Зюганов сравнил расходы на образование в 1945 году и сейчас

22.03.2021

Источник: МК,22.03.2021, Марина Лемуткина

А вице-президент РАН Хохлов раскритиковал закон о просветительской деятельности

Если после гражданской войны на среднее образование нашей страны шло 12% госбюджета, а в 1945 году — 26%? или более четверти всего бюджета, то сейчас лишь около 3,5% ВВП, напомнил на парламентских слушаниях Геннадий Зюганов. Власти нехватку средств косвенно признали. Но восполнят ее за счет частных, а не государственных средств — дал понять замминистра просвещения Виктор Басюк.

Недофинансирование образования чревато серьезнейшими последствиями, предостерег Геннадий Зюганов:

- Завод можно разбомбить или взорвать, но за 2-3 года его построят заново. А вот если разбомбить или взорвать образование, для страны это создаст проблему на 20 лет, а для отдельно взятого человека — на всю оставшуюся жизнь. Но что мы видим? После гражданской войны на образование было направлено 12% бюджета, в 1945 году 26% - более четверти всего госбюджета! В нынешней же России это лишь 3.%-3,8% ВВП. Эту сумму надо минимум удваивать!

"Кстати, именно под лозунгом «6-7% ВВП на образование, "Единая Россия" в свое время шла на выборы, - напомнил первый зампред думского комитета по образованию и науке Олег Смолин, - А затем данная фракция Госдумы отклонила нашу поправку с аналогичным требованием".

Теперь мы имеем то, что имеем: в 75 регионах России из 85 не выполняются майские указы о размере зарплат учителей. Кое-где базовый оклад учителя составляет 2 тыс. руб. в месяц, и чтобы выжить, 14% учителей вынуждены работать на две ставки с нагрузкой в 40, 50 и даже немыслимых 60 часов в неделю. Когда же им при такой нагрузке готовиться к занятиям?! Базовый оклад учителя должен составлять 2 МРОТ. Причем, он должен являться средним не только по региону, но и по стране, чтобы сократить разрыв в оплате в разных регионах, достигающий сейчас 7 раз!

Впрочем, образование бьют у нас не одним лишь рублем, напомнил вице-президент РАН Алексей Хохлов: "Бич образовательной и научной сфер — бюрократизация и бездумная оптимизация, направленные на то, чтобы удобно было управлять, а не учить. На рост бюрократизации, кстати, направлены и непродуманные поправки о просветительской деятельности, благодаря которым учебные и научные заведения теперь должны буквально все согласовывать с министерствами, хотя у тех нет кадров, чтобы давать квалифицированные заключения.

Но главное, что авторы закона путают просвещение и пропаганду. Просвещение надо поддерживать, а не ограничивать, а в законе (о просветительской деятельности - "МК") идет речь об ограничении просвещения. К примеру, в советское время не было никаких ограничений по просвещению населения — академики приходили в школы с лекциями и никто не проверял, что они там читают. РАН будет и дальше противодействовать принятию этого закона — мы обратимся к совету Федерации и к президенту с просьбой, чтобы этот закон не был подписан".

Услышат ли власти мнение общественности, не принявшей модель просветительства на новый лад, покажет время. А вот факт острого недофинансирования среднего образования они пусть и не прямо, но признали. Правда, возникший дефицит будет покрыт за счет не столько государственных, сколько частных средств, сообщил замминистра просвещения Виктор Басюк:

- К 2024 году впервые на концессионной основе за счет частных вложений на сумму 300 млрд руб. будет создано на 380 тыс. мест в школах больше, чем при традиционном бюджетном финансировании. А к 2038 году таким же образом будут построены 1910 новых современных школ на 1,2 млн мест.

Есть и другая новость от Минпросвета. Чиновники, похоже, вняли протестам учителей и родителей против внедрения в школьную жизнь все новых Всероссийских проверочных работ — ВПР. Однако подход к решению этой проблемы также будет нестандартным: из школы уберут не ВПР, а все прочие виды контрольных работ: «Пора уйти от системы школьных, региональных и муниципальных контрольных, которые только отвлекают школу от образовательного процесса», - заявил Басюк.

Думается, что от упразднения избыточных контрольных, будь то ВПР или что-то другое, в конечном итоге выиграют все. Но Смолин все же напомнил изречение Блаженного Августина: «Доверяйте больше тем, кто учит, а не тем, кто командует!»

 



Подразделы

Объявления

©РАН 2021