Стратегическое партнерство академической науки и промышленности для достижения Национальных целей развития на примере проектов для топливно-энергетического комплекса Российской Федерации

18.03.2021

Источник: Нефтегазопромысловый инжиниринг, 18.03.2021, Леонид Раткин



Саммит деловых кругов «Сильная Россия» был организован и проведен в Москве АНО «Центр поддержки и развития бизнеса» при поддержке ТПП РФ и «Проект «Локомотивы роста»» 16 марта 2021 года. Российские ученые и промышленники, предприниматели и преподаватели обсудили вопросы достижения Национальных целей развития до 2024 года, а также актуальные проблемы ТЭК, АПК, ОПК, медицинской отрасли РФ и инвестиционного сегмента российской экономики.

Форум открылся пленарным заседанием «Стратегическое партнерство государства и бизнеса в достижении Национальных целей развития до 2024 года», которое модерировал депутат Государственной Думы (ГД) РФ, член Комиссии по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ и Заместитель Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству ГД РФ, Федеральный координатор проекта «Локомотивы роста» к.э.н. Д.Б.Кравченко. Денис Борисович отметил актуальность рассматриваемой проблематики и необходимость консолидации усилий академической науки и промышленности для достижения Национальных целей развития.

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М.В.Паршин представил доклад «Российская ИТ-отрасль как источник развития экономики». Максим Викторович отметил, что для реализации объявленных Президентом РФ В.В.Путиным 23.06.2020 мер поддержки ИТ-отрасли вступил в силу Федеральный закон (ФЗ) от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому с 2021 года страховые взносы (СВ) составляют 7,6% для аккредитованных ИТ-компаний, 90% доходов которых приходится на ИТ-деятельность (т.е. на продажу программного обеспечения (ПО) и услуг по его разработке и поддержке, а также облачных услуг), - ранее СВ составляли 14%. Кроме того, налог на прибыль (ННП) уменьшился почти в 7 раз: ранее он составлял 20% (не было льготного периода), а с 2021 года ННП – 3%! Наконец, до 2021 года от уплаты НДС освобождалось предоставление прав по использованию ПО на основании лицензионных договоров, а с 2021 года освобождается от уплаты НДС предоставления прав по использованию ПО, в т.ч., включенному в реестр ПО, на основании лицензионных договоров. В 2020 году Фонд содействия инновациям для поддержки технологических стартапов выделил 2,85 млрд. рублей на проекты с бюджетами от 3 до 26 млн.рублей. Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) для поддержки разработки и внедрения ИТ-решений в 2020 году ассигновал 3,3 млрд.рублей, а Сколково для поддержки первого масштабного внедрения ИТ-решений – 690 млн.рублей. Также был разработан механизм субсидирования банков на возмещение недополученных кредитов по кредитам и сделкам факторинга для реализации проектов, ориентированных на внедрение российских продуктов, программно-ориентированных комплексов, ПО, платформенных решений и сервисов, разработанных на отечественной базе цифровых технологий. Льготная ставка по кредиту составляет от 1 до 5 %, с объемом кредита от 25 млн. до 5 млрд. рублей, на программу – от 500 млн. до 10 млрд. рублей. Важно отметить, что расходы на приобретение отечественной ИТ-продукции и услуг в сумме должны составлять не менее 60% общего бюджета проекта. В итоге за 2020 год был сформирован портфель проектов общим объемом 34,5 млрд.рублей со средней ставкой 2,86%. Среди уполномоченных банков можно отметить «СБЕР», «ВТБ», «Альфа-Банк», «ВЭБ.РФ», «Газпромбанк», «Открытие», «РОСБАНК», «Абсолют Банк», «Банк Санкт-Петербург», «СОВКОМБАНК», «Райффайзен БАНК», «ПСБ», «МКБ» и ряд других банков.

Разработанные директивы по цифровой трансформации государственных компаний ориентированы на достижение 70% доли совокупных расходов на закупку российского ПО (от общих расходов на покупку ПО). Ключевыми показателями эффективности (КПЭ) являются не только кадры и компетенции (доля руководителей, специалистов и служащих, обладающих знаниями в сфере цифровой трансформации), продукты и способы взаимодействия с потребителями (доля цифровых продуктов и услуг в выручке), но также рост выручки (увеличение выручки за счет цифровой трансформации), инвестиции с моделированием управления (доля закупаемого или арендуемого отечественного ПО, отношение инвестиций в цифровую трансформацию к выручке), а также внедрение новых бизнес-моделей (доля выручки от новых бизнес-моделей в общей выручке компании) и рост эффективности (снижение операционных затрат за счет цифровой трансформации).

Выступление вице-президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Д.Н.Курочкина было посвящено роли ТПП РФ в формировании и поддержке стратегического государственно-частного партнерства. В ТПП РФ входит 178 ТПП, из них 82 региональных ТПП и 96 муниципальных. Организовано 157 филиалов и представительств ТПП РФ, свыше 280 объединений предпринимателей на федеральном уровне, более 750 бизнес-ассоциаций на региональном уровне, а также почти 200 тысяч субъектов предпринимательства – партнеров и клиентов ТПП. Членская база ТПП охватывает 54616 организаций и ИП, из них 44239 (81%) – субъекты малого и среднего предпринимательства.

В период пандемии ТПП РФ оперативно сформировала три пакета предложений по первоочередным и приоритетным мерам государственной поддержки бизнеса для выхода российской экономики из ограничительных мер. В частности, эксперты ТПП РФ направили в Правительство РФ предложения по регламентам эпидемиологической безопасности отраслей экономики, по поддержке различных отраслей и по обеспечению деятельности системообразующих предприятий и организаций. Также были оперативно сформированы «горячие линии» для бизнеса в ТПП РФ во всех региональных ТПП. При осуществлении деятельности ТПП РФ по свидетельствованию обстоятельств неодолимой силы было проведено свыше 120 тысяч консультаций, получено 80 тысяч заявлений и выдано 6 тысяч заключений для внутрироссийских контрактов, и было обработано свыше 1200 обращений и оформлено более 500 сертификатов – для внешнеторговых контрактов. Также ТПП РФ было подано 145 предложений в «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике». ТПП РФ принимает активное участие в обсуждении Единого плана по достижению Национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, на федеральном уровне для предпринимателей ТПП РФ организовала и проводила вебинары с участием представителей федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), социальных фондов и институтов развития. В четырех этапах проекта «Бизнес-барометр страны» приняли участие выше 85 тысяч человек из 83 субъектов РФ Предложения системы ТПП РФ в «Проект Единого плана по достижению Национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» от региональных и муниципальных ТПП, членских организаций, комитетов и советов представлены в Правительство РФ и получили высшую оценку Первого Заместителя Председателя Правительства РФ д.э.н. А.Р.Белоусова.

Приоритетными направлениями деятельности ТПП РФ в 2021-2025 годах является не только повышение роли ТПП РФ в информационном пространстве и развитие международной кооперации, но и совершенствование законодательства и правоприменительной практики в части упрощения условий ведения бизнеса с сокращением административных барьеров и развитием/ популяризацией арбитража/медиации и подготовка кадров с развитием системы профессиональных квалификаций, а также оптимизация инвестиционного климата и увеличение эффективности взаимодействия ТПП и членских организаций с диверсификацией оказываемых ТПП услуг. В 2021 году в ТПП РФ работают 22 комитета и 13 советов, а региональными и муниципальными ТПП созданы 1235 комитетов, комиссий, советов и иных общественных формирований. За минувшее время уже проведено 1001 конференций и круглых столов, 754 заседания комитетов и советов и 336 семинаров. В составе общественных формирований при ТПП РФ 699 представителей коммерческих организаций, 467 – объединений предпринимателей, 248 – научных и экспертных организаций, 60 – органов государственной власти, и 120 – иных представителей. ТПП РФ принимает активное участие в законотворческой деятельности: сопровождено свыше 560 законопроектов и подзаконных нормативно-правовых документов (НПД), подготовлено более 410 заключений ТПП РФ по проектам законов и иных НПД, подготовлено свыше 150 пакетов поправок к проектам федеральных законов, разработано и направлено в органы государственной власти более 70 «собственных» законопроектов. Интересна динамика рассмотрения НПД: если в 2016 году из 1607 рассмотренных НПД замечания и предложения были направлены по 188 НПД, то в 2017 году из 1648 НПД предложения и замечания направили по 177 НПД. Три последующих года выявили новую тенденцию: при общем сокращении рассматриваемых НПД с 1985 в 2018 году, 1950 в 2019 году и 1720 в 2020 году количество НПД, по которым были подготовлены и направлены предложения и замечания, вначале сократилось с 303 в 2018 году до 265 в 219 году, а в 2020 году вновь выросло до 280!

В состав инвестиционно-проводящей инфраструктуры на базе Системы ТПП РФ включены не только инициаторы проектов, территориальные ТПП, администрации регионов и корпорации развития, но и Департамент проектной и инвестиционной деятельности ТПП и Научно-технический совет (НТС) ТПП РФ. Для продвижения инвестиционных проектов в инвестопроводящей инфраструктуре предусмотрены представительства ТПП РФ за рубежом, деловые советы по сотрудничеству с зарубежными странами, посольства и торговые представительства РФ, а также двухсторонние и иностранные торговые палаты. В реализуемой с 2011 года инвестиционно-проводящей инфраструктуре с отечественными и иностранными инвесторами взаимодействуют стратегические инвесторы, управляющие компании, инвестиционные фонды, коммерческие и инвестиционные банки. Для развития инвестиционной и инновационной деятельности 122 ТПП ежегодно проводят свыше 150 презентационных и стратегических сессий проектов, получают порядка 800 инновационных и инвестиционных проектов (ИИП) для продвижения, организуют более 40 конгрессно-выставочных мероприятий. При этом 62 ТПП оказывают услуги в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность по патентованию и регистрации товарных знаков. Если в 2016 году в ТПП РФ поступило 162 ИИП, было принято в работу 35 и передано инвесторам – 16, то уже в 2017 году из 193 проектов проработано было 76 и передано для инвестирования 18. В 2018 году общее количество поступивших в ТПП РФ ИИП сократилось до 172, но 81 ИИП был взят «в разработку», а 43 – передано в инвестиционную фазу. За последние два года общее число ИИП сократилось: если в 2019 году в ТПП РФ было получено 171 ИИП, то в 2020 году – 130 ИИП. Но при этом число ИИП, принятых в работу, выросло с 77 в 2019 году до 94 в 2020 году, а инвесторам было передано в 2019 году 40 ИИП, а в 2020 году – 34 ИИП.

Целое десятилетие, с 14.12.2001 по 04.03.2011, ТПП РФ возглавлял академик Е.М.Примаков. В 2003 году Евгений Максимович сфокусировал внимание научного и промышленного сообщества на необходимости возврата к активной государственной и региональной промышленной политики (ГРПП) и консолидации предпринимательского сообщества вокруг ТПП РФ с формированием концепции ГРПП. В докладе ТПП РФ в 2003 году «Государственная промышленная политика России: проблемы формирования и реализации» под руководством президента ТПП РФ, академика АН СССР (1979-1991) и (с 1991 года) Российской академии наук (РАН) Е.М.Примакова отмечалось, что «сохранение энергосырьевого крена в специализации хозяйства грозит России превратиться в мирового поставщика энергии, сырья, финансового капитала, не нашедшего применения у себя на Родине. Эту тенденцию может переломить только новая индустриализация страны, иными словами, глубокие структурные сдвиги в пользу наукоемких отраслей промышленности, в первую очередь, обрабатывающей». Предложенные Евгением Максимовичем принципы позволили укрепить и усилить роль ТПП РФ в развитии межотраслевых и межрегиональных экономических связей с углублением производственной кооперации, продвижением интересов членских организаций на территории страны, расширением сфер присутствия отечественных товаров на внутреннем рынке и привлечением инвесторов. В каждой региональной и муниципальной ТПП предприниматели могут получить консультационно-методическую поддержку по поиску партнеров в регионах РФ и поддержку в организации деловых мероприятий, направленных на развитие межрегиональных торгово-экономических связей, в т.ч., бизнес-миссий, в другие субъекты РФ.

В ТПП РФ развиты центры производственной кооперации и субконтрактации, поскольку одной из важнейших задач при проведении взвешенной и рациональной промышленной политики является укрепление межрегиональных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Для достижения поставленных целей в сфере интеграции академической науки и промышленного производства функционирует НП «Национальное партнерство развития субконтрактации» с развитой сетью региональных центров субконтрактации (РЦС). РЦС на базе ТПП РФ успешно работают, в т.ч., во Владимирской, Вологодской, Воронежской, Липецкой, Ростовской, Смоленской, Томской, Тульской, Ульяновской, Ярославской областях, Санкт-Петербурге, Хабаровском крае и Чувашской Республике. Новым проектом ТПП РФ является формирование Центров технологического превосходства (ЦТП) на базе частных компаний. Например, разработка концепции создания в РФ ЦТП предполагает поддержку институтов развития в системе ГКР «ВЭБ.РФ». Советом ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России сформирована Рабочая группа (РГ) по разработке Концепции ЦТП с участием представителей ведущих отраслевых ассоциаций, комитетов ТПП РФ, территориальных ТПП и российских высокотехнологичных предприятий. Руководителем назначен В.С.Королев, начальник Управления инвестиций и инноваций ТПП Ростовской области, и 16.09.2020 и 01.03.2021 на площадке ЦВК «Экспоцентр» был презентован первый ЦТП «Центр технологического превосходства текстильной и легкой промышленности». С проектами создания ЦТП в регионах также выступили ООО «Центр противопожарных технологий» (г. Ростов-на-Дону), ООО «Завод точного машиностроения» (г. Калуга), ООО «ХимТехИнжиниринг» (г. Ростов-на-Дону), «Центр медицинских технологий» (г. Тула), ПАО «Гранит», Корпорация «Уралкалий», Корпорация «Трансмашхолдинг», АО «Микрон» (г. Зеленоград), НЦ ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии имени И.П.Бардина», ОАО «Атоммашэкспорт» (г. Волгодонск) и другие организации и предприятия. С марта 2015 года по март 2021 года системой ТПП РФ было инициировано и сопровождалось 914 промышленных проектов в 69 регионах РФ, из них по машиностроению – 223, медицинской промышленности и фармацевтике, металлургии и металлообработке – 84, электрооборудованию и электронике – 83, химической промышленности и новым материалам – 125, легкой и текстильной промышленности – 52, лесной индустрии, мебельной промышленности и стройматериалам – 83. Порядка 200 предприятий были поддержаны системой ТПП РФ и открыли новые направления или увеличили объем производства в 57 регионах и 12 отраслях промышленности, в т.ч., в Ставропольском крае наладили выпуск новых материалов, в Ивановской области получили поддержку проекты для легкой промышленности, в Самарской области были запущены дополнительные производственные мощности в сфере машиностроения.

Совместно с ФРП реализуется антивирусная программа в российских регионах: новая программа «противодействие эпидемическим заболеваниям» была запущена 26.03.2020: в ее рамках было утверждено 137 проектов в 33 регионах на общую сумму 38 миллиардов 339 миллионов 711 тысяч рублей. Из 97 предприятий, инициировавших проекты и получивших льготное финансирование по программе, 56 являются активными членами ТПП РФ (58%), например, ООО «Завод «Медсинтез»» (Свердловская область) и ООО «НПО Петрованс Фарм» (Московская область, г. Подольск, член ТПП Московской области и Подольской ТПП).

Особо следует отметить поддержку ТПП РФ кооперационных промышленных проектов в странах ЕАЭС. Уже 22.07.2020 по итогам заседания Консультативного совета палат государств-членов ЕАЭС создана РГ по промышленной кооперации при КСП ЕАЭС, а 30.09.2020 было направлено совместное обращение руководителей ТПП стран ЕАЭС Председателю Коллегии Евразийской экономической комиссии М.В.Мясниковичу о мерах по поддержке и развитию промышленной кооперации в ЕАЭС. Предложения ТПП РФ также обсуждались 17.11.2020 на встрече с Министром экономического развития РФ М.Г.Решетниковым в рамках цикла «Встречи на Ильинке», а 14.12.2020 была проведена Конференция ЕЭК о мерах поддержки кооперационных промышленных проектов в ЕАЭС с участием Президента РФ С.Н.Катырина, руководителей ТПП стран ЕАЭС, Минпромторга России, Евразийского банка развития, на котором, прежде всего, предметно обсуждались инициативы и предложения ТПП РФ. Напомним, действующим членом коллегии (министром) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии является академик РАН С.Ю.Глазьев. ЕАЭС принимает активное участие в укреплении стратегического партнерства академической науки и промышленности для достижения Национальных целей развития в различных сферах, включая ОПК, медицину, здравоохранение, авиацию, космонавтику, АПК, ТЭК.

Научное сообщение к.ф.-м.н. Е.Б.Солнцевой (ГК «Ростатом») затрагивало проблематику применения квантовых вычислений в атомной отрасли. Ранее аналогичный доклад по вопросам разработки Дорожных карт «Квантовые вычисления» на периоды до 2024 года и 2025-2030 годов был представлен Екатериной Борисовной на Научном совете «Квантовые технологии» РАН (тема заседания: «Квантовые вычисления») под Председательством академика-секретаря Отделения нанотехнологий и информационных технологий (ОНИТ) РАН академика Г.Я.Красникова. В выступлении Е.Б.Солнцевой, в частности, отмечалось, что в ГК «Ростатом» проводятся научные разработки по актуализации действующей и разработке новых дорожных карт, в т.ч., в сфере квантовых вычислений, с обеспечением доступа к группам международных экспертов для доработки отраслевых инвестиционных и инновационных проектов.

На пленарном заседании состоялись выступления других представителей академической фундаментальной и прикладной науки и руководства промышленных предприятий и организаций. Также были проведены научные сессии «Трансформация предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в условиях цифровой экономики», «Инвестиции в инфраструктурные проекты России», «Развитие здравоохранения России. Оптимизация или поиск новых подходов» и «Современные тренды ТЭК: экологично, безопасно, эффективно». В рамках Саммита была организована и проведена выставка продукции ряда российских предприятий и организаций. Официальным информационным партнером Саммита деловых кругов «Сильная Россия – 2021» 16 марта 2021 года выступил Международный научно-технический журнал «Нефтегазопромысловый инжиниринг».

Выводы и предложения:

Стратегическое партнерство академической науки и промышленности для достижения Национальных целей развития позволяет ускорить реализацию ряда ключевых и приоритетных отраслевых инвестиционных и инновационных проектов. Среди лидеров по перспективным направлениям научно-образовательной и промышленно-технологической кооперации, в частности, можно отметить Институт прикладной математики имени М.В.Келдыша (научный руководитель – академик РАН Б.Н.Четверушкин, директор – член-корреспондент РАН А.И.Аптекарев), Физико-технологический институт имени К.А.Валиева РАН (директор – член-корреспондент РАН В.Ф.Лукичев), МГУ имени М.В.Ломоносова (ректор – академик РАН В.А.Садовничий), МИРЭА – Российский технологический университет (президент – академик РАН А.С.Сигов), Институт программных систем имени А.К.Айламазяна РАН (директор – член-корреспондент РАН С.М.Абрамов) и Институт системного программирования РАН (директор – академик РАН А.И.Аветисян: 19 марта 2021 года Арутюн Ишханович отмечает 50-летие со дня рождения!).

Одной из ключевых проблем, сдерживающих формирование благоприятного инвестиционного климата и привлечения новых капиталовложений в приоритетные инвестиционные и инновационные проекты в различных сферах, включая авиацию, космонавтику, ТЭК, ЖКХ, АПК, медицину и здравоохранение, до сих пор является несовершенство законодательной базы. Правовые пробелы и внутренние и внешние противоречия существенно тормозят развитие отечественной экономики и промышленности и снижают эффективность инвестиций. Законодательная «гильотина», предназначенная для оптимизации функционирования законодательной базы с отменой устаревших норм и правил, не в полной мере оправдала ожиданий ученых, промышленников и инвесторов. Для повышения уровня инвестиционной привлекательности целесообразна разработка методов поиска правовых пробелов и внутренних и внешних противоречий в текстах НПД для их последующего устранения с использованием механизмов выявления скрытых противоречий, основанных на инновационных принципах компьютерной стеганографии.

 



Подразделы

Объявления

©РАН 2024