершается разработка Федеральной космической программы 2006-2015 гг. Основная роль в ее подготовке отведена головному институту Роскосмоса - ЦНИИМАШ. Не хочется, чтобы ее постигла участь предыдущего документа. Ведь ныне действующая программа была разработана довольно келейно, без широкого обсуждения научной общественностью, и тихо утверждена Правительством. Даже специалисты, работающие в отрасли, знали о ней лишь понаслышке. Неудивительно, что исполнительная власть плохо ее финансировала, мало интересовалась ею и по большому счету не контролировала.
Как известно, в январе 2004 г. была объявлена космическая инициатива президента Джорджа Буша. Она предусматривает возобновление пилотируемых полетов на Луну, создание лунной базы, высадку людей на Марсе и т. д. Наши чиновники поспешили тогда назвать ее "предвыборным трюком". Однако уже пошли средства на ее выполнение, и 1 сентября NASA выдало первые 11 контрактов на исследования во имя выполнения космической инициативы.
О широкомасштабных планах освоения космоса, включая Луну, объявил и Китай. Энергично трудятся Европейское и Индийское космические агентства.
Конечно, не всегда первооткрыватели новых путей удерживают первенство. Но негоже нашей стране - первопроходцу космоса - терять свои позиции великой космической державы.

Подразделы

Объявления

©РАН 2024