К 100-летию со дня рождения академика Евгения Васильевича Золотова: стратегические национальные приоритеты трансформации отечественной экономики – от технологической независимости России к увеличению роли государства и финансовых институтов в формировании стратегии развития инновационного потенциала и цифрового суверенитета

11.08.2022

Источник: Инвестиции в России, 11.08.2022 Леонид РАТКИН



В июле 2022 года в Москве АНО «Центр поддержки и развития бизнеса» и АНО «Локомотивы роста» организовали и провели Саммит деловых кругов «Сильная Россия 2022». Российские ученые и их зарубежные коллеги, известные промышленники и предприниматели обсудили стратегические национальные приоритеты трансформации отечественной экономики, особенности технологической независимости России и увеличения роли государства и финансовых институтов в формировании стратегии развития инновационного потенциала и цифрового суверенитета с учетом текущей геополитической ситуации.

В апреле (по другим данным – в августе) 2022 года исполнилось сто лет со дня рождения всемирно известного советского ученого-математика, специалиста в сфере прикладной математики (ПМ), системных исследований и автоматизированных систем, доктора технических наук (1962), профессора (1968), члена-корреспондента Академии наук (АН) СССР (с 24.11.1970) по Отделению математики (вычислительная математика), академика АН СССР (с 23.12.1987) по Отделению информатики, вычислительной техники и автоматизации (информатика, вычислительная математика) Евгения Васильевича Золотова (29.04.1922, Тула – 26.07.1990, Хабаровск). Е.В.Золотов – яркий представитель героического поколения ученых-фронтовиков: в 1939 году он поступил на обучение на Механико-математический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, но его не закончил. Началась Великая Отечественная война (22.06.1941), и Евгений Васильевич ушел на фронт, принимал участие в боях под Москвой. В Советской Армии Е.В.Золотов прослужил свыше 27 (!) лет: с 29.04.1942 по 30.09.1969. После окончания в 1944 году факультета вооружения Военно-артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского Евгений Васильевич с сентября 1947 года по сентябрь 1969 года работал научным сотрудником, затем с.н.с., начальником отдела и (в конце службы) заместителем начальника управления в НИИ стрельбы зенитной артиллерии (СЗА) Академии артиллерийских войск, переведенном в Евпаторию из Москвы. Е.В.Золотов первый (!) в НИИ СЗА защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук, приняв активное участие в формировании и совершенствовании зенитно-ракетных войск ПВО СССР. После демобилизации 30.09.1969 в звании инженера-полковника, которое было присвоено 10.09.1962, Евгений Васильевич продолжил научные исследования в Калининском политехническом университете, создав уже в 1970 году кафедру «Автоматизированные системы управления» (АСУ). Всего через год после получения ученого звания профессора (1968) Е.В.Золотова приглашают в Дальневосточный научный центр (ДВНЦ) АН СССР для формирования и развития региональной научной инфраструктуры институтов технического и физико-математического профиля. После избрания членом-корреспондентом АН СССР в 1970 году Евгений Васильевич по 1972 год заведовал отделом ПМ Хабаровского комплексного НИИ ДВНЦ АН СССР и в период с 1972 года по 1980 год был Заместителем Председателя Президиума ДВНЦ АН СССР. Уже с 1981 года член-корреспондент АН СССР Е.В.Золотов – первый директор основанного им в Хабаровске Вычислительного центра (ВЦ) ДВНЦ АН СССР, член Президиума ДВНЦ АН СССР, председатель Совета по физико-математическим наукам и техническим наукам ДВНЦ АН СССР.

Евгений Васильевич объединил в ДВНЦ АН СССР ученых разных направлений деятельности, включая системных аналитиков и асов-программистов, биофизиков и врачей. После создания Е.В.Золотовым Лаборатории медицинской информатики, руководителем которой был назначен почетный профессор Академии традиционной китайской медицины, к.м.н. В.А.Ионичевский, в ВЦ ДВНЦ АН СССР регулярно выполнялся широкий спектр научных исследований по различной проблематике, включая историко-географические, медико-экологические и социокультурные направления. В научной школе Евгения Васильевича, избранного в 1987 году академиком АН СССР – свыше 20 профессоров. Академик Е.В.Золотов внес весомый вклад в создание и развитие многих научных направлений, связанных с математическим моделированием больших систем на ЭВМ, аналитическими и экспериментальными машинными методами оценки эффективности систем, а также с теорией случайных процессов. Научная школа Евгения Васильевича создала множество направлений исследований, востребованных в наше время.

В год столетия академика Е.В.Золотова в июле 2022 года в Москве был проведен Саммит деловых кругов «Сильная Россия». Научно-промышленный симпозиум организовали АНО «Центр поддержки и развития бизнеса» и АНО «Локомотивы роста», его пленарное заседание «Трансформация российской экономики: стратегические национальные приоритеты» открыло приветствие модератора Д.Б.Кравченко, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике и Ответственный секретарь Бюро Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Денис Борисович отметил, в частности, необходимость перехода от технологической независимости России к увеличению роли государства и финансовых институтов в формировании стратегии развития инновационного потенциала и цифрового суверенитета.

О новых разработках Государственной корпорации «Роскосмос» рассказал первый заместитель генерального директора по развитию орбитальной группировки и перспективным проектам д.т.н., профессор Ю.М.Урличич. Юрий Матэвич обратил особое внимание участников и гостей Саммита деловых кругов «Сильная Россия» на Федеральный проект (ФП) «Сфера», стартовавший в 2021 году, разработанный на период до 2030 года и ориентированный на развитие космических информационных технологий (например, спутниковой связи и дистанционного зондирования Земли, ДЗЗ) для достижения синергетического эффекта при интеграции современных космических систем и сервисов. Основными задачами ФП «Сфера» является гарантированное обеспечение потребителей во всех секторах экономики информацией и услугами спутниковых систем, устойчивое развитие и повышение эффективности российских спутниковых технологий, расширение присутствия отечественных космических продуктов и услуг на мировом рынке. Необходимость реализации долгосрочного инвестиционного проекта «Сфере» обусловлена повышением уровня жизни и ожиданием общества новых доступных комплексных решений в сфере науки и бизнеса, в частности, для транспортно-логистического комплекса, телемедицины и образования. Космический мониторинг является эффективным инструментом для объективного и оперативного удаленного контроля, а услуги позиционирования и связи в реальном времени – фундаментом технологического развития и катализатором инновационного развития экономики и промышленности России. Отмечалось, что современные социально-технические платформы, например, для глобального сервиса в сфере транспортно-логистических услуг, интегрируют наземные и космические информационные технологии в востребованные на мировом рынке высокотехнологичные продукты. Синергетический эффект для научного и бизнес-сообщества от объединения ресурсного потенциала космических аппаратов, наземной космической инфраструктуры, корпоративных терминалов, приборов и оборудования на микроэлектронной компонентной базе, нанодатчиков и маршрутизаторов, персональных вычислительных устройств и абонентских терминалов очевиден, поскольку космические технологии навигации, связи и ДЗЗ в интеграции с наземными системами позволят сформировать устойчивую орбитальную и наземную космическую инфраструктуру с имплементацией сетевого оборудования наземной связи, персональных устройств, датчиков и терминалов для решения широкого спектра задач. В ФП «Сфера» интегрирован ряд космических инвестиционный проектов для создания Единой космической информационной экологической системы, включающей порядка 10 орбитальных группировок, различных компонентов наземной инфраструктуры и комплексов абонентского оборудования. В апреле 2022 года ФП «Сфера» был одобрен Правительством Российской Федерации с объемом бюджетного финансирования 95 млрд.рублей. Ключевыми технологиями ФП «Сфера» являются цифровые двойники в жизненном цикла космических аппаратов (КА), искусственный интеллект (ИИ) в автономной управлении КА, многоспутниковые орбитальные группировки, серийное производство малых КА на базе унифицированных платформ, гибкие цифровые полезные нагрузки для КА связи, высокоскоростные линии лазерной связи. Реализация ФП «Сфера» позволит обеспечить цифровое телевизионное вещание с КА на геостационарной орбите и цифровое радиовещание с КА на высокоэллиптической орбите на все территории Российской Федерации (включая Арктический регион), услуги вещания в рамках отдельных корпораций и бизнес–структур и стабильный высоконадежный канал связи и передачи данных в экстренных и чрезвычайных ситуациях. Проектом «Сфера» предусмотрено обеспечение телекоммуникационными услугами Президентской, Правительственной и Специальной связи, министерств и ведомств РФ на всей территории России (включая Арктику), услугами персональной связи (в т.ч., для работы в труднодоступных районах) для корпораций и частных лиц на всей территории Российской Федерации, включая Арктический регион. Предусмотрено прямое подключение датчиков различных устройств через спутники к Всемирной сети со 100% покрытием и 50 миллионами потребителей услуг. В рамках ФП «Сфера» запланировано повышение пропускной способности орбитальной группировки до 320 Гбит/с со 100% глобальным покрытием: трафик 200 Мбит/с на одного пользователя обеспечит доступ к широкому спектру услуг в сфере науки, образования, транспортно-логистических и медицинских услуг, а также для поддержки малого и среднего бизнеса.

Напомним, целью развития низкоорбитальных спутниковых систем в Государственной корпорации «Роскосмос» является создание бесшовных сетей для широкополосного доступа (Enhanced Mobile BroadBand, eMMB - «Расширенная мобильная широкополосная связь»), бесшовных сетей Internet of Things – IoT (Massive Machine-Type Communucation, mMTC – «Массивная межмашинная связь»), сетей IoT для контроля и подачи команд беспилотных систем (Ultra-Reliable and Low-Latency Communication, URLLC – «Сверхнадежная связь с низкой задержкой»). Развитие инвестиционного проекта «Сфера» позволит существенно нарастить ресурс телекоммуникационных услуг 5G: например, eMBB обеспечивает большую емкость, необходимую для поддержки пиковых скоростей передачи данных как при высокой концентрации потока людей, так и для конечных пользователей, находящихся в движении, mMTC позволяет подключать большое число телекоммуникационных устройств (счетчиков, датчиков и т.д.), а URLLC предоставляет высоконадежное соединение с низкой задержкой передачи данных. В рамках ФП «Связь» сервисы ДЗЗ позволят осуществлять оптическую и всепогодную радиолокационную съемку всей территории Земли с разрешением до 0,4 метра, передавать данные с КА на наземные станции приема на территории Российской Федерации, обрабатывать данные с применением технологий ИИ и применять различные сервисы с использованием данных ДЗЗ для построения аналитических алгоритмов и моделей.

Рассматривая Систему пространственно-временного обеспечения как глобальный инвестиционный и инновационный проект, необходимо особо отметить ее ключевые компоненты: системы ДЗЗ, навигации и синхронизации (с функциональными дополнениями, наземными радиолокационными системами, резервными системами навигации и синхронизации на базе КА ретрансляторов, системами навигации по геофизическим полям – в т.ч., магнитным и гравитационным), системами коммуникационного и информационного обеспечения. Системы приема-передачи информации включают Центр управления системами, Информационно-аналитический центр (взаимодействие с Экологической системой Государственной корпорации «Роскосмос»), аппаратуру потребителя Системы пространственно-временного обеспечения, фундаментальный сегмент, Систему временной синхронизации, Центр параметрической идентификации систем, мониторинга и контроля.

Успешная реализация инвестиционного проекта «Сфера» позволит повысить эффективность функционирования научно-образовательных и промышленно-технологических предприятий и организаций различных отраслей, включая сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, строительство и добычу полезных ископаемых, государственное управление и обеспечение безопасности, производство компьютеров и электронных изделий, деятельность в области информации и связи, транспортировку и хранение, строительство и разработку программного обеспечения. Согласно экспертным оценкам, реализация инновационного инвестиционного проекта «Сфера» позволит существенно повысить макроэкономические показатели влияния космической отрасли: налоговые поступления увеличатся до 225,9 млрд.рублей, вклад в ВВП – до 516,0 млрд.рублей, капиталовложения в экономику – до 195,8 млрд.рублей с созданием 7,2 тысяч новых рабочих мест. В рамках реализации ФП «Сфера» заключен ряд стратегически важных соглашений с крупнейшими корпорациями Российской Федерации: «ГАЗПРОМ», «РОСАТОМ», «РЖД».

Представитель руководства Министерства строительства и ЖКХ РФ представил доклад по проблематике импортозамещения в строительной отрасли. Согласно данным, представленным в июле 2022 года на пленарном заседании Саммита деловых кругов «Сильная Россия», доля импорта по основным группам объектам составляет: на объектах массового жилищного строительства и на дорожных объектах – по 5%, на инженерных сооружениях – 10%, в административных зданиях, включая социальные объекты – 25%, на промышленных объектах – 35%! Для всех групп объектов география импорта – США и КНР, страны Западной Европы и Востока. Интересен детальный анализ по группам импортируемых товаров: на объектах массового жилищного строительства 5% импорта включают системы огнезащиты, герметики, смеси и клеи, фасадный крепеж и саморезы, отделочные материалы (лакокрасочная продукция, плитка и т.д.), системы безопасности и автоматика, инженерные системы (например, отопление, вентиляция, кондиционирование). Импорт в 10% на инженерные сооружения включает запорную и регулирующую арматуру, электротехнические изделия и системы безопасности и автоматики. В административных зданиях, включая социальные объекты, импорт в 25% включает, в частности, 10% - системы огнезащиты, герметики, смеси и клеи, фасадный крепеж и саморезы, отделочные материалы (лакокрасочная продукция, плитка и т.д.), системы безопасности и автоматика, инженерные системы (например, отопление, вентиляция, кондиционирование) и 15% - специализированное оборудование (медицинское и технологическое и т.д.). Наиболее сложная с точки зрения импортозамещения ситуация – в сфере промышленных объектов – отопление, кондиционирование и вентиляция – 5%, технологическое оборудование – 25%, электротехнические изделия – 3% и системы безопасности и автоматики – 2%. Зависимость от импорта строительных ресурсов в инженерных системах по ряду товарных групп внушает тревогу: если по системам безопасности и автоматики и системам вентиляции доля импорта – всего по 15% (отечественная продукция – 85%), то в системах кондиционирования (смежная с системами вентиляции товарная группа) – уже 84% (отечественных аналогов – всего 16%)! Сложная ситуация – в импортозамещении насосного оборудования: 94% импорта, российских аналогов – всего 6%!! Аналогичная ситуация – с импортом запорной и сантехнической арматуры – 94%, всего 6% аналогов, производимых в РФ!!!

Анализ импортозамещения в строительной отрасли дорожной инфраструктуры подтверждает, что в 76% материалов доля импорта составляет 5%, или 3,8% от общего удельного веса затрат стоимости строительно-монтажных работ (СМР), а в 9% затрат на эксплуатацию машин и механизмов доля импорта составляет 70%, или 6,3% от общего удельного веса затрат в строительстве. По товарным группам в структуре материалов и инженерных систем импорт составляет 1% - добавки для устройства дорожного полотна (эмульгаторы, промоторы адгезии, модификаторы битума), 1,5% - инженерные системы, 1% - электротехнические изделия, 1,5% - интеллектуальные системы управления дорожным движением. Но зависимость от импорта строительных ресурсов, по данным Минстроя РФ, по дорожным машинам и механизмам еще более критичная: импорт тракторов составляет 46%, автосамосвалов – 48%, бетоноукладчиков – 60%, экскаваторов – 80%, катков – 80%, погрузчиков – 90%, ВГО – 100%, АПАС – 100%, гусеничных асфальтоукладчиков – 100%, колесных ресайклеров и гусеничных фрез – 100%, автокранов грузоподъемностью свыше 90 тонн – 100%!!!

Среди мероприятий по импортозамещению в строительной отрасли в сфере нормативно-правового регулирования следует отметить, прежде всего, ускоренный вывод строительных материалов, изделий и конструкций на рынок в соответствии в постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353, за счет упрощения процедуры подтверждения пригодности их использования. Согласно тексту нормативно-правового документа (НПД), срок подтверждения пригодности отечественных строительных материалов сокращен с 90 до 10 рабочих дней благодаря отказу от разделения процедуры на «министерскую» и «подведомственную» части с созданием механизма подтверждения пригодности по системе «одного окна». Для подтверждения характеристик стройматериалов, которые ввозятся в Россию из-за границы, органы экспертизы и государственного строительного надзора учитывают результаты испытаний, проведенных в зарубежных лабораториях, Выданные технические свидетельства о пригодности материалов, конструкций и технологий автоматически продлены на два года. Также законодательно реализована возможность предоставления права застройщику заменить строительные ресурсы, предусмотренные проектной документацией, на аналоги в связи с невозможностью дальнейших поставок строительных ресурсов из ряда стран, оказывающих санкционное давление: Постановление Правительства РФ от 04.04.2022 № 579 «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации». В соответствии с решением застройщика, не требуется проведение государственной экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно соответствуют требованиям, указанным в пунктах 2-4 части 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, связаны с заменой строительных ресурсов на аналоги и не приводят к увеличению сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта (т.н. сметная стоимость строительства) более чем на 30 процентов и свыше 100 млн.рублей. При этом, если сметная стоимость в таком случае изменяется, то проводится экспертиза только в части проверки определения сметной стоимости, при этом плата за проведение такой повторной экспертизы не взимается.

Необходимо особо отметить меры поддержки разработчиков отечественного программного обеспечения (ПО) и разработки отечественных аналогов ПО для реализации возможности применения в строительстве технологий информационного моделирования. На официальном сайта Минстроя РФ размещен верифицированный перечень российского ПО для субъектов градостроительной деятельности в соответствии с данными единого реестра российского ПО для ЭВМ. Перечень ПО открыт и регулярно обновляется: Минстрой РФ совместно с Минцифры РФ регулярно формируют адресные меры поддержки субъектам градостроительной деятельности по разработке и внедрению российского ПО по технологиям информационного моделирования, а также мер поддержки регионов и субъектов рынка для приобретения ПО отечественных производителей и разработчиков.

О мерах поддержки ВЭБ.РФ и институтов развития (ИР) для городов России на пленарном заседании «Трансформация российской экономики: стратегические национальные приоритеты» участникам и гостям июльского Саммита деловых кругов «Сильная Россия» рассказали представители ВЭБ.РФ – правопреемника ВнешЭкономБанка (ВЭБ), отмечающего в 2022 году 100-летие со дня основания! ВЭБ с 1922 года по 1991 год являлся государственным банком (ГБ) внешнеэкономической деятельности (ВЭД) СССР, а с 1992 по 2007 год – ГБ ВЭД РФ. Уже в 2003 году ВЭБ получил статус управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений. Согласно Федеральному Закону (ФЗ) «О банке развития» от 17.05.2007 статус ВЭБ изменился с ГБ ВЭД РФ на «банк развития». Поскольку ВЭБ не имеет банковской лицензии (!), федеральное законодательство о банках и банковской деятельности распространено на ВЭБ в части, не противоречащей ФЗ «О банке развития» от 17.05.2007. Соответственно, среди ключевых задач для ВЭБ на новом этапе развития стало стимулирование инвестиционной деятельности, диверсификация отечественной экономики и повышение конкурентоспособности российской продукции и услуг на внешнем рынке. Уже реализовано более 200 инвестпроектов совокупной стоимостью свыше 4 трлн. рублей, включая строительство Богучанской ГЭС, объектов олимпийской инфраструктуры в Сочи, нефтеналивного терминала в Усть-Луге (крупнейшего в Европе), нефтехимического комплекса в Татарстане «Аммоний», магистрали «Западный скоростной диаметр», авиалайнеров «Сухой Суперджет 100», развитие инвестиционной программы АвтоВАЗа. Согласно новой стратегии развития, в числе ключевых стратегических приоритетов ВЭБ определены отрасли опережающего развития, а в числе приоритетных сферам для капиталовложений – диверсификация ОПК для развития выпуска гражданской продукции, высокие технологии, инфраструктура, инновации, поддержка несырьевого экспорта. Разработан механизм «фабрики проектного финансирования» ВЭБ, в соответствии с которым финансирование проектов реализуется посредством инструмента синдицирования (с участием нескольких банков) по принципу «80 на 20»: 80% - синдицированные через транши для снижения рисков участников проекта заемные средства, 20% - собственные средства инициатора проекта. Председателем ВЭБ 24.05.2018 был назначен к.ю.н., заслуженный экономист России Игорь Иванович Шувалов (с 2008 года по 2018 год – Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации).

Как отмечалось в докладе, в группе ИР можно особо отметить работу ряда организаций, в частности, Российского экспортного центра и «РОСЭКСИМБАНК», Корпорации МСП и «МСП Банк», «Сколково», Фонда содействия инновациям, Роснано, Фонда развития промышленности (ФРП), Фонда инфраструктурных и образовательных программ, Национального центра государственно-частного партнерства и Агентства по технологическому развитию. Среди мер поддержки для моногородов особое внимание уделяется льготным займам от 5 до 250 млн.рублей од 0% на срок до 15 лет (Фонд – 80%, инвестор – 20%) и от 250 млн.до 1 млрд.рублей под 5% на срок до 15 лет (фонд – 95%, регион – 5%) со стандартным обеспечением (налоги, банковские гарантии, поручительства и т.д.). Предусматривается софинансирование расходов бюджета региона/муниципалитета в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов. В этом случае требования к инвестиционному проекту предусматривают подтверждение источников финансирования (за исключением средств Фонда) и гарантией того, что проект не является инвестпроектом по реконструкции, техническому перевооружению, модернизации и (или) дооборудованию градообразующей организации моногорода (объем товарооборота с ней должен быть не выше 50%). Требования к инициатору инвестиционного проекта – наличие статуса резидента РФ, отсутствие задолженности по налогам и сборам, решений о банкротстве, приостановке деятельности, реорганизации или ликвидации. Ключевыми показателями эффективности реализации инвестиционного проекта и обязательным участием Фонда в инвестпроекте является создание рабочих мест в моногороде с привлечением инвестиций.

Какие направления развития городской экономики наиболее инвестиционно-привлекательны? Потенциальные инвестпроекты в сфере ЖКХ ориентированы на обеспечение систем водоснабжения и водоотведения, городского освещения и теплоснабжения, ливневых каналов и канализации. Инвестиционные проекты по направлению «комплексное развитие территорий» включают девелопмент и редевелопмент с управлением коммерческой недвижимостью; «инфраструктура» - аэропорты с автодорожной сетью (в т.ч. мосты и дороги), портовой и ж/д инфраструктурой, канатные дороги; «развитие МСП» - оптовую и розничную торговлю, сферу бытовых услуг, гостинично-ресторанный бизнес, благоустройство и озеленение, спорт; «социокультурное взаимодействие» - создание и развитие новых городских «мест притяжения» (например, арт-кластеры, арт-резиденции, арт-пространства), поддержка креативных индустрий и локальных творческих инициатив, социокультурное сопровождение продуктов ВЭБ.РФ, туристические объекты в сфере культуры; «транспорт» - цифровизация общественного транспорта, развитие инфраструктуры городского электротранспорта (ГЭТ), модернизация подвижного состава и остановок, речной транспорт, лизинг коммунальной техники и школьные перевозки, «технологическое развитие» - прямые инвестиции в высокотехнологичные проекты и интеграция технологических решений по различным направлениям городской экономики; «здравоохранение» - поликлиники и реабилитационные центры, инфекционные стационары и больницы, геронтологические центры и цифровизация медицинского образования, «индустрия гостеприимства» - создание и реконструкция номерного фонда гостиниц и туристических кластеров (включая т.н. «точки притяжения»), развитие эко-туризма и общественных пространств (в частности, городские парки); «создание образовательной среды» - школы и центры детского отдыха, университетские кампусы и цифровая образовательная среда; «обращение с твердыми коммунальными отходами» - сбор, транспортировка, сортировка и утилизация мусора. Программа охватывает 378 городов России, из них 14 «городов-миллионников», 77 регионов присутствия, общая численность жителей – свыше 56 миллионов! В пятерке крупнейших городов-участников – Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск. Реализация инвестиционных проектов по программе поддержки ВЭБ.РФ позволяет решать широкий спектр бизнес-задач с повышением чистоты покупок и привлечением новой аудитории с дифференциацией от конкурентов, улучшать имидж научно-образовательных и промышленно-технологических предприятий и организаций благодаря развитию и продвижению системы их ценностей с укреплением имиджевых характеристик за счет усиления взаимодействия с целевой аудиторией, добиться существенного сокращения затрат на инвестпроекты благодаря внедрению системы снижения операционных затрат и реализации не требующих существенного финансирования мероприятий, повысить уровень корпоративной социальной ответственности с выполнением социально-значимых инвестпроектов в соответствии с запросами горожан, расширить сферу применения и тиражируемости инвестпроектов с мониторингом достигнутых результатов и внедрением удачных проектов в других городах, укрепить партнерские отношения с муниципалитетами и наладить конструктивный и взаимовыгодный диалог с представителями городских властей. Программа состоит из пяти этапов: «город в шаговой доступности» для создания комфортной среды и функционального разнообразия рядом с местом проживания, «здоровый город» с формированием условий для здорового образа жизни, «устойчивый город» для снижения вредного воздействия на природу и экологическое просвещение, «интересный город» для стимулирования творческой активности жителей городов, «гибкий город» для расширения возможностей использования городских пространств.

В июле 2022 года в Москве был проведен Всероссийский форум «Креативная неделя» (Russian Creative Week, RCW). Представитель Оргкомитета RCW обратил внимание участников и гостей Саммита деловых кругов «Сильная Россия» на высокий уровень капиталоемкости креативной индустрии (КИ). Согласно экспертным оценкам, КИ глобально генерируют 2 трлн.долларов, порядка 30 млн.человек заняты в КИ во всем мире, вклад КИ в ВВП развивающихся стран варьируется от 3 до 5%. Согласно проекту концепции развития КИ, подготовленного Минкультуры России, КИ – это «тип экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности – научной, научно-технической, культурной. Ядром креативной экономики являются творческие (креативные) индустрии». Согласно рубрикатору ООН, в перечень КИ включены издательское дело и журналистика, архитектура и урбанистика, музыка и саунд-дизайн, компьютерная графика, разработка игр, новые медиа-ресурсы, маркетинг, искусство, дизайн, мода, кино, ТВ и IT. Возможными приоритетными направлениями развития КИ в РФ являются научные исследования и разработки, цифровой образовательный контент, урбанистика и архитектура, дизайн (в т.ч., графический, промышленный и дизайн цифровых систем), компьютерная графика и анимация, мода, производство кино и видеопродукции, музыка и саунд-дизайн, исполнительские искусства, театр и фестивальная деятельность, литература и издательская деятельность, изобразительное и визуальное искусство (например, арт, декоративно-прикладное искусство), разработка программного обеспечения, IT, игрушки и компьютерные игры, медиа, журналистика, производство рекламы, телевизионных, радио и интернет-вещательных программ, гастрономия.

В завершение пленарного заседания «Трансформация российской экономики: стратегические национальные приоритеты» июльского Саммита деловых кругов «Сильная Россия» прозвучало яркое выступление вице-президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Д.Н.Курочкина «Проблемы импортозамещения и промышленной кооперации: роль системы ТПП». Дмитрий Николаевич отметил, что Система ТПП принимает активное участие в создании ряда сервисов импортозамещения на федеральном и региональном уровнях. В связи со значительным повышением спроса на отечественную продукцию Министерство промышленности и торговли Российской Федерации совместно с ЭТП ГПБ разработали Сервис импортозамещения, который базируется на технологиях торгового портала. Заказчик оформляет ценовой запрос на необходимую ему дефицитную продукцию, поставщик направляет ценовые предложения (ЦП) на запрос Заказчика, на основании ЦП Заказчик направляет Поставщику подтверждение о выполнении заказа, Поставщик утверждает заказ стороны с оформление сделки. Кроме того, Поставщик может самостоятельно разместить свою продукцию, если считает, что она замещает зарубежный аналог. В качестве Преимуществ для Поставщика можно отметить возможность размещения товаров, работ и услуг в прайс-листе (который увидят крупнейшие Заказчики России),наращивание объемов продаж отечественных аналогов с быстрым выходом на новых Заказчиков и рынки сбыта, получение автоматической рассылки приглашений к торгам (в случае, когда Заказчикам необходимы конкретные группы и категории товаров), бесплатное (до 10 позиций для Поставщика, неограниченное количество – для Производителя) размещение позиций в прайс-листе (если Поставщик/Производитель готов указать, какую аналогичную зарубежную позицию замещает товар), ответ на ценовой запрос без взимания денежных средств с Поставщика/Производителя. Приоритетами 2018-2021 годов (с реализацией до 2024 года) являлись преодоление бедности, увеличение продолжительности жизни, поддержка семьи и семейных ценностей, развитие цифровой экономики и общества, «зеленая экономика», адаптация к изменению климата и энергопереход, но приоритеты 2022 года (с реализацией до 2030 года) предполагают не только укрепление технологического суверенитета и технологической устойчивости, но и изменение бюджетного правила, а также усиление финансирования науки и научно-технологического комплекса (приуроченное к предстоящему празднованию 300-летия основания старейшей отечественной Академии – Российской академии наук, РАН 08.02.2024), адаптация к сокращению трудовых ресурсов, стимулирование миграционного прироста и формирование новой мировой экономической системы с усилением роли БРИКС и ШОС. Если краткосрочные цели в сфере импортозамещения (КЦСИ) для государства предполагает финансирование текущих инвестиционных и инновационных отраслевых проектов, обеспечение критического импорта в сфере безопасности и основ жизнедеятельности, координации бизнес-проектов по импортозамещению, то КЦСИ для бизнеса сфокусированы на финализации текущих инвестиционных и инновационных проектов по импортозамещению с задействованием существующих мощностей для простых сфер замещения ушедшего импорта. Аналогично, долгосрочные цели в сфере импортозамещения (ДЦСИ) для государства гораздо масштабней – расширение направлений импортозамещения в сфере безопасности и основ жизнедеятельности с выработкой стратегических направлений импортозамещения в рамках научно-технологической политики. Бизнес рассматривает ДЦСИ для масштабирования импортозамещающих производств в гражданском секторе с выстраиванием производственной кооперации в импортозамещающих инновационных и инвестиционных проектах. Синтез КЦСИ и ДЦСИ позволяет рассматривать комплекс решений не как частичные антикризисные меры временного характера, а как долгосрочную Стратегию новой индустриализации с формированием эффективной налоговой политики, сбалансированной денежно-кредитной политики и оптимальной внешнеторговой политики, что формирует контуры и принципы Стратегии экономического развития России до 2035 года, предложенные Советом ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России в марте 2022 года, доработаны с участием всей системы ТПП ФР в апреле – июне и представлены в конце июня 2022 года Министру промышленности и торговли РФ Д.В.Мантурову, назначенному 15 июля Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

Одним из примеров успешно реализованных антикризисных проектов и антисанкционных инициатив ТПП РФ стало создание биржи субконтрактов – одного из эффективных механизмов по поиску и отбору квалифицированных поставщиков инновационной продукции и услуг. В Бирже субконтрактов, организованной ТПП Ярославской области 26.05.2022 в ЦВК «Экспоцентр», приняли участие свыше 40 отечественных производителей из Владимирской, Ивановской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Омской, Самарской, Тверской, Ярославской областей, Москвы и Санкт-Петербурга, а также Республики Беларусь. Экономический эффект от Биржи субконтрактов оказался настолько высоким, что было принято решение о проведении мероприятия на площадке ЦВК «Экспоцентр» ежегодно. ТПП РФ принимает активное участие и содействие в развитии кооперационных связей в промышленности в рамках ЕАЭС. Например, предусмотрено льготное финансирование инвестиционных проектов за счет средств Евразийского банка развития на весь период реализации, возмещение затрат при реализации на рынках стран ЕАЭС продукции, произведенной с участием предприятий двух и более государств-членов ЕАЭС, формирование перечня критически значимой импортной продукции машиностроительного комплекса в целях запуска производства в кооперации, возмещение затрат компаний по проведению НИОКР (направленных на производство инновационной промышленной продукции, производимой совместно с партнерами по ЕАЭС) и компенсация части затрат по организации участия в выставочно-ярмарочной деятельности в целях продвижения совместно произведенной в ЕАЭС продукции на рынках третьих стран. Усиливающаяся антисанкционная политика в отношении России на фоне растущего образовательно-промышленного потенциала отечественных научных школ, восстанавливающихся после разрушительных реформ 90-х годов прошлого века, сформировала по принципу «третьего закона Ньютона» («действие равно противодействию») в обществе запрос на опережающее развитие, что, в частности, трансформировалось в идею формирования Системы Отраслевых Центров технологического превосходства (ОЦТП). Сама идея ЦТП не нова: в период Великой Отечественной войны в условиях жесточайших ограничений и лишений на многих оборонных производствах, оперативно эвакуированных на новые территории, были быстро развернуты исследовательские и испытательные лаборатории (ИИЛ), опытные экспериментальные производства (ОЭП), отделы подготовки разрешительной для выпуска документации (ОПРВД) и цеха для серийного производства (ЦСП) и отправки военной продукции «на фронт, для Победы»! Реалии XXI века и новые испытания для экономики и промышленности нашей страны добавили в схему новый элемент – отраслевые Центры реализации промышленных технологий (ЦРПТ), обеспечивающие трансфер инновационных разработок в смежные сферы экономики и отрасли промышленности. ЦРПТ вместе с блоком серийного производства, сертификационной лабораторией (вместо ОПРВД) ОЭП и ИИЛ представляют полный замкнутый технологический цикл в ОЦТП. Благодаря внедренной в производство схеме ОЦТП предприятия реального сектора экономики вместе с российскими и зарубежными инвесторами ежегодно реализуют свыше 100 инвестиционных проектов, поступающих в ТПП РФ по линии инвестопроводящей инфраструктуры от региональных торгово-промышленных палат. С 2020 года ежегодно более 30% инвестиционных проектов – инновационные, до 2020 года – не более 20%. Свыше 30 инвестпроектов ежегодно передаются потенциальным партнерам и инвесторам. С 2015 по 2021 годы в различных отраслях промышленности Системой ТПП РФ поддержано более 1000 инвестиционных проектов (общий объем заемного финансирования составляет порядка 211 млрд.рублей), из 340 инвестпроектов уже успешно реализовано (более 60% предприятий, получивших поддержку, являются активными членами ТПП РФ). С учетом предложений ТПП РФ постоянно расширяется перечень и структура Программы поддержки промышленности, в настоящее время уже насчитывающей 12 ключевых направлений: проекты развития, комплектующие изделия, конверсия, производительность труда, цифровизация промышленности, лизинг, станкостроение, маркировка товаров, приоритетные проекты, противоэпидемические проекты, деревообработка с региональными ФРП, экологические проекты. В структуре ТПП РФ – 91 палат, при этом в лидерах по проектам и реализованным инновационным инициативам – Пермская ТПП, Уральская ТПП, ТПП Нижегородской области, ТПП Республики Татарстан, Тверская ТПП, Тульская ТПП. Среди действующих комитетов и советов ТПП РФ особо следует отметить активность и лидирующие позиции Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности, Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики. Увеличивается число входящих в ТПП РФ союзов и ассоциаций – в лидерах Росмедпром, АРФП, Союзлегпром.

В ТПП РФ успешно функционирует Центр коммерциализации инноваций СНГ: по Межгосударственной программе сотрудничества (МПС) в сфере инноваций государств-участников (СИГУ) СНГ с июля 2020 года по май 2021 года проведено свыше 50 презентационных, проектных и стратегических сессий. В инвестиционном портфеле Фонда – более 35 инновационных проектов, технологий и продуктов доя коммерциализации, 5 инновационных продуктов выведены на внешние рынки, в т.ч. 1 получил статус резидента СЭЗ «Навои», еще 2 – в процессе оформления документов, в 3 инвестиционных проекта по итогам мероприятия в ТПП РФ готовятся к выходу на рынки Туркменистана и Киргизии. С ФРИП уже взаимодействует 21 ТПП, для внедрения ТПП предложено 5 видов новых услуг, в т.ч., услуги в сфере оформления и защиты прав на интеллектуальную собственность, цифровые сервисы размещения заказов и продвижения продукции, услуги по продвижению инвестиционных проектов. В 2020 году 12 ТПП внедрили новые услуги, из них 3 уже получили первый доход. Достигнуто сопряжение рада мероприятий: МПС СИГУ СНГ гармонизирована со Стратегией 2025 ЕЭК с закреплением за рядом мероприятий роли ТПП РФ и Фонда как Центра коммерциализации инноваций. Несмотря на антироссийские санкции кроме СНГ и ЕЭК уже есть запросы на развитие сотрудничества с Финляндией и КНР, а в перспективе – с Италией и Венгрией. Также успешно развивается взаимодействие по линии развития промышленных кооперационных связей и реализации инвестиционных проектов.

Помимо пленарного заседания Саммита деловых кругов «Сильная Россия» в июле 2022 года в Москве, были организованы стратегические сессии, на которых рассматривалась роль ОПК РФ как драйвера роста национальной экономики, обсуждались инновационные и инвестиционные космические проекты для повышения уровня технологической и экономической независимости, механизмы поддержки отечественных производителей в современных условиях, возрастающая роль государства и финансовых институтов, и особенности реализации стратегии развития технологического потенциала России и ее цифрового суверенитета.

Выводы и рекомендации:

Назначение Героя России, д.т.н. Ю.И.Борисова на пост генерального директора Государственной корпорации «Роскосмос» позволит ускорить реализацию ряда инновационных и инвестиционных проектов в космической отрасли. В частности, планируется ускорить развитие ФП «Сфера» и строительство российской орбитальной космической станции.

Необходимо обеспечение локализации ресурсов, которые не имеют аналогов в РФ, в т.ч., на основе офсетных контрактов. Также возможно включение в работу по импортозамещению предприятий военно-промышленного комплекса, особенно по производству специализированного оборудования с высокой точностью измерения (геодезическое, неразрушающего контроля, лабораторное).

Целесообразна разработка стратегических карт обеспеченности сырьем и комплектующими всех технологических цепочек производства приоритетных видов сырья, компонентов и оборудования для запуска процедур их импортозамещения. Для повышения информированности застройщиков об отечественных производителях необходимо формирование общедоступного информационного ресурса с картой действующих производственных объектов с публикацией производимых ресурсов.

Возможно существенное расширение механизмов поддержки инвестиционных проектов по импортозамещению производства приоритетных видов сырья, оборудования, приборов и компонентов для производства строительных материалов в части корректировки условий реализации действующих программ финансовой поддержки, направленных на оптимизацию требований к получателям мер поддержки, а также сфокусировать внимание на создание специального фонда поддержки производителей строительных ресурсов или реализация механизма «окрашивания» финансовых средств в рамках имеющихся программ государственной поддержки. При этом к части данных о проектах, в т.ч., двойного назначения, необходимо доступ ограничить в соответствии с действующим законодательством.

Для повышения уровня инвестиционной привлекательности целесообразно формирование механизмов административного и налогового стимулирования создания приоритетных импортозамещающих производств (например, космических и строительных материалов), приоритетных видов сырья и оборудования для их производства. Также требуется устранение законодательных недоработок – правовых пробелов и противоречий, в т.ч., для разработки механизмов поддержки производителей для покупки оборудования и сырья, аналоги которого не производятся в РФ.

Анализ действующей законодательной базы подтверждает факты негативного влияния ряда научных и промышленных индикаторов на развитие отечественной экономики и ряда индустриальных отраслей. Рационален (временный?!) отказ от применения (или существенное ограничение их использования вследствие изменения ситуации из-за санкций) зарубежных индикаторов (например, цен, цитирования) в отношении сырья и продукции (в частности, нефтяной, газовой) и прочих сырьевых компонентов, применяемых для производства материалов и оборудования в РФ.

Старейшей отечественной Академии – РАН совместно с ведущими российскими вузами и промышленными предприятиями желательно обеспечить реализацию мер поддержки академических и отраслевых НИИ, научных центров при корпорациях и вузах, осуществляющих НИОКР по разработке импортозамещающих технологий, сырья и оборудования. Также важно создание в федеральных и региональных министерствах сети Центров компетенций (ЦК) отраслевых инновационных технологий и продукции (ИТП): их формирование обеспечит координацию разработки и внедрения ИТП с реализацией ряда ключевых задач в сфере импортозамещения.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024